Награду за победу на Межрегиональном этапе по ЮФО XV Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» получил коллектив педагогов за работу «Край родной Волго-Донской».
В состав творческой группы вошла старший преподаватель факультета социальной и коррекционной педагогики, методист Центра духовно-нравственного воспитания Волгоградского государственного социально-педагогического университета, научный руководитель региональной инновационной площадки на базе МОУ Детский сад № 279 Красноармейского района г. Волгограда Екатерина Любимова, а также сотрудники д/с № 279 г. Волгограда Нина Попова, Лариса Тимофеева.
Награждение победителей Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» состоялось в зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве, в рамках церемонии закрытия XXIX Международных образовательных чтений.
Грамоты и ценные подарки призерам вручили митрополит Екатеринбургский Евгений и советник директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Олег Шабуневич. Каждому члену творческого коллектива вручили комплекты учебно-методических пособий по духовно-нравственному воспитанию детей разных возрастных групп, дипломы от Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения РФ, а также дипломы от Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Также участники и победители Всероссийского конкурса в рамках I направления Международных образовательных чтений «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» приняли участие в работе круглого стола и научно-практической конференции «Образование и просвещение: актуальные задачи Русской Православной Церкви и ее соработников». На данных мероприятиях традиционно были затронуты не только вопросы образования, обучения, воспитания, но и множество других направлений, которые развивают синодальные отделы Русской Православной Церкви, приглашая к дискуссии широкий круг церковных специалистов, представителей государственной власти и общественных организаций.
Напомним, что конкурс «За нравственный подвиг учителя» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ежегодно проводится в рамках Международных Рождественских образовательных чтений Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и Министерством просвещения Российской Федерации, являя пример успешного церковно-государственного сотрудничества в сфере образования. Мероприятие проводится при поддержке полномочных представителей Президента в федеральных округах, участие в нем принимают представители различных учебных заведений — педагоги общеобразовательных и православных школ, гимназий и лицеев, школ с этнокультурным элементом, музыкальных школ, а также преподаватели институтов повышения квалификации учителей и педагоги высшей школы.
В программе-победителе «Край родной Волго-Донской» тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает развивающим и мощным воспитательным потенциалом. Содержание программы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истории и традициям Волго-Донского края разработано с учетом ФГОС ДО, а также региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.
Новизна программы состоит в том, что реализация этнокультурного казачьего компонента осуществляется на материале традиционной культуры донского казачества в рамках музейной педагогики. В программе впервые представлен синтез основных направлений, целостно отражающих ее специфику: краеведение, быт и традиции донского казачества, нравственные устои, православные и календарно-обрядовые праздники. Программа подкреплена учебно-методическим комплексом, который включает в себя тематическое планирование, примерные конспекты занятий, экскурсий, бесед, развлечений, музыкально-игровой фольклор.
В процессе реализации программы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его. Культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, становится основой для формирования его нравственных качеств.