1 курс (заочное, бакалавры) Речевые практики (Путило А.О.) (7 записей)

  • 1 курс (заочное, бакалавры) Речевые практики (Путило А.О.)

  • Учебные пособия по дисциплине :
    Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. — 544 с. (Высшее образование.)
    Ипполитов Н. А., Князев О. КХ, Савов М. Р. И76 Русский язык и культура речи : курс лекций / по ред. Н. А. Ипполитовой. — М.: Т Велби, Изд-в Проспект, 2007. — 344 с.

  • Требования к сдаче задания: Старостам создать папку на любом открытом хранилище документов, назвать ее индексом группы и наименованием предмета (например, ФЛ_РЛБ_11_Речевые_практики) и размещать выполненные задания, подписанные ФИО и номером задания (Иванов_ИИ_задание_1) по дисциплине в соответствии с расписанием, т.е. в день, когда занятие стоит по расписанию. Все копии задания должны быть хорошо различимы, развернуты удобно для чтения (не вверх ногами). Ссылку на папку с работами группы послать преподавателю в вк или на почту anna.putilo@yandex.ru

    Занятие 1. «Язык как средство общения».
    Вопросы:
    1. Особенности речевой коммуникации.
    2. Виды общения. Коммуникативные типы.
    3. Особенности устной речи. Построение устной речи.
    4. Особенности письменной речи.

    Задание: подготовьте краткий тезисный план с ответом на все вопросы занятия по предложенным источникам и ресурсам, размещенным в сети Интернет.

    Занятие 2. «Языковые нормы».
    1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
    2. Языковая норма как историческое явление. Основные источники нормы. Характерные особенности нормы литературного языка.
    3. Понятие вариантности норм. Кодификация как осознанная норма.
    4. Система норм современного русского литературного языка.

    Задание: подготовьте краткий тезисный план с ответом на все вопросы занятия по предложенным источникам и ресурсам, размещенным в сети Интернет.

    Занятие 3. «Социолингвистическая структура русского национального языка».
    Вопросы:
    1. Национальный язык и литературный язык.
    2. Основные признаки литературного языка: наличие письменной формы, развитая стилистическая система, кодифицированная норма.
    3. Нелитературные подсистемы русского национального языка: диалекты, просторечие, профессиональные языки, жаргоны и арго.

    Задание: ознакомится с материалами по всем вопросам занятия по предложенным источникам и ресурсам, размещенным в сети Интернет. Выполнить задания в прикрепленном файле — «Занятие 3, речевые практики»

    Занятие 4 «Нормы ударения и произносительные нормы».
    Вопросы:
    1. Нормы русского ударения, их характеристика.
    2. Особенности ударения в русском языке, типичные ошибки в усвоении ударения.
    3. Причины изменения и колебания ударения.
    4. Специфические особенности разговорного и литературного произношений.
    5. Источники формирования произносительных литературных норм русского языка.
    6. Старшая и младшая нормы русского литературного произношения.
    7. Основные правила русской орфоэпии.

    Задание: ознакомится с материалами по всем вопросам занятия по предложенным источникам и ресурсам, размещенным в сети Интернет. Выполнить задания в прикрепленном файле — «Занятие 4, речевые практики»

    Занятие 5. «Лексические нормы».

    Вопросы:
    1. Организация лексического состава русского языка и его описание в словарях.
    2. Нарушения правильности речи и источники речевых ошибок.
    3. Нарушения точности речи.
    4. Основные средства усиления выразительности речи.
    5. Принцип коммуникативной целесообразности как основа отбора лексических средств.
    6. Условия и причины заимствования иноязычных слов.
    7. Старославянизмы и их место в современном русском языке.

    Задание: ознакомится с материалами по всем вопросам занятия по предложенным источникам и ресурсам, размещенным в сети Интернет. Выполнить задания в прикрепленном файле — «Занятие 5, речевые практики»

  • Занятие 6. «Многословие»

    План
    1. Плеоназм как вид многословия.
    2. Тавтология.
    3. Расщепление сказуемого.
    4. Слова-паразиты.

    Задание: ознакомится с материалами по всем вопросам занятия по предложенным источникам и ресурсам, размещенным в сети Интернет. Выполнить задания в прикрепленном файле — «Занятие 6, речевые практики»

    Занятие 7. «Фразеологические обороты, ошибки в их употреблении»
    План
    1. Неверное усвоение значений фразеологизмов.
    2. Неправильное употребление форм фразеологических оборотов.
    3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизмов.

    Задание: ознакомится с материалами по всем вопросам занятия по предложенным источникам и ресурсам, размещенным в сети Интернет. Выполнить задания в прикрепленном файле — «Занятие 7, речевые практики»

    Занятие 8. «Морфологические нормы русского языка»
    План
    1. Нормы употребления существительных:
    а) род имен существительных;
    б) образование множественного числа существительных;
    в) множественное число, родительный падеж имен существительных;
    г) особенности употребления несклоняемых существительных.
    2. Имя прилагательное:
    а) образование сравнительной степени;
    б) родительный падеж притяжательных прилагательных.
    3. Имя числительное:
    а) склонение составных количественных числительных;
    б) употребление порядковых числительных при обозначении даты.
    4. Местоимение:
    а) употребление притяжательных местоимений его, ее с предлогами.

    Задание: ознакомится с материалами по всем вопросам занятия по предложенным источникам и ресурсам, размещенным в сети Интернет. Выполнить задания в прикрепленном файле — «Занятие 8, речевые практики»

    Занятие 9. «Употребление глагольных форм»

    План
    1. Глагол как часть речи.
    2. Ошибки при употреблении глагольных форм.

    Задание: ознакомится с материалами по всем вопросам занятия по предложенным источникам и ресурсам, размещенным в сети Интернет. Выполнить задания в прикрепленном файле — «Занятие 9, речевые практики»

    Занятие 10. «Синтаксические нормы»
    План
    1. Понятие о деепричастии.
    2. Ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов.
    3. Значение порядка слов в предложении.
    4. Место главных и второстепенных членов в предложении.
    5. Варианты согласования сказуемого с подлежащим.

    Задание: ознакомится с материалами по всем вопросам занятия по предложенным источникам и ресурсам, размещенным в сети Интернет. Выполнить задания в прикрепленном файле — «Занятие 10, речевые практики»

    Консультация. Старосте связаться с преподавателем для получения ссылки на зум-конференцию

    Экзамен.

  • Файлы занятий по дисциплине «Речевые практики» №9 и №10

  • ——————————————————————————————————————————————————————————- «Русский язык и культура речи»

    Учебные пособия:
    1. Л. А. Введенская, Культура речи. М.:Изд-во «Феникс», 2003.
    2. Райская Л.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.
    3. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. Курс лекций. М.: Флинта-Наука, 2004

    Лекция 1. «Зачем нужен язык?»

    1.Коммуникативная функция. Язык – основное средство общения.
    2. Когнитивная функция. Язык – средство познания и мышления.
    3. Культурологическая функция. Русский язык – язык славянской группы индоевропейской семьи языков. Русский язык – язык международного общения.
    4. Язык – знаковая система. Уровни языковой системы.
    5. Внешнее строение языка. Литературный язык и его нелитературные варианты.

    Задание. Ознакомиться с материалами учебника и лекции 1 (см.прикрепленный файл)

    Лекция 2. «Функциональные стили современного русского языка»

    1. Многообразие стилей современного русского языка
    2. Научный стиль речи
    3. Подстили, их разновидности и жанры научного стиля речи
    4. Официально-деловой стиль речи
    5. Жанры официально-делового стиля речи
    6. Публицистический стиль
    7. Подстили и жанры публицистики
    8. Разговорная речь

    Задание. Ознакомиться с материалами учебника и лекции 2 (см.прикрепленный файл)

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
    1. Лексические нормы
    2.Морфологические нормы Ч.1
    3.Морфологические нормы Ч.2
    4. Синтаксические нормы
    Задание. Изучить правила в прикрепленных файлах, выполнить упражнения.
    ЗАЧЕТ: Старосте связаться с преподавателем для получения ссылки на зум-конференцию