5 курс (заочное) К /в: Восток-Запад: пространство русской литературы (семинар) (Тропкина Н.Е.) (7 записей)

  • 5 курс (заочное) К /в: Восток-Запад: пространство русской литературы (семинар) (Тропкина Н.Е.)

  • ФЛ-РЛБZ-51

    Внимание! Выполненные задания необходимо выложить на портал и прислать ссылку преподавателю до 22 часов 17 июня.
    Группа должна разделиться на 5 подгрупп. Списки – кто в какой подгруппе я попрошу старосту выслать мне. Каждая подгруппа выполняет свое задание и размещает выполненное задание, загружает его на гугл-диск и ссылку на выполненное задание размещает на портале по адресу: http://edu.vspu.ru/groups/lit/forum/topic/5-kurs-zaochnoe-k-v-vostok-zapad-prostranstvo-russkoy-literaturyi-seminar-tropkina-n-e/ и высылает ссылку на гугл-диск старосте. Староста все ссылки присылает преподавателю по адресу: netropkina@mail.ru. Все задания выкладываются и высылаются в формате Word, поля стандартные, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный.

    Курс «Восток-Запад: пространство русской литературы»
    Семинар 1
    КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ
    План семинара
    1. Основные этапы изучения категории пространства в трудах отечественных литературоведов и фольклористов ХХ – начала ХХ в. Идеи русской религиозной философии в формировании пространственных категорий в литературоведении. Идеи о. Павла Флоренского и их значение для исследования пространства в искусстве и литературе.
    2. Основные вопросы пространства в работах М.М. Бахтина. Типы пространства и проблема их классификации в исследованиях М.М. Бахтина. Понятие «хронотоп», история возникновения и эволюции научного термина. Смысл понятие и его роль в литературоведении.
    3. Научная деятельность Д.С. Лихачева и Ю.М. Лотмана, ее роль в изучении категории пространства в литературоведении
    4. Исследование категории пространства в рамках направления «гуманитарная география». Научная деятельность Д.Н. Замятина и ученых его школы.
    5. Исследование категории пространства в рамках научной деятельности кафедры литературы Волгоградского государственного социально-педагогического (педагогического) университета. Значение трудов Д.Н.Медриша для изучения категории пространства в литературе и фольклоре.

    Задание для проверки:
    Задание 1 подгруппе:
    1. Составить тезисный план (от 5 до 7 тезисов) к статье:
    Прокофьева В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник ОГУ. 2005. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-prostranstvo-v-hudozhestvennom-prelomlenii-lokusy-i-toposy
    Задание 2 подгруппе:
    1. Составить тезисный план (от 5 до 7 тезисов) к статье:
    Алимбочка И. В. Хронотоп как структурный компонент художественного образа
    ehttp://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37569/1/avfn_2014_98.pdfgoriya-istoricheskoy-poetiki-1
    Задание 3 подгруппе:
    1. Составить тезисный план (от 5 до 7 тезисов) к разделу:
    «Художественное пространство в древнерусской литературе» из книги Д.С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»
    http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/lihachev-poetika/hudozhestvennoe-prostranstvo.htm
    Задание 4 подгруппе:
    1. Составить тезисный план (от 5 до 7 тезисов) к статье:
    Замятин Д.Н. Феноменология географических образов // Новое литературное обозрение, 2000, №6. https://magazines.gorky.media/nlo/2000/6/fenomenologiya-geograficheskih-obrazov.html
    Задание 5 подгруппе:
    Составить тезисный план (от 5 до 7 тезисов) к статье:
    Тропкина Н.Е. Проблемы изучения художественного пространства в работах Д.Н. Медриша1960–1970-х годов // Восток – Запад: Пространство русской литературы и фольклора: Сборник статей по итогам седьмой Междунар. науч. конф. (заочной), посвященной 90-летию со дня рождения Д.Н. Медриша. Волгоград, 15 декабря 2016 г. / Отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2017. Текст высылается.

    Семинар 2.
    ТИПЫ И МОДЕЛИ ПРОСТРАНСТВА В ЛИТЕРАТУРЕ
    План семинара
    1. Мотивы и образы пространства природы в литературе. Образы русского природного ландшафта и формы их презентации в художественном произведению. Образы степи, леса, горы в русской литературе и фольклоре. Образы водных стихий в русской литературе и фольклоре.
    2. Роль и место анималистического и флористического пространства в русской литературе и фольклоре. Формы и модели презентации анималистического пространства в русской словесности. Образы птиц, зверей, насекомых в произведениях русского фольклора и литературы и их приуроченность к различным пространственным моделям. Пространство растительного мира — деревьев, цветов, плодов — в художественной системе русской литературы и фольклора. Типы и модели репрезентации флористического пространства.
    3. Пространственные категории, обусловленные антропологическим аспектом литературного произведения. Возрастной пространственных моделей и образов (пространство детства, зрелости, старости). Генденрный аспект пространственных моделей и образов (женское/мужское пространство).
    4. Антропогенное пространство в литературе. Проблема классификации антропогенного пространства. Специфика географического пространства в литературе. Пространство страны в контексте национальной ментальности. Пространство города и села и формы их презентации в художественном тексте. Пространство дома в литературе и фольклоре.
    5. Природно-антропогенное пространство в литературе. Пространство сада, его истоки и художественный смысл в произведениях литературы и фольклора. Природно-антропогенное пространство в рамках городского топоса: пространство парка, сквера, бульвара, аллеи. Усадебное пространство в русской литературе. Пространство дачи в литературном произведении.

    Задание для проверки:
    Задание 1 подгруппе:
    1. Составить 5 вопросов в тексту статьи. Ответы проводить не надо. Вопросы должны отражать уровень понимания текста статьи:
    Кривонос В.Ш. Пространство в «Бэле» М.Ю. Лермонтова // Восток – Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф.,посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14–15 октября 2014 г. / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. (текст выложен и выслан)
    2. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из эпического произведения (повести, рассказа, романа) по вашему выбору русской литературы XIX века.
    3. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из лирического произведения по вашему выбору русской литературы XIX века.

    Задание 2 подгруппе:
    1. Составить 5 вопросов в тексту статьи. Ответы проводить не надо. Вопросы должны отражать уровень понимания текста статьи:
    Петрова С.А. Поезд в пространственной модели художественного мира В. Цоя // Восток – Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф.,посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14–15 октября 2014 г. / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. (текст выложен и выслан)
    2. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из эпического произведения (повести, рассказа, романа) по вашему выбору русской литературы конца XIX – начала ХХ века.
    3. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из лирического по вашему выбору произведения русской литературы второй конца XIX – начала ХХ века.

    Задание 3 подгруппе:
    1. Составить 5 вопросов в тексту статьи. Ответы проводить не надо. Вопросы должны отражать уровень понимания текста статьи:
    Купцова О. Н. «Волжский текст» А.Н. Островского: травелоги и драматургия //Восток – Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А. Х. Гольденберга / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019.
    2. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из эпического произведения (повести, рассказа, романа) по вашему выбору русской литературы первой половины ХХ века.
    3. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из лирического по вашему выбору произведения русской литературы первой половины ХХ века.

    Задание 4 подгруппе:
    1. Составить 5 вопросов в тексту статьи. Ответы проводить не надо. Вопросы должны отражать уровень понимания текста статьи:
    Кулагин А.В. Петербургские памятники Пушкину в лирическом пространстве А.Кушнера
    // Восток – Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А. Х. Гольденберга / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019.
    2. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из эпического произведения (повести, рассказа, романа) по вашему выбору русской литературы второй половины ХХ века.
    3. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из лирического по вашему выбору произведения русской литературы второй половины ХХ века.

    Задание 5 подгруппе:
    1. Составить 5 вопросов в тексту статьи. Ответы проводить не надо. Вопросы должны отражать уровень понимания текста статьи:
    Чевтаев А. А. Сакрализация северного пространства в поэзии Н. Гумилева:
    от мифопоэтики к историософии // Восток – Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А. Х. Гольденберга / отв. ред. Н. Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019.
    2. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из эпического произведения (повести, рассказа, романа) по вашему выбору русской литературы первой половины ХХ века.
    3. Привести в виде цитат из текста 3 примера различных типов и образов пространства из лирического по вашему выбору произведения русской литературы первой половины ХХ века.

  • Подгруппа №3(ФЛ-РЛБZ-51)

    https://drive.google.com/drive/folders/10iGXERxpaeYzFFKYWDR_3FAiXB7AXj2s

  • Подгруппа №2(ФЛ-РЛБZ-51)
    https://drive.google.com/file/d/1gItlJZbZknx6CMd5hBXRvSis2_kNFXDo/view

  • Подгруппа №1(ФЛ-РЛБZ-51)
    https://drive.google.com/drive/folders/1K7tM6MCc_gIgQ0DrQMvOYoKnCuySBU0J

  • Подгруппа №4 (ФЛ-РЛБZ-51)
    https://drive.google.com/file/d/1axOR43ItfO9WsMTrgoaQX5DL6adjpuR7/view

  • ИТОГИ ПРОВЕРКИ РАБОТ И ЗАЧЕТ ПО КУРСУ
    «ВОСТОК-ЗАПАД: ПРОСТРАНСТВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

    1 семинар 2 семинар Зачет
    Подгруппа 3.

    Утарова Нурслу
    Скорицкая Полина
    Хомутова Алина
    Утипова Надежда
    Тезисы зачтены. Обратите внимание: при подготовке тезисов статьи или раздела работы важно четко отличать главное от второстепенного. Задание 1.
    Задание выполнено в целом добросовестно. Не совсем удачен 1 вопрос — он касается чисто фактографического аспекта статьи.
    2. Задание выполнено тщательно, пример подобраны удачно. Можно отеметить некоторую избыточность материала – не все, что вам отмечено, имеет прямое отношение к категории пространства. Особенно это касается анализа образов пространства в поэме С. Есенина «Черный человек».
    Зачтено
    Подгруппа 2.
    Ахтырская А.,
    Беккер Е.,
    Войтковская Т.,
    Исмаилова А.,
    Роспусков Д. Тезисы зачтены. Обратите внимание на четкость формулировок. Задание 1.
    Статья изучена подробно, но не все вопросы сформулированы правильно. Вопрос 2: Как пространство поезда и его виды подчеркивают состояние героя? – звучит не совсем грамотно.
    Вопрос 3
    Чем отличается образ электрички от метрополитена?
    Тогда уж надо сравнивать образ электрички и образ метрополитена.
    Задание 2.
    Примеры разных типов пространства подобраны в целом верно Удачно определены типы пространства в 1 и 2 стихотворных примерах (фантастическое и космическое). А вот третий пример не совсем удачный – и пространственный образ в нем неяркий, и комментария нет.
    Но в целом работа сделана добросовестно.
    Зачтено
    Подгруппа 1.
    Габараева Марина
    Панина Снежана Тезисы хорошие: подробно и толково. Задание 1.
    Вопросы удачные, кроме 3:
    В чём важность сюжетного значения восприятия Печориным горцев и их нравов?
    Сформулировано не совсем грамотно.
    Задание 2.
    Задание выполнено не совсем верно:
    Л. Андреев, С. Есенин и В. Маяковский – это не XIX, а ХХ век.
    Сами примеры удачные, но с хронологией ошибка вышла. Тем не менее работу готова зачесть, а замечание учтите на будущее. Зачтено
    Подгруппа 4.
    Куклина Мария, Разыграева Ирина, Сулейманова Нурслу. Тезисы зачтены. Недочетом их является часто встречающееся в таких работах неумение разграничить главное и второстепенное, кратко и четко сформулировать суть. Учтите на будущее. Задание 1.
    Вопросы сформулированы удачно, кроме 4:
    Что связывает стихотворения о трех памятниках великому поэту? –
    Не совсем понятен смысл вопроса.
    Задание 2.
    Как попал сюда «Чевенгур» А. Платонова? Он был написан 1926-1927 годах, это никак не вторая половина ХХ века.
    В примерах из лирики хронология верная. Но пример из Ахматовой не совсем удачен – можно было найти более ярко выраженный пространственный образ.
    Тем не менее работа выполнена достаточно добросовестно. Зачтено