Выбор реальности в романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота»

 хахалеваРоман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» в 1996 году взорвал читающую общественность своими буддистскими настроениями. Одни восторженно учитывались романом, другие яростно попрекали писательское детище. Впрочем, зачем вспоминать далекий 1996, когда роман до сих пор обсуждают уже далеко не в литературных кругах. По прошествии без малого двадцати лет произведение имеет несколько постановок в театре, а также совсем недавнюю голливудскую экранизацию под названием «Мизинец Будды» 2015 года.

      Казалось бы, раз новая Россия, так и пиши про нее, но автор не изменяет своему модернистскому нутру и замешивает экшн с погонями, перестрелками, полетами симпатичных дамочек со Шварцем и обсуждениями поэмы «Двенадцать» с пьяным Толстым.  Как признавался сам автор, представляя свой шедевр, что его целью было написание «первого произведения в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте».

     Так почему же Пустота в заглавии с большой буквы? Да потому что главного героя зовут Петр Пустота, чья фамилия очень символична для данного романа – кто же знает, что находится в воспаленном разуме психически нездорового человека? Не пустота ли? Сюжет в том, что однажды Петр, поэт-декадент, фантастическим образом связывается с Василием Ивановичем Чапаевым, который становится для него духовным учителем. Пелевин невероятным образом воскрешает образ советских анекдотов, не забывая о папахе, бурке, шашке и Анке. Героя своего произведения Пелевин наделяет высшей философией, тем самым отмывая его от анекдотичного образа, и заставляет помочь Петьке в поисках пути к просветлению.

     Произведение представляет собой набор обрывочных фрагментов, относящихся к разным историческим эпохам – революционной России 1918-1919 и России середины 1990-х годов. Роман читается вприкуску с работами Канта, Гегеля, Ницше и прочими экзистенциальными произведениями, дабы хоть как-то вникнуть в мысли героев, расшифровать потаенный смысл образов. Понятие реальности относительно. Сам Петр считает, что живет в «семнадцатом», на самом же деле он проходит лечение в семнадцатой психбольнице, проживая в 1996 году, а Чапаев пытается доказать, что оба мира придуманы. В больнице ведется инновационное лечение по методу Тимура Тимуровича Канашникова, в ходе которого реабилитации заключается в «совместном галлюцинаторном опыте». Его суть в том, что четыре человека по очереди рассказывают о себе, вместе обсуждая «реальность» друг друга. Только через «погружение» приходит долгожданное выздоровление. Успешно пройдя лечение (или все-таки обучение Чапаева?), Петр достигает Внутренней Монголии. Теперь она внутри него и позволяет видеть пустоту. После выздоровления Пустота пишет роман о пустоте, о его трудном пути к ее познанию.

     Как мы помним, действие происходит в психлечебнице. До Пелевина тема психического расстройства частенько звучала в произведениях Пушкина «Пиковая дама», Чехова «Палата № 6», Булгакова «Мастер и Маргарита».  Кстати, именно Булгаков в своем произведении описывает нам поэта Ивана Бездомного, писавшего хорошие стихи, но ближе к концу романа герой клянется больше этого не делать. Пелевин же возвеличивает своего героя, считая, что он приобрел бесценные знания, которыми нужно поделиться с непросвещенными.

     Реальность – вещь непостоянная, неуловимая, и после прочтения действительно задумываешься о ее понимании. Ну а путь к ее постижению труден и не всем подвластен.  Всем бы таких духовных учителей, как Чапаев!

Ирина Хахалева (публикуется в авторской редакции)

 

Scroll Up