Манаенкова Елена Федоровна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания ВГСПУ

МанаенковаВ 1983 году с отличием закончила историко-филологический факультет Волгоградского государственного педагогического института им. А.С. Серафимовича по специальности «русский язык и литература». В течение 6 лет работала учителем русского языка и литературы в сш № 48, 77 г. Волгограда. В 1989 году была принята на работу в ВГПИ ассистентом кафедры русского языка. С 1991 по 1993 годы обучалась в аспирантуре по специальности «русская литература» и в 1994 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Фольклорная традиция в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник» (научный руководитель – Д.Н. Медриш). С 1994 по 1997 годы работала в должности старшего преподавателя  кафедры литературы ВГПУ. С 1997 года по настоящее время работает в должности доцента кафедры литературы ВГСПУ. С 2001 по 2004 годы обучалась в докторантуре при ВГПУ. В 2007 году присвоено ученое звание доцента.

С 2007 г. руководитель научно-исследовательской лаборатории «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». За период с 2008 по 2016 гг. приняла участие в организации и проведении V, VI, VII, VIII Международных научных конференциях «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (октябрь 2009 г., 2011 г., 2013 г., 2015 г., ВГСПУ). Была ответственным редактором сборников научных статей по итогам этих конференций. Победитель внутривузовского гранта ВГСПУ (2009 г.) на проведение VI Международной научной конференции (зам. руководителя проекта), гранта РГНФ (2013 г.) на проведение VII Международной научной конференции по проблеме «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» (зам. руководителя проекта № 13-04-1407/13). В 2010 г. награждена знаком отличия ВГПУ «За заслуги» третьей степени; в 2011, 2012 гг. за успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности и подготовке высококвалифицированных кадров награждена Почетными грамотами ВГСПУ.

Сфера научных интересов: проблема соотношения рационального и эмоционального в русской литературе первой половины XIX в.

Читает курсы: «Методика НИРС по литературе», «Выразительное чтение», «История мировой литературы» (ПС-СО), «История русской литературы», «Феноменология изображения жизни сердца в творчестве А.С. Пушкина», «Анализ художественного произведения с учётом жанровой специфики», «История отечественной литературы» (ИХО), «Рациональное и эмоциональное в русской литературе первой половины 19 века» (магистранты).

Основные публикации:

  1. Манаенкова Е.Ф. Характер рационального в раннем лирическом творчестве М.Ю. Лермонтова // Известия ВГПУ. Сер. Филологические науки. № 8 (72). – Волгоград: Перемена, 2012. – С. 122-126. https://elibrary.ru/item.asp?id=17872729
  2. Манаенкова Е.Ф. Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова в аспекте проблемы «рациональное – эмоциональное» // Литература и фольклор в аспекте проблемы «рациональное – эмоциональное»: сб. науч. ст. по итогам VI Международной научной конференции «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре»: Волгоград, 31 октября – 2 ноября 2011 г. / отв. ред. Е.Ф. Манаенкова. – Волгоград: Парадигма, 2012. — 498c.  [Электронный ресурс] / ISBN 978-5-903601-54-7. – С. 69-75.
  3. Манаенкова Е.Ф. Эмоциональный мир лирики М.Ю. Лермонтова пансионского периода // Известия ВГПУ. Сер. Филологические науки. №6 (81). – Волгоград: Перемена, 2013. – С. 135-141. https://elibrary.ru/item.asp?id=20314018
  4. Манаенкова Е.Ф. Контраст как основной художественный прием поэтики Лермонтова (на примере лирики пансионского периода) // Категории рационального и эмоционального в художественной словесности: сб. науч. ст. по итогам VII Междунар. науч. конф. «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». Волгоград, 28-30 окт. 2013 г. /отв. ред. и сост. Е.Ф. Манаенкова. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013. – С. 33-40.
  5. Манаенкова Е.Ф. Творческий процесс как рационально-эмоциональное единство в ранней поэзии Пушкина и Лермонтова // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 ноября 2013 г. В 7 частях. Часть I. Мин-во обр. и науки. – М.: «АР-Консалт», 2013. – С. 144-148. https://elibrary.ru/item.asp?id=24290736
  6. Манаенкова Е.Ф. Рационально-эмоциональный характер раннего лирического творчества М.Ю. Лермонтова // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: современные тенденции. Коллективная монография /В.В. Бардакова, Н.А. Бугрова [и др.] – М.: Планета, 2014. – С. 151-172. https://elibrary.ru/item.asp?id=23939458
  7. Манаенкова Е.Ф. «Любил с начала жизни я / Угрюмое уединенье…»: характер эмоционального в лирике Лермонтова–пансионера // Сборник научных трудов, посвящённых 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова «Мы почти всегда извиняем то, что понимаем». BIBLIOTHECA SLAVICA SAVARIENSIS. Tomus XIV. – Szombathely, 2014. – С. 116-126.
  8. Манаенкова Е.Ф. Пространство тревоги в лирике М.Ю. Лермонтова // Восток – Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф., посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14–15 октября 2014 г. / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. – С. 259-265.
  9. Манаенкова Е.Ф. Манаенкова Е.Ф., Муравьёва Н.М. Орнитологические образы Донского края (по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон») // Язык и культура Юга России: аспекты толерантного взаимодействия: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 23–24 апр. 2015 г. / отв. ред. Е.В. Брысина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. – С. 101-107. https://elibrary.ru/item.asp?id=27402633
  10. Манаенкова Е.Ф. Характер сознания лирического героя М.Ю. Лермонтова [Электронный ресурс] // Грани познания. – 2015. №9 (43). – С. 1-4. https://elibrary.ru/item.asp?id=25443887

Повышение квалификации:

  1. «Проектирование и осуществление образовательного процесса вуза в логике компетентностного подхода», 72 часа, ВГСПУ, 2012 г.
  2. «Использование информационных ресурсов университета в профессиональной деятельности преподавателя», 36 часов, ВГСПУ, 2015 г.
  3. «Противодействие коррупции», 40 часов, ВГСПУ, 2015 г.
  4. «Сопровождение инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве», 18 часов, ВГСПУ, 2017 г.

 

Analytic Code