Магистранты 1 курс (ОЗО) Изучение детской литературы в 5-8 классах (практикум) (Рябцева Н.Е.) (3 записи)

  • Магистранты 1 курс (ОЗО) Изучение детской литературы в 5-8 классах (практикум) (Рябцева Н.Е.)

  • Семинарское занятие №1-2

    Тема: «Изучение жанра литературной сказки в 5-8 классах»

    План:
    1. Значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказки. Взаимодействие фольклора и литературы: влияние фольклора на творчество писателей ХХ века.
    2. Сказочные мотивы и философский конфликт в сказках А.Платонова, А.И. Куприна, Р.Киплинга, А. де Сент-Экзюпери.
    3. Символика сказок О.Уайльда, ее философское и нравственное содержание.
    4. Сказочно-фантастические образы и их интерпретации в сказке Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».
    5. Литературная сказка в советской литературе и особенности её изучения («Три толстяка» Ю.Олеши, «Три толстяка» А.Толстого, «Сказка о потерянном времени» Е.Шварца).
    6. Модификации сказочных моделей в жанре фэнтези в литературе ХХ века (Дж. Р.Р. Толкиен «Хоббит, или туда и обратно»). Изучение жанра фэнтези на уроках литературы в среднем звене.
    7. Методика работы над составлением системы проблемных вопросов по литературной сказке ХХ века в 5-8 классах.

    Индивидуальные задания: 1. Выберите одну из сказок, изучаемых в 5-8 классах (ориентируйтесь на список авторов и текстов выше). Определите художественные особенности произведения: конфликт, система персонажей, сюжет и композиция сказки. 2. Какие технологии изучения данного произведения в школе вам кажутся наиболее продуктивными? 3. Составьте 8 проблемных вопросов к сказке.

    Материалы к занятию:

    1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1974. https://bookscafe.net/read/skazka_russkaya-russkie_narodnye_skazki_sost_v_p_anikin-22443.html#p2

    2. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. М. 1989. http://www.infoliolib.info/philol/lazutin/1_1.html

    3. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920 – 1980-х гг.). Свердловск, 1992. https://historich.ru/m-n-lipoveckij-poetika-literaturnoj-skazki/index.html

    4. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М., 1965. https://www.booksite.ru/fulltext/pomeranc/text.pdf

    5. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/index.php

    6. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969. http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/pms-001-.htm?cmd=p

    7. Цикушева И.В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2008. №2. https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-literaturnoy-skazki-na-materiale-russkoy-i-angliyskoy-literatury

    8. Демурова Н. М. Льюис Кэрролл: Очерк жизни и творчества. М., 1979. Гл. 4. http://www.lewis-carroll.ru/library/ocherk-o-zgizni-i-tvorchestve2.html

    9. Булычева В.П. СОВЕТСКАЯ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ СКАЗКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА // Филологические науки. 2014. № 8 (49). https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskaya-priklyuchencheskaya-skazka-pervoy-poloviny-hh-veka10.

    10. Антуан Сент-Экзюпери: http://akunb.altlib.ru/wp-content/uploads/2017/11/Kniga-yubilyar-Malenkiy-prints.pdf

    11. Гуревич Г. И. Беседы о научной фантастике. М., 1991. https://royallib.com/read/gurevich_georgiy/besedi_o_nauchnoy_fantastike_vtoroe_izdanie.html#0

    12. Русская фантастика ХХ века в именах и лицах: Справочник. М. 1998. http://www.fantasy.ru/fz/list_all.htm

    13. Фантастика и фэнтези в круге детского и юношеского чтения // Режим доступа: http://www.rusf.ru

    14. Сказки русских писателей ХХ века https://fantlab.ru/edition28229

    15. Королькова Я.В. О соотношении литературной сказки и фэнтези // Вестник ТГПУ. 2010. Вып.8 (98). https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-literaturnoy-skazki-i-fentezi

    Семинарское занятие №3

    Тема: «Изучение образа ребенка (подростка) в литературе ХХ века»

    Индивидуальные задания:

    Подготовить развернутый ответ на одну из представленных тем.
    1.Особенности изучения образа ребенка в автобиографической прозе ХХ века (И.Шмелев, М.Горький).
    2. Образ ребенка в свете традиции святочного рассказа в литературе ХХ века (Л.Андреев «Ангелочек»).
    3. Переосмысление традиций приключенческой и фантастической литературы в повести Л.А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания».
    4. Мир детства и мир природы в творчестве В.Астафьева: изучение рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро».
    5. Нравственно-философская и историческая проблематика в рассказе Ф.Искандера «Мальчик и война».
    6. Проблема взаимоотношений детей с миром взрослых (А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете», В.К. Железников «Чучело», Ю.П. Мориц «Всадник Алёша» – на выбор).
    7. Нравственная проблематика в произведениях о детях в творчестве В.П. Крапивина, В. Распутина (на выбор).

    Материалы к занятию:

    1. Кутейникова Н. Е. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Е. Кутейникова, С. П. Оробий. — М. : Просвещение, 2016. – 220 с. https://www.vggedu.ru/wp-content/uploads/2017/05/Detsko-podrostkovaya-literatura-21-veka.pdf

    2. Русская литература для детей. Учеб. пособие. Для студ. сред. пед. учеб. заведении / Под ред. Т.Д.Полозовой. 2-е изд, испр. М.: Асайет А, 1998. http://edu.vspu.ru/doc/user/4409/2804/1polozova_t_d_russkaya_literatura_dlya_detey.pdf

    3. Акимова А., Акимов В. Семидесятые, восьмидесятые: Проблемы и искания современной детской прозы. М., 1989.

    4. Александров В. Сквозь призму детства: О советской литературе для дошкольников и младших школьников. М., 1988.

    5. Мещерякова М. Русская детская, подростковая и юношеская проза 2 половины ХХ века: Проблемы поэтики. М., 1997. Гл. 1.

    6. Павлова Н. Образ детства – образ времени. М., 1990.

    7. Черняк М. ЭФФЕКТ УЗНАВАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ ДЛЯ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА// https://cyberleninka.ru/article/n/effekt-uznavaniya-realnosti-v-sovremennoy-proze-dlya-perehodnogo-vozrasta

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить выполненные задания в срок, указанный в учебном расписании. Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое занятие №_МДЛ_Фамилия студента». Староста публикует ссылку в сообщении в этом топике.

  • Гугл-диск группы ФЛ-ЛМZ-11, папка для работ по дисциплине «Изучение детской литературы в 5-8 классах»:

    https://drive.google.com/drive/folders/14t_VqGQX0CaOFjLurhVIdImuoCTHfFKe?usp=sharing