В 2016 году научно-творческий коллектив кафедры философии и культурологии — доцент Шипулина Н.Б. (руководитель проекта), профессор Щеглова Л.В., доцент Плужникова Н.Н., доцент Шипицин А.И., молодой исследователь Елистратова Е.А. — приступил к работе по осуществлению исследовательского проекта «Антропология вещи в культуре Волгограда: среда, объекты, практики», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (Тип проекта а(р): Региональный конкурс «Волжские земли в истории культуре России» 2016 — Волгоградская область), № заявки 16-13-34029).
Антропология вещи в культуре Волгограда_объекты, среды, практики_Заявка
Российский Фонд фундаментальных исследований принял ОТЧЕТ 2016_форма для печати и продолжил финансирование проекта. По результатам первого года исследования опубликована коллективная монография.
Антропология вещи в городской культуре_монограф._(Верстка)
В ходе проведения исследования проведен компаративный анализ данных, полученных в ходе командировок: сравнены сообщества и практики хэнд-мейд творчества Волгограда и Урюпинска (выявлена более яркая специфичность продукции кустарных мастеров за счет традиционно сложившегося промысла по выделке, прядению и вязанию из козьего пуха в Урюпинске); сравнены граффити-объекты и практики райтеров Волгограда, Самары и Саратова (установлено, что в Саратове и Самаре гораздо больше эстетически качественных граффити-произведений, там решен вопрос легальности граффити-творчества при помощи выделения специальных мест в городском пространстве под граффити-проекты городских художников); сравнены некросфера Волгограда, Астрахани и Саратова (выявлено, что волгоградские кладбища отличаются меньшим эстетическим вкусом, особенно при их современном благоустройстве, на волгоградских кладбищах сосуществуют захоронения в мемориальной стилистике всех конфессий, тогда как в Астрахани и Саратове есть отдельные кладбища мусульман, староверов); проведено сопоставление городской сувенирной продукции Волгограда, Самары, Саратова (установлено, что волгоградские сувениры жестко тематизированы мемориальной памятью о Сталинградской битве, трудно приживаются новые невоенные символы территории, отраженные в сувенирах).
Исследована виртуальная культурная среда Волгограда на материале контента социальной сети ВКонтакте, связанного с сообществами и практиками коллекционирования и хэнд-мейд творчества. Эта среда оказалась более открытой и для личных контактов при проведении полуструктурированных интервью на уровне компаративного анализа данных, полученных в командировках 2016 г. Среды торговцев предметами старины, а также неофициальных археологов (копателей), так же, как и продавцов блошиных рынков, в Волгограде, в Саратове, Ростове-на-Дону, Самаре оказались в равной степени закрытыми для бесед и агрессивными ко всем формам фиксации полевым методом эмпирических данных в силу полукриминального характера такой деятельности.
Исследование социально-психологических особенностей и ментальной специфики вещественных практик различных субъектов культуры города Волгограда позволило заключить, что локальная городская идентичность, в них отраженная, характеризуется следующими чертами: брутальность, ретроспективность, косность, консерватизм, традиционализм, незначительная степень открытости для инноваций, идеологическая, ментальная и стилистическая «советскость», недостаточно высокого уровня эстетический вкус в отношении городской предметной эстетики, аскетизм и непритязательность в отношении благоустройства городской комфортной среды. В то же время усмотрены такие не явно артикулированные особенности локальной городской идентичности волгоградцев, как сентиментальная любовь к животным и забота о них, чувствительность к хорошей литературе, свидетельствующая о высоком уровне интеллектуально-духовной культуры горожан.
Проведен анализ форм социальной активности и коммуникации горожан, проявляющихся в формировании и поддержании различных культурных сред и практик, связанных с вещами и способами их бытования в городской повседневности Волгограда. Существенным результатом исследования явились корректировка и уточнение предмета исследования: исследовалась не одна социальная городская среда, а среды. Сделан вывод о том, что в силу ряда причин (географическая протяженность городского пространства, объективно затрудняющая возможность частых продуктивных межсредовых контактов и проектов; профессионально-кластерная зонированность территории города и, в силу этого, изолированность друг от друга предприятий, вузов, учреждений культуры, что влечет за собой не сотрудничество, а межкорпоративную конкуренцию, особенно в условиях отсутствия равных возможностей для поддержки со стороны городского управления и общественности; отсутствие коренного населения с многопоколенным воспроизводством городской интеллектуально-культурной интеллигенции) в Волгограде не существует единого городского интеллектуально-культурного сообщества, креативного класса, который можно было бы считать целостной интеллектуально-культурной средой. При этом в городе сформировались и существуют параллельно, не всегда в режиме диалога и сотрудничества отдельные в большой степени изолированные социальные среды.
Значимыми результатами исследования вещественно-антропологических объектов, практик, сред Волгограда стали выводы о том, что Волгоград в настоящее время является скорее «городом цивилизации», нежели «городом культуры» Юга России, в отличие от Саратова и Астрахани. В этом отношении город ближе Ростову-на-Дону и Самаре. Существенное влияние на ментальность горожан и локальную городскую идентичность Волгограда все еще оказывает главный символический ресурс региона – Сталинградская битва, что позволяет использовать для характеристики его специфики этико-антропологическую и культурную метафору «город-жертва».
Для проверки основных гипотез и предположений были проведены глубинные структурированные и полуструктурированные интервью с волгоградцами и жителями других городов Юга России, анкетированный опрос и фокус-группы по отдельным исследуемым объектам и практикам городской повседневности.
Инструментарий социологических опросов в форме глубинного структурированного интервью
Основные результаты и выводы исследования отражены в 14 написанных и опубликованных за весь период работы по гранту — в 2016-2017 гг. — членами проектной команды Шипулиной Н.Б., Щегловой Л.В., Шипициным А.И., Плужниковой Н.Н., Елистратовой Е.А. научных статьях:
Плужникова Н.Н. Городская книжная культура
Шипицин А.И_Городская скульптура и культурный код Волгограда в контексте брендирования территории
Шипулина Н.Б., Шипулин В.Н. Повседневная культура городов_Обзор
Шипулина Н.Б_САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ГОРОДСКИХ ДВОРОВ ВОЛГОГРАДА В АСПЕКТЕ АНТРОПОЛОГИИ ВЕЩИ
Щеглова Л.В_Шипулина Н.Б_Flea market of Volgograg
Шипицин А.И_Щеглова Л.В_КУЛЬТУРНЫЙ БРЕНДИНГ ВОЛГОГРАДА_УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Шипулина Н.Б._Щеглова Л.В._Рец. на книгу_Макканелл Дин. Турист_новая теория праздного класса
Плужникова Н.Н_Городская книжная культура как фактор религиозного образования
Елистратова Е.А, Шипулина Н.Б_Городской сувенир_непростая философия простых вещей
Шипулина Н.Б_Мемориальное значение кладбища домашних питомцев в культурном ландшафте Волгограда
В 2017 году опубликованы в форме научных статей в научных журналах списка ВАК РФ 2 рецензии на изданную в 2016 г. при поддержке РФФИ коллективную монографию «Антропология вещи в городской культуре: концептуальные основы и поиск метода»
- Марченко, А.Ю. Городская идентичность в культуре постсоветской провинции (Рецензия на монографию: Шипулина Н.Б., Щеглова Л.В., Шипицин А.И., Плужникова Н.Н., Елистратова Е.А. Антропология вещи в городской культуре: концептуальные основы и поиск метода. Волгоград: Издательство Волгоградского института управления – филиала ФГБОУ ВО «РАНХиГС», 2016. – 166 с.) [Текст] / А.Ю. Марченко // Известия ВГПУ. 2017. № 3. С. 180-182.
- Сенкевич, А.В. Рецензия на монографию «Антропология вещи в городской культуре: концептуальные основы и поиск метода» (Волгоград, Институт управления, 2016) [Текст] / А.В. Сенкевич // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. № 3. С. 85-87.
- Рецензии на колл. монографию_Антропология вещи в городской культуре_Известия ВГПУ_Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса_ВАК РФ