«Волгакон-1991»: из истории фестиваля

Логотип «Волгакона-91»

Идея провести конвент любителей фантастики на берегах Волги была реализована знаменитым фэном № 1 Советского Союза Борисом Завгородним в сентябре 1991 года. Впервые он задумался об этом еще в 1984 году, включив в план заседаний КЛФ «Ветер времени» на октябрь проведение «Ветрокона». Однако разгром фэндома «отменил» не только фестиваль, но и сам клуб. Вновь к этой идее Борис возвращается в 1988 году. После посещения «Соцкона», в конце 1989 года, Завгородний обращается к руководству АТОМа (Ассоциация творческих объединений молодежи) и получает поддержку, в том числе финансовую. Впрочем, у фестиваля были и другие спонсоры: ЛИА «Эридан» (Минск), ВТО МПФ при ЦК ВЛКСМ ИПО «Молодая гвардия» (Тирасполь), творческое производственное предприятие «Хайтех» (Одесса), ТПО «Измерение» (Ленинград), кинокомпания «Русское кино» (Москва), Волгоградское общество книголюбов, ЛИА «БАЗИАТ» (Волгоград), рекламная фирма «Ивет», писатель-фантаст Иар Эльтеррус и др.

Обложка сборника «Киберпанки на Волге»

«Волгакон-91» проходил с 8 сентября  по 14 сентября 1991 года. Ведущей темой конвента был объявлен популярный в те годы жанр киберпанка, поэтому фестиваль получил второе название «Киберпанки на Волге». Одноименное название получил приуроченный к мероприятию сборник зарубежных киберпанков Брюса Стерлинга и Пола Ди Филиппо. Впрочем, ни один киберпанк на «Волгакон-91» так и не приехал. Однако среди прибывших были не менее известные личности, не испугавшиеся августовских событий 1991 года: писатели-фантасты Кристофер Сташефф (США), обладатель премий «Небьюла» (1990) и «Хьюго» (1991) Терри Биссон (США), Пол Парк (США), физик и писатель Джеймс Хоган (Ирландия), писатель и редактор Эрик Симон (Германия), профессор филологического факультета университета города Сан-Диего Ларри Мак Кэффри (США), член Британской ассоциации научных фантастов, председатель HФ-клуба, прозаик Крис Чиверс (Великобритания), издатель и редактор журнала «Ментор» Рон Кларк (Австралия), издатель и переводчик Hорихиро Ооно (Япония), редактор Владо Риша (Чехословакия), фэн и издатель Ивайло Рунев (Болгария). Еще обширнее был перечень отечественных писателей и фэнов: Александр БачилоАлександр БольныхЮрий БрайдерЮлий БуркинВладимир ВасильевМихаил ВеллерЛев ВершининЭдуард ГеворкянВасилий ГоловачевЕвгений ДроздВиталий ЗабиркоВасилий ЗвягинцевБорис ЗеленскийЛюдмила КозинецАлан КубатиевЛеонид КудрявцевАндрей ЛазарчукСвятослав ЛогиновЛюбовь и Евгений ЛукиныЕвгений ПанаскоИгорь ПидоренкоВиталий ПищенкоВладимир ПокровскийГеннадий ПрашкевичСергей СинякинАндрей СтоляровМихаил УспенскийИгорь ФедоровЕвгений ФиленкоНиколай ЧадовичМихаил ШаламовБорис Штерн  и др. Всего в Волгоград прибыло более 300 человек из 66 городов.

Сувенирные «деньги»

Борис хорошо подготовился к конвенту, выпустив широкий ряд рекламной продукции с символикой «Волгакона»: конверты, бланки писем и закладки с фирменной символикой, два вида открыток, пакеты, ручки, футболки, плакаты, оберточная бумага, пивные кружки с Волгаконём (маскотом конвента), пивные этикетки и даже сувенирные «деньги» ‒ один стругль, три кларка и сто фэнов (с портретом самого Завгороднего).

Особо значимым явлением стал выпуск к конвенту целой серии покетбуков, среди которых были дебютные книги Вохи Васильева, Сергея Синякина, Марианны Алферовой, Александра Больных, Ольги Акимочкиной, Сергея Щеглова, Леонида Резника. Специально к фестивалю был выпущен англоязычный сборник «Fank-91», включавший ряд статей о фэндоме и советской фантастике. А по завершении конвента — опубликован сборник отечественных авторов «Волгакон-1».

Фирменная пивная этикетка

Культурная программа включала экскурсию в «Казачий курень», прогулку по Волге, пикник на острове «Денежный» и заключительный банкет в ресторане гостиницы «Турист». Но официальным докладам и лекциям фэны предпочитали кулуарное общение с зарубежными писателями и друг с другом, которое не прекращалось даже ночью: «Невозможно передать тот дух общения, который неизменно витал на всех 13 этажах гостиницы («Турист»). В один из дней все иностранные гости проводили мини-пресс-конференции. Нужно было видеть, как мы метались с этажа на этаж в бесплодной надежде поспеть везде и послушать всех понемногу. Если к этому прибавить желание пообщаться с советскими писателями, издателями, переводчиками, художниками и просто друзьями, то можете представить, сколько времени оставалось на сон. До нашего приезда в гостинице «Турист» в основном проживали гости с Закавказья, про них говорили, что их дикий темперамент создаёт некоторое беспокойство для персонала. Hо с приездом фэнов всем стало понятно, что до этого были тишайшие времена» [2].

«Волгакон-91» стал первой поистине международной конвенцией в нашей стране: «Российская фантастика перестала вариться в собственном соку и ощутила себя частью всемирного литературного процесса. Киберпанк, фэнтези, космическая опера перестали быть заграничной экзотикой, а вошли в нашу жизнь глубоко и надолго» [3, 267]. «Советский фэндом уже имеет опыт проведения всевозможных конвентов. Это и «Интерпресскон-91», и «Соцкон-89», и «Комариная Плешь», и «Хоббитские игрища», и, конечно, ежегодная «Аэлита» и некоторые другие. Hо до сих пор ни один из них не мог сравниться по представительности и размаху с этой встречей в Волгограде» [2].

Путило О.О.

Список источников:
1. Гаков Вл. Борис, ты всё-таки оказался прав, или первый блин Волгакон // Знание–сила. 1992. № 1. С. 114–115.
2. Готти Ю.О. (Hаумов В.) Семь дней и чёртова дюжина этажей // Магнит (Магнитогорск). 1991. № 39. С. 4.
3. Завгородний Б., Сабитов В. Завгар и фэндом: от заката до рассвета. Екатеринбург: ЭИ @элита, 2017. 512 c.
4. Интерпресскон. Юмор.