Проект «Специфика межпоколенных и межорганизационных связей в формировании профессионального кластера философов и культурологов Волгограда в аспекте воспроизводства интеллектуальной элиты региона»

В 2019 году при финансовой поддержке РФФИ и Волгоградской области на базе кафедры философии и культурологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета было проведено комплексное научное исследование на тему «Специфика межпоколенных и межорганизационных связей в формировании профессионального кластера философов и культурологов Волгограда в аспекте воспроизводства интеллектуальной элиты региона».

act-1871520-1530826066_Шипулина Н.Б_Заявка_РФФИ_конкурс_а_р

В рамках проведенного по проекту исследования получены следующие результаты:
1) Впервые удалось восстановить условия и обстоятельства формирования волгоградского профессионального философского сообщества, изучить функции и формы его существования на раннем этапе развития в контексте истории города и страны. Выявлены и описаны основные заслуги В.Г. Ильинского, М.А. Свердлина, П.М. Рогачева. в научно-исследовательской, педагогической, образовательной, профессиональной областях. Констатирована специфическая роль выше названных философов не в развитии философии как науки, не в создании научных школ, а скорее в формировании и сплочении представителей общественных наук в сообщество, в создании философских кафедр как административных микросоциумов и в карьерном профессиональном продвижении своих учеников и коллег более молодого поколения, в выполнении просветительской задачи для регионального сообщества.
2) Проведен подробный историко-биографический анализ научной карьеры С.Э. Крапивенского, руководителя по сути первой научной философской школы – социальной философии.
3) Исследованы социально-антропологический статус профессионального философско-культурологического сообщества Волгограда и его роли в интеллектуальной жизни города — способность быть значимым субъектом формирования и воспроизводства городской элиты и существенно влиять на жизнь городского сообщества в сферах науки, культуры, образования, управления.
3) Выявлены и сформулированы такие основные социальные функции и роли профессионального сообщества философов и культурологов в региональном социуме, как мировоззренческая, образовательная, воспитательная просветительская, трансляционная, досуговяая и другие.
4) Выделены и проанализированы институциональные и внеинституциональные, академические и неакадемические, формальные и неформальные формы существования философии и профессиональной деятельности, коммуникации и взаимодействия философов и культурологов Волгограда.
5) Проведен поколенческий анализ профессионального философско-культурологического сообщества Волгограда, в ходе которого выделено как минимум 4 поколения ученых (если взять в качестве условно-числового измерения «шага поколений» примерно 10-15 лет, с учетом того, что скорость социокультурных изменений в разные эпохи разная, и стагнации сменяются резким увеличением темпов общественных и культурных трансформаций), мировоззрение которых формировалось в разное время, в разном социально-историческом и культурном контексте: 1) те, кому сейчас 65-75 (и более) лет; 2) те, кому 50-65 лет; 3) те, кому 35-50 лет; 4) те, кому до 35 лет (квалифицируемые в различных научных конкурсах как «молодые ученые», иногда эта поколенческая планка еще выше – до 30 лет). Сделан вывод о том, что на личностном уровне представители этих разных поколений могут выбиваться из своей когорты и примыкать к соседним и демонстрировать профессиональную специфику более старшего или более молодого поколения в силу психо-интеллектуальных индивидуальных особенностей характера и коммуникативного поведение, наличия или отсутствия технических навыков (например, навыков работы с цифровыми устройствами, владения компьютерными технологиями и др.), жизненных стилей и привычек. Показано, каким образом преподавание философских и культурологических дисциплин в волгоградских вузах всерьез обусловлено возрастными межпоколенческими различиями преподавателей, которые основываются на идее «шага поколений» как критерия отличия ценностных установок, заданных культурным контекстом взросления, специфики моделей и стратегий социального поведения, объёма и остроты социальной памяти и т. п.
6) Изучены изменения в жизни интеллектуального волгоградского сообщества: переход от поло-возрастного принципа социально-групповой солидарности к номадическому (трибалистическому), что согласуется с теоретическими исследованиями представителей западной культурной и философской антропологии. Так, в волгоградских вузах это выразилось в стремлении управленцев всех уровней формировать свои команды из земляков или однокурсников.
7) Проведен типологический (классификационный) анализ состава профессионального философского регионального сообщества. Выделены и отнесены к классическому направлению философствования В. Мейдер, С. Крапивенский, А. Стризое, Б. Навроцкий, М. Бузский, В. Чижова, И. Василенко, Э. Баркова, А. Хачатрян, Р. Данакари. Волгоградские философы экзистенциальной направленности: Н. Омельченко, К. Никонов, В. Макаров, Л. Щеглова, А. Макаров, В. Храпова, Л. Сулейманов, М. Кузнецова, Д. Полежаев, Д. Евдокимцев, Е. Карчагин. К неоклассическому направлению могут быть отнесены создавшие собственные научные школы и оказавшие влияние на интеллектуальную жизнь региона А. Пигалев и Н. Седова.
8) Доказано, что волгоградская философская мысль в описываемый период по-прежнему больше зависела от российских реалий, нежели от мировых трендов. Невзирая на участие части волгоградских философов во Всемирных философских конгрессах, ведущие философские направления не были ею освоены. Так установлено, что в Волгограде нет философов-постмодернистов и представителей синергетики (невзирая на достаточно широкий интерес к ним).
9) Отмечено слабое взаимодействие (скорее конкуренция за право формировать региональную интеллектуальную элиту) волгоградских философов и культурологов с историками, лингвистами, психологами, педагогами, а также сравнительно низкая академическая мобильность по сравнению с другими университетскими центрами Нижнего Поволжья и Юга России.
10) Проведено первичное описание особого периода в жизни профессионального философского сообщества города (1990-2010-е годы). Исследовано становление и развитие философской культурологии в Волгограде в это время. Выделены три периода её существования, получившие условные наименования «поэтического» (1992-2001 гг.), «эсхатологического» (2002-2012 гг.) и «экранного» (2013- по настоящее время). Для каждого из периодов выявлены особенности темпорального ландшафта, а также основные интенции и доминанты в проблемном поле философской мысли, как в её актуальном, так и историко-философском виде. Сделан вывод о кайросе этого этапа в развитии российской философии как моменте встречи двух параллельных темпоральностей, выразившемся в совпадении европейского панлингвизма с русским платонизмом. Выделены основные причины кризиса культурологии и философии культуры.
11) В качестве самостоятельной проблемы выделено воспроизводство самого философского и культурологического сообщества в Волгограде, которое в последние годы весьма затруднено по ряду причин: 1) исчезновение специализированного философского факультета в Волгоградском государственном университете, дающего профессиональное образование, прежде выполняющего эту функцию; 2) свертывание и сокращение аспирантуры по философским наукам как общероссийская тенденция; 3) массовая миграция профессиональных философов и культурологов из Волгограда в другие города; 4) иссякание состава городского профессионального сообщества философов и культурологов в связи с изменением индивидуально-биографических карьерных стратегий его представителей, которые меняют свою профессиональную сферу на прикладные, технологичные, популярные и престижные области примения своего профессионального потенциала, такие, как управление, культурная политика, менеджмент культуры, журналистика, коучинг и консультирование и т.д.; 5) кризис самого философского научного знания, утрата им статуса фундаментального социально значимого знания, переход к практическим и игровым способам существования (или даже выживания философов в ситуации вынужденного изобретения возможностей коммерциализации и прибыльности для своих работодателей и обеспечения самих себя); 6) возникающие новые виды интеллектуальных элит, требующие выработки новых технологий и коммуникативных методик трансляции философского знания для нового городского «потребителя».
12) В силу достаточно высокой разобщенности волгоградского профессионального сообщества философов и культурологов поставлено под сомнение применение по отношению к нему понятия «кластер», более корректно использовать понятие «профессиональное сообщество», «комьюнити», «форма профессиональной солидарности».

Основные результаты исследования отражены в пяти опубликованных научных статьях:

А.И. Шипицин_Вклад С.Э. Крапивенского в развитие волгоградской философии_Грани познания

Шипицин А.И_Культурно-исторический анализ становления философского сообщества Волгограда в биографиях его ключевых представителей_Каспийский регион_2019_номер 2_С. 175-182

Шипулина Н.Б_Формирование интеллектуальной элиты Волгограда_Грани познания

Щеглова Л.В_КАЙРОС_РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ВОЛГОГРАДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ_Каспийский регион_2019_номер 2_С. 164-174

Шипулина Н.Б_Морфологический анализ волгоградской философии и культурологии_Социодинамика_2019_10