2 курс (очное) История русской литературы (лекции, практикум) (Путило А.О.) (22 записи)

  • Уважаемые студенты! Лекция №5 пройдет в удаленном режиме без подключения в зум. Прошу ознакомиться с прикрепленными материалами.

  • Занятие №10. Новаторская сущность трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

    Вопросы:

    1. Пушкин о сущности и задачах драматического искусства. Его отношение к драматургии классицизма и романтизма. Пушкин о сочетании в драме правдоподобия и условности. Его отношение к шекспировским принципам воспроизведения характера. Пушкинское требование соответствия индивидуальной речи персонажей исторической и психологической правде.

    2. Образ Бориса Годунова. Дайте подробную характеристику его как государственного деятеля и как человека. Охарактеризуйте его отношение к детям. Эволюционирует ли в трагедии характер Бориса Годунова? Как воплощены в этом характере принципы реалистической типизации?

    3. Образ Самозванца. Его социально-психологическая характеристика. Что нового появляется в принципах его воспроизведения по сравнению с трагедией Сумарокова «Дмитрий Самозванец»? Как вы понимаете «шекспиризацию» характеров, созданных Пушкиным?

    4. Образы бояр (Воротынский, Шуйский, Афанасий и Гаврила Пушкины, Басманов: общие черты в поведении, в мотивах деятельности). Образы представителей духовенства (патриарх Иов, Варлаам и Мисаил: историческая верность и типичность образов).

    5. Проблема народа в трагедии «Борис Годунов». Назовите сцены, в которых прямо или косвенно затрагивается эта проблема. Что можно сказать об отношении народа к царской власти? Кто в трагедии является выразителем «мнения народного»? Сравните поведение народа в сцене «Лобное место» с его поведением в сцене «Девичье поле. Новодевичий монастырь». Как вы понимаете смысл финальной фразы «Народ безмолвствует»? Соотношение идейной направленности трагедии с исторической концепцией Карамзина.

    6. Охарактеризуйте функциональную роль образов летописца Пимена и Юродивого.

    7. Сюжет и композиция произведения. Обратите внимание на сцены (по счету от начала до конца), в которых впервые появляются и исчезают Борис Годунов и Самозванец. Какой принцип лежит в основе композиции произведения? Кого на основании композиционной структуры можно считать главным героем трагедии? Отличие композиции пушкинской трагедии от трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец». В чем близость пушкинского композиционного мышления к современному кинематографическому мышлению?

    Дополнительное задание (по желанию): выбрать любую новаторскую постановку или экранизацию трагедии и сравнить интерпретацию с позицией Пушкина. (Обязательно помнить фио режиссера и год выхода)

    Литература:

    1. Благой Д. Мастерство Пушкина. — М.: Сов. писатель, 1955 (гл. «Борис Годунов»).

    2. Винокур Г.О. Собр. тр. Т.3. Комментарии к «Борису Годунову» А.С. Пушкина. – М., 1999.

    3. Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. — М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1953 (гл. «Борис Годунов»).

    4. Городецкий Б.П. Трагедия А.С. Пушкин «Борис Годунов». Комментарий. — Л., 1969.

    5. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1975. – С. 5-72.

    6. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. Борис Годунов. Маленькие трагедии. – М., 1975.

    7. Филиппова Н.Ф. «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Книга для учителя. – М., 1984.

  • Занятие № 11. «Евгений Онегин».

    Вопросы к обсуждению:

    1. Принципы реалистической типизации в романе «Евгений Онегин».

    А) Социально-психологическая характеристика Онегина как типического представителя разочарованной дворянской молодежи первой четверти Х1Х столетия. Идейный облик Онегина. Какие лит. приемы использует Пушкин для его характеристики? Выпишите из романа все упоминания о читаемой Онегиным литературе и, опираясь на комментарий Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана, охарактеризуйте идеологию Онегина. О чем он беседует? Онегин в оценке окружающих его людей.

    Б) Бытовая атмосфера, окружающая Онегина. Какую функцию выполняет характеристика онегинского быта? Функциональная роль варваризмов в изображении онегинского быта. Социальная детерминированность онегинского характера.

    В) Психологический и нравственный облик Онегина во взаимоотношениях с Татьяной Лариной. Ваше отношение к жизненной позиции Онегина.

    Г) Эволюция Онегина. Ее социально-психологические мотивы. Проследите отношение Онегина к свободе, творчеству, любви (пушкинским критериям человеческой личности) в начале и в конце романа. Меняется ли авторское отношение в ходе романа? Почему?

    Д) Что в характере Онегина вам кажется положительным и что отрицательным? Психологический универсализм в образе Онегина. Историзм образа. Можно ли считать Онегина «лишним человеком»?

    е) Татьяна Ларина как выразительница народных нравственных идеалов. Раскройте ее отношение к Онегину. Авторское отношение к Татьяне. Выпишите из романа все эпитеты, связанные с характеристикой Татьяны, и проанализируйте их. Что характерно для стилевых особенностей изображения «сферы» Татьяны Лариной в романе, для ее «стилевого лейтмотива» (Гуковский)?

    Ж) Ваше отношение к жизненным принципам Татьяны Лариной. Во всем ли вы согласны с оценкой Татьяны Белинским? Ваше понимание социальной обусловленности характера Татьяны Лариной.

    З) Общественно-историческая обусловленность характеров Ленского и Ольги. Сопоставьте их с внешними и внутренними характеристиками Онегина и Татьяны. Какой принцип лежит в основе образной системы романа?

    2. Стилевые особенности романа «Евгений Онегин».

    А) Новаторство Пушкина в изображении быта. Функции бытописи, их обусловленность художественным методом.

    Б) Образ автора в художественной системе романа. Его соотнесенность с образом Евгения Онегина. Дайте письменную характеристику социально-психологического облика автора. Функции образа автора. Связан ли образ автора с фабулой романа? С сюжетом?

    В) Формы выражения лирического начала (прямой авторский комментарий, лирические отступления, стилевые лейтмотивы). Дайте характеристику тематического многообразия лирических отступлений и определите их место в композиции романа. Чем отличаются лирические отступления от прямого авторского комментария? Охарактеризуйте языковые средства выражения стилевого лейтмотива в изображении Евгения Онегина.

    Г) Сатирическое начало в романе. Объекты сатирического изображения. Формы выражения сатирического начала.

    Д) Иллюзия достоверности (художественный документализм) в романе. Ее обусловленность методом. Средства создания ее. Выпишите из романа все упоминания о реально существующих лицах и прокомментируйте их. В каких отношениях к ним находятся герои романа и автор? Систематизируйте другие исторические и географические реалии. Бытопись и образ автора как средства документализации повествования. Иллюзия достоверности и форма романа.

    3. Композиция романа «Евгений Онегин».

    А) Точка зрения литературоведов на композиционную структуру романа. Кто, по вашему мнению, более прав в истолковании композиции «Евгения Онегина»: Г.А. Гуковский или Д.Д. Благой? Почему?

    Б) Тройственное членение романа. Принцип обратной симметрии. Найдите в начале и в конце романа перекликающиеся темы, мотивы, образы. Какова смысловая роль этих перекличек?

    В) Композиционная роль сна Татьяны и писем Татьяны и Онегина.

    Г) Формосодержательная сущность финала романа. Кольцевая замкнутость сюжета. Ее эстетическая смыслонагруженность.

    4. «Онегинская строфа». Выпишите примеры итоговых сравнений, завершающих строфу.

    5. Что позволяет назвать нам роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшем смысле народным произведением»?

    Задание: Вопросы 1-3 разобрать по командам с опорой на предложенные пункты. Вопросы 4-5 индивидуальные.

    Литература:

    1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. – М., 1999.

    2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина.

    3. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. Изд.).

    4. Баевский В. Сквозь магический кристалл. – М., 1981.

    5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).

    6. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).

    7. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Ст. 5. «Татьяна, русская душою» // Литература в школе. 2000. № 3.

    8. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. – М., 1983.

    9. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. 2000. № 1.

    10. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. – М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).

    11. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. – М., 1981.

  • Занятие № 12. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

    Вопросы:

    1. Понятие лирического мотива.

    2. Система / внутренняя логика / лирических мотивов у Лермонтова.

    3. Анализ отдельных стихотворений с точки зрения системы мотивов.

    — Парус. Выхожу один я на дорогу.

    — Как часто пестрою толпою окружен. Дума. И скучно и грустно.

    — Смерть поэта. Пророк.

    — Когда волнуется желтеющая нива. Родина.

    Литература:

    1. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. Люб. Изд.
    2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 / раздел «Мотивы» /.
    3. Лермонтов в школе. М., 1976 /раздел о лирике/.
    4. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова / «Родина», «Выхожу…» / // Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., 1969.
    5. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. 1989. № 10
    6. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975. С. 21-71

  • Занятие № 12. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»

    Вопросы:

    1. История создания поэмы. Отличие редакций поэмы.

    2. Образ Демона – квинтэссенция романтического героя Лермонтова. Сопоставьте характеры Демона и других лермонтовских героев.

    3. Сюжет поэмы и его символический смысл. Изображение природы и быта Кавказа и его значение в поэме.

    4. Соотношение реального и фантастического в поэме.

    5. Отношение автора к своему герою.

    Литература

    1. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976.

    2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 (раздел о «Демоне»).

    3. Лермонтов в школе.- М., 1976 (раздел I).

    4. Логиновская Е. Поэма Лермонтова «Демон». – М., 1977.

    5. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.

    6. Манн Ю. Динамика русского романтизма. – М., 1995. – С. 207-225.

    7. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

    8. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975 (гл. «Поэмы»).

  • Занятие №13. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Вопросы:

    1. Хронология жизни Г.А. Печорина.

    2. Субъективный строй романа / форма повествования /:

    а) Каким увидел Печорина Максим Максимыч;

    б) Каким увидел Печорина безымянный странствующий офицер;

    в) Печорин в собственных глазах / дневник /.

    3. Объективный строй романа:

    а) Печорин и человек из народа Максим Максимыч;

    б) Печорин и «естественные люди» / «Бэла», «Тамань» /;

    в) Печорин и светское общество / «Княжна Мери» /.

    4. Печорин и Евгений Онегин: общее и различия.

    5. «Герой нашего времени» как философский роман. Новелла «Фаталист» и ее роль в романе.

    Задание: Вопросы 2,3 разобрать по командам с опорой на предложенные пункты. Вопросы 1, 4, 5 индивидуальные.

    Литература:

    1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени: Сочинение М. Лермонтова». Люб. изд.
    2. Благой Д.Д. От «Евгения Онегина» к «Герою нашего времени» /к вопросу о худ. методе Лермонтова/ //Проблемы романтизма. Сб. статей. — М., 1967. — С. 293-319.
    3. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. — М., 1969. — С. 156-185, или то же в кн.: Виноградов И. По живому следу. — М., 1987
    4. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. — М., 1976.
    5. Глухов В.И. «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» /К вопросу о творческом методе/ // Творчество Лермонтова. 150 лет со дня рождения. — М., 1964. — С. 285-310.
    6. Долинина Н.Г. Печорин и наше время. — Л., 1985.
    7. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. Волгоград, 1996 (гл. «Печорин как религиозный тип»)
    8. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. — М., 1976
    9. Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981 (раздел о «Герое нашего времени»).
    10. Лермонтов в школе.- М., 1976 (гл. «Проза»).
    11. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. — Л., 1975.
    12. Смирнов В.Б. Логика композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 4. — Ставрополь, 1997. — С. 115-123.

  • Занятие №14. Нравственно-философская проблематика и образный мир повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»

    Вопросы:

    1. Соотношение содержания сборника «Миргород» с содержанием «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Арабесок» (изображаемый мир явлений, отношение к нему автора, художественный метод).

    2. Две части повести «Старосветские помещики». «Буколическая» жизнь помещиков в первой части повести.

    3. Композиция повести. Место и роль в повести новеллы о молодом человеке, недолго горевавшем о своей возлюбленной.

    4. Образ жизни героев повести (отношение друг к другу, к окружающим их людям, обстановка, занятия, интересы).

    5. Образ Пульхерии Ивановны.

    6. Образ Афанасия Ивановича.

    7. Тема любви в повести (мифологические персонажи, новелла о молодом человеке, авторские рассуждения о страстях и привычках).

    8. Пейзажные зарисовки в повести.

    9. Фантастика в повести. Поэтические средства изобразительности (восклицательные и вопросительные конструкции, примеры инверсии и анафоры, характер употребляемых эпитетов, метафор, сравнений и гипербол).

    10. Идейно-образная концепция повести. Отношение Гоголя к изображаемому.

    Литература:

    1. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.1. — М., 1953. – С. 290-295.

    2. Барбашова Л., Гуминский В. Гоголь и четыре урока «Миргорода» // Лит. учеба. — 1983. — № 2. – С. 158-166.

    3. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959. – С. 74-112.

    4. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978. – С. 161-174.

    5. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. — М., 1978. – С. 100-146.

    6. Скатов Н.Н. Еще раз о русском реализме // Скатов Н.Н. Далекое и близкое. — М., 1981. – С. 3-24.

    7. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. — М., 1961.

    8. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя // Храпченко М.Б. Собр. соч.: в 4 т. Т.1. – М., 1980 (гл. 3.). – С. 161-235.