2 курс (очное) История русской литературы (лекции, практикум) (Путило А.О.) (22 записи)

  • 2 курс (очное) История русской литературы (лекции, практикум) (Путило А.О.)

  • Уважаемые студенты! Первая лекция пройдет в формате конференции в zoom.

    Вводная лекция: общий обзор основных особенностей развития русской литературы первой половины XIX в. и подходов к ее изучению. Основные направления и течения в отечественной и мировой литературе XIX в. Краткое описание предшествующих этапов, способствовавших формированию романтизма и реализма в России.
    Время: 9.40-11.10

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/4090896397?pwd=NFFhMmlWVzJmRkM0dFBwSHJLK1Rndz09

    Идентификатор конференции: 409 089 6397
    Код доступа: 2z7eY7

  • Литература:
    1. История русской литературы : в 10 т. / под ред. В. А. Десницкого, В. В. Гиппиус. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – Т. 5. Литература первой половины XIX века. – Ч. 1. – 784 с. – ISBN 978-5-9989-1674-8 ; То же [Электронный ресурс]. – URL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=41338.
    2. Кривонос, В. Ш. История русской литературы XIX века (1800–1830) [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. Ш. Кривонос. – М. : Флинта, 2015. – 424 с. – URL : http://e.lanbook.com/book/70444.
    3. Янушкевич, А. С. История русской литературы первой трети XIX века. [Электронный ресурс] / А. С. Янушкевич. – М.: Флинта, 2013. – 748 с. – URL : http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=13090.
    4. Кременцов, Л. П. Русская литература XIX века. 1801–1850 [Электронный ресурс] / Л. П. Кременцов – М. : Флинта, Наука, 2011. – 248 с. – URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?l1_cid=25&pl1_32id=3770.
    5. Недзвецкий, В. А. История русской литературы 1840-1860-х годов [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата / В. А. Недзвецкий, Е. Ю. Полтавец. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 377 с. – (Серия : Бакалавр.
    Академический курс. Модуль.). – ISBN 978-5-534-01222-4. – URL : http://www.biblioonline.ru/book/22699A6B-108B-4C4E-BB6C303C9395C5EB

    Практическое занятие 1. Литературный процесс 1800–1815-го годов

    Вопросы для обсуждения на занятии:

    1. Социально-политическая обстановка в России 1800–1815-го годов и ее влияние на развитие литературы.

    2. Основные литературные направления: а) последние годы существования сентиментализма. Прозаические и поэтические произведения Н. М. Карамзина. Сентиментализм в прозе, поэзии и драматургии (поэзия И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, П. И. Шаликова, драматургия В. А. Озерова и др.); б) классицизм на завершающем этапе своего развития. Эпигоны классицизма (А. С. Шишков, Д. И. Хвостов, С. А. Ширинский-Шихматов и др.). Классицисты как инициаторы полемики по вопросам языка художественной литературы. Суть дискуссии о «старом» и «новом» слоге, отражение в ней столкновения литературных взглядов и принципов; в) зарождение романтизм в творчестве В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Борьба романтиков за новое направление в литературе; г) начальная стадия возникновения реализма (творчество А. Е. Измайлова, И. А. Крылова, В. Т. Нарежного).

    3. Итоги развития русской литературы в 1880–1815-ый годы.

    Задания к практическому занятию 1:

    1. Подготовка ответов на вопросы плана.

    2. Повторение материалов раздела «Русская литература XVIII века» (характеристика классицизма и сентиментализма как литературных направлений).

    3. Составление вопросов к пункту плана 2 (а–г) (для проведения блиц-опроса в форме ролевой игры) (групповые задания; 4 группы).

  • Практическое занятие 2. Творчество В. А. Жуковского и К.Н. Батюшкова
    Вопросы для обсуждения на занятии:
    1. Первый период творчества Жуковского. Жуковский как поэт-сентименталист (элегии «Сельское кладбище», «Вечер»).
    2. Жуковский как глава романтического направления. «Теон и Эсхин» как программное произведение поэта.
    3. Баллады «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа». Тематика и проблематика произведений, их идейное содержание, образная система и стиль.
    4. Поэзия К.Н.Батюшкова. Драма личной судьбы и ее преодоление в «легкой поэзии». Античный идеал «языческого» романтизма Батюшкова. Основные мотивы и жанры лирики. Новизна стиля – перед Пушкиным.
    Задания к практическому занятию 3:
    1. Подготовка ответов на вопросы плана.
    2. Подготовка творческих проектов (вопрос 3 (3 группы)). Участники проектов: историки литературы – литературоведы – чтецы-декламаторы – художникиоформители (создатели презентаций).

  • Практическое занятие 3. Басенное творчество И. А. Крылова
    Вопросы для обсуждения на занятии:
    1. Басня как литературный жанр и ее развитие в европейской и русской литературе.
    2. Основные группы басен Крылова:
    а) социально-политические («Лев на ловле», «Мор зверей», «Слон на воеводстве», «Рыбья пляска», «Волк и Ягненок»);
    б) морально-философские («Стрекоза и Муравей», «Огородник и Философ», «Листы и Корни»);
    в) социально-бытовые («Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Свинья под дубом», «Мартышка и Очки», «Демьянова
    уха»).
    3. Басни Крылова как отклик на войну 1812-го года («Волк на псарне», «Кот и повар», «Обоз», «Ворона и Курица»).
    4. Крылов – новатор басенного творчества. Мастерство Крылова-баснописца. Народность крыловских басен, превращение цитат из них в пословицы и поговорки.
    5. Место Крылова-баснописца в истории русской литературы.

    Задания к практическому занятию 3:
    1. Подготовка ответы на вопросы плана 1, 2, 4, 5.
    2. Подготовка тезисов доклада (вопрос 2 (а, б, в), вопрос 3) (групповые задания; 4 группы).
    3. Отбор цитат из басен Крылова, ставших крылатыми выражениями (для проведения ролевой игры) (групповые задания).

  • Cсылка для подключения к лекции:

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/4090896397?pwd=NFFhMmlWVzJmRkM0dFBwSHJLK1Rndz09

    Идентификатор конференции: 409 089 6397
    Код доступа: 2z7eY7

  • Практическое занятие 4. Литература 1815–1825-го годов
    Вопросы для обсуждения на занятии:
    1. Литературный процесс после Отечественной войны 1812-го года и в преддверии декабристского восстания.
    2. Философско-элегический романтизм, развитие в нем традиций лирики В. А. Жуковского:
    а) своеобразие философско-элегического романтизма: тематика и проблематика произведений, своеобразие обрисовки образа лирического героя;
    б) творчество Е. А. Баратынского, И. И. Козлова.
    3. Гражданско-героический романтизм:
    а) тематика и ведущие идеи произведений; причины обращения поэтов к высоким жанрам;
    б) творчество К. Ф. Рылеева, А. И. Одоевского.

    Задания к практическому занятию 4:
    1. Подготовка ответов на вопросы плана.
    2. Подготовка творческих проектов (сообщений с использованием презентаций):
    «Творчество…» (вопросы 2(б), 3(б)) (групповые задания; 4 группы).

  • Лекция 3. Становление реализма. Просветительский реализм. Роль А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина в формировании критического реализма.

    Cсылка для подключения к лекции:

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/4090896397?pwd=NFFhMmlWVzJmRkM0dFBwSHJLK1Rndz09

    Идентификатор конференции: 409 089 6397
    Код доступа: 2z7eY7

  • Практическое занятие № 5. Критический реализм как литературное направление и его развитие в русской литературе
    1826–середины 1850-х годов
    Вопросы для обсуждения на занятии:
    1. Критический реализм как литературное до начала 1840-х годов направление:
    а) своеобразие тематики и проблематики реалистических произведений. Роман как основной жанр реалистической литературы.
    2. Формирование критического реализма в русской литературе 20–50-х годов XIX столетия:
    а) исторические, культурные и литературные истоки критического реализма;
    б) становление реализма. Дискуссии о времени возникновения нового литературного правления;
    в) «Борис Годунов» А. С. Пушкина и «Горе от ума» А. С. Грибоедова как первые произведения критического реализма;
    г) утверждение критического реализма как ведущего направления в литературе 1826–начала 1840-х годов;
    д) критический реализм в литературе начала 1840–середины 1850-х годов.
    «Натуральная школа» и ее роль в развитии критического реализма.

    Задания к практическому занятию 5:
    1. Подготовка ответов на вопросы плана.
    2. Проекты к пункту плана 2 (групповые задания, 5 групп).

  • Практическое занятие 6. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Вопросы для обсуждения на занятии:
    1. Жанр комедии в русской литературе XVIII–начала XIX столетий. Жанрово-родовые признаки комедии. (Кратко)
    2. Проблематика пьесы и сюжетная основа произведения. Общественный и частный конфликты, основные этапы их развития. Изображение в произведении двух противоборствующих лагерей.
    3. Художественная типизация и индивидуализация действующих лиц, особенности их речевых характеристик. Особенности раскрытия человеческого характера в драме. Основные средства его «самовыявления» (М. Горький): реплика, словесный жест, диалог, монолог, поступок, система действий, самохарактеристика, мнение и отношение к нему других персонажей.
    4. Комедия «Горе от ума» в оценке русских писателей и критиков.
    Задания к практическому занятию 6:
    1. Подготовка ответов на вопросы плана.
    2. Творческое задание к вопросу 3: анализ и выразительное чтения фрагментов комедии по ролям, чтение монологов как примеры к характеристикам персонажей (групповые задания).

  • Лекция 4. Реализм — ведущее направление литературы 19 века.

    Cсылка для подключения к лекции:

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/4090896397?pwd=NFFhMmlWVzJmRkM0dFBwSHJLK1Rndz09

    Идентификатор конференции: 409 089 6397
    Код доступа: 2z7eY7

  • По вашим просьбам публикую списки материалов и вопросов.

    1. Художественные тексты (минимум).

    В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Дружба. Вечер. Людмила. Светлана. Ленора. Двенадцать спящих дев. К Батюшкову. Певец во стане русских воинов. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Славянка. Песня («Кольцо души-девицы»). Узник. Таинственный посетитель. Лесной царь. Граф Гапсбургский. Лалла Рук. Воспоминание (1816г). Невыразимое (отрывок). Шильонский узник. Море. Мотылек и цветы. Кубок. Перчатка. Покаяние. Деревенский сторож в полночь.

    К.Н. Батюшков. Совет друзьям. Выздоровление. К Тассу. Видение на берегах Леты. Воспоминания 1807 года. Веселый час. Элизий. Привидение. Тибуллова элегия Х. Радость. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Переход через Рейн. Мой гений. Пробуждение. «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы». Разлука. Ложный страх. Таврида. К другу. Воспоминания (отрывок). Вакханка. Беседка муз. Из греческой антологии. Подражания древним.

    И.А. Крылов. Модная лавка. Разборчивая невеста. Ворона и Лисица. Мартышка и очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Щука и Кот. Обоз. Кот и Повар. Гуси. Листы и Корни. Орел и Пчела. Пруд и Река. Лебедь, Щука и Рак. Свинья под дубом. Рыбьи пляски. Лжец. Муха и Дорожные. Музыканты. Волк и Ягненок. Осел и Соловей. Ворона и Курица. Слон на воеводстве. Огородник и Философ. Квартет. Демьянова уха. Фортуна в гостях. Тришкин кафтан. Сочинитель и Разбойник. Лягушки, просящие Царя. Парнас. Безбожники. Лисица и Осел. Кукушка и Орел. Мешок. Волки и Овцы. Вельможа.

    Н.М. Карамзин. «История государства Российского» – отрывки об Иване Грозном, Борисе Годунове и «смутном времени».

    П.Я. Чаадаев. Первое философическое письмо. Апология сумасшедшего.

    К.Ф. Рылеев. К временщику. А.П.Ермолову. Гражданское мужество. На смерть Байрона. К***/«Ты посетить, мой друг, желала»/. Гражданин. Думы: Дмитрий Донской. Смерть Ермака. Иван Сусанин. Богдан Хмельницкий. Державин. Поэмы: Войнаровский. Наливайко. Песни: Ах, тошно мне. Уж как шел кузнец.

    А.С. Грибоедов. Горе от ума.

    А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе. К Лицинию. Товарищам. Вольность. Деревня. Черная шаль. Редеет облаков летучая гряда. К Чаадаеву. Эпиграммы (На Аракчеева, на Воронцова и др.). Кинжал. Песнь о вещем Олеге. Узник. Послание цензору. Простишь ли мне ревнивые мечты. К морю. Погасло дневное светило… Воспоминание / «Когда для смертного…» /. Дорожные жалобы. Не дай мне бог сойти с ума. Ненастный день потух. Ночной зефир. Разговор книгопродавца с поэтом. К*** / «Я помню чудное мгновенье» /. Вакхическая песня. Подражания Корану. 19 октября 1825 года. Пророк. Стансы / «В надежде славы и добра» /. Зимняя дорога. В Сибирь. Арион. Поэт. 19 октября 1827 года. Друзьям / «Нет, я не льстец…» /. Не пой, красавица, при мне. Сцена из «Фауста». Няне. Утопленник. Анчар. Поэт и толпа. Чернь. Зимнее утро. Кавказ. Песни западных славян. Я вас любил. Брожу ли я вдоль улиц шумных. Поэту. Бесы. Элегия / «Безумных лет угасшее веселье…» /. Моя родословная. Для берегов отчизны дальней. Эхо. Осень. Пора, мой друг, пора… Египетские ночи. Вновь я посетил… Мирская власть. Отцы пустынники и жены непорочны. Из Пиндемонти / «Не дорого ценю я громкие права» /. Когда за городом задумчив я брожу. Туча. На выздоровление Лукулла. Пир Петра Первого. Я памятник себе воздвиг… Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Братья-разбойники. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Граф Нулин. Домик в Коломне. Полтава. Анджело. Медный Всадник. Борис Годунов. Евгений Онегин. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Пиковая дама. Дубровский. Капитанская дочка. Рославлев. Сказки. Маленькие трагедии. Русалка. Сцены из рыцарских времен.

    Е.А. Баратынский. К Креницыну. «Расстались мы; на миг очарованьем…». Разуверение. «Притворной нежности не требуй от меня». Череп. «Решительно печальных

    строк моих…». Последняя смерть. «Мой дар убог, и голос мой не громок…». «К чему невольнику мечтания свободы?..». «Наслаждайтесь: все проходит!..». Осень. «Толпе тревожный день приветен, но страшна…». «На что вы, дни! Юдольный мир явленья…» «Все мысль да мысль! Художник бедный слова!..». «Предрассудок! Он обломок…». Поэмы: Пиры. Эда. Бал. Цыганка.

    В.Ф. Одоевский. Пестрые сказки. Русские ночи.

    М.Ю. Лермонтов. Жалоба турка. Парус. Умирающий гладиатор. Два великана. Бородино. Три пальмы. Смерть поэта. Ветка Палестины. Узник. Ангел. Когда волнуется желтеющая нива… 1-е января. И скучно и грустно. Дума. Поэт / «Отделкой золотой блистает мой кинжал» /. Из-под таинственной холодной полумаски. Тучи. Прощай, немытая Россия. Родина. Утес. Спор. Сон. Листок. Тамара. Свидание. На севере диком. Горные вершины. Завещание / «Наедине с тобою, брат…» /. Выхожу один я на дорогу. Пророк. Песня про царя Ивана Васильевича. Беглец. Маскарад. Мцыри. Демон. Вадим. Княгиня Лиговская. Герой нашего времени.

    Н.В. Гоголь. Сборники повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки» / Сорочинская ярмарка. Вечер накануне Ивана Купала. Пропавшая грамота. Майская ночь, или утопленница. Ночь перед Рождеством. Страшная месть. Заколдованное место. Иван Федорович Шпонька /; «Миргород» / Вий. Тарас Бульба. Старосветские помещики. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем /; «Петербургские повести» / Невский проспект. Нос. Портрет. Шинель. Коляска. Записки сумасшедшего /. Ревизор. Женитьба. Театральный разъезд. Игроки. Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями.

    А.В. Кольцов. Косарь. Лес. Крестьянская пирушка. Песня пахаря. Размышления поселянина. Не шуми ты, рожь. Урожай. Цветок. Горькая доля. Первая песня Лихача Кудрявича. Русская песня / «Ах, зачем меня…» /. Последний поцелуй. Стенька Разин. Бегство. Горе. Тоска по воле. Хуторок. Деревенская беда. Что ты спишь, мужичок. Два сокола. Разлука. На заре туманной юности.

    В.Г. Белинский. Литературные мечтания. О русской повести и повестях г. Гоголя. Стихотворения Кольцова. «Горе от ума». «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова. Стихотворения М. Лермонтова. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души». Иван Андреевич Крылов. Сочинения Александра Пушкина /11статей/. Взгляд на русскую литературу 1846 г. Взгляд на русскую литературу1847г. Письмо к Гоголю /1847/.

    А.И. Герцен. Кто виноват? Доктор Крупов. Сорока-воровка. Былое и думы / главы и эпизоды /.

    *2. Научная литература для обязательного изучения

    1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. — М., 1999 (один раздел по выбору).

    2. Белинский В.Г. И.А. Крылов. Русская литература в 1841 г. Сочинения Александра Пушкина (ст. 3, 5, 8, 9). «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова. Стихотворения М. Лермонтова. А.В. Кольцов. «Горе от ума». О русской повести и повестях г. Гоголя. Статьи о «Мертвых душах». Письмо к Гоголю.- (люб. изд.).

    3. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. — М., 1974.

    4. Виноградов И. По живому следу. — М., 1987 (гл. «Философский роман Лермонтова»).

    5. Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. — Волгоград, 1991 (гл. 1,2).

    6. Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII- нач. ХIХ вв. — Волгоград, 1976.- С. 194-224.

    7. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. — Волгоград, 1996.

    8. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М., 1973.

    9. Красухин Г.Г. «Покой и воля: Некоторые проблемы пушкинского творчества. — М., 1987.

    10. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. 2-е изд. — М., 1983.

    11. Он же. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. 2-е изд. — М., 1983.

    12. Он же. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1988.

    13. Он же. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994.

    14. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд. — М., 1988.

    15. Он же. Динамика русского романтизма. — М., 1995.

    16. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. — Волгоград, 1992.

    17. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества. // Литературное обозрение или Вопросы литературы. — 1989. — №10.

    18. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. — М., 1987.

    19. Пушкин в русской философской критике: Конец ХIХ — перв. пол. ХХ в.- М., 1990 (одна статья по выбору).

    20. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Гоголя «Мертвые души». Комментарий. — Л., 1974.

    21. Соловей Н.Я. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. — М., 1981.

    22. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. — М., 1978.

    23. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. — Л., 1986.

    24. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М., 1975.

    25. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина».- М., 1989.

    3. Тексты для заучивания наизусть

    В.А. Жуковский. Лесной царь. Невыразимое /отрывок/.

    К.Н. Батюшков. Элизий. Мой гений. Пробуждение. «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы». Разлука.

    И.А. Крылов. Парнас. Безбожники. Лисица и Осел. Кукушка и Орел. Вельможа.

    К.Ф. Рылеев. Гражданин. К*** / «Ты посетить, мой друг, желала» /.

    А.С. Пушкин. Погасло дневное светило. Воспоминание / «Когда для смертного умолкнет шумный день» /. Дорожные жалобы. Брожу ли я вдоль улиц шумных. Элегия / «Безумных лет угасшее веселье» /. Не дай мне бог сойти с ума. Вновь я посетил. Пора, мой друг, пора… Мирская власть. Отцы пустынники и жены непорочны. Из Пиндемонти / «Не дорого ценю я громкие права» /. Когда за городом задумчив я брожу.

    М.Ю. Лермонтов. Ангел. Когда волнуется желтеющая нива. Дума. Поэт / «Отделкой золотой блистает мой кинжал» /. И скучно и грустно. Завещание / «Наедине с тобою, брат…» /. Сон. Листок. Выхожу один я на дорогу. Пророк.

    Е.А. Баратынский. «Предрассудок! Он обломок». «На что вы дни? Юдольный мир явленья». «Толпе тревожный день приветен, но страшна…». «Все мысль да мысль! Художник бедный слова».

    А.В. Кольцов. «Что ты спишь, мужичок?». Разлука (1820).

    Большие стихотворные формы (поэмы, «Евгений Онегин», стихотворные драмы) следует знать в объеме отдельных строк, двустиший, встречающихся в лекциях и монографиях.

    Вопросы к экзамену:

    (четвертый семестр)

    Студенты должны продемонстрировать прочные знания историко-литературного процесса первой половины XIX века: основных теоретических проблем курса, особенностей и закономерностей развития отечественной литературы с учетом социокультурного контекста и творчества отдельных писателей; иметь ясное представление о своеобразии художественного творчества русских классиков; показать умение целостного анализа художественного произведения; умение привлекать в анализе тексты научных работ и художественные тексты (цитирование).

    1. Общая характеристика русской литературы Х1Хв. / 1пол. /.

    2. Жизнь и творчество В.А. Жуковского. Целостный анализ стихотворения (баллады) В.А. Жуковского (по выбору).

    3. Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова. Целостный анализ стихотворения К.Н. Батюшкова (по выбору).

    4. И.А. Крылов – баснописец. Целостный анализ басни И.А. Крылова (по выбору).

    5. «История государства Российского» Н.М. Карамзина как явление русской культуры. Комментарий одной из глав книги.

    6. Мировоззрение и личность П.Я. Чаадаева.

    7. Жизнь и творчество К.Ф. Рылеева. Целостный анализ стихотворения К.Ф. Рылеева (по выбору).

    8. Личность А.С. Грибоедова и комедия «Горе от ума». Целостный анализ комедии.

    9. Опыты профессионального самосознания в лирике А.С. Пушкина. Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина по теме.

    10. Лирика А.С. Пушкина 1813-1820 годов и поэма «Руслан и Людмила». Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина этого периода (по выбору).

    11. Лирика А.С. Пушкина 1820-1826 годов. Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина этого периода (по выбору).

    12. «Южные» поэмы А.С. Пушкина. Целостный анализ южной поэмы А.С. Пушкина (по выбору).

    13. Поэмы А.С. Пушкина «Граф Нулин» и «Полтава»: идейно-художественное своеобразие.

    14. Лирика А.С. Пушкина 1827-1836 годов. Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина этого периода (по выбору).

    15. «Болдинские» поэмы А.С. Пушкина. Целостный анализ болдинской поэмы А.С. Пушкина (по выбору).

    16. Роман «Евгений Онегин» и отраженная в нем действительность.

    17. Художественная структура романа «Евгений Онегин».

    18. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Целостный анализ повестей (1 по выбору).

    19. Новелла А.С. Пушкина «Пиковая дама»: проблематика и поэтика.

    20. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: особенности жанра, система образов, идеи, композиция.

    21. Сказки А.С. Пушкина. Целостный анализ сказки (по выбору).

    22. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: идейно-художественное своеобразие.

    23. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Целостный анализ трагедии (1 по выбору).

    24. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Целостный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору).

    25. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»: идейно-художественное и жанровое своеобразие.

    26. Поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя…» и «Мцыри»: идейно-художественное и жанровое своеобразие.

    27. Драма М.Ю. Лермонтова «Маскарад»: проблематика и поэтика.

    28. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: идейно-художественное своеобразие.

    29. Поэзия Е.А. Баратынского. Целостный анализ стихотворения Е.А. Баратынского (по выбору).

    30. Сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Целостный анализ повестей (1 по выбору).

    31. Сборник Н.В. Гоголя «Миргород». Целостный анализ повестей (1 по выбору).

    32. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Целостный анализ повестей (1 по выбору).

    33. Драматургия Н.В. Гоголя / «Ревизор», «Женитьба» /. Целостный анализ комедии (1 по выбору).

    34. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: от замысла к воплощению.

    35. Поэтика «Мертвых душ».

    36. Поздний Гоголь. Письмо В.Г. Белинского к Гоголю / 1847 /.

    37. Поэзия А.В. Кольцова. Целостный анализ стихотворения А.В. Кольцова (по выбору).

    38. Художественная проза А.И. Герцена. Роман «Кто виноват?»: идейно-художественное своеобразие.

    39. Мемуарная проза А.И. Герцена. «Былое и думы»: проблематика и поэтика.

    40. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. Анализ одной из его статей (по выбору).

  • Занятие №7. Основные этапы лирического творчества А.С. Пушкина

    Вопросы к обсуждению на занятии:

    1. История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина.

    2. Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении.

    3. Основные критерии дифференциации лирического творчества Пушкина / биографический, процесс внутреннего развития, эволюция лирических жанров и др. /.

    4. Характеристика основных этапов лирического творчества поэта.

    Рекомендую ознакомиться с этой литературой:

    1. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990 / гл. «Современные проблемы историко-литературного изучения» /.

    2. Сидяков Л.С. Проблемы периодизации творчества Пушкина // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. Т. 41. № 3.

    3. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986.

  • Занятие № 8. Основные лирические циклы А.С. Пушкина конца 20-х-30-х годов

    Вопросы:

    1. «Подражания Корану» / замысел, жанровое, композиционное своеобразие /.

    2. «Песни западных славян» / фольклорная традиция, сюжет, композиция /.

    3. «Каменноостровский» цикл / основные мотивы, проблема религиозности автора /.

    4. Эмоциональный тон / пафос / пушкинской поэзии.

    Рекомендую ознакомиться с этой литературой:

    1. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция.- Л., 1986

    В зум подключаемся по ссылке на лекцию.

  • Занятие №9. Типы поэмного жанра в творчестве А.С. Пушкина.

    Вопросы:

    1. Особенности повествовательной формы «Руслана и Людмилы».

    2. Байронический романтизм и его преодоление / «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», Цыганы» /.

    3. Прозаизация поэзии в «Графе Нулине» и «Домике в Коломне».

    4. «Полтава» как явление первого этапа пушкинского историзма.

    5. Миф в идейной структуре поэмы «Анджело».

    6. Философско-историческая символика «Медного Всадника». Фольклорная традиция в поэме.

    Задание:
    1. Ознакомиться с текстами поэм, подготовить анализ произведений с тематическими акцентами данными в вопросах.
    2. По командам (2-3 чел.) подготовить творческое представление одной из поэм на выбор в форме видео-буктрейлера или наиболее яркого эпизода любой поэмы в виде комикса.

    Рекомендую ознакомиться с этой литературой:

    1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. — М., 1999 (раздел о «Медном Всаднике»).

    2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. — М., 1974.

    3. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. — Л., 1976 (гл. «Пушкин в работе над «Полтавой»).

    4. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. — Л., 1978.

    5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1988 (раздел о Пушкине) (консп.).

    6. Он же. Идейная структура поэмы «Анджело» // Пушкинский сборник. — Псков, 1973.

    7. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1998 (консп. раздела о поэмах Пушкина).

    8. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. — Саратов, 1980.

    9. Манаенкова Е.Ф. Фольклорная традиция в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник»: Дис. … канд. филол. наук. — Волгоград, 1994.

    10. Осповат А.Л., Тименчик. Р.Д. «Печальну повесть сохранить…»: Об авторе и читателе «Медного Всадника». 2-е изд. — М., 1987.

    11. Томашевский Б.В. Работы разных лет. — М., 1990 (гл. «Поэтическое наследие Пушкина / лирика и поэмы /»).