1 курс (заочное) Фольклор и древнерусская литература (лекции) (Гольденберг А.Х.) (5 записей)

  • 1 курс (заочное) Фольклор и древнерусская литература (лекции) (Гольденберг А.Х.)

  • 09.10.2020
    ФЛ-РЛБZ-11
    Лекция 1
    Фольклор и древнерусская литература

    План
    1. Цель и задачи учебной дисциплины.
    2. Учебный план дисциплины.
    3. Методические рекомендации к освоению дисциплины.
    4. Форма и сроки отчетности.

    Учебная дисциплина «Фольклор и древнерусская литература» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин подготовки учителя-словесника.
    Дисциплина состоит из двух самостоятельных частей – фольклора и древнерусской литературы.
    Цель ее освоения – формирование у студентов знаний в области фольклора и и древнерусской литературы, готовности к применению их в своей профессионально-педагогической деятельности.
    Основными задачами освоения дисциплины являются:
    – формирование у обучающихся системы знаний о специфике фольклора и древнерусской литературы, о жанровой системе фольклора и древнерусской литературы, о принципах взаимоотношений между фольклором и литературой как видами словесного творчества;
    – прочтение и анализ основных фольклорных и древнерусских художественных текстов из списков для обязательного чтения;
    – составление терминологических словарей по фольклору и древнерусской литературе;
    – чтение и конспектирование научных статей по изучаемым темам.
    Для освоения дисциплины «Фольклор и древнерусская литература» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные на уроках литературы и русского языка в общеобразовательной средней школе.
    Изучение первой части данной дисциплины является необходимой основой для подготовки к прохождению фольклорной практики, второй части – для последующего изучения дисциплины «История русской литературы».
    Профильной для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач в области педагогической деятельности:
    – изучение произведений русского фольклора и древнерусской литературы на уроках литературы в средней общеобразовательной школе, включение их в элективные курсы в области литературного образования школьников;
    – воспитание бережного отношения к традициям народной и древнерусской культуры, осознания их непреходящей ценности в решении воспитательных задач будущим учителем-словесником;
    – развитие способности к самостоятельной работе по изучению фольклора и древнерусской литературы, собиранию фольклора своего региона и популяризации его традиций в современной образовательной среде, в том числе с использованием информационных технологий.
    По учебному плану дисциплина изучается в 1 семестре. На установочной сессии предусмотрена 1 установочная лекция, во время январской зимней сессии — 2 лекции и 4 семинара. По итогам изучения дисциплины во время сессии сдается дифференцированный зачет с оценкой.
    Таким образом, на самостоятельно освоение дисциплины студентам отводится 3 месяца. Подробные рекомендации, включающие списки учебной литературы, перечень терминов по каждой части дисциплины, списки текстов для обязательного чтения по фольклору и древнерусской литературе, планы семинаров, теоретические вопросы, устные и письменные задания к зачету даны в двух методичках, приложенных к данному файлу. Их необходимо внимательно изучить на установочной сессии.
    Там же находится список фольклорных и древнерусских текстов для заучивания наизусть.
    Рекомендуется распределить учебную подготовку к зачету равномерно: 6 недель посвятить изучению фольклора и 6 недель — древнерусской литературе. Все устные и письменные задания необходимо выполнить к началу зимней сессии.
    Методические материалы к лекциям, семинарам, зачету размещаются согласно расписанию на портале edu.vspu.ru по адресу http://edu.vspu.ru/groups/lit/forum/topic/1-kurs-zaochnoe-folklor-i-drevnerusskaya-literatura-lektsii-goldenberg-a-h/

    Форма промежуточной отчетности
    Читательские дневники, конспекты научных статей, словари терминов по каждой части дисциплины с примерами из фольклора и древнерусской литературы студенты оформляют по образцу, данному в методичках. Они могут их выполнить либо от руки с последующим сканированием тетрадей, либо в электронном виде как файлы в формате Word 97-2003, шрифт TNR, кегль 14, выравнивание по ширине страницы. Эти задания объединяются в два общих файла (отдельно – по фольклору и по древнерусской литературе) и посылаются старостам каждой группы.
    Сроки промежуточной отчетности
    Старостам необходимо собрать выполненные задания всей группы, проверить единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, Фольклор / ДРЛ ), разместить их по алфавиту в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБZ-11/12/13, Фольклор и ДРЛ) и прислать мне ссылку на адрес: goldenberg48@mail.ru в срок до 22:00 9.01.21

  • ФЛ-РЛБZ-1
    Лекция 2
    ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.
    КРАСНОРЕЧИЕ И АГИОГРАФИЯ
    План
    I. Ораторское искусство Киевской Руси.
    1.1 Торжественное красноречие. «Слово о Законе и     Благодати» митрополита Илариона.
    1.2 Учительное красноречие. «Поучение» Владимира Мономаха.
    II. Агиография Киевской Руси.
    2.1 Сказание о Борисе и Глебе как образец русского оригинального жития.
    2.2 Агиографические сочинения Нестора.
    2.3 Киево-Печерский патерик.

    Материалы к лекции прилагаются.

    Лекция 3
    ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ XIII-XV ВВ.
    План
    1. Литература периода феодальной раздробленности.
    1.1 Воинские повести XIII-XV вв. о борьбе с татаро-монгольским нашествием.
    1.2 Житие А. Невского.
    1.3 Цикл повестей о Куликовской битве.
    2. Агиографические сочинения Епифания Премудрого.

    Материалы к лекции прилагаются

  • Лекция «Как собирать и записывать фольклор»
    1. Русский фольклор – наука об устном народном поэтическом творчестве русского народа – является обязательной учебной дисциплиной в системе профессиональной подготовки учителя-словесника.
    2. Изучение фольклора играет важную роль в понимании исторических корней словесного искусства, его образной системы, жанровых традиций и национальной специфики. Без знания фольклора невозможно изучение поэтики русской литературы, усвоение теории и истории словесного творчества. Практические знания и навыки собирания фольклора необходимы будущему учителю-словеснику для успешной педагогической деятельности в условиях утраты подлинных традиций народной культуры и возрастающего влияния на учащихся различных форм массовой культуры, нередко выступающих под маской фольклорных. Собирание фольклора родного края может стать основой совместной деятельности учителя и его учеников по изучению и сохранению местных культурных традиций, воспитанию любви к малой родине.
    3. Фольклорная практика непосредственно связана с изучением первой части дисциплины «Фольклор и древнерусская литература». По итогам практики ставится зачет с оценкой.

    4. Задачи практики:
    — учебная – углубление и расширение знаний об устном народном творчестве;
    — профессиональная – приобретение навыков собирательской работы, умение оценивать и систематизировать собранный материал с точки зрения будущей профессии;
    — научная – обследование фольклорного репертуара определенной местности, развитие у студентов интереса к научно- исследовательской работе по изучению традиций народной культуры, современных форм бытования фольклора.
    Фольклорная практика призвана сыграть важную роль в изучении студентами бытования различных жанров устного народного творчества, как традиционных, так и современных. Практика позволяет увидеть фольклорные тексты в органичной для них культурно-бытовой среде и оценить их как явления народной культуры.
    5. В процессе прохождения практики студенты должны непосредственно познакомиться с фольклорным богатством родного края, услышать живое исполнение песенных и прозаических произведений устного народного творчества, закрепить знания по классификации и анализу фольклорных текстов, приобретенные ими на занятиях по основному курсу. Практика также является подготовкой студентов к краеведческой работе в школе, обогащает их новыми жизненными впечатлениями, опытом общения с людьми.

    6. Содержание практики подробно излагается в прикрепленных методических рекомендациях

  • Лекция

    ОБЩЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

    План
    1. Литература периода Смутного времени.
    2. Литература на окраинах Московского государства. Повести об Азове.
    3. Старообрядческая литература. Сочинения протопопа Аввакума.
    4. Бытовые повести XVII века.
    5. Барокко в русской литературе. Творчество Симеона Полоцкого.

    Текст лекции и литература к ней см. в Приложении