01.06.2021
Лекция 4. Вопросы истории и теории литературы в школьном изучении (2 часа)
План лекции:
4.1. Изучение монографических и обзорных тем в школьном курсе литературы
Цель: познакомить с видами обзорных тем и особенностями их изучения в средних и старших классах.
Задачи: определить задачи и особенности изучения обзорных тем в средних и старших классах; представить варианты уроков-обзоров; продемонстрировать возможности использования межпредметных связей и различных видов наглядности в процессе проведения уроков-обзоров
По своему характеру различают обзорные темы вводные и обобщающие, краткие историко-культурные обзоры и обзорные характеристики литературы определенного периода общественно-исторического развития. Существую следующие виды обзорных тем: вводный обзор к изучению творчества писателей определённого периода, обзор-микрокурс, обзоры-звенья, итоговый обзор (З.С. Смелкова). Условиями, способствующими более прочному усвоению материала в ходе изучения обзорной темы, являются чёткость постановки образовательных и воспитательных задач, определение центральной проблемы, принципы организации и отбора материала, установление общих закономерностей развития литературы и других видов искусства. Представим некоторые варианты изучения обзорных тем.
Так, например, в ходе проведения урока обзорного типа «Жанр басни в мировой литературе» (5 класс) следует рассмотреть традиционный круг басенных сюжетов и образов, определить нравственные проблемы в басне (мораль). Стоит сказать об аллегории как форме иносказания и средстве раскрытия определённых свойств человека при помощи образов животных и предметов. Используя метод сравнительного анализа в процессе изучения обзорной темы «Жанр басни в мировой литературе», можно рассмотреть сюжеты античных басен (Эзоп «Ворон и Лисица», «Муравей и Жук») и их обработку в литературе XVII-XVIII вв. (Лафонтен «Дуб и трость», Г.Э. Лессинг «Свинья и Дуб»). При разработке планов-проспектов обзорного урока следует руководствоваться Примерной программой по литературе, которая для 5 класса предусматривает следующий ряд обзорных занятий: «Литературная сказка», «Образ времени года в литературном произведении», «Образ Родины в русской поэзии», «Образы детей в мировой литературе», «Образы детей в военной поэзии и прозе», «Жанр рассказа в мировой литературе», «Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей».
Возможно и обзорное изучение творчества одного художника слова. Обратимся к обзорной теме «Художественный мир В. Брюсова» (11 класс). Содержание лекции включает в себя следующую информацию: В. Брюсов как один из основоположников символизма в русской литературе. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова: урбанизм, история, смена культур, научное познание мира, неуловимая мечта, сила воображения, основой которого может быть реальная жизнь или экзотика. Культ формы в лирике Брюсова: рационализм, отточенность образов и стиля. Попытка создать образец, схему русского стиха, выявить его новые возможности. Далее следует анализ двух-трёх стихотворений В. Брюсова, например, «Каменщик», «Грядущие гунны», и поиск ответа на проблемные вопросы: какие обстоятельства повлияли на формирование творческого кредо В. Брюсова? Как соотносятся в восприятии лирического героя его стихотворений картина реального мира и мир мечты? Необходимо установление внутрипредметных связей в процессе изучения творчества В. Брюсова. Следует сказать о своеобразии решения темы поэта и поэзии в стихотворениях А.С. Пушкина («Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»); М.Ю. Лермонтова («Поэт», «Пророк»); Н.А. Некрасова («Поэт и гражданин», «Элегия») и В. Брюсова «Творчество», «Юному поэту».
Изучение обзорной темы ««Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» (П. Герман): обзор литературы 30-х гг. ХХ века» в 11 классе предусматривает рассмотрение следующих вопросов: апофеоз соцреалистической парадигмы в литературе: окончательное официальное закрепление несвободы художника. Устав Союза советских писателей, формулирующий метод социалистического реализма. Официальный «художественный монологизм» (единообразие идей, языка и стилей, вытеснение орнаментальной и сказовой прозы). Каноны социалистического реализма, назидательность и идеализация действительности. «Производственная проза» 30-х годов («Время, вперёд!» В. Катаева). Отсутствие героя, частной жизни; коллективный труд как цель и смысл человеческого существования. Формирование нового типа «массового человека». Романы воспитания. «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко. Роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь», создающий образ советского человека. Развитие жанра исторического романа («Пётр Первый» А.Н. Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова). Воспевание новой колхозной деревни в поэзии М. Исаковского и «Стране Муравии» А.Т. Твардовского. В ходе данного урока следует использовать межпредметные связи с историей: ликвидация нэпа, начало коллективизации и индустриализации в стране; изобразительным искусством и скульптурой: С. Герасимов «Колхозный праздник», Б.В. Иогансон «Допрос коммуниста», В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»; музыкой: песни И. Дунаевского, Д. Шостаковича, М. Блантера, Ю. Хайта; кино: «Чапаев» (1934 г.), «Семеро смелых» (1936 г.), «Трактористы» (1939 г.) и др.
Литература:
1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. Первое полугодие – М., 2004.- С. 18-24.
2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. Второе полугодие – М., 2004.- С. 179-197.
3. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы.- М., 1974
4. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 232-244.
5. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 227-234.
6. Подругина И.А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. – М., 1994.
4.2. Значение, содержание и методика анализа литературно-критических статей на базовом и профильном уровнях обучения.
Цель: познакомить с методикой анализа литературно-критических статей на базовом и профильном уровнях обучения.
Задачи: определить роль литературной критики в развитии изящной словесности; продемонстрировать возможности использования приёма сравнительного анализа в процессе изучения критических статей; научить составлять план, тезисы и конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
Значение, содержание и методика изучения литературно-критических статей на уроках литературы. Роль критики в развитии изящной словесности, в общественном самосознании, в освободительном движении. Изучение критической статьи параллельно с работой над литературным произведением, во взаимодействии с теорией литературы. Использование приёма сравнительного анализа в процессе изучения критических статей: Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев о Катерине («Гроза»); Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин об Обломове и др. Методика составления плана, тезисов, конспекта литературно-критической статьи.
. Литература
1. Войтушенко В.Д., Король Н.И. Изучение литературно-критических материалов в школе. – Киев, 1982.
2. Дановский А.В. Изучение литературно-критических статей. // Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М., 1990.
3. Демидова Н.А. Изучение литературно-критических статей // Методика преподавания литературы. — В 2 ч. Ч. 2. – М., 1995.
4. Костылев О.Л. Критическая статья на уроке литературы. – Л., 1976.
4.3. Вопросы теории литературы в школьном изучении.
Цель: определить роль теории литературы в совершенствовании читательского опыта учащихся, овладении критериями оценки художественного явления.
Задачи: представить круг теоретико-литературных понятий, изучаемых в средних и старших классах; наметить последовательность в формировании теоретико-литературных понятий; продемонстрировать алгоритм формирования понятий «олицетворение», «композиция», «классицизм».
Системно-функциональный подход к школьному изучению истории и теории литературы как условие овладения учащимися историко- и теоретико-литературными знаниями. Взаимосвязь логики науки с логикой учебно-воспитательного процесса. Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании. Система теоретико-литературных понятий, изучаемых в школе. Наглядно-образная основа историко- и теоретико-литературных понятий в школе. Понятия о литературных направлениях и течениях и понятия, связанные с освоением основных компонентов литературного произведения.
Роль теоретико-литературных понятий в совершенствовании читательского опыта учащихся, овладении критериями оценки художественного явления. Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий:
Накопление фактов, характеристика литературных явлений.
Общее представление о признаках этого явления.
Определение понятия или установление его характерных признаков.
Закрепление существенных признаков понятия или его определения.
Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.
Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.
Литература
1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. – М., 1983.
2. Балыбердин А.Г. Формирование теоретико-литературных понятий в школе (IV-VII классы). – Киров, 1974.
3. Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в VIII классе. – М., 1980.
4. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.
5. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. – М., 1988.
6. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. – М., 1974.
7. Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении – М.: Флинта. 1997.
8. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 267-294.
9. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 248-263.
10. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. – М., 1999.
11. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976.
12. Федотов О.И. Основы теории литературы. – В 2 чч. – М., 2003.
13. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.
Отчётность: дать краткий ответ (10-15 предложений) на один из вопросов по материалам лекции:
1. Какие типы обзорных тем выделяются в современной методической литературе?
2. Каково соотношение обзорных и монографических тем в программах литературного образования?
3. Каковы задачи изучения обзорных тем в старших классах? Какова тематика и проблематика уроков-обзоров, рекомендуемых программой по литературе для 9-11 классов?
4. Какие факторы оказывают влияние на отбор содержания урока?
5. Как в процессе изучения обзорной темы используются межпредметные связи и различные виды наглядности?
6. Каково значение изучения литературно-критических статей на уроках литературы?
7. Какую роль играет приём сравнительного анализа в процессе изучения критики?
8. Стоит ли всегда соглашаться с оценкой произведения, данной Белинским, Добролюбовым или другим именитым критиком?
9. Можно ли наряду с классическими образцами использовать на уроке современные критические статьи и почему?
10. Каково значение изучения теории литературы в школе? В чём специфика данной работы в среднем и старшем звене?
11. Какова последовательность в формировании теоретико-литературных понятий?