19.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-11)
06.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-13)
27.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-12)
12.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-14)
Семинарское занятие №5
Тема: Художественный метод комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
План:
1. Изучите основные научные концепции «просветительского реализма» в русской литературе ХVIII- начала ХIХ века (см. материалы к занятию и прикрепленный файл). Определите значимые художественные принципы просветительского реализма в русской литературе. Какие из указанных художественных принципов реализуются в комедии Фонвизина «Недоросль»?
2. Выпишите из текста пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» примеры, характеризующие речь Простаковой, Скотинина, Софьи, Правдина, Тришки. Объясните причины неоднородности речи персонажей из дворянской среды. Проследите, как меняется речь Простаковой в зависимости от ситуации и собеседника. Сделайте вывод о функциях речевой характеристики героев пьесы.
3. Что нового вносит Фонвизин в поэтику комического?
4*. Подготовьте сообщения на темы: «Сценическая история комедии Фонвизина «Недоросль»
5*. Подготовить материал для дискуссии «Проблема воспитания в русской литературе 18 века (А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин)».
__________
* Задания 4 и 5 выполняются по желанию. Рекомендуется выполнять данные задания в микрогруппах (4-5 человек) в форме презентации.
Литература
Основная
1. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХVIII века. М., 1977.
2. Берков П.Н. История русской комедии ХVIII века. Л., 1977. С. 352-361.
3. Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII – начала ХIХ века. Волгоград, 1976. С. 74-104.
4. Западов В.А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы ХVIII века. Статья 2: Ранний русский реализм// Проблемы изучения русской литературы ХVIII века. Л., 1978. С. 69-100.
5. Ключевский В.О. «Недоросль» Фонвизина: опыт исторического объяснения учебной пьесы // Ключевский В.О. Сочинения: В 8 т. М., 1959. Т.8. С. 263-287.
6. История русской драматургии. ХVIII – первая половина ХIХ века. Л., 1982. С. 140-146, 157-160.
7. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия 18 века: генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. С. 17-25, 184-225, 324 – 333.
8. Фохт Т.П. Фольклоризм комедии В.В. Капниста «Ябеда» // Русская литература и фольклорная традиция. Волгоград, 1983. С. 36-47.
9. Рассадин С.Б. «Сатиры смелый властелин». М., 1985.
10. Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. ХI.
Дополнительная
1. Берков П.Н. История русской комедии ХVIII века. Л., 1977. С. 212-241.
2. Берков П.Н. Василий Васильевич Капнист. М.; Л., 1950.
3. Исаакович И.В. «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизина. Л., 1979.
4. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин: Биография писателя. М., Л, 1966. С. 89-110.
5. Лебедева О.Б. Поэтика комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Томск, 1996.
6. Макогоненко Г.П. Денис Иванович Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961. С. 224-261.
7. Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.
8. Пумпянский Л.В. Классическая традиция. М.: Языки русской культуры, 2000. С.134-146.
9. Степанов В.П. Полемика вокруг Д.И. Фонвизина в период создания «Недоросля» // ХVIII век. Сб. 15. Л., 1986. С. 204-228.
Материалы к занятию:
1. Пашкурков А.Н. Система просветительского реализма как научная проблема https://kpfu.ru/portal/docs/F1247581899/158_1_gum_14.pdf
2. Монографии и статьи по русской литературе ХVIII века// Отдел русской литературы ХVIII века. Институт Русской Литературы (РАН) http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=11311
3. Недоросль Д.И. Фонвизин Малый театр https://www.youtube.com/watch?v=YEzBqgKmbDM
Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить свои материалы в указанный срок . Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №5 _ИРЛ_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.