Савина Лариса Николаевна

Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания ВГСПУ. Заведующая кафедрой литературы и методики ее преподавания ВГСПУ

Савина Л.Н. в 1982 году с отличием окончила историко-филологический факультет Волгоградского государственного педагогического института имени А.С. Серафимовича по специальности «Учитель русского языка и литературы».  На кафедре литературы Волгоградского государственного педагогического университета работает с 1984 года. В период с 1987 по 1990 гг. обучалась в очной аспирантуре при кафедре методики преподавания литературы Московского государственного пединститута, где в 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию. Докторскую диссертацию по теме «Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины ХIХ века» (специальность 10.01.01 — русская литература) защитила в 2002 году. С января 2007 года исполняет обязанности заведующего кафедрой литературы и методики ее преподавания. Является членом диссертационного совета 33.2.007.03 при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, членом редколлегии журнала «Известия ВГПУ». Преподаёт литературу в НОУ СО «Частная интегрированная школа». Имеет звание «Почётный работник высшего профессионального образования» (2011), награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ (2007), Почётной грамотой Волгоградской областной Думы, Почётной грамотой комитета образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области (2021), знаками ВГСПУ «За заслуги» 2 и 3 степени, медалью «Народное признание педагогического труда» (2011). Общий педагогический стаж – 41 год. Общее количество публикаций – около 200.

Сфера научных интересов: поэтика и проблематика автобиографической прозы, детская литература, методика преподавания литературы в профильной школе, проблемы интеграции литературы с дисциплинами гуманитарного и искусствоведческого циклов.

Читает курсы: «Современное прочтение классики» (бакалавриат); «Теория и методика обучения литературе в классах с углублённым преподаванием предмета», «Интеграция в процессе литературного образования», «Коммуникативно-деятельностный подход к изучению литературных произведений в школьной практике», «Виды и формы контроля на уроках литературы» (магистратура).

Основные публикации:

  1. Савина Л.Н. «Дневник партизанских действий 1812 года», или «Фениксов костёр» Дениса Давыдова (из опыта проведения урока внеклассного чтения в 10 классе) // Филологическое образование в школе и вузе: Материалы Международной науч.-прак. конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения» 14 мая 2013 г. М.-Ярославль: Ремдер, 2013. С. 148–153.
  2. Савина Л.Н., Самостьева М.В. Изучение творчества Б.П. Екимова в школе: уч.-метод. пособие.  Волгоград: Издатель, 2013. 152 с.
  3. Савина Л.Н. Интеграция гуманитарных дисциплин в процессе проведения урока по теме «Сталинградская битва глазами историков и литераторов» в 11 классе // Каспийский круг: города побратимы – символ совместного наследия: Сб. материалов международного форума/ Под ред. И.А. Прихожан и В.И. Супруна. Волгоград: изд-во Поликарпов И.Л., 2014. С. 233–239.
  4. Савина Л.Н. , Аникина Ю.А. Мифопоэтический мир фантастических произведений В.П. Крапивина и дилогии Н. Измайлова «Убыр» // Известия Южного федерального университета. «Филологические науки». 2014. № 3 (81). С. 47–52. https://elibrary.ru/item.asp?id=21998987
  5. Савина Л.Н., Путило О.О. Образы пространства в повести С.В. Лукьяненко «Рыцари сорока островов» // Известия ВГПУ Филологические науки. 2014. № 10 (95). С. 137–142. https://elibrary.ru/item.asp?id=23405256
  6. Савина Л.Н., Тропкина Н.Е., Путило О.О. Традиции М.Е. Салтыкова– Щедрина в русской прозе конца XX – начала XXI века // Эстетико-художественное пространство мировой литературы: материалы международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVI Кирилло-Мефодиевские чтения». Москва-Ярославль, 2015. С. 244-251. https://elibrary.ru/item.asp?id=25712823
  7. Савина Л.Н. Пространство детства в романах С.В. Лукьяненко «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и тьма» // Восток-Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. по итогам Шестой Междунар. науч.-конф., посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14-15 октября 2014 г. / отв. ред. Н.Е. Тропкина. — Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 284-289.
  8. Савина Л.Н. Тема «Дети и война» в произведениях современной фантастики // Известия ВГПУ. Педагогические науки. Филологические науки. Исторические науки. 2015. № 3 (98). С. 186–189. https://elibrary.ru/item.asp?id=23401001
  9. Савина Л.Н., Батова О.С. Мифопоэтическая традиция в произведениях Л. Пантелеева о сироте // Известия Южного Федерального университета. Серия Филологические науки. 2015. № 4. С. 45-49. https://elibrary.ru/item.asp?id=25032120
  10. Савина Л.Н., Самостьева М.В. Восприятие и анализ рассказа Б.П. Екимова «Ночь проходит» // Электронное периодическое издание, научно-образовательный журнал «Грани познания». № 9 (43), 2015. С. 70–73. https://elibrary.ru/item.asp?id=25443904
  11. Савина Л.Н., Савин Г.А., Бирюкова Е.Г. Интегрированный урок «Экология души и экология природы» // Химия в школе. 2016. № 7. С. 16-20. https://elibrary.ru/item.asp?id=27658501
  12. Савина Л.Н. Тема детства в повести Б.П. Екимова «Осень в Задонье» // Литература в школе. 2016. № 8. С. 13–16. https://elibrary.ru/item.asp?id=27020874
  13. Савина Л.Н., Панченко Д.В. Методика создания буктрейлера в процессе изучения произведений с гротескной направленностью // Электронное периодическое издание, научно-образовательный журнал «Грани познания». № 4 (51), 2017. С. 35–37. http://grani.vspu.ru/files/publics/1501090373.pdf
  14. Савина Л.Н. Топос детства  в рассказе Б.П. Екимова «Фетисыч» // Известия ВГПУ Филологические науки. 2017. № 6 (119). С. 145–148. https://elibrary.ru/item.asp?id=29739240
  15. Савина Л.Н., Мачеева Е.Е. Формирование у учащихся понятия «портрет» в процессе сравнительного анализа романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и одноименной киноверсии В.В. Бортко // Современные проблемы развития техники, экономики и общества: Материалы II Международной научно-практической очно-заочной конференции. Научный редактор А.В. Гумеров. Казань, 2017. С. 178-179. https://elibrary.ru/item.asp?id=29172268
  16. Савина Л.Н., Путило О.О. Использование ИКТ в процессе подготовки учителя русского языка и литературы в системе вузовского и дополнительного образования // Подготовка учителя русского языка и литературы в системе вузовского образования: проблемы и перспективы: сборник научных статей по итогам III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2017. С. 220-223. https://elibrary.ru/item.asp?id=29881137
  17. Савина Л.Н. Пространство детства и способы его репрезентации в автобиографических произведениях второй половины XIX века / Перевалова С.В., Савина Л.Н., Тропкина Н.Е. // Пространство детства в русской литературе XIX — начала XXI века: монография.  Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2018. С. 4-69. ISBN 978-5-9935-0382-0.
  18. Савина Л.Н., Самостьева М.В. Тема взаимосвязи поколений в рассказах Б.П. Екимова // Литература в школе. 2019. № 1. С. 13-16. https://elibrary.ru/item.asp?id=38170263
  19. Савина Л.Н. Отражение ситуации «Преступления и наказания» в рассказе Б.П. Екимова «Телёнок» // Известия ВГПУ. Филологические науки. 2019. № 1 (134).  С. 223-227. https://elibrary.ru/item.asp?id=37009428
  20. Савина, Л.Н. Пространство детства и способы его репрезентации в автобиографических произведениях второй половины XIX века / Перевалова С.В., Савина Л.Н., Тропкина Н.Е. // Пространство детства в русской литературе XIX – начала XXI века: монография.  Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2018. С. 4-69. ISBN 978-5-9935-0382-0.
  21. Савина Л.Н., Самостьева М.В. Тема взаимосвязи поколений в рассказах Б.П. Екимова // Литература в школе. 2019. – № 1. – С. 13-16. https://elibrary.ru/item.asp?id=38170263
  22. Савина Л.Н. Отражение ситуации «Преступления и наказания» в рассказе Б.П. Екимова «Телёнок» // Известия ВГПУ. Филологические науки. 2019. – № 1 (134).  – С. 223-227. https://elibrary.ru/item.asp?id=37009428
  23. Савина, Л.Н. Образ мудрого ребёнка в произведениях Б.П. Екимова / Л.Н. Савина // Рациональное и иррациональное в литературе и фольклоре: сборник научных статей по итогам Х Международной научной конференции «Рациональное и иррациональное в литературе и фольклоре». – Волгоград, 30-31 октября 2019 г. – Волгоград: Фортесс – С. 351-359.
  24. Путило, О.О. Использование технологий дополненной и виртуальной реальности в процессе литературного образования / О.О. Путило, Л.Н. Савина // Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». –  № 9 (152) – С. 27-34.
  25. Путило, О.О. Использование сервисов веб 2.0 в процессе подготовки студентов-филологов в педагогическом вузе / О.О. Путило, Л.Н. Савина // Стратегии развития профессиональной подготовки педагога в условиях цифровой трансформации системы образования: Сборник материалов международной научной конференции, Волгоград, 17-19 ноября 2020 г. – Волгоград: Принт, 2020. – С. 151-156
  26. Савина, Л.Н. Топос школы в произведениях Б.П. Екимова / Л.Н. Савина, Н.Е. Рябцева // Известия ВГПУ. Сер. «Филологические науки». – 2021 – № 9 (162) – С. 200-204.
  27. Савина, Л.Н. Научное наследие А.М. Буланова (теоретико-методологические и историко-литературные аспекты соотношения рационального и эмоционального) / Л.Н. Савина // Известия ВГПУ. Сер. «Филологические науки». – 2021. – № 8 (161). – С. 188-194.
  28. Путило, О.О Использование инфографики «Тип месяца» в процессе проектной деятельности на уроке литературы (на материале изучения романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон») /О.О. Путило, Л.Н. Савина // Грани познания. – 2021. – № 5(76). – С. 28-31
  29. Савина, Л.Н. Формирование у учащихся понятия о категории художественного пространства в процессе школьного изучения литературы / Л.Н. Савина // Грани познания. – 2022. – № 1(78). – С. 50-52.
  30. Путило, О.О. Использование онлайн-доски в школьном литературном образовании / О.О. Путило, Л.Н. Савина // Известия ВГПУ. Сер. «Педагогические науки». – 2022. – № 8 (171). – С. 28-33.
  31. Реализация инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных и естественных дисциплин в условиях интеграции офлайн- и онлайн-форм обучения»: методическое пособие для студентов, учителей и преподавателей вузов [Электронный ресурс] / под ред. Л. Н. Савиной / О. О. Путило, Е. В. Каунова, Г. А. Савин, А. О. Путило, О. А. Карпушова, Д.В. Земляков. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2022. 159 с. URL: https://www.iprbookshop.ru/126625.html
    ISBN 978-5-9935-0445-2
  32. Путило, О.О. Средиземье Толкиена как пространственная модель в произведениях отечественного фентези / О.О. Путило, Л.Н. Савина // Имагология и компаративистика – 2023. — № 19. – С. 106-124.

Повышение квалификации:

  1. «Противодействие коррупции», 40 часов, ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», 2015 г.
  2. «Подготовка экспертов в области оценивания знаний на основе тестирования и других современных методов» 24 часа, ГАОУ ДПО «ВГАПО», 2015 г.
  3. «Использование  информационных и коммуникационных технологий при реализации образовательных  программ в системе высшего образования» 24 часа, ФГБОУ ВО «ВГСПУ», 2017 г.
  4. «Подготовка основных образовательных программ к государственной аккредитации в условиях требований современного законодательства», 54 часа, ФГБОУ ВО «ВГСПУ», 2017 г.
  5. «Разработка и реализация онлайн-курсов», 18 часов, ФГБОУ ВО «ВГСПУ», 2018 г.
  6. «Модели формирования универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности», 108 часов, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», 2021 г.
  7. «Организационно-педагогическое сопровождение формирования функциональной грамотности у будущих педагогов», 36 часов, ФГБОУ ВО «ВГСПУ», 2022 г.
  8. «Реализация программ среднего общего образования по русскому языку и литературе в соответствии с обновлённым содержанием ФГОС ССО», 72 часа, ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», 2023 г.
Analytic Code