5 марта 1950 в городе Чкалов (ныне – Оренбург) в семье работников театра родился известный фантаст, поэт и автор-исполнитель Евгений Юрьевич Лукин. Мать фантаста – драматическая актриса. Отец – заслуженный артист ТССР, несколько лет был главным режиссером Ашхабадского драмтеатра. В четыре года Евгений самостоятельно освоил чтение и начал проявлять интерес к литературе. Первой книгой, которую он одолел, стал «Каменный гость» Пушкина. В тринадцатилетнем возрасте Лукин открывает для себя жанр фантастики в книгах Станислава Лема, Рэя Брэдбери и братьев Стругацких. В 1966-1967 годах в газете «Комсомолец Туркменистана» и журнале «Ашхабад» выходят его первые подборки стихов и пародийная фантастическая повесть «Оранжевая Вега».
«Детство мое прошло за кулисами. Города так и мелькали: Оренбург, Тула, Псков, Вологда, Севастополь, Ашхабад… В творческом плане целиком обязан родителям, в основном, отцу. Поначалу часто ловил себя на мысли, что скорее режиссирую, нежели пишу».
В 1967 году Евгений Лукин переводится на историко-филологический факультет Волгоградского пединститута, где знакомится с Любовью Белоножкиной. Их общение началось с участия в создании институтской газеты «Учитель» и написания друг на друга эпиграмм.
«Познакомились в студенческом возрасте, тут же разругались, смертельно возненавидели друг друга и продолжали враждовать, пока не стали в итоге мужем и женой».
В 1972 году молодая пара оканчивает вуз, женится и уезжает работать учителями русского языка и литературы в сельскую школу Нижней Добринки Камышинского района.
«Был сельским учителем, причем явно не очень хорошим, поскольку, когда меня призвали в армию, с радостью покинул школу. В армии не нужно было никем командовать, мне это нравилось. Тогда я решил, что больше никогда не буду педагогом».
Служил Евгений Лукин в ракетной части на территории Средней Азии. После демобилизации семья возвращается в Волгоград, а в 1974 году у них рождается сын Юрий. До того, как стать профессиональным писателем, Лукин успел поработать фотографом НИИ, монтировщиком сцены Волгоградского драмтеатра, резчиком холодного металла на «Красном Октябре», корреспондентом многотиражки мебельной фабрики, выпускающим «Волгоградской правды», ответственным секретарем журнала «Нива»… Богатый и разнообразный трудовой опыт найдет отражение в широком ряде произведений.
Совместное творчество супругов начиналось как словесная игра: за определенное время необходимо было успеть как можно больше досадить литературному противнику, сидящему напротив, ставя его в своих «миниатюрах» в нелепейшие, а порою уж совсем безвыходные ситуации. В 1975 году Любовь и Евгений Лукины написали свой первый рассказ «Рисунки копотью» (в расчете на «застольное чтение»), а в 1981 году в газете «Вечерний Волгоград» была опубликована их первая повесть «Каникулы и фотограф». Несмотря на периферийный характер издания, произведение было замечено любителями фантастики, и вскоре волгоградский дуэт получил всесоюзное признание. С тех пор произведения Лукиных регулярно печатались в газетах, журналах и сборниках «Знание – сила», «Искатель», «Вокруг света», «Советская фантастика», «Советская литература», в дайджесте «Спутник», в чешских, болгарских, немецких журналах.
«Первый роман пошел по рукам и попал к редактору «Вечерки». Он предложил сократить его вдвое. Ради публикации мы были готовы на все и сократили. Оказалось, что вещь от этого только выиграла, а мы не могли поверить своему счастью».
Осенью 1982 года Лукин отправляется на первый Всесоюзный семинар молодых фантастов и приключенцев в подмосковную Малеевку, где оказывается одним из немногих авторов, уже имеющих публикации.
В 1984 году вокруг Лукиных разразился скандал. Лукины отдали в Нижне-Волжское книжное издательство рукопись своего первого сборника «Ты, и никто другой» в сопровождении положительной рецензии Е. Войскунского, однако затем последовали резко отрицательные рецензии А. Осипова и Ю. Тупицына, закончившиеся разгромной рецензией А. Казанцева. Эта история стала частью кампании по обвинению членов клубов любителей фантастики в антикоммунистической направленности творчества.
«Не уверен, что партначальники прочли повести и рассказы, но обсуждалась рукопись чуть ли не на бюро обкома. А издательство, выполняя решения партии, решило заказать внутренние рецензии «проверенным» бойцам. Одну из них написал, вы не поверите, живой классик советской литературы. Не буду называть его фамилию. Известен он не только своими книгами, но и доносами на коллег. На наш скромный труд он накатал рецензию на восемнадцати (!) страницах на машинке через один интервал. Надо ли говорить, что после этого отзыва о выпуске сборника не могло быть и речи.
Но в издательстве допустили одну ошибку. Люба тогда работала там корректором, и они по-свойски дали ей на сутки рецензию. Я когда прочитал ее, просто остолбенел. Если б классик прошелся только по нашей рукописи, это было бы понятно, но он зачем-то решил разом похоронить всю отечественную фантастику. Стал сводить счеты со Стругацкими, Китайгородским, кинорежиссером Андреем Тарковским… Можете представить, что мы почувствовали, увидев в этом почетном ряду нашу фамилию. Я сделал копию рецензии и отправил ее Стругацким. Гнев их был страшен. Аркадий Натанович ходил к Зимянину, тогдашнему секретарю ЦК КПСС, курировавшему идеологию. Уж не знаю, что он там говорил в высоком кабинете, только скандал с клубами любителей фантастики скоро замяли. А мы удостоились первого письма от классика. Не забуду замечательную его фразу: «Стал на вашу сторону самозащитно, ознакомившись с поклепом старого негодяя…».
«Шок страшный. Мы сидели в полной прострации. Честно говоря – испугались. Решили спрятать Цветаеву, которая у нас была в самиздате. Сейчас это смешно, а тогда у нас началась тихая паника. Хотя когда мы вдумались в аргументы статьи, то покатились со смеху. Ее идиотизм сразу выплыл наружу. Нас спасла глупость противников. Для того, чтобы потопить наш первый сборник, нужна была дробина. Но вместо этого устроили скандал на всю страну. Дали нам рекламу, и мы прославились».
Весной этого же года писателей пригласили в Тбилиси, где литературный клуб любителей фантастики «Фаэтон» проводил конкурс на лучший фантастический рассказ антивоенной тематики под девизом «Не дадим взорвать мир». Супруги Лукины получают первый приз за рассказ «Право голоса». К талантливой паре приходит всесоюзная известность. В 1992 году Лукиных принимают в Союз писателей СССР. В этом же году Лукин попадает в «горячую точку» – Приднестровье. Сам собою рождается цикл «Приднестровских песенок» под общим заголовком «Я твой племянник, Родина». За эту лирику правительство Приднестровья объявляет Евгения Лукина в 1993 году первым лауреатом Государственной премии Приднестровской Молдавской Республики в области литературы.
В начале 90-х годов Любовь Лукина перестает заниматься литературным творчеством и Евгений занимается переводом с английского романа писательницы-фантаста Барбары Хэмбли «Драконья погибель». После трагической смерти жены Лукин пытается закончить начатую еще в соавторстве повесть «Там, за Ахероном». Свой первый «сольный» рассказ «Словесники» он публикует только в 1997 году и получает за него премии «Интерпресскон» и «Странник». Затем последовал десяток произведений малой формы, романы «Разбойничья злая луна» (1997), «Катали мы ваше солнце» (1997), «Зона справедливости» (1998), «Алая аура протопарторга» (1999), «Слепые поводыри» (2000) и др.
Сергей Синякин как-то заметил, что Евгений Лукин «абсолютный рекордсмен в деле получения призов и литературных премий». Действительно, он имеет огромное количество жанровых наград: «АБСпремия» (1999, 2005, 2009), премии «Бронзовая улитка» (1996, 1998–2000, 2008), «Великое кольцо» (1986, 1990–1992), «Еврокон» (1990, 2015), «Звездный мост» (2000, 2004, 2008), «Интерпресскон» (1997–2002, 2004, 2005, 2009, 2013, 2014, 2016–2018), «РосКон» (2001–2003, 2008–2017) и др. Лукины стали четырехкратными лауреатами всероссийского читательского приза «Великое кольцо» (в 1986 году за рассказ «Не верь глазам своим», в 1990 – за повесть «Вторжение», в 1991 – за повесть «Разрешите доложить!», в 1992 – за повесть «Сталь разящая»). Супругам были вручены медаль и диплом «Еврокона-90» (Файенс, Франция).
Отдельное место в творчестве Евгения Лукина занимают стихи. Корни его поэзии те же, что и прозы: фантастичность и абсурдность действительности. В 2000 году в Волгограде малым тиражом выходит его первый поэтический сборник «Дым Отечества», а в 2004 – сборник «Чертова сова». Нашли своего читателя сборники «Фарфоровая речь» (2002) и «Ой да…» (2001). Более узкому кругу читателей Лукин известен как бард, чьи песни часто звучат на слетах фантастов. Евгений Лукин является автором «Гимна Интерпресскона», который с 1998 года исполняется им самолично на открытии каждого конвента.
Много лет Евгений Лукин вел занятия в литературной студии при Волгоградском союзе писателей, помогая другим людям овладеть навыком писательства. Указом Президента РФ от 18.10.2011 №1373 «О награждении наградами Российской Федерации» за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Лукин был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а в 2017 году он получил и Государственную премию Волгоградской области.
Сам Евгений Лукин признается, что давно уже не видит разницы между вымыслом и реальностью, он считает, что мы живем в фантастической стране и что ничего не надо придумывать – достаточно оглядеться. Цель творчества Е. Лукина состоит не в коммерческом интересе или славе:
«Пишу для себя, пытаюсь разобраться в собственных проблемах, точно уверенный, что среди многих русскоязычных миллионов обязательно наскребётся миллионишко, мучимое теми же самыми вопросами».
Литература:
- Белоножкин С. Евгений Лукин. «Невероятнее нашей с вами современности ничего не выдумаешь»: интервью // Областные вести. 2009. 3 – 9 апреля. С. 5.
- Валиева С. Фантасты Лукины: «Вынырнуть из бочки и посмеяться» // Ленинец. Молодежная газета Башкирии. 22 октября 1991 года.
- Гридина Г. Евгений Лукин. «Лучше быть живым финалистом, чем мертвым лауреатом»: Интервью // Вечерний Волгоград. 2004. 4 июля. С. 17.
- Иванникова Е.В. Белка // Небесный ковчег: воспоминания о волгоградских писателях / редкол. Т. И. Брыксина и др. 3-е изд., доп. Волгоград: Издатель, 2012. С. 240–252.
- Ларионов В. Евгений Лукин. «Нас опять не сломить»: Интервью.
- Лукин Е.Ю. // Искусство Волгограда.
- Лукин Евгений // Лаборатория фантастики.
- Лукин Е. Технический ВТУЗ.
- Синякин С.Н. Светить, сгорая // Небесный ковчег: воспоминания о волгоградских писателях / редкол. Т. И. Брыксина и др. 3-е изд., доп. Волгоград: Издатель, 2012. С. 253–259.
- Синякин С. Когда он доломает игрушку: К шестидесятилетию Евгения Юрьевича Лукина // Шалтай–Болтай. 2010. №1. С. 4–6.
- Смирнов В.Б. Евгений и Любовь Лукины // По следам времени. Из истории писательской организации Царицына – Волгограда. Волгоград: Комитет по печати,1996. С. 332–335.
- Харитонов Е. Е. Лукин: вполголоса о главном. Беглые заметки о творчестве Е. и Л. Лукиных.
#Росмолодежь, #Росмолгрант, #Ресурсцентр, #ВКМП, #Россиястранавозможностей, #МПВО, #МПРФ, #перископ,
#библиотекадлямолодежи, #vobm_vlg, #ГорьковкаОнлайн, #volglib, #bibvlg, #филфаквгспу, #ФФО, #я_филолог, #вгспу