2 курс (очное) Образ ребенка и тема детства в русской литературе 20 в. (лабораторные) (Рябцева Н.Е.) (39 записей)

  • Федотова Кристина, ФЛ-РЛБ-22
    Проблемные вопросы

    1. О чем заставляет задуматься данное произведение?
    2. Каково значение деревни в жизни Саньки, его прошлом?
    3. В чем выражается социальная проблематика романа?
    4. Какие черты идеологического романа присутствуют в романе «Санькя»?
    5. Согласны ли вы с мнением А. Проханова, что данный роман — современное возвращение к реализму?

  • Фролова Ирина ФЛ-РЛБ-22
    10.04.20
    Вопросы:
    1. С чем связано именно такое изображение образа Саньки?
    2. В чем проявление жалости и тоски в произведении «Санькя»
    3. Что, по вашему мнению, чувствовал Санька, когда их задержали?
    4.Можно ли сказать, что детство Саньки повлияло на его дальнейшую судьбу?
    5. Для чего автор изображает Саньку с разных сторон ?

  • Долгополова Дарья, ФЛ-РЛБ-22

    10.04.2020

    Проблемные вопросы:

    1.Что символизируют изображения деревни и Москвы в романе?
    2. Какую роль играет система пространственных образов в произведении?
    3. Каково значение мотива пути?
    4. Можно ли сказать, что Саша стал именем нарицательным в произведении?
    5. Удалось ли З.Прилепину изобразить Сашу как эгоцентрическую личность на фоне современного революционного движения? И как?

  • Долгополова Дарья, ФЛ-РЛБ-22.
    24.04.2020

    Презентация и реферат по теме: «Тема детей-отбросов общества в повести Е.Мурашовой «Класс коррекции».
    Рецензенты: Фролова Ирина и Федотова Кристина.

  • 08.05.2020г. , 22.05.2020г. Лабораторное занятие №4-5.
    Тема: «Образ ребенка и тема детства в произведениях о Великой Отечественной войне в русской литературе второй половины ХХ вв.Творчество А.И. Приставкина»

    План для обсуждения:

    1. Традиционное представление о теме детства в литературе военного времени. Эволюция жанровых форм и стиля. Нравственная проблематика детской литературы военного времени. Эволюция жанровых форм и стиля. Основные литературные жанры периода: рассказ (бытовой, лирический, психологический, философский), повесть, роман, их своеобразие. Публицистика, представленная статьями и очерками А. Гайдара («Родные дети», «Мост», «Переправа»), С. Маршака («Родные дети»), К. Чуковского («Война и дети»), А. Барто и др. Анализ основных произведений.

    2. Образы «сына полка» и «подростка-труженика тыла» в детской литературе 40–50-х гг. ХХ века.
    Произведения о реальных юных участниках войны – о Гуле Королёвой («Четвёртая высота» Е. Ильиной, 1946), о молодогвардейцах Краснодона («Молодая гвардия» А. Фадеева, 1947), о Володе Дубинине («Улица младшего сына» Л. Кассиля и М. Поляновского, 1949) и др.

    3. Возвращенная литература. Творчество А.И. Приставкина. Нравственная проблематика его рассказов. Тема детства военного поколения в трилогии писателя («Солдат и мальчик», «Ночевала тучка золотая», «Кукушата»):

    3.1. Нравственная проблематика повести «Солдат и мальчик».
    3.2. Художественные способы создания образа ребенка в повести «Ночевала тучка золотая».
    3.3. Диалог с литературной традицией в рецепции темы войны в повести «Ночевала тучка золотая».

    4. 08.05.2020г. обсуждение доклада «Нравственная проблематика повести А. Приставкина «Солдат и мальчик» (студентки Крутовой Е.). Рецензентам необходимо изучить материалы доклада и подготовить развернутую рецензию. Всем участникам спецсеминара составить 5-7 проблемных вопросов по повести «Солдат и мальчик».

    5. 22.05.2020г. обсуждение доклада «Тема беспризорного детства в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» (студентки Фроловой И.). Рецензентам необходимо изучить материалы доклада и подготовить развернутую рецензию. Всем участникам спецсеминара кратко ответить на вопрос: какой художественный смысл названия повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»?

    Литература:

    Учебные пособия:

    1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия. 2007.
    2. Минералова И. Г. Детская литература: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2002.
    3. Русская литература для детей / Под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Академия, 1997.

    Дополнительная литература:

    1. Приставкин А. И. Все, что мне дорого: [письма, мемуары, дневники] / Сост., предисл. Марина Приставкина. М., 2009. – 379 с.
    2. Отарова М. Б. Художественное осмысление проблемы депортации (на материале литератур Северного Кавказа и Калмыкии): Дис. … канд. филол. наук. Нальчик, 2006. – 161 с.
    3. Перельгут В. М. Художественное решение проблемы трагического в романе К. Кулиева «Была зима» (в контексте русской и северокавказской литератур): Дис. … канд. филол. наук. Нальчик, 2004. – 197 с.
    4. Кулисева О.Г. Проблема жестокости и милосердия в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»
    // Открытый урок: Приложение к журналу «Первое сентября» https://urok.1sept.ru/
    5. Уроки милосердия: к 80-летию со дня рождения А.И. Приставкина [Текст] : биобиблиогр. очерк / Упр.
    культуры и архивного дела Тамб. обл.; Тамб. обл. детская бка; сост. Л. Н. Никитина. – Тамбов, 2011. https://tambovodb.ru/download/pristavkin.pdf
    6. Анатолий Приставкин. Монологи / Телеканал «Россия — Культура» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15446655949120069661&from=tabbar&reqid=1587718920297203-13347020714208095250001
    7. Ночевала тучка золотая… Художественный фильм по повести А.И. Приставкина (1989) https://www.youtube.com/watch?time_continue=55&v=VEfXDWqcJkM&feature=emb_logo

  • Хуртынина Софья, ФЛ-РЛБ-22
    24.04.2020г.

    Проблемные вопросы:
    1. Как вы можете объяснить слова классного руководителя 7 «Е»-класса Клавдии Николаевны: «Школа – всего лишь слепок с общества в целом»?
    2. Какие педагогические проблемы поднимает Е.В.Мурашова в своей повести?
    3. Есть ли в повести элементы фантастики? Если да, то опишите их и раскройте их значение.
    4. Можно ли утверждать, что жизненные ситуации и истории героев – это результат безответственности и инфантильности взрослых?
    5. Параллели с какими литературными произведениями вы бы могли провести, проанализировав повесть Е.В.Мурашовой?

  • Рецензия на работу Долгополовой Дарьи.
    Федотова Кристина, ФЛ-РЛБ-22

  • Рецензия на работу Долгополовой Дарьи.
    Фролова Ирина, ФЛ-РЛБ-22

  • Фролова Ирина ФЛ-РЛБ-22. 24.04.20

  • 05.06.2020г. Лабораторное занятие №6.

    Тема: «Образ ребенка в повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом»

    I. Вопросы и задания для работы в микрогруппах (по 3-4 человека):

    1. Составьте развернутый ответ на вопрос: в чем заключается смысл заглавия повести?
    2. Определить жанровое своеобразие повести. Признаки каких эпических жанров можно обнаружить в произведении?
    3. Можно ли считать образ бабушки в повести Санаева трагической фигурой?
    4. С помощью каких художественных средств и приемов раскрывается образ ребенка в произведении?

    II. Обсуждение доклада «Тема «отцов и детей» в повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом»» (студентки В.Шавриной). Рецензентам необходимо изучить материалы доклада и подготовить развернутую рецензию.

    Материал для занятия:

    1. Уртминцева М.Г. «ДЕТСТВО» М. ГОРЬКОГО КАК ТЕКСТ-ПРЕЦЕДЕНТ В ПОВЕСТИ П. САНАЕВА «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ» //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 3, с. 314–319 https://cyberleninka.ru/article/n/detstvo-m-gorkogo-kak-tekst-pretsedent-v-povesti-p-sanaeva-pohoronite-menya-za-plintusom/viewer

    2.Ничипоров И.Б. Детство как травма в современной русской литературе (повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом») //ART LOGOS. Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. 2019. №1(6) https://cyberleninka.ru/article/n/detstvo-kak-travma-v-sovremennoy-russkoy-literature-povest-pavla-sanaeva-pohoronite-menya-za-plintusom/viewer

    3. Осьмухина О.Ю. , Казачкова А.В. Специфика воплощения «детской» темы в современной отечественной прозе: многообразие рефлективных практик //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т.1. №4. https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-voploscheniya-detskoy-temy-v-sovremennoy-otechestvennoy-proze-mnogoobrazie-reflektivnyh-praktik/viewer

    4. Рябцева Н.Е., Топчиева М.В. ТОПОС ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ //Актуальные вопросы современной филологии и журналистики № 2(29) 2018 https://cyberleninka.ru/article/n/topos-detstva-v-sovremennoy-russkoy-literature/viewer
    5. Моя история. Павел Санаев https://www.youtube.com/watch?v=TQAmk0PFvwI
    6. Фильм «Похороните меня за плинтусом» (2009) https://www.youtube.com/watch?v=tt1OsrNNryg

  • Крутова Екатерина РЛБ-23 реферат на тему «Нравственная проблематика повести «Солдат и мальчик»».
    08.05.2020

  • Рецензия на работу Крутовой Екатерины. Самышева Арина, ФЛ-РЛБ-23

  • Доклад на тему «Художественное осмысление темы детства в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»» Фролова Ирина ФЛ-РЛБ-22 22.05.2020

  • Рецензия и вопросы на работу Фроловой Ирины.
    Студентка группы ФЛ-РЛБ-22, Федотова Кристина.

  • 05.06.2020г. Зачет по дисциплине «Образ ребенка и тема детства в русской литературе ХХ века»

    Итоговые задания по спецкурсу.

    Каждому студенту необходимо представить материал своей исследовательской работы по теме «Образ ребенка и тема детства в русской литературе ХХ века» в одном из предложенных форматов: 1. мультимедийная презентация. 2. плейкаст. 2. буктрейлер. 4. литературная карта.

    Задания можно выслать на почту (ryabtzeva.natalya@mail.ru) или выложить в группу спецкурса Вконтакте.