Этапы написания курсовых работ и ВКР по лингвокультурным типажам

Уважаемые студенты!

Следуя представленному ниже поэтапному плану, вы сможете успешно написать вашу научную работу.

1. Как только вас прикрепили к научному руководителю, вы должны незамедлительно связаться с ним по электронной почте для выбора или уточнения темы:

  • научный руководитель О. А. Дмитриева: dmoa@yandex.ru
  • научный руководитель И. А. Мурзинова: imurzinova@yandex.ru

2. После уточнения темы вы должны ознакомиться с пособием О. А. Дмитриевой и И. А. Мурзиновой «Теория лингвокультурных типажей», а также с имеющимися работами по лингвокультурным типажам, вступив в группу «Личность в лингвокультуре» на портале ВГСПУ:

3. После ознакомления с пособием «Теория лингвокультурных типажей» и научными работами по теории лингвокультурных типажей вам необходимо составить план своей научной работы. Прилагаем примерное содержание научной работы по лингвокультурным типажам, опираясь на которое, вы составляете ПЛАН (план варьируется в зависимости от типа выбранного вами лингвокультурного типажа, пункты плана вы должны сформулировать сами):

ВВЕДЕНИЕ

Область науки, в русле которой выполнена работа

Объект исследования

Предмет исследования

Актуальность исследования

Цель исследования

Цель предполагает решение следующих задач:

Задачи исследования (здесь обязательно укажите период времени, на котором вы будете рассматривать выбранный лингвокультурный типаж, уточните временные рамки — например,  в середине 19 века, в первой половине 20 века, на совренменном этапе (в последние пять, десять лет) и т. п.; также укажите, будете ли вы изучать типаж в синхронии («срез» на какой-то один период) или в диахронии (два периода или один длительный, в течение которого типаж изменялся, в этом случае нужно будет сравнить характеристики типажа в его развитии).

Гипотеза

Материал исследования

Методы исследования

Теоретическая значимость

Практическая значимость исследования

ГЛАВА ПЕРВАЯ (теоретическая)

1) Пишем о месте лингвокультурологии в современных исследованиях по языкознанию (формулировки параграфов могут быть самыми разными, но ориентироваться следует именно на эту тему как базовую).

Здесь вы пишете о развитии лингвокультурологии как области языкознания, указываете, что было достигнуто учеными-лингвокультурологами, о лингвокультурных концептах, о лингвоперсонологии и подходах к изучению языковой личности, о социолингвистике и, конечно, не забываете о самом главном — теории лингвокультурных типажей, автором которой является учёный-лингвист Волгоградской научной школы В. И. Карасик.

2) Пишете более подробно о

  • теории лингвокультурных типажей
  • определение лингвокультурного типажа В. И. Карасика
  • приводите определения лингвокультурного типажа других исследователей
  • указываете (с помощью ссылок на источники), что лингвокультурный типаж — это лингвокультурный концепт, концепт типизируемой личности, а также — языковая личность.
  • пишете о развитии теории языковой личности и как она пересекается с теорией лингвокультурных типажей
  • приводите примеры лингвокультурных типажей
  • приводите различные классификации лингвокультурных типажей, как более ранние, так и новейшие (на дату написания вашей работы, типажи, изученные российскими исследователями за последние 1-2 года)
  • пишете об особенностях коммуникативных лингвокультурных типажей (разновидности лингвокультурных типажей, при изучении характеристик которых внимание исследователя обращается в большей степени на характеристики коммуникативного поведения лингвокультурного типажа нежели на остальные его характеристики, см. статью И. А. Мурзиновой, стр. 88 сборника ).
  • приводите иные достижения исследователей в области теории лингвокультурных типажей (новые подходы, новые термины и т. п.).
  • обязательно даёте описание алгоритма изучения лингвокультурного типажа О. А. Дмитриевой (!!!)
  • выбираете из алгоритма О. А. Дмитриевой аспекты изучения выбранного вами лингвокультурного типажа (все или какие-то определённые), на которые вы будете делать особый акцент в своей работе, и объясняете, почему вы выбрали именно эти аспекты.

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ должны обязательно (!) совпадать с содержанием первой главы (кратко перечислите основные моменты, которых вы касались в первой главе. Выводы — это очень краткое изложение содержания первой главы, уже без деталей, фамилий и ссылок на источники. Вы пишете краткий обзор исследовательских работ по вашей теме, о состоянии научного знания в рассматриваемой области на момент написания вашей работы. Не забудьте кратко упомянуть все основные рассмотренные в первой главе вопросы и проблемы. Укажите, какой типаж вы будете изучать и какие его аспекты.

Посмотрите на ваши ЗАДАЧИ по теоретической части исследования (во введении). Они должны быть выполнены и ОТРАЖЕНЫ В ВЫВОДАХ!!!

ГЛАВА ВТОРАЯ (практическая)

ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ГЛАВА, ОТ КОТОРОЙ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ПРОЦЕНТ ОРИГИНАЛЬНОСТИ ВАШЕЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ «АНТИПЛАГИАТ», А ЗНАЧИТ И ЕЁ КАЧЕСТВО, И, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШИМ ФАКТОРОМ УСПЕХА — ОФИЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВАШЕЙ РАБОТЫ.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗДЕСЬ БУДЕТ ПРОЦЕНТ ТЕКСТА, ПРИДУМАННОГО И НАПИСАННОГО ЛИЧНО ВАМИ, ТЕМ ВЫШЕ БУДЕТ ПРОЦЕНТ ОРИГИНАЛЬНОСТИ РАБОТЫ! ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ! КАЖДАЯ СТРОЧКА, ПРИДУМАННАЯ И НАПИСАННАЯ ЛИЧНО ВАМИ (НЕ СКОПИРОВАННАЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА), ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ!

Здесь есть два варианта направления вашей работы — либо вы пишете о типаже в целом, либо акцентируете внимание на отдельных характеристиках типажа (как правило, либо перцептивно-образных (образ жизни, поведение, внешность), либо ценностных (другое название — аксиологических) — отношение носителей определённой лингвокультуры к данному типажу, ценности самого типажа как типизируемой личности). В зависимости от выбранного общего направления вы можете скорректировать свой план, но ниже предлагаем универсальный план второй главы

1) понятийные характеристики исследуемого лингвокультурного типажа.

Независимо от того, какой типаж вы исследуете, у него обязательно есть понятийные характеристики — вы исследуете по толковым словарям и энциклопедиям изучаемой лингвокультуры само понятие, лексему (или лексемы), называющую типаж, а также другие синонимичные понятия, указываете отличия этих понятий от исследуемого имени типажа (например, при изучении типажа «британская королева» уместно рассмотреть дефиниции слов «королева», «король», а также родственные понятия («регент», «император», «халиф», «вождь»). Дать социокультурную справку, то есть описать роль данного типажа в исследуемом социуме (можно сюда же включить и историческую справку, в зависимости от вида типажа).

2) перцептивно-образные характеристики типажа.

Здесь вы следуете алгоритму изучения лингвокультурного типажа Ольги Александровны Дмитриевой (включая паспорт типажа). В зависимости от вида типажа, вы можете делать акцент на каких-то определённых перцептивно-образных характеристиках (внешность, если она важна, гендер, если важен, образ жизни и коммуникативное поведение. Материал исследования — как документальные источники, так и недокументальные, например, кинофильмы об изучаемом типе личности (особенно художественные кинофильмы, если пишете работу у И. А. Мурзиновой), а также книги (художественные и нехудожественные), публикации СМИ, Национальный Корпус изучаемого языка, интервью и т. д. Вы также можете провести опрос информантов и анкетирование, результаты которых станут ценным добавлением к работе (чем удачнее вы сформулируете вопросы к представителям изучаемой лингвокультуры, тем больше полезной, а главное — оригинальной, информации о вашем типаже вы получите).

Отдельно здесь следует выделить речевые характеристики изучаемого вами лингвокультурного типажа. Речевые характеристики также относятся к перцептивно-образным, являясь вербальной частью коммуникативных характеристик (так как есть ещё и невербальные коммуникативные характеристики типизируемой личности, которые, при желании и уместности, вы тоже можете рассмотреть — особенно удобно это делать с помощью анализа видеоряда в кинофильмах). В некоторых случаях вся работа может быть ориентирована в большей степени именно на эту, речевую, составляющую (при этом остальные характеристики лингвокультурного типажа тоже рассматриваются, но менее глубоко). При анализе речевых характеристик необходимо провести контекстуальный анализ лексики, употребляемый как самим типажом (примеры контекстуального анализа высказываний типажа, на основании которых выводится личность этого типажа, смотрите в разделе «Документы»,»Образцы работ по типажам»), так и другими людьми при описании данного типажа (его актуализации в текстах культуры).

3) ценностные характеристики моделируемого вами лингвокультурного типажа можно выявить следующим образом:

анализируя контекст высказываний о данном типаже носителями его же культуры (как и при рассмотрении перцептивно-образных характеристик типажа, это могут быть высказывания, почерпнутые как из документальных источников (например, из интервью, блогов, дискуссий, документальных фильмов, СМИ), так и из художественных.

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ, пожалуй, даже важнее выводов к первой, так как здесь вы рассказываете о собственной самостоятельно проделанной работе. Это и есть ваш личный труд, ваши личные достижения, в отличие от первой главы, где вы просто реферативно рассказываете о достижениях других исследователей. Естественно, выводы ко второй главе также должны совпадать с содержанием второй главы, основных характеристик лингвокультурного типажа по выбранным вами параметрам.

Посмотрите на ваши ЗАДАЧИ по теоретической части исследования (во введении). Они должны быть выполнены и ОТРАЖЕНЫ В ВЫВОДАХ!!!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Должно содержать описание выполненных задач и результаты исследования, по сути, заключение  должно во многом совпадать с выводами по первой и второй главам.

4. Составив план на основе предполагаемого содержания вашей работы, вы создаёте титульный лист вашей работы (см. образец титульного листа на странице «Требования к оформлению курсовых работ и ВКР»).

5. После оформления титульного листа отправляете титульный лист с планом научному руководителю в файле, который называется ПЛАН_ВАШАФАМИЛИЯ.

6. Как только научный руководитель пришлёт вам уточнённый (исправленный) план, незамедлительно приступайте к написанию работы. Вы можете одновременно писать введение,  первую, и вторую главу, порядок написания может быть на ваше усмотрение, однако вы должны соблюдать сроки (см. ниже). Написав относительно завершённую часть работы, отправляйте её научному руководителю вместе с титульным листом, внутритекстовыми ссылками и списком использованной литературы (см. «Требования к оформлению курсовых работ и ВКР») в файле под названием ВАШАФАМИЛИЯ 1 (Например, Сидорова 1.doc )

 

7. Сроки представления работ:

СРОКИ ОТПРАВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НАУЧНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

  • представление плана работы с титульным листом  — сентябрь
  • представление первого файла (одна третья часть работы) — октябрь
  • представление второго файла (две трети работы) — ноябрь
  • представление третьего файла (полный текст работы) — декабрь

 

СРОКИ ОТПРАВКИ ВКР НАУЧНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

  • представление плана работы с титульным листом  — сентябрь
  • представление первого файла (одна четвёртая часть работы) — октябрь
  • представление второго файла (две четверти работы) — ноябрь
  • представление третьего файла (три четверти работы) — декабрь
  • представление четвёртого файла (полный текст работы) — февраль
  • (после предзащиты) представление пятого, итогового файла работы файла (корректировка работы в соответствии с замечаниями на предзащите) — март-апрель

8.  Если вы пишете ВКР, Вы проходите предзащиту (о сроках предзащиты вам будет объявлено дополнительно). Если вы пишете курсовую работу, этапа предзащиты у вас нет.

9. Вы корректируете работу в соответствии с замечаниями на предзащите и представляете научному руководителю файл в двух форматах: Word и PDF (файл должен называться ВАШАФАМИЛИЯ 5 (например, Петрова 5.doc)

10. Научный руководитель проверяет ваш файл в системе «Антиплагиат», распечатывает выданную системой справку, ставит на ней свою подпись.

11. После проверки вашего итогового файла в системе «Антиплагиат» научный руководитель пишет отзыв на вашу работу и ставит на нём свою подпись.

12. Вы распечатываете бумажный вариант вашей работы и передаёте на кафедру вашего научного руководителя (для подписи заведующего кафедрой).