15.01.2021
гр. ФЛ-РЛБZ-21, гр. ФЛ-РЛБZ-22
08.00 -09.30
Лекция №1
Тема: Литература 1-й пол. ХIХ века: от романтизма к реализму. Творчество В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, И.А. Крылова, А.С. Грибоедова
План лекции:
1. Ведущие идеи и проблемы литературы 1-й пол. ХIХ века. Сочетание высокой идейности, содержательности, правдивости с блестящей художественной формой. Основные направления русской литературы ХIХ века. Романтизм (исторические, социальные и эстетические предпосылки возникновения, идеи, герой, жанры, типология русского романтизма). Реализм. Классический русский роман. Литературные кружки начала XIX в. Полемика А.С. Шишкова с Н.М. Карамзиным «о старом и новом слоге российского языка». Создание «Беседы любителей российского слова». Общественная и эстетическая программа литературного общества «Арзамас». Основные тенденции развития русской литературы.
2. Основные этапы биографического и творческого пути В.А. Жуковского. Гуманистическо-элегическая и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского. Идейно-стилевое своеобразие программных произведений: «Сельское кладбище», «Вечер», «Теон и Эсхин». Изображение внутреннего мира человека. Гибкость, напевность, музыкальность стиха. Патриотический пафос «Певца во стане русских воинов». Религиозно-мистическое начало в творчестве 20-40-х гг. («Невыразимое» и др.). Жуковский-балладник («Людмила», «Светлана»). Мастерство переводчика. Место и роль творчества Жуковского в отечественной литературе. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский о Жуковском.
3. Своеобразие социальной, политической, эстетической позиции К.Н. Батюшкова. Поэтическое кредо поэта как ведущего представителя «легкой поэзии». Связь «изящного эпикуреизма» Батюшкова с идеями просветительского гуманизма. Кризис мировоззрения поэта (1812-1814 гг.). Усиление противоречий, отразившееся в его творчестве. Своеобразие элегии Батюшкова, ее тематические разновидности. Лирический герой. Антологическая лирика (сборники «О греческой антологии», «Подражания древним»). Реалистические тенденции в прозе Батюшкова. Батюшков в оценке В.Г. Белинского. Значение творчества поэта в развитии русской поэзии.
4. Творчество поэтов-декабристов (литературная программа декабристов; «Мнемозина» как орган печати декабристов; принципы декабристской народности). Творческий путь К.Ф. Рылеева. Идейная эволюция. Ведущий пафос поэзии Рылеева – борьба против деспотизма и угнетения. Сатира «К временщику», ода «Гражданское мужество». Поэтизация социально-политического героизма. Думы («Смерть Ермака», «Дмитрий Донской», «Иван Сусанин»). Жанр, средства типизации героев, композиция, язык, стих. Романтизм, историческая ограниченность дум. А.С. Пушкин о думах Рылеева. Проблематика, ведущие идеи, сюжет и основные герои поэмы «Войнаровский». Особенности композиции и языка поэмы. Гражданская лирика последних лет («Гражданин»). Агитационные песни. Незавершенные произведения (поэма «Наливайко»). Литературно-общественное значение творчества Рылеева.
5. Путь И.А. Крылова к реалистической басне. Крылов – новатор басенного творчества. Ирония как главный художественный прием и принцип художественного мышления в поэтической басне Крылова. Образ рассказчика. Основная проблематика басен: социально-политическая («Рыбьи пляски»), морально-философская («Листы и корни»), социально-бытовая («Разборчивая невеста»); басни, посвященные Отечественной войне 1812 г. Народность крыловских басен. Эпистолярная полемика о Крылове А.С. Пушкина и П.А. Вяземского. Анализ структуры басни по разным ее уровням: содержанию, поэтической речи, стиху, жанровому своеобразию и т.д. («Кукушка и Орел», «Безбожники», «Лягушки, просящие царя», «Лисица и Осел» и др.) Место и роль Крылова-баснописца в истории русской литературы. В.Г. Белинский о творчестве Крылова.
6. Загадка личности А.С. Грибоедова. Проблема авторства «Горя от ума». Грибоедов и декабристы. Проблематика комедии. Неоднозначные оценки образа Чацкого как результат сложно-противоречивого отношения Грибоедова к герою. Основные герои комедии (образы Фамусова, Молчалина, Софии). Стилевое и жанровое своеобразие «Горя от ума». Композиция, вольный стих. А.С. Пушкин о языке комедии Грибоедова. Русские писатели и критики о пьесе. Мировое значение пьесы, ее современные сценические интерпретации.
Литература
Основная
1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В.И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
3. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред.
В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. — Рекомендовано МО РФ. — Ч.1
4. История русской литературы: в 4 т. Т. 2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981 (введение, гл. 1,2).
Дополнительная
1. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
2. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
3. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970 (введение, гл. 1).
4. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ.
Рекомендуемая
1. Маймин Е.А. О русском романтизме. — М., 1975.
2. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995.- С. 3-15.
3. Скатов Н. Искусство великого синтеза. (Об особенностях русской литературы начала прошлого века) // Русская литература и культура нового времени. — СПб., 1994.- С. 3-21.
По творчеству В.А. Жуковского:
1. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г.; Сочинения Александра Пушкина (ст. 2). — Люб. изд.
2. Бессараб М. Жуковский. — М., 1983.
3. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. — М., 1999.
4. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. — М., 1980.
5. Касаткина В.Н. «Здесь сердцу будет приятно…». Поэзия В.А. Жуковского. — М., 1995.
6. Семенко И. Поэты пушкинской поры. — М., 1970. — С. 58- 94.
7. Он же. Жизнь и поэзия Жуковского. — М., 1975.
8. Эткинд Е. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина. — Л., 1975. — С. 55-115.
9. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции. В.А. Жуковский. — Томск, 1985.
По творчеству К.Н. Батюшкова:
1. Батюшков, его жизнь и сочинения. — М., 2001.
2. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г.; Сочинения Александра Пушкина (ст. 3). — Люб. изд.
3. Григорьян К.Н. Батюшков // Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: Национальные истоки, предшественники, эволюция. — Л., 1990.
4. Кошелев В. Константин Батюшков. Странствия и страсти. — М., 1987.
5. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. — М., 1971.
По творчеству К.Ф. Рылеева:
1. Афанасьев В.В. Рылеев. Жизнеописание. — М., 1982.
2. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. — М.-Л., 1961.
3. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. — М., 1980.
4. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная деятельность декабристов. — М., 1987.
По творчеству И.А. Крылова:
1.Архипов В.А. И.А. Крылов Поэзия народной мудрости. — М., 1974.
2. Белинский В.Г. И.А. Крылов. — Люб. изд.
3. Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. — Л., 1983.
4. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 2000.
5. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. — М., 1996.
6. Медриш Д.Н. Персонажи приходят в басню // Рус. речь. — 1995. — №6. — С. 102-107.
7. Попов И. Спор о Крылове (1823-1825) // Проблемы русской поэзии, критики, драматургии ХIХ в. — Куйбышев, 1978. — С. 70-76.
8. Степанов Н.Л. Басни И. Крылова.- М., 1969.
По творчеству А.С. Грибоедова:
1. Борисов Ю.М. Просеминарий по творчеству А.С. Грибоедова. «Горе от ума». — Саратов, 1998.
2. Глухов В.И. Шедевр просветительского реализма (о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») // Проблемы языка и стиля в литературе. — Волгоград, 1975, или то же в кн.: Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII – начала ХIХ вв. — Волгоград, 1976. — С.194-224.
3. Лебедев А.А. Грибоедов: Факты и гипотезы. — М., 1980.
4. Он же. Куда влечет тебя свободный ум. — М., 1982.
5. Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. — М., 1977.
6. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». — М., 1971.
7. Смирнов В.Б. По закону бумеранга. Сюжет и жанр комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Смирнов В.Б. Больше века назад. — Волгоград, 1997. — С. 7-25.
8. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. — М., 1983.
9. Хечинов Ю. Жизнь и смерть Александра Грибоедова. — М., 2003.
ЗАДАНИЕ К ЗАЧЁТУ:
выполнить одно из предлагаемых заданий (по выбору):
1. Дайте общую характеристику развития русской литературы 1-й пол. ХIХ века.
2. Определите важнейшие особенности русского романтизма, его эстетические принципы.
3. Охарактеризуйте основные этапы творчества В.А. Жуковского.
4. Выполните целостный анализ стихотворений В.А. Жуковского «Лесной царь», «Невыразимое (отрывок)».
5. В чем тематическое, стилистическое и жанровое своеобразие «легкой поэзии» К.Н. Батюшкова?
6. Выполните целостный анализ одного из стихотворений К.Н. Батюшкова: «Элизий», «Мой гений», «Пробуждение», «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы», «Разлука».
7. Охарактеризуйте важнейшие черты декабристской литературы.
8. Объясните критическую оценку Пушкина исторических дум Рылеева.
9. Выполните целостный анализ одного из стихотворений К.Ф. Рылеева: «Гражданин», К*** («Ты посетить, мой друг, желала»).
10. Раскройте основные положения статьи В.Г. Белинского «Иван Андреевич Крылов».
11. Выполните целостный анализ одной из басен И.А. Крылова «Парнас», «Безбожники», «Лисица и Осел», «Кукушка и Орел», «Вельможа».
12. Определите художественные особенности комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
15.01.2021
гр. ФЛ-РЛБZ-21, гр. ФЛ-РЛБZ-22
09.40 -11.10
Лекция №2
Тема: Творческий путь А.С. Пушкина (общая характеристика)
План лекции:
1. История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина. Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении. Основные критерии членения лирического творчества Пушкина (биографический, процесс внутреннего развития, эволюция жанров и т.д.).
2. Характеристика основных этапов творчества Пушкина.
— Лицейский период (1813-1817) – пора ученичества и творческих поисков. Основные мотивы и образы лицейской лирики.
— Пушкин в Петербурге (1817-1820). Лирика, поэма «Руслан и Людмила». Литературные традиции и новаторство.
— Южный период творчества Пушкина (1820-1824), его своеобразие. Общая характеристика пушкинского романтизма. Лирика южного периода. Мировоззренческий кризис Пушкина. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники». Пушкин и Байрон. Поэма «Цыганы» как переходное произведение от романтизма к реализму.
— Пушкин в Михайловском (1824-1826). Общая характеристика творчества. Лирика Пушкина «михайловского» периода. Тематическое многообразие. Движение к историзму. Драма «Борис Годунов» – первая реалистическая и подлинно народная историческая трагедия в мировой литературе (характеры, композиция, язык). Изображение народа. Воплощение идеи о решающей роли народа в истории. Пушкин об источниках трагедии (Шекспир, Карамзин). Проблема представленности автора в трагедии. Пимен и Юродивый.
— Творчество Пушкина в 1826-30-м годах. Основные темы, мотивы, образы. Реалистические поэмы («Домик в Коломне», «Полтава»). Проблемы свободы творчества. Завершение романа в стихах «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» – этапное произведение в творчестве Пушкина и в развитии отечественного реализма, «энциклопедия русской жизни» (Белинский). Социальная проблематика. Образный мир. Противоречивость и эволюция характера Онегина. Образ Татьяны как воплощение национального характера. Образ Ленского – свидетельство преодоления поэтом романтизма. Принципы типизации. Образ автора. Поэтика романа: композиция, жанр, язык. Художественные открытия Пушкина в романе. «Евгений Онегин» в оценке литературной критики.
— Творчество Пушкина 30-х годов. Усиление социально-философских обобщений, объективно-повествовательных тенденций, расширение границ поэтической лексики. «Маленькие трагедии», их социально-философская и этическая проблематика, идейный смысл, глубина психологического анализа, художественное мастерство. Связи с западноевропейской литературой. Оценка Белинского. Работа в разных жанрах (лирика, поэма «Медный Всадник», сказки, художественная и документальная проза, публицистика). Идейно-художественные искания Пушкина в прозе. Попытка исторического романа («Арап Петра Великого»). «Повести Белкина»: творческая история, хронология новелл. Проблематика, художественная структура. Образ Белкина и связанная с ним проблема языка художественной прозы. Своеобразие сюжетов, композиции, жанра. Значение повестей Пушкина для последующего развития русской прозы.
«Пиковая дама». Тема власти денег, уродующей человеческую личность. Образ Германна. Драматическая напряженность, психологическая глубина, стремительность развития сюжета. Изменение восприятия новеллы от анекдотического при жизни Пушкина до философского, символического во 2-й пол. ХIХв. и ее дальнейшая «жизнь» в русской культуре.
«Капитанская дочка». История создания. Жанр. Глубина и широта изображения России ХVIIIв. Тема народа и народного восстания. Образ Пугачева. Социальный и моральный аспекты решения вопроса о крестьянском восстании. Тема чести и долга в «Капитанской дочке». Художественные типы, своеобразие их обрисовки. Речь персонажей и автора. Роль Пушкина-прозаика в развитии русской литературы.
3. Мировое значение Пушкина, современное звучание его творчества.
Литература
Основная
1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
3. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981.
4. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. — Л., 1982 (гл.8 и 10).
Дополнительная
1. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
2. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
3. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
4. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ
Рекомендуемая
1. А.С. Пушкин: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, коммент. Г.Е. Потаповой. — СПб., 2000 (Русский путь).
2. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. — М., 1999.
3. Он же Третья шапка: К 170-летию «Бориса Годунова» // Знамя. — 1995. — №6.
4. Баевский В. Сквозь магический кристалл. — М., 1981.
5. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. — Люб. изд.
6. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. — М., 1955.
7. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. — М., 1974.
8. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы. — Люб. изд.
9. Вацуро В., Фомичев С. «Тень, знай свое место!»: Пушкинисты о сегодняшней пушкинистике // Литературная газета. — 1998.- № 22.
10. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. — М., 1999.
11. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. — М., 1989.
12. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.
13. Он же. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957.
14. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. — М., 1993.
15. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. — Л., 1978.
16. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. — М., 1989.
17. Зуев Н. Одна из вершин философской прозы. «Повести Белкина» А.С. Пушкина // Литература в школе. — 1998. — № 8. — С. 21-35.
18. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. — Л., 1976.
19. Карпов А.А. «Борис Годунов» Пушкина // Анализ драматического произведения. — Л., 1988.
20. Коровин В.И. Размышления Пушкина о русской и западноевропейской истории как фон «Бориса Годунова» // Филологические науки. — 1995. — №№ 5,6.
21. Кошелев В.Н. «Онегина» воздушная громада» (статьи о Пушкине) // Вопросы литературы. -1999, 2000гг.
22. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. 2-е изд. — Л., 1983.
23. Он же. «Евгений Онегин». Комментарий. 2-е изд. — М., 1983.
24. Он же. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. Пушкин. — СПб., 1995. — С. 212-227.
25. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). — Л., 1974.
26. Он же. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1834-1836). — Л., 1982.
27. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. — 2000. — № 1.
28. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. — Волгоград, 1992.
29. Непомнящий В. Лирика Пушкина // Литература в школе. — 1994. — №№ 4-6.
30. Он же. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М., 1987.
31. Он же. Пушкин. Русская картина мира. — М., 1999.
32. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. — Л., 1987.
33. Рассадин С.Б. Драматург Пушкин. — М., 1977.
34. Скатов Н.Н. Далекое и близкое — М., 1981 (гл. «Это русский человек в его развитии»).
35. Соловей Н.Я. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. — М., 1992.
36. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. — М., 1990.
37. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. — М., 1975.
38. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. — Л., 1986.
39. Хализев В.Е., В.Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». — М., 1989.
ЗАДАНИЕ К ЗАЧЁТУ:
выполнить одно из предлагаемых заданий (по выбору):
1. Дайте общую оценку своеобразия романтического творчества Пушкина.
2. Дайте оценку основных принципов реалистического метода в творчестве поэта 1826-1830-го годов.
3. Выполните целостный анализ одного из стихотворений А.С. Пушкина: «Погасло дневное светило», «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день»), «Дорожные жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Не дай мне бог сойти с ума», «Вновь я посетил», «Пора, мой друг, пора…», «Мирская власть», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права»), «Когда за городом задумчив я брожу».
4. Раскройте новаторский характер трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
5. Определите своеобразие «маленьких трагедий» как художественного цикла.
6. Составьте тезисный план к следующим работам:
— Архангельский А.Н. Герои Пушкина. — М., 1999 (1 раздел по выбору).
— Пушкин в русской философской критике: Конец ХIХ — перв. пол. ХХ в.- М., 1990 (1 статья по выбору).
7. Охарактеризуйте художественное своеобразие «Повестей Белкина».
8. Раскройте идейное содержание, проблематику, особенности композиции и системы образов в романе «Капитанская дочка».
9. Опираясь на приведенную ниже литературу, определите идейное и художественное своеобразие произведений А.С. Пушкина разных жанров:
— Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. — М., 1974.
— Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. — Волгоград, 1996 (раздел о Пушкине).
— Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1988 (раздел о Пушкине).