11-12 ноября состоялась Всероссийская сетевая онлайн-конференция «Социокультурные практики современного детства», объединившая исследователей из Волгограда, Оренбурга, Ставрополя, Орла, Краснодара, Санкт-Петербурга, Севастополя, Московской области и г. Шахрисабз (Узбекистан).
На пленарном заседании были заслушаны выступления ученых, занимающихся теоретическими педагогическими, психологическими, социологическими исследованиями, методическими разработками проблемы социокультурных практик современного детства. Участники пленарного заседания рассмотрели основные проблемы вхождения детей в современное социокультурное пространство, вопросы конструирования творческих, досуговых практик детей. Модератор – Лариса Бородаева, декан факультета социальной и коррекционной педагогики, заведующий кафедрой социальной педагогики ВГСПУ, кандидат педагогических наук, доцент.
Также была организована работа секционных заседаний, круглых столов.
На секции «Досуговые практики детей и молодежи в современном социокультурном пространстве» обсуждались социально-педагогические аспекты проблемы организации досуга детей; организации досуговой деятельности как средства позитивной социализации детей; технологии организации культурно-досуговой деятельности детей. Руководители – Светлана Морозова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики ВГСПУ, Анастасия Мингалимова, директор МБУ «Центр культуры и молодежной политики Красноармейского района Волгограда».
Секция «Социокультурные практики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» была посвящена обсуждению управленческих, организационно-методических и практических аспектов применения в образовательном процессе ДОУ социокультурных практик; создания условий для развития социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-игровой импровизации и театрализованной деятельности, в процессе организации коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в инклюзивном образовании. Руководитель – Марина Ярикова, ст. преп. каф. специальной педагогики и психологии ВГСПУ.
На секции «Современная система социальной защиты семьи и детства» рассматривались социально-педагогические аспекты проблемы социальной защиты семьи и детства; феномен Детства как возрастной и социальной группы; возможности института семьи в организации социокультурных практик детей. Руководители – Владимир Черников, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики ВГСПУ, Ирина Павлик, директор ГКУ СО «Советский центр социального обслуживания населения».
Секция «Социокультурные практики детей в инклюзивном образовании» была направлена на обсуждение вопросов социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; возможностей социокультурных практик детей с особыми образовательными потребностями; проблемы инклюзивного образования. Руководители – Екатерина Любимова, ст. преп. каф. специальной педагогики и психологии ВГСПУ, Нина Попова, зав. МОУ «Детский сад № 279 Красноармейского района Волгограда».
На секции «Социокультурные практики детей в информационно-образовательном пространстве» обсуждались возможности информационно-образовательной среды образовательного учреждения в развитии и обучении детей; вопросы здоровьесбережения, информационной безопасности и информационной гигиены. Руководитель – Инга Мироненко, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики ВГСПУ.
В рамках круглого стола «Творчество как социокультурная практика» было организовано обсуждение феномена творчества как социального явления и социокультурной практики, средства для самопознания и самоидентификации в социокультурной среде; опыта использования творческих социокультурных практик в образовательном процессе; детского творчества как траектории освоения социокультурного пространства. Модератор – Вера Бондарева, канд. пед. наук, доц. кафедры социальной педагогики ВГСПУ.
Дискуссионная площадка «Социокультурные аспекты социальной эксклюзии детей-сирот» была посвящена обсуждению проблемы сиротства как социально-исторического и социально-культурного феномена; проблемы депривационных изменений в развитии детей, оставшихся без попечения родителей; культурологических основ проблемы вторичных возвратов детей, оставшихся без попечения родителей. Руководитель – Инна Руднева, канд. пед. наук, доцент.
Всего в конференции приняли участие свыше 200 научных работников и специалистов-практиков, занимающихся изучением различных аспектов проблемы социокультурных практик современного детства.