ФЛ-РЛБZ-51
Внимание! Выполненные задания необходимо выложить на портал и прислать ссылку преподавателю до 22 часов 17 июня.
Группа должна разделиться на 5 подгрупп. Списки – кто в какой подгруппе я попрошу старосту выслать мне. Каждая подгруппа выполняет свое задание и размещает выполненное задание, загружает его на гугл-диск и ссылку на выполненное задание размещает на портале по адресу: http://edu.vspu.ru/groups/lit/forum/topic/5-kurs-zaochnoe-k-v-vostok-zapad-prostranstvo-russkoy-literaturyi-seminar-tropkina-n-e/ и высылает ссылку на гугл-диск старосте. Староста все ссылки присылает преподавателю по адресу: netropkina@mail.ru. Все задания выкладываются и высылаются в формате Word, поля стандартные, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный.
Курс «Восток-Запад: пространство русской литературы»
Семинар 1
КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ
План семинара
1. Основные этапы изучения категории пространства в трудах отечественных литературоведов и фольклористов ХХ – начала ХХ в. Идеи русской религиозной философии в формировании пространственных категорий в литературоведении. Идеи о. Павла Флоренского и их значение для исследования пространства в искусстве и литературе.
2. Основные вопросы пространства в работах М.М. Бахтина. Типы пространства и проблема их классификации в исследованиях М.М. Бахтина. Понятие «хронотоп», история возникновения и эволюции научного термина. Смысл понятие и его роль в литературоведении.
3. Научная деятельность Д.С. Лихачева и Ю.М. Лотмана, ее роль в изучении категории пространства в литературоведении
4. Исследование категории пространства в рамках направления «гуманитарная география». Научная деятельность Д.Н. Замятина и ученых его школы.
5. Исследование категории пространства в рамках научной деятельности кафедры литературы Волгоградского государственного социально-педагогического (педагогического) университета. Значение трудов Д.Н.Медриша для изучения категории пространства в литературе и фольклоре.
Задание для проверки:
Задание 1 подгруппе:
1. Составить тезисный план (от 5 до 7 тезисов) к статье:
Прокофьева В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник ОГУ. 2005. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-prostranstvo-v-hudozhestvennom-prelomlenii-lokusy-i-toposy
Задание 2 подгруппе:
1. Составить тезисный план (от 5 до 7 тезисов) к статье:
Алимбочка И. В. Хронотоп как структурный компонент художественного образа
ehttp://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37569/1/avfn_2014_98.pdfgoriya-istoricheskoy-poetiki-1
Задание 3 подгруппе:
1. Составить тезисный план (от 5 до 7 тезисов) к разделу:
«Художественное пространство в древнерусской литературе» из книги Д.С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/lihachev-poetika/hudozhestvennoe-prostranstvo.htm
Задание 4 подгруппе:
1. Составить тезисный план (от 5 до 7 тезисов) к статье:
Замятин Д.Н. Феноменология географических образов // Новое литературное обозрение, 2000, №6. https://magazines.gorky.media/nlo/2000/6/fenomenologiya-geograficheskih-obrazov.html
Задание 5 подгруппе:
Составить тезисный план (от 5 до 7 тезисов) к статье:
Тропкина Н.Е. Проблемы изучения художественного пространства в работах Д.Н. Медриша1960–1970-х годов // Восток – Запад: Пространство русской литературы и фольклора: Сборник статей по итогам седьмой Междунар. науч. конф. (заочной), посвященной 90-летию со дня рождения Д.Н. Медриша. Волгоград, 15 декабря 2016 г. / Отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2017. Текст высылается.
Семинар 2.
ТИПЫ И МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ
План семинара
1. Мотивы и образы пространства природы в литературе. Образы русского природного ландшафта и формы их презентации в художественном произведению. Образы степи, леса, горы в русской литературе и фольклоре. Образы водных стихий в русской литературе и фольклоре.
2. Роль и место анималистического и флористического пространства в русской литературе и фольклоре. Формы и модели презентации анималистического пространства в русской словесности. Образы птиц, зверей, насекомых в произведениях русского фольклора и литературы и их приуроченность к различным пространственным моделям. Пространство растительного мира — деревьев, цветов, плодов — в художественной системе русской литературы и фольклора. Типы и модели репрезентации флористического пространства.
3. Пространственные категории, обусловленные антропологическим аспектом литературного произведения. Возрастной пространственных моделей и образов (пространство детства, зрелости, старости). Генденрный аспект пространственных моделей и образов (женское/мужское пространство).
4. Антропогенное пространство в литературе. Проблема классификации антропогенного пространства. Специфика географического пространства в литературе. Пространство страны в контексте национальной ментальности. Пространство города и села и формы их презентации в художественном тексте. Пространство дома в литературе и фольклоре.
5. Природно-антропогенное пространство в литературе. Пространство сада, его истоки и художественный смысл в произведениях литературы и фольклора. Природно-антропогенное пространство в рамках городского топоса: пространство парка, сквера, бульвара, аллеи. Усадебное пространство в русской литературе. Пространство дачи в литературном произведении.
Задание для проверки:
Задание 1 подгруппе:
1. Составить 5 вопросов в тексту статьи. Ответы проводить не надо. Вопросы должны отражать уровень понимания текста статьи:
Кривонос В.Ш. Пространство в «Бэле» М.Ю. Лермонтова // Восток – Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф.,посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14–15 октября 2014 г. / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. (текст выложен и выслан)
2. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из эпического произведения (повести, рассказа, романа) по вашему выбору русской литературы XIX века.
3. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из лирического произведения по вашему выбору русской литературы XIX века.
Задание 2 подгруппе:
1. Составить 5 вопросов в тексту статьи. Ответы проводить не надо. Вопросы должны отражать уровень понимания текста статьи:
Петрова С.А. Поезд в пространственной модели художественного мира В. Цоя // Восток – Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф.,посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14–15 октября 2014 г. / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. (текст выложен и выслан)
2. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из эпического произведения (повести, рассказа, романа) по вашему выбору русской литературы конца XIX – начала ХХ века.
3. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из лирического по вашему выбору произведения русской литературы второй конца XIX – начала ХХ века.
Задание 3 подгруппе:
1. Составить 5 вопросов в тексту статьи. Ответы проводить не надо. Вопросы должны отражать уровень понимания текста статьи:
Купцова О. Н. «Волжский текст» А.Н. Островского: травелоги и драматургия //Восток – Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А. Х. Гольденберга / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019.
2. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из эпического произведения (повести, рассказа, романа) по вашему выбору русской литературы первой половины ХХ века.
3. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из лирического по вашему выбору произведения русской литературы первой половины ХХ века.
Задание 4 подгруппе:
1. Составить 5 вопросов в тексту статьи. Ответы проводить не надо. Вопросы должны отражать уровень понимания текста статьи:
Кулагин А.В. Петербургские памятники Пушкину в лирическом пространстве А.Кушнера
// Восток – Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А. Х. Гольденберга / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019.
2. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из эпического произведения (повести, рассказа, романа) по вашему выбору русской литературы второй половины ХХ века.
3. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из лирического по вашему выбору произведения русской литературы второй половины ХХ века.
Задание 5 подгруппе:
1. Составить 5 вопросов в тексту статьи. Ответы проводить не надо. Вопросы должны отражать уровень понимания текста статьи:
Чевтаев А. А. Сакрализация северного пространства в поэзии Н. Гумилева:
от мифопоэтики к историософии // Восток – Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А. Х. Гольденберга / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019.
2. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из эпического произведения (повести, рассказа, романа) по вашему выбору русской литературы первой половины ХХ века.
3. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из лирического по вашему выбору произведения русской литературы первой половины ХХ века.