04.06.2020
Лекция 1. Нестандартные уроки литературы.
Цель: познакомить студентов с методикой проведения нестандартных уроков литературы.
Задачи: дать определение урока-исследования, урока-семинара, урока-путешествия, урока-шоу, урока-викторины, урока-театра, урока-конференции, урока-диспута, урока-суда и т.д.
План лекции:
1. Отличия нестандартных уроков от традиционного (четырехэтапного) урока.
2. Классификация нестандартных уроков: урок-исследование, урок-семинар, урок-путешествие, урок-шоу, урок-викторина, урок-театр, урок-конференция, урок-диспут, урок-суд и т.д.
3. УУД и способы их формирования на нестандартных уроках.
Литература:
1. Айзерман Л.С. Зачём я сегодня иду на урок литературы. М.: Захаров, 2005
2. Качурин М.Г. Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение,1988.
3. Петриева Л.И. Русская литература в современной классической гимназии. Ульяновск, 2000.
4. Путило О.О. Изучение фэнтези в школе на материале повести Д.Р.Р. Толкиена «Хоббит или туда и обратно» // Литература в школе. 2016. № 8. С. 21-24. https://elibrary.ru/item.asp?id=27020877
5. Путило О.О. Организация урока-исследования по литературе на материале сказок А.С. Пушкина // Грани познания. 2017. № 5. http://grani.vspu.ru/files/publics/1510314011.pdf.
6. Путило О.О., Савина Л.Н. Труды Д.Н. Медриша в школьном изучении фольклорных произведений с помощью кейс-метода // Восток–Запад: Пространство русской литературы и фольклора: Сборник статей по итогам седьмой Международной научной конференции (заочной), посвященной 90-летию со дня рождения Д.Н. Медриша, 2017. C. 306–312.
7. Путило О.О., Савина Л.Н. Использование электронных ресурсов в процессе реализации квест-технологии на уроках литературы и во внеурочной деятельности // Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды : Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды» г. Москва, 30 мая 2018 года / редкол.: Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, В.Е. Пугач. СПб. : ЛЕМА, C. 81−83.
8. Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции. Волгоград, 30 апреля 2010 г. / Под ред. Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010.
9. Савина Л.Н., Махалина Е.Ф. Нестандартные уроки литературы и методика их проведения в старших классах. Волгоград, 1998
10. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М.: Флинта 1997.
11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
12. Шейдаева С.В. Использование шоу-технологии на уроках литературы // Студенческий электронный журнал «Стриж». 2018. № 2 (19). С. 59-61.
Лекция 2. Методика развития речи учащихся в процессе изучения «сквозных» тем на уроках литературы.
Цель: познакомить студентов с приёмами развития устной и письменной речи учащихся в процессе изучения «сквозных» тем*.
Задачи: охарактеризовать роль внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе; познакомить с особенностями сравнительного анализа произведений, имеющих тематическое или жанровое сходство.
План лекции:
1. Внутрипредметные связи как психолого-педагогическая и методическая проблема. Особенности понятия «сквозная тема».
2. «Сквозные темы» в произведениях различных авторов и в творчестве одного автора. Классификация «сквозных тем»: тема «маленького человека»,тема поэта и поэзии, тема судьбы художника, тема человека и истории, тема русской деревни, тема дороги, тема дуэли и т.д.
3. Сравнительный анализ как ведущий прием установления внутрипредметных связей.
*«Сквозные темы» — это повторяющиеся в различных разделах школьного курса русской литературы проблемы и темы, характерные для разных периодов.
Литература:
1. «Вечные сюжеты» русской литературы: «Блудный сын» и другие: Сб. науч. трудов. / Отв. ред. Е.К. Ромодановская, В.И. Тюпа. – Новосибирск: Институт филологии, 1996.
2. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. – М.: Наука, 1994
3. Есин А.Б. Сквозные темы в русской литературе XIX-XX веков: пособие по написанию сочинений для старшеклассников и абитуриентов. М : Экзамен, 2009.
4. Жирова Е.Д. Внутрипредметные связи на уроках литературы // Преподавание литературы по новым программам. Баку: Логос, 1997. С. 58-69.
5. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М.: Русское слово, 2006.
6. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. 5-11 классы: уч.-метод. пособие. / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова. М.: Планета, 2012.
7. Храброва В.Е. Методика преподавания «сквозных» тем в школьном курсе «Литература» // Русский язык и литература: теория и школьная практика. Севастополь : Рибэст, 2007. С. 195-201.
8. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под ред. В.С. Библера. Кемерово: Гуманитарный центр, 1993.