В Москве состоялся III Всероссийский съезд дефектологов, организаторами которого выступили Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
Цель Съезда – выделение тенденций и обозначение перспектив развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации.
В мероприятии приняли участие почётные гости, официальные лица, представители органов исполнительной власти, 866 делегатов из 78 субъектов РФ и 78 организаций высшего образования. ВГСПУ на съезде представили Е.С. Федосеева, канд. пед. наук, доцент, и.о. зав. кафедрой специальной педагогики и психологии, Е.П. Хвастунова, канд. соц. наук, руководитель Центра обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и Е.В. Шипилова, ст. преподаватель.
В рамках Съезда были проведены брифинг-площадки на актуальные темы: «Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития», «Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?», «Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации», «Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ», «Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог», и др.
Приветствие в адрес делегатов Съезда направила Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева: «Проведение съезда – это важный шаг в процессе построения общества равных возможностей, когда внимание к вопросам всестороннего развития человека вне зависимости от его физических данных становится безусловным приоритетом и нормой жизни».
Заместитель Министра просвещения РФ Т.Ю. Синюгина выступила с докладом о государственной политике в сфере защиты прав детей с ОВЗ и с инвалидностью. Она подчеркнула необходимость проведения фундаментальных научных исследований в сфере дефектологии и информировала о разработке плана реализации Стратегии развития образования детей с ОВЗ и с инвалидностью на период до 2030 года, ориентированной на обновление системы специального и инклюзивного образования. Также Т.Ю. Синюгина рассказала, что ведомство активно дорабатывает профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог».
Первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы О.Н. Смолин в своём выступлении сделал акцент о востребованности профессии «учитель-дефектолог» в современных условиях с учетом демографических и социально-экономических изменений российского общества.
Вице-президент РАО, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Н.Н. Малофеев обратил внимание на необходимость более активного включения семьи в процесс непрерывного образования, воспитания и социализации детей с ОВЗ и с инвалидностью.
Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Е.Г. Бабелюк остановилась на вопросах модернизации специального (дефектологического) образования, отметила ведущие вузы, реализующие образовательные программы по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование». В число вузов-лидеров вошел и Волгоградский государственный социально-педагогический университет.
В рамках торжественного закрытия Съезда его почётных участников наградили знаками отличия «За личный вклад в развитие дефектологии» и «За верность профессии». Такой награды удостоена Н.Г. Парамонова, учитель-сурдопедагог ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7».
Отметим, Факультет социальной и коррекционной педагогики ВГСПУ в течение 15 лет осуществляет подготовку специалистов «помогающих» профессий — психолога и социального педагога, логопеда, сурдопедагога, дошкольного дефектолога, специального психолога, остро востребованных на рынке труда Волгоградской области.
Кафедра специальной педагогики и психологии
Центр обеспечения условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья