4 курс (заочное) Методика обучения литературе (лекции) (Путило О.О.) (6 записей)

Теги темы: #ПОО
  • 4 курс (заочное) Методика обучения литературе (лекции) (Путило О.О.)

  • 02.06.2020
    Лекция 1. Нестандартные уроки литературы.

    Цель: познакомить студентов с методикой проведения нестандартных уроков литературы.
    Задачи: дать определение урока-исследования, урока-семинара, урока-путешествия, урока-шоу, урока-викторины, урока-театра, урока-конференции, урока-диспута, урока-суда и т.д.

    План лекции:
    1. Отличия нестандартных уроков от традиционного (четырехэтапного) урока.
    2. Классификация нестандартных уроков: урок-исследование, урок-семинар, урок-путешествие, урок-шоу, урок-викторина, урок-театр, урок-конференция, урок-диспут, урок-суд и т.д.
    3. УУД и способы их формирования на нестандартных уроках.

    Литература:
    1. Айзерман Л.С. Зачём я сегодня иду на урок литературы. М.: Захаров, 2005
    2. Качурин М.Г. Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение,1988.
    3. Петриева Л.И. Русская литература в современной классической гимназии. Ульяновск, 2000.
    4. Путило О.О. Изучение фэнтези в школе на материале повести Д.Р.Р. Толкиена «Хоббит или туда и обратно» // Литература в школе. 2016. № 8. С. 21-24. https://elibrary.ru/item.asp?id=27020877
    5. Путило О.О. Организация урока-исследования по литературе на материале сказок А.С. Пушкина // Грани познания. 2017. № 5. http://grani.vspu.ru/files/publics/1510314011.pdf.
    6. Путило О.О., Савина Л.Н. Труды Д.Н. Медриша в школьном изучении фольклорных произведений с помощью кейс-метода // Восток–Запад: Пространство русской литературы и фольклора: Сборник статей по итогам седьмой Международной научной конференции (заочной), посвященной 90-летию со дня рождения Д.Н. Медриша, 2017. C. 306–312.
    7. Путило О.О., Савина Л.Н. Использование электронных ресурсов в процессе реализации квест-технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности // Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды : Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды» г. Москва, 30 мая 2018 года / редкол.: Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, В.Е. Пугач. СПб. : ЛЕМА, C. 81−83.
    8. Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции. Волгоград, 30 апреля 2010 г. / Под ред. Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010.
    9. Савина Л.Н., Махалина Е.Ф. Нестандартные уроки литературы и методика их проведения в старших классах. Волгоград, 1998
    10. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М.: Флинта 1997.
    11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
    12. Шейдаева С.В. Использование шоу-технологии на уроках литературы // Студенческий электронный журнал «Стриж». 2018. № 2 (19). С. 59-61.

  • 09.06.2020
    Лекция 2. Методика развития речи учащихся в процессе изучения «сквозных» тем на уроках литературы.

    Цель: познакомить студентов с приёмами развития устной и письменной речи учащихся в процессе изучения «сквозных» тем*.

    Задачи: охарактеризовать роль внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе; познакомить с особенностями сравнительного анализа произведений, имеющих тематическое или жанровое сходство.

    План лекции:
    1. Внутрипредметные связи как психолого-педагогическая и методическая проблема. Особенности понятия «сквозная тема».
    2. «Сквозные темы» в произведениях различных авторов и в творчестве одного автора. Классификация «сквозных тем»: тема «маленького человека»,тема поэта и поэзии, тема судьбы художника, тема человека и истории, тема русской деревни, тема дороги, тема дуэли и т.д.
    3. Сравнительный анализ как ведущий прием установления внутрипредметных связей.

    *«Сквозные темы» — это повторяющиеся в различных разделах школьного курса русской литературы проблемы и темы, характерные для разных периодов.

    Литература:
    1. «Вечные сюжеты» русской литературы: «Блудный сын» и другие: Сб. науч. трудов. / Отв. ред. Е.К. Ромодановская, В.И. Тюпа. – Новосибирск: Институт филологии, 1996.
    2. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. – М.: Наука, 1994
    3. Есин А.Б. Сквозные темы в русской литературе XIX-XX веков: пособие по написанию сочинений для старшеклассников и абитуриентов. М : Экзамен, 2009.
    4. Жирова Е.Д. Внутрипредметные связи на уроках литературы // Преподавание литературы по новым программам. Баку: Логос, 1997. С. 58-69.
    5. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М.: Русское слово, 2006.
    6. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. 5-11 классы: уч.-метод. пособие. / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова. М.: Планета, 2012.
    7. Храброва В.Е. Методика преподавания «сквозных» тем в школьном курсе «Литература» // Русский язык и литература: теория и школьная практика. Севастополь : Рибэст, 2007. С. 195-201.
    8. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под ред. В.С. Библера. Кемерово: Гуманитарный центр, 1993.

    09.06.2020
    Лекция 3. Элективные и предпрофильные курсы по литературе.

    Цель: познакомить студентов с содержанием и структурой курсов по выбору для предпрофильного обучения и элективными курсами.

    Задачи: определять роль курсов по выбору и элективных курсов в системе литературного образования; давать оценку данным курсам, соотнося их содержание и структуру с экспертными требованиями; осуществлять аргументированный выбор курсов, исходя из уровня читательского развития школьников.

    План лекции:
    1. Роль курсов по выбору в процессе предпрофильной подготовки учащихся.
    2. Роль элективных курсов в процессе профильной подготовки учащихся 10-11 классов.
    3. Требования, предъявляемые к содержанию и структуре курсов по выбору и элективных курсов. Система оценки достижений учащихся в рамках курсов по выбору и элективных курсов.

    Список источников:
    1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. Элективный курс. Учебное пособие для 11 класса. М.: Дрофа, 2007.
    2. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Учебник / авт.-сост. И.О. Шайтанов, М.И. Свердлов; Под ред. И.О. Шайтанова. М.: Просвещение, 2009.
    3. Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10-11 классы. Учебное пособие. М. Дрофа, 2009.
    4. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. Элективный курс. Учебное пособие для 11 класса. М.: Дрофа, 2008.
    5. Леденев А.В., Леденева Т.В. Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс.: Уч. пособие (Элективные курсы). М.: Дрофа, 2005.
    6. Леденев А.В., Леденева Т.В. Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс.: Метод. рекомендации (Элективные курсы). М.: Дрофа, 2005.
    7. Лернер П.С. Хочу ли я стать журналистом . 10-11 классы. Учебное пособие. М. Дрофа, 2009
    8. Литература. 10-11 класс. Сборник программ элективных курсов./ Сост. Г.М. Вялкова. Волгоград: Учитель, 2006.
    9. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2005.
    10. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по русскому языку и литературе. Приложение к журналу «Учебный год». Выпуск 1. Волгоград: ВГИПК РО, 2005. № 12.
    11. Сборник программ курсов по выбору по русскому языку и литературе. Приложение к журналу «Учебный год». Выпуск 16. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006. № 44.
    12. Сборник программ элективных курсов по русскому языку и литературе. Приложение к журналу «Учебный год». Выпуск 17. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006. № 45. https://drive.google.com/file/d/0B__Y9mnyCX3yRVJ2NjFZeHJFaUk/view?usp=sharing
    13. Современная русская литература. Элективный курс. Учебное пособие для 10-11 класса / Под ред. Б.А. Ланина. М.: Вентана-Граф, 2005
    14. Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Учебное пособие. М. Дрофа, 2009.
    15. Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Методическое пособие. М. Дрофа, 2009.
    16. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Методические советы. М.: Просвещение, 2008.

    17. Анализ программ элективных курсов: https://studbooks.net/1808258/pedagogika/analiz_programm_elektivnyh_kursov_programme_lvovoy

  • Для допуска к экзамену студент должен сдать все долги по практическим и лабораторным занятиям

    В случае сохранения дистанционной формы обучения 24.06.20 (на консультации) староста должен прикрепить в этом топике список группы.

    26.06.20 на экзамене студенты по списку получат задания, на выполнение которых дается 30 минут. Время экзамена будет сообщено дополнительно.

    Примерные формулировки заданий:
    1. Разработать систему вопросов к представленному произведению или его отрывку.
    2. Разработать систему вопросов для сравнительного анализа двух стихотворений разных авторов.
    3. Разбить предложенный текст на отрывки и разработать систему вопросов и заданий в рамках стратегии «Чтение с остановками».
    4. Руководствуясь критериями, оценить письменные ответы учащихся, выполненные в формате ЕГЭ по литературе.

  • Здравствуйте! Прикрепляю список группы.

  • 1. За экзамен студент может получить до 40 баллов. До 60 баллов он получает за работу в течение семестра.
    2. Экзаменационное задание должно быть выполнено до 18.00 пятницы 26.06.20.
    3. Выполненное задание можно выложить в этом топике или скинуть мне в ВК.
    4. Список заданий:

    а. Составьте систему вопросов к анализу эпического произведения (ответы тоже указываются).
    Кузнецова Наталья Александровна: А. Аверченко. «Крыса на подносе».
    Шахабасова Раисат Артуровна: О. Генри. «Попробовали — убедились».
    Охотина Дарья Сергеевна: Р. Брэдбери. «И грянул гром».
    Шмидт Карина Алексеевна: И. Бабель. «Мой первый гусь».

    б. Составьте систему вопросов к анализу лирического произведения (ответы тоже указываются):
    Александрина Юлия Викторовна: О. Мандельштам «Петербургские строфы».
    Короткова Татьяна Олеговна: М. Волошин «Террор».
    Орлова Наталья Сергеевна: И. Северянин «Рескрипт короля».
    Милякова Анна Андреевна: В. Брюсов «России».

    в. Составьте систему вопросов для сопоставительного анализа двух лирических произведений (ответы тоже указываются).
    Брынза Татьяна Сергеевна: Г. Державин «Снигирь», И. Бродский «На смерть Жукова».
    Бурмистрова Алина Владиславовна: Е. Баратынский «Муза», Н. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…»
    Кривошлыкова Екатерина Владимировна:И. Бунин «Одиночество», А. Блок «О доблести, о подвигах, о славе…»

    г. Составьте систему вопросов для анализа эпизода драматического произведения (ответы тоже указываются):
    Галушкина Алина Николаевна: А. Грибоедов «Горе от ума» (Действие 1. Явление 7).
    Ибрагимова Айна Адамовна: Н. Гоголь «Ревизор» (Действие 2. Явление 8).
    Кандаурова Елена Сергеевна: А. Островский «Гроза» (Действие 4. Явление 2).
    Новичкова Юлия Владимировна: Д. Фонвизин «Недоросль» (Действие 2. Явление 3).