2 курс (очное, 4 семестр) История русской литературы (лекции, практ., зачёт) (Манаенкова Е.Ф.) (6 записей)

  • 2 курс (очное, 4 семестр) История русской литературы (лекции, практические, зачёт) (Манаенкова Е.Ф.)

  • 13.03.2021
    08.00-09.30

    Лекция №1.
    Тема: Проза Пушкина

    План лекции

    1. Попытка исторического романа («Арап Петра Великого»).
    2. Идейно-художественные искания Пушкина 30-х годов в прозе.
    2.1. «Повести Белкина»: творческая история, хронология новелл.
    Проблематика, художественная структура.
    Образ Белкина и связанная с ним проблема языка художественной прозы.
    Своеобразие сюжетов, композиции, жанра.
    Значение повестей Пушкина для последующего развития русской прозы.
    2.2. «Пиковая дама».
    Тема власти денег, уродующей человеческую личность.
    Образ Германна.
    Драматическая напряженность, психологическая глубина, стремительность развития сюжета.
    Изменение восприятия новеллы от анекдотического при жизни Пушкина до философского, символического во 2-й пол. ХIХ в. и ее дальнейшая «жизнь» в русской культуре.
    2.3. «Капитанская дочка».
    История создания.
    Жанр.
    Глубина и широта изображения России ХVIII в.
    Тема народа и народного восстания.
    Образ Пугачева.
    Тема чести и долга в «Капитанской дочке».
    Художественные типы, своеобразие их обрисовки.
    Сюжетно-композиционная структура произведения.
    Речь персонажей и автора.
    Интерпретация романа в литературоведении.
    3. Роль Пушкина-прозаика в развитии русской литературы.

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. – Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. Ч. 1. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ.
    3. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.

    Дополнительная
    1. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    2. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    3. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970.
    4. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая
    1. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1999.
    2. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. – М., 1989.
    3. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.
    4. Зуев Н. Одна из вершин философской прозы. «Повести Белкина» А.С. Пушкина // Литература в школе. – 1998. –- № 8. – С. 21-35.
    5. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. Пушкин. – СПб., 1995. – С. 212-227.
    6. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). – Л., 1974.
    7. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1834-1836). – Л., 1982.
    8. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. – Л., 1987.
    9. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». – М., 1989.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Охарактеризуйте художественное своеобразие «Повестей Белкина».
    2. Раскройте идейное содержание, проблематику, особенности композиции и систему образов в романе «Капитанская дочка».
    3. Опираясь на приведенную ниже литературу, определите идейное и художественное своеобразие прозаического творчества А.С. Пушкина:
    – Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М., 1988 (раздел о Пушкине).
    – Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. – М., 1987.
    – Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». – М., 1989.

    13.03.2021
    09.40-11.10

    Лекция №2.
    Тема: Повести Н.В. Гоголя.

    План лекции

    1. Идейно-эстетическое формирование писателя.
    2. Национальная тематика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (творческая переработка народных преданий и других фольклорных материалов). Жизнеутверждающий пафос «Вечеров». Религиозно-мистические и трагические мотивы некоторых повестей. Романтизм «Вечеров» (завуалированная фантастика) и реалистические тенденции («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). Образы рассказчиков в «Вечерах». Лиризм повестей. Творческое воздействие Пушкина на Гоголя.
    3. «Миргород». Рост реалистических тенденций. Социальная проблематика и идейный смысл сборника. Обличение «пошлости пошлого человека», паразитизма «существователей». Сатира и юмор в первых книгах писателя. «Тарас Бульба» – народно-историческая повесть.
    4. «Петербургские повести» Гоголя: проблематика, идейный смысл. Разлад между пошлой действительностью и возвышенной мечтой («Невский проспект»). Реалистический гротеск в повести «Нос». Снятие антитезы реальное/фантастическое у Гоголя. Проблемы искусства в повести «Портрет», 2-й её редакции, их различие. Противоречия действительности, обусловившие трагедию «маленького человека» («Записки сумасшедшего»). Повесть «Шинель», ее место в «Петербургских повестях». Образ Башмачкина, способы его обрисовки. Композиция повести. «Шинель» – этапное произведение русской литературы (ср. со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Бедными людьми» Достоевского).

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. – Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В.И. Коровина. – М.: Владос, 2005. – 524 с. – Допущено МО РФ.
    3. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. – 3-е изд., испр. – М.: ОНИКС, 2006. – 505 с.

    Дополнительная
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Ч. 2. – Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    3. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    4. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    5. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970.
    6. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая
    1. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Собр. соч.: в 9 т. Т.9. – М., 1979.
    2. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959.
    3. Золотусский И.П. Гоголь. – 2-е изд. – М., 1984.
    4. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. – СПб., 1999.
    5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме, – М, 1996; В поисках живой души. – М., 1987; Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. – М., 2004; Творчество Гоголя. Смысл и форма. – СПб., 2007.
    6. Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. – Л., 1989.
    7. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1979. – С. 223-321.
    8. Соколов Б. Расшифрованный Гоголь: Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М., 2007.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Определите особенности творческого метода Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
    2. На конкретных примерах покажите, как происходила эволюция романтизма Гоголя от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Миргороду».
    3. Выделите важнейшие художественные принципы Гоголя в «Петербургских повестях».

  • 20.03.2021
    08.00-09.30

    Лекция №3.
    Тема: Поэзия Е.А. Баратынского.

    План лекции

    1. Начало творческого пути (конец 10-х гг.). Общее с А.С. Пушкиным и К.Н. Батюшковым литературное происхождение: легкая поэзия, французский элегизм Парни, карамзинизм, школа гармонической точности. Просветительство и сентиментализм, декабристски вольнолюбиво окрашенное эпикурейство молодого поэта.
    2. Отрыв от общепоэтического фона в стихотворениях начала 20-х гг. Придание элегии психологизма и аналитизма («Разлука», «Оправдание», «Разуверение», «Признание»). Элегическое слово в поэзии Баратынского как точное обозначение состояния души лирического героя. Утрата обязательных элегических тропов.
    3. Переходный период 2-й пол. 20-х гг. Утрата вольнолюбивого контекста и целостности мировосприятия. Стихотворные повести «Эда», «Бал», «Цыганка».
    4. Читательский неуспех сборников 1827 и 1835 гг. Стремление углубиться в собственное «я», выделяющее Баратынского из романтизма 30-х гг. Главная тема позднего Баратынского, жизненная основа которой – судьба последекабристского поколения, – самосознание изолированной от мира общих ценностей личности. Резко индивидуальная трактовка вечных тем («Не ослеплён я музою моею», «Мой дар убог…», «Всё мысль да мысль!..»). Баратынский 30-х гг. как «поэт мысли» в восприятии А.А. Дельвига, А.С. Пушкина, П.А. Вяземского.
    5. Тризна – художественная доминанта позднего Баратынского. Отсутствие романтического единства личности в сборнике 1842 года «Сумерки». Непризнанность Баратынского романтиками, любомудрами, Белинским. Пушкин как единственный ценитель высокоинтеллектуальной лиры Баратынского.

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. – Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. – М.: Владос, 2005. – 524 с. – Допущено МО РФ.
    3. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. – 3-е изд., испр. – М.: ОНИКС, 2006. – 505 с.

    Дополнительная
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Ч 2. – Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    3. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    4. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    5. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
    6. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая
    1. Лебедев Е. Тризна. Книга о Боратынском. – М., 1985.
    2. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995 (гл. 5).
    3. Песков А.М. Баратынский. – М., 1990.
    4. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. – М., 1966.
    5. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. – М., 1973.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Дайте определение жанра элегии (тематика, лирический герой, стиль) и обоснуйте новаторство Баратынского в этом жанре.
    2. Составьте тезисный план к работе: Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995. (гл. 5).
    3. Выполните целостный анализ одного из приведённых ниже стихотворений Е.А. Баратынского:
    «Предрассудок! Он обломок»; «На что вы дни? Юдольный мир явленья»; «Толпе тревожный день приветен, но страшна…»; «Все мысль да мысль! Художник бедный слова».

    20.03.2021
    09.40-11.10

    Лекция №4.
    Тема: Художественная и мемуарная проза А.И. Герцена.

    План лекции

    1. Литературно-эстетические взгляды Герцена. Ранние произведения, их революционно-романтический характер. Переход от абстрактно-гуманистической романтики к реализму в «Записках одного молодого человека». Герцен и «натуральная школа», гоголевские традиции в его творчестве.
    2. Роман «Кто виноват?». Проблематика, стилевое своеобразие романа, жанр, композиция, язык. Система образов. Сатирическое изображение крепостников. Образ Бельтова. Разночинцы в романе. Черты новой женщины в образе Любоньки Круциферской.
    3. «Сорока-воровка» – повесть о трагической судьбе крепостной интеллигенции. Сатира на самодержавно-крепостническую Россию в повести «Доктор Крупов». Художественные особенности повести.
    4. «Былое и думы»: проблематика, жанровое своеобразие. Многосторонний показ действительности. Личность автора, история его идейных исканий. «Былое и думы» – энциклопедия русской идейной жизни 30-60-х гг. ХIХ века. Стилевое новаторство «Былого и дум».
    5. Литературная критика о Герцене.

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. – Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. – М.: Владос, 2005. – 524 с. – Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. – 3-е изд., испр. – М.: ОНИКС, 2006. – 505 с.

    Дополнительная
    Учебники и учебные пособия:
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Ч. 2. – Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    3. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    4. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    5. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
    6. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая
    1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. – Люб. изд.
    2. Берлин И. Александр Герцен и его мемуары // Вопросы литературы. – 2000. – № 2.
    3. Бабаев Э.Г. Художественный мир А.И. Герцена. – М., 1981.
    4. Гиллельсон М.И. и др. А.И. Герцен. Семинарий. – М., Л., 1965.
    5. Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» Герцена. – Л., 1975.
    6. Гинзбург Л.Я. История отражается в человеке. – М., 1981.
    7. Путинцев В. Герцен-писатель. – М., 1963.
    8. Туниманов В.А. А.И. Герцен и русская общественно-литературная мысль XIX в. – СПб., 1994.
    9. Эльсберг Я. А.И. Герцен. Жизнь и творчество. – М., 1963.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Определите типологию образа «лишнего» человека в романе «Кто виноват?» (происхождение, воспитание, образование, социальное положение, общественные идеалы и деятельность, испытание любовью, открытость финала).
    2. Охарактеризуйте специфику жанра и художественное своеобразие «Былого и дум» А.И. Герцена.

  • 10.04.2021
    08.00-09.30

    Лекция №5.
    Тема: Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского.

    План лекции

    1. Драма «Дмитрий Калинин» и статья «Литературные мечтания» – произведения, определившие начало литературной деятельности Белинского. Эволюция его социально-политических и философских взглядов (от Шеллинга, Фихте и Гегеля к Фейербаху). Отражение этой эволюции в статьях 30-х гг.
    2. Белинский-критик. Глубокое постижение современного литературного процесса. Литературно-эстетическое значение годовых обзоров русской литературы (1846 и 1847 гг.).
    3. Белинский-историк литературы. Верные и ошибочные оценки литературных явлений в истории русской литературы. Концепция развития русской литературы (от подражательности к самобытности и народности; типологическая концепция параллельного развития «риторического» и «сатирического» направлений и движения русской литературы к реализму). Белинский и «натуральная школа».
    4. Основные историко-литературные работы Белинского (статьи о А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.В. Гоголе).
    5. Значение историко-литературных положений и утверждений Белинского для развития русской реалистической литературы и для формирования русского литературоведения.

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. – Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В.И. Коровина. – М.: Владос, 2005. – 524 с.- Допущено МО РФ.
    3. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. – 3-е изд., испр. – М.: ОНИКС, 2006. – 505 с.

    Дополнительная
    1. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    2. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    3. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    4. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
    5. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая
    1. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. – М., 1982.
    2. Кийко Е.И. В.Г. Белинский: Очерк литературно-критической деятельности. – М., 1972.
    3. Мезенцев П.А. В.Г. Белинский и русская литература. – М., 1965.
    4. Нечаева В.С. В.Г. Белинский. Жизнь и творчество. 1842-1848. – М., 1968.
    5. Прохоров Е.П. В.Г. Белинский. – М., 1978.
    6. Соболев П. Эстетика Белинского. – М., 1978.
    7. Тихонова Е.Ю. Человек без маски: Личность Белинского в его переписке. – М., 2002.

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1. Назовите основные историко-литературные работы Белинского (статьи о Гоголе, Грибоедове, Крылове, Кольцове, Лермонтове, Пушкине).
    2. Покажите роль Белинского как организатора и теоретика «натуральной школы».
    3. Из указанных работ В.Г. Белинского приведите цитаты о творчестве ведущих писателей первой пол. ХIХ в.:
    – Русская литература в 1841 г.
    – Сочинения Александра Пушкина (ст. 3, 5).
    – Стихотворения М. Лермонтова.

  • 04.05.2021
    08.00-09.30
    гр. ФЛ-РЛБ-23

    Практическое занятие №7.
    Тема: Нравственно-философская проблематика и образный мир повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики».

    План
    1. Соотношение содержания сборника «Миргород» с содержанием «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Арабесок» (изображаемый мир явлений, отношение к нему автора, художественный метод).
    2. Две части повести «Старосветские помещики». «Буколическая» жизнь помещиков в первой части повести.
    3. Композиция повести. Место и роль в повести новеллы о молодом человеке, недолго горевавшем о своей возлюбленной.
    4. Образ жизни героев повести (отношение друг к другу, к окружающим их людям, обстановка, занятия, интересы).
    5. Образ Пульхерии Ивановны.
    6. Образ Афанасия Ивановича.
    7. Тема любви в повести (мифологические персонажи, новелла о молодом человеке, авторские рассуждения о страстях и привычках).
    8. Пейзажные зарисовки в повести.
    9. Фантастика в повести. Поэтические средства изобразительности (восклицательные и вопросительные конструкции, примеры инверсии и анафоры, характер употребляемых эпитетов, метафор, сравнений и гипербол).
    10. Идейно-образная концепция повести. Отношение Гоголя к изображаемому.
    11. Познакомьтесь с анимационным фильмом М. Муат «Он и Она» по повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и сделайте к нему краткий комментарий: http://www.youtube.com/watch?v=KiJotPEqrrU

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    3. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    4. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    5. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970.

    Рекомендуемая
    3. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.1. – М., 1953. – С. 290-295.
    4. Барбашова Л., Гуминский В. Гоголь и четыре урока «Миргорода» // Лит. учеба. – 1983. – № 2. – С. 158-166.
    5. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959. – С. 74-112.
    6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978. – С. 161-174.
    7. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1978. – С. 100-146.
    8. Скатов Н.Н. Еще раз о русском реализме // Скатов Н.Н. Далекое и близкое. – М., 1981. – С. 3-24.
    9. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. – М., 1961.
    10. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя // Храпченко М.Б. Собр. соч.: в 4 т. Т.1. – М., 1980 (гл. 3.). – С. 161-235.

    Задания для отчёта: ответить на 2 вопроса плана (по выбору). Представить на следующем занятии, которое пройдёт в очном формате.

    04.05.2021
    09.40-11.10
    гр. ФЛ-РЛБ-23

    Практическое занятие №8.
    Тема: Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».

    План
    1. Родовые и видовые свойства эпического жанра:
    1) Сюжетно-событийная основа, объем и принципы отбора жизненного материала, временные рамки произведения.
    2) Эпичность в раскрытии человеческого характера:
    а) изображение героя в многообразии его связей с окружающим миром. Человек и среда. Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий петербургский чиновник, типичный представитель «униженных и оскорбленных»;
    б) показ внутреннего мира героя через поступки, действия, в сопоставлении с другими персонажами;
    в) объективные формы выражения авторского отношения к герою произведения; многообразие эмоционально-смысловых оттенков гоголевского слова (ирония, юмор, сатирико-обличительный тон, элементы сочувствия и сострадания).
    3) Значение внефабульных элементов в повести. Лирико-драматическое начало в эпических произведениях.
    2. Особенности гоголевского повествования (индивидуальные черты стиля писателя):
    1) «Простота вымысла» и «совершенная истина жизни» (В.Г. Белинский).
    2) «Комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния» (В.Г. Белинский), «смех сквозь слезы».
    3) Гоголевский лиризм.
    4) Роль фантастического в повествовании.
    3. Нестандартные интерпретации повести (Ч. Лотто) – инд. задание (1-2 чел.).

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    3. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    4. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970

    Рекомендуемая
    1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. О русской повести и повестях г. Гоголя. Взгляд на русскую литературу 1847 г. (любое изд.).
    2. Гольденберг АХ. Смех и слезы в метапоэтике Гоголя // Категории рационального и эмоционального в художественной словесности: сб. науч. ст. по итогам VII Междунар. науч. конф. «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». Волгоград, 28-30 окт. 2013 г. / отв. ред. и сост. Е.Ф. Манаенкова. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013. – С. 54-61.
    3. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959. – С. 345-374.
    4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.
    5. Лотто Ч. Лествица «Шинели» (предисловие к публикации И. Золотусского) // Вопросы философии. – 1993. – №8. – С. 58-83.
    6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.
    7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М., 1996.
    8. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л., 1973. – С. 3-9, 259-261.
    9. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX в. – Л., 1971. – С. 204-209.
    10. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. – М., 1977. – С. 133-137.
    11. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. ст. – Л., 1969. – С. 306-326.

    Задания для отчёта: ответить на 2 вопроса плана (по выбору). Представить на следующем занятии, которое пройдёт в очном формате.

    04.05.2021
    11.30-13.00
    гр. ФЛ-РЛБ-24

    Практическое занятие № 9.
    Тема: Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

    План
    1. Замысел и история создания комедии.
    2. Комедия «Ревизор» и социальная действительность России 1830-х годов. Особенности изображения «сборного города».
    3. Особенности драматического конфликта. Истинный и мнимый конфликт. Ю.В. Манн о «миражной» интриге.
    4. Динамика сюжета. Приемы и средства характеристики основных персонажей.
    5. Образ Городничего и его роль в комедии.
    6. Хлестаков – «главное лицо» (В.Г. Белинский) комедии, его место в системе образов. Социальный смысл «хлестаковщины».
    7. «Немая сцена» и ее значение в основном замысле комедии. Развязка «Ревизора».
    8. Смех как положительное лицо комедии. «Театральный разъезд» – попытка Н.В. Гоголя обобщить оценку «Ревизора» современниками.

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    3. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    4. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970.

    Рекомендуемая
    1. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. – М., 1976.
    2. Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарий. – Л., 1971.
    3. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М., 1969.
    4. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. – Л., 1975.
    5. Золотусский И. Гоголь. ЖЗЛ (люб. издание).
    6. Золотарев И. Сплав реального и невероятного: («Ревизор» Гоголя) // Вопросы литературы. – 2008. – №2. – С. 286-295.
    7. Манн Ю.В. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». – М., 1966.
    8. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М., 1996. (гл.5).

    Задания для отчёта: ответить на 2 вопроса плана (по выбору). Представить на следующем занятии, которое пройдёт в очном формате.

  • 05.05.2021
    11.30-13.00
    гр. ФЛ-РЛБ-21

    Практическое занятие № 9.
    Тема: Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

    План
    1. Замысел и история создания комедии.
    2. Комедия «Ревизор» и социальная действительность России 1830-х годов. Особенности изображения «сборного города».
    3. Особенности драматического конфликта. Истинный и мнимый конфликт. Ю.В. Манн о «миражной» интриге.
    4. Динамика сюжета. Приемы и средства характеристики основных персонажей.
    5. Образ Городничего и его роль в комедии.
    6. Хлестаков – «главное лицо» (В.Г. Белинский) комедии, его место в системе образов. Социальный смысл «хлестаковщины».
    7. «Немая сцена» и ее значение в основном замысле комедии. Развязка «Ревизора».
    8. Смех как положительное лицо комедии. «Театральный разъезд» – попытка Н.В. Гоголя обобщить оценку «Ревизора» современниками.

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    3. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    4. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970.

    Рекомендуемая
    1. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. – М., 1976.
    2. Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарий. – Л., 1971.
    3. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М., 1969.
    4. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. – Л., 1975.
    5. Золотусский И. Гоголь. ЖЗЛ (люб. издание).
    6. Золотарев И. Сплав реального и невероятного: («Ревизор» Гоголя) // Вопросы литературы. – 2008. – №2. – С. 286-295.
    7. Манн Ю.В. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». – М., 1966.
    8. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М., 1996. (гл.5).

    Задания для отчёта: ответить на 2 вопроса плана (по выбору). Представить на следующем занятии, которое пройдёт в очном формате.