Студенты факультета социальной и коррекционной педагогики приняли участие в качестве вожатых в инклюзивной смене для детей с ограниченными возможностями здоровья «Импульс творчества» детского лагеря «Солнечный» Всероссийского детского центра «Орлёнок» (г. Туапсе).
Участники инклюзивной смены — дети в возрасте 10-16 лет с нарушениями зрения (слабовидящие и тотально слепые), представители разных регионов России. Они являются одними из лучших участников Международного благотворительного фестиваля «Белая трость» для исполнителей с нарушениями зрения (организаторы фестиваля — Минобрнауки России и Благотворительный фонд помощи детям с нарушениями зрения «По зову сердца» Дианы Гурцкая).
В течение трёх недель в «Орлёнке» ребята проходили социально-культурную реабилитацию и учились эффективно взаимодействовать друг с другом. Весенняя смена была тесно связана с творчеством, ребята изучали техническое и декоративно-прикладное искусство, раскрывали свои таланты в хореографии и актёрском мастерстве, занимались лепкой, посещали изостудию, участвовали в мастер-классах от ведущих специалистов по вокалу и готовили музыкальные номера для финального концерта. В литературном салоне дети обсуждали поэзию и делились своими впечатлениями от прочитанных произведений. Занятия помогли мальчишкам и девчонкам развить сенсорные и коммуникативные способности.
В «Дискуссионном клубе» на занятиях «Разговор руками» ребята «прокачали» навыки продуктивного общения: учились общаться, опираясь на тактильные ощущения. С помощью прикосновений ребята рассказывали о себе, передавали своё настроение, задавали вопросы собеседнику, учились грамотно вести диалог, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника и конструктивно решать конфликтные ситуации.
Кроме того, дети занимались полезными для здоровья практиками, например, терренкуром — пешеходными прогулками по определённым маршрутам. «Орленок» представляет собой единое пространство для обучения и творчества, где есть зеленые аллеи, пляж и спортивные площадки, а также дворец творчества и спорта и многое другое.
Свои творческие успехи орлята продемонстрировали на итоговом концерте смены «Видеть сердцем», где исполнили популярные эстрадные композиции и песни военных лет, посвящённые Дню Победы. Помимо этого участники смены прочитали стихотворения на военную тему и продемонстрировали игру на ложках.
Работа в инклюзивной смене помогла нашим студентам получить не только массу новых радостных впечатлений, но и максимум нужного педагогического опыта. Приведем несколько высказываний студентов – будущих сурдопедагогов, педагогов-дефектологов.
Мария Саенко, студентка 3-го курса: «Для меня самым ярким открытием было то, что дети, с которыми я работала в лагере, запомнят только мой голос и тепло рук … Это очень непривычно и одновременно очень трогательно, вызывает трепет в душе и слезы на глазах, ведь эти ребята распознают твой характер и душевную теплоту моментально. Я получаю профессию сурдопедагога и привыкла общаться с детьми с нарушениями слуха или неслышащими, а здесь я работала с тотально слепыми или слабовидящими ребятами, которые воспринимают тебя только по голосу, они не видят твоего лица, твоих эмоций, мимики, поэтому всё, что можно было бы сказать с применением всех этих средств общения, приходилось вкладывать только в интонацию и голос».
Анастасия Егорова, студентка 2-го курса профиля «Сурдопедагогика»: «Всё понравилось! До этого ни разу не была в лагере, даже ребенком! А съездив в «Орлёнок» вожатой, поняла, что это очень интересно! День полностью загружен, наполнен творчеством, время пролетает незаметно, море впечатлений и положительных эмоций!»
Людмила Лоскутова, студентка 2-го курса профиля «Сурдопедагогика»: «За эти 21 день мы стали не просто одним отрядом, а настоящей семьей. А сколько всего мы обрели за эти дни — новых друзей, новые знания, огромный опыт!»
Диана Кочетова, студентка 3-го курса профиля «Сурдопедагогика»: «Работа с детьми с нарушениями зрения оказалась намного легче, чем я себе представляла. Ребята взрослые, достаточно самостоятельные, с ними было интересно побеседовать на различные темы, поиграть в игры и просто погулять вдоль моря. Мы поддерживаем с мальчишками и девчонками связь, даже находясь на огромном расстоянии, я чувствую то тепло и энергию, которую дарят ребята».
Елизавета Комполь, студентка 2-го курса профиля «Дошкольная дефектология»: «Работа в ВДЦ «Орленок» в детском лагере «Солнечный» стала первым опытом работы, как в детской организации, так и работы с детьми с нарушениями зрения. За смену были взлёты и падения, успехи и неудачи, но со всем этим, как я считаю, удалось справиться и найти решения даже в самых сложных ситуациях. Атмосфера в лагере необыкновенная, влюбляешься во все традиции, живёшь яркую жизнь, ходишь без сил после рабочего дня на репетиции и не замечаешь усталости».
Виктория Грачева, студентка 2-го курса профиля «Дошкольная дефектология»: «Смена была очень творческая, яркая, энергичная, дети – особенные, креативные, поющие и очень весёлые. Я люблю детей и, работая в лагере, поняла, что правильно выбрала профессию, полностью связанную с ними, с маленькими звездочками».
Напомним, на факультете социальной и коррекционной педагогики ведётся подготовка кадров в области защиты детства, готовят специалистов «помогающих» профессий – социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, логопедов, сурдопедагогов. Студенты второго курса проходят педагогическую практику в инклюзивных сменах детских оздоровительных лагерей, организуют онлайн-лагерь для детей, которые по состоянию здоровья не могут выехать из дома и принять участие в программе отдыха и оздоровления загородного летнего лагеря. Онлайн-формат проведения летней смены – это увлекательная образовательная и развлекательная программа, которая организуется дома с использованием современных информационных технологий видеоконференцсвязи на различных платформах, с детьми проводятся увлекательные путешествия, познавательные мероприятия, мастер-классы, игры, квесты и многое другое.
Добавим, общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только расширяет возможности включения людей с ограничениями по здоровью в активную жизнь общества, но и создает условия для формирования профессионально-педагогических компетенций у будущих социальных педагогов, педагогов-дефектологов, логопедов, сурдопедагогов.