20.03.2021
08.00-09.30
Лекция №3.
Тема: Поэзия Е.А. Баратынского.
План лекции
1. Начало творческого пути (конец 10-х гг.). Общее с А.С. Пушкиным и К.Н. Батюшковым литературное происхождение: легкая поэзия, французский элегизм Парни, карамзинизм, школа гармонической точности. Просветительство и сентиментализм, декабристски вольнолюбиво окрашенное эпикурейство молодого поэта.
2. Отрыв от общепоэтического фона в стихотворениях начала 20-х гг. Придание элегии психологизма и аналитизма («Разлука», «Оправдание», «Разуверение», «Признание»). Элегическое слово в поэзии Баратынского как точное обозначение состояния души лирического героя. Утрата обязательных элегических тропов.
3. Переходный период 2-й пол. 20-х гг. Утрата вольнолюбивого контекста и целостности мировосприятия. Стихотворные повести «Эда», «Бал», «Цыганка».
4. Читательский неуспех сборников 1827 и 1835 гг. Стремление углубиться в собственное «я», выделяющее Баратынского из романтизма 30-х гг. Главная тема позднего Баратынского, жизненная основа которой – судьба последекабристского поколения, – самосознание изолированной от мира общих ценностей личности. Резко индивидуальная трактовка вечных тем («Не ослеплён я музою моею», «Мой дар убог…», «Всё мысль да мысль!..»). Баратынский 30-х гг. как «поэт мысли» в восприятии А.А. Дельвига, А.С. Пушкина, П.А. Вяземского.
5. Тризна – художественная доминанта позднего Баратынского. Отсутствие романтического единства личности в сборнике 1842 года «Сумерки». Непризнанность Баратынского романтиками, любомудрами, Белинским. Пушкин как единственный ценитель высокоинтеллектуальной лиры Баратынского.
Литература
Основная
1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. – Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. – М.: Владос, 2005. – 524 с. – Допущено МО РФ.
3. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. – 3-е изд., испр. – М.: ОНИКС, 2006. – 505 с.
Дополнительная
1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Ч 2. – Рекомендовано МО РФ.
2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
3. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
4. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
5. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
6. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ
Рекомендуемая
1. Лебедев Е. Тризна. Книга о Боратынском. – М., 1985.
2. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995 (гл. 5).
3. Песков А.М. Баратынский. – М., 1990.
4. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. – М., 1966.
5. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. – М., 1973.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение жанра элегии (тематика, лирический герой, стиль) и обоснуйте новаторство Баратынского в этом жанре.
2. Составьте тезисный план к работе: Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995. (гл. 5).
3. Выполните целостный анализ одного из приведённых ниже стихотворений Е.А. Баратынского:
«Предрассудок! Он обломок»; «На что вы дни? Юдольный мир явленья»; «Толпе тревожный день приветен, но страшна…»; «Все мысль да мысль! Художник бедный слова».
20.03.2021
09.40-11.10
Лекция №4.
Тема: Художественная и мемуарная проза А.И. Герцена.
План лекции
1. Литературно-эстетические взгляды Герцена. Ранние произведения, их революционно-романтический характер. Переход от абстрактно-гуманистической романтики к реализму в «Записках одного молодого человека». Герцен и «натуральная школа», гоголевские традиции в его творчестве.
2. Роман «Кто виноват?». Проблематика, стилевое своеобразие романа, жанр, композиция, язык. Система образов. Сатирическое изображение крепостников. Образ Бельтова. Разночинцы в романе. Черты новой женщины в образе Любоньки Круциферской.
3. «Сорока-воровка» – повесть о трагической судьбе крепостной интеллигенции. Сатира на самодержавно-крепостническую Россию в повести «Доктор Крупов». Художественные особенности повести.
4. «Былое и думы»: проблематика, жанровое своеобразие. Многосторонний показ действительности. Личность автора, история его идейных исканий. «Былое и думы» – энциклопедия русской идейной жизни 30-60-х гг. ХIХ века. Стилевое новаторство «Былого и дум».
5. Литературная критика о Герцене.
Литература
Основная
1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. – Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. – М.: Владос, 2005. – 524 с. – Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. – 3-е изд., испр. – М.: ОНИКС, 2006. – 505 с.
Дополнительная
Учебники и учебные пособия:
1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Ч. 2. – Рекомендовано МО РФ.
2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
3. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
4. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
5. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
6. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ
Рекомендуемая
1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. – Люб. изд.
2. Берлин И. Александр Герцен и его мемуары // Вопросы литературы. – 2000. – № 2.
3. Бабаев Э.Г. Художественный мир А.И. Герцена. – М., 1981.
4. Гиллельсон М.И. и др. А.И. Герцен. Семинарий. – М., Л., 1965.
5. Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» Герцена. – Л., 1975.
6. Гинзбург Л.Я. История отражается в человеке. – М., 1981.
7. Путинцев В. Герцен-писатель. – М., 1963.
8. Туниманов В.А. А.И. Герцен и русская общественно-литературная мысль XIX в. – СПб., 1994.
9. Эльсберг Я. А.И. Герцен. Жизнь и творчество. – М., 1963.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите типологию образа «лишнего» человека в романе «Кто виноват?» (происхождение, воспитание, образование, социальное положение, общественные идеалы и деятельность, испытание любовью, открытость финала).
2. Охарактеризуйте специфику жанра и художественное своеобразие «Былого и дум» А.И. Герцена.