Александра Подшивалова
1. Год окончания: 2014 г. – бакалавриат («Русский язык, Литература»).
2. Почему вы поступили именно на филологический факультет ВГСПУ?
Сначала я не планировала поступать на филфак: в 2008 году после окончания школы подала заявление на факультет международных отношений в ВолГУ (хотела стать дипломатом), но удалось поступить лишь на платное отделение. В связи с этим – пошла на бесплатный истфак. Пока год училась на истории, удалось устроиться в местный волгоградский журнал «Красота без жертв», там я вела небольшую рубрику и писала рассказы. Мне казалось, что я нашла свое призвание и надо срочно переходить на журналистику (уж очень хотелось красивой «глянцевой» жизни, которую, как мне тогда казалось, вели все журналисты). Но литературный редактор журнала меня отговорила, посоветовав идти на филологический факультет, так как он даст мне гораздо больше, чем журфак: научит думать головой, ясно мыслить, а не просто бить пальцами по клавиатуре, составляя связные предложения. Последовав ее рекомендации, я поступила на филологический факультет.
3. Расскажите, как вы учились на филфаке, были ли интересные истории?
Из-за того, что я потеряла два года, обучаясь на истфаке в ВолГУ, я сразу попыталась наверстать упущенное, в первый же год обучения став ведущей «Вестника» на ПедТВ. Несмотря на приличные успехи в качестве тележурналиста, времени на параллельную работу в журнале и на студенческом ТВ не хватало… На третьем курсе я устроилась журналистом в еще один журнал, но мне хотелось зарабатывать больше денег, и я стала редактором корпоративного сайта в крупной волгоградской юридической фирме. Было тяжело: с 8 утра – на учебу, а к 15 часам, когда все одногруппники после пар ехали домой, я тащилась в юридическую контору и три часа билась над сложными и непонятными мне «сухими» юридическими текстами. Журналом занималась по выходным.
Можно сделать вывод, что я не была отличницей на факультете, но обожала лекции и семинары по зарубежной и русской литературе, старалась их никогда не пропускать. Был момент, когда я, оказавшись под впечатлением от пар Ю.Н. Сысоевой, решила, что хочу стать преподавателем зарубежной литературы в вузе… Но как-то не срослось :).
Позже меня пригласили работать редактором на одном волгоградском информационном портале, которому я полностью посвящала свободное время, оставив юридическую фирму и «глянец» (успевший уже порядком надоесть к тому времени).
4. Кем вы работаете сегодня?
Получив документ о высшем образовании, я немного заскучала, так как, работая в сфере журналистики уже 6 лет, поняла, что не так у нас в Волгограде все радужно и перспективно, как кажется на первый взгляд. В первую очередь, нужно писать рекламные тексты, а за личное творчество (из разряда «собственное мнение») платить никто не собирается. Да и зарплата журналистов по Волгоградской области не прельщает…
В этот момент мне улыбнулась удача: меня пригласили на работу в PR-отдел компании «Сады Придонья». Сначала я не знала, чем занимаются в этом отделе, мне казалось, что я годна лишь для того, чтобы ваять новости в газету или на сайт, или же умничать о пользе произведений Толстого перед скучающими десятиклассниками. Спустя год работы в Садах Придонья, я – ведущий специалист PR-отдела. Я регулярно пробую себя в новой роли. Сегодня я журналист и пишу статьи в корпоративную газету. Завтра я разбираю письма с просьбой о совместном проведении PR-мероприятий и принимаю решение, стоит ли нам соглашаться на сотрудничество или нет. Потом лечу в какой-нибудь город, где нужно провести презентацию нашей продукции или же просто представить компанию на каком-либо мероприятии. В общем, моя деятельность необычайно интересная, и предполагает возможность карьерного и финансового роста, что для меня имеет большое значение.
5. Пригодились ли вам знания и навыки, полученные во время обучения на филфаке?
Однозначно пригодились, потому что именно благодаря филфаку, я научилась выступать перед публикой, заинтересовывать аудиторию, используя выученные методические приемы. На самом деле, взрослые люди мало отличаются от школьников: если им не интересна тема доклада или лекции, они не будут слушать. Чтобы привлечь их внимание, я всегда привожу примеры из жизни или рассказываю какие-то забавные случаи, связанные с темой вопроса, стараюсь вести диалог со слушателями.
Еще один важный навык – это умение читать между строк: мои преподаватели учили задерживаться на страницах, внимательно относиться к тексту, вычленять авторскую идею, делать свои выводы. Я замечала, что это работает и при общении с людьми.
Всем компаниям важны специалисты, умеющие красиво говорить, выстраивать свои мысли в определенной логике, подбирать весомые доводы в спорах и аргументировано отстаивать свою точку зрения – это делает вас ценным кадром на работе.
6. Какие советы вы могли бы дать нынешним студентам?
Могу дать практический совет – учите иностранные языки. Из-за того, что я вовремя не выучила английский язык, мне приходится заниматься с репетитором 4 раза в неделю, чтобы иметь возможность посещать выставки и мероприятия, проходящие за границей.
Не думайте, что есть предметы, которые вам не пригодятся в жизни. Я тоже так думала… но, поверьте – понадобилось все! Когда в нужный момент определяешь происхождение какого-либо слова или с умным лицом заявляешь, что правильно говорить тЕфтели, а не тефтЕли, то окружающие смотрят на тебя с открытым ртом и восхищаются твоим интеллектом.
Александр Богатырев
1. Год окончания: 2011 г. – магистратура (направление «Филологическое образование»), 2014г. – аспирантура (10.02.01. «Русский язык»).
2. Почему вы поступили именно на филологический факультет ВГСПУ?
Школу я оканчивал с золотой медалью и одинаково хорошо дружил как с гуманитарными, так и с точными, техническими науками, поэтому до последнего выбирал между политехом и педуниверситетом. В 2005 году у меня было полное понимание, что главное – не направление высшего образования, а его принципиальное наличие. Сегодня я считаю, что можно добиться большого успеха, будучи как прекрасным политиком, так и прекрасным поваром. Все зависит от твоего интереса, трудолюбия и от твоих амбиций. Выбор образования я сделал, скорее, не разумом, а душой. Любовь к чтению и слову, энергетика педагогического университета, его атмосфера и организованная на высоком уровне студенческая жизнь – все это в конечном итоге подтолкнуло к решению поступать на филологический факультет тогда еще Волгоградского государственного педагогического университета. С тех пор ни разу не пожалел о своем выборе.
3. Расскажите, как вы учились на филфаке, были ли интересные истории?
Обучение на филфаке – одна сплошная интересная история. Конечно, ярче всего студентам запоминается не сам образовательный процесс, а сопутствующие ему поездки на научные конференции, участие в работе отдела воспитательной работы или профкома, выезды в лагерные смены на спортбазу ВГСПУ «Марафон», организация школ студенческого актива, школ молодого исследователя, участие в мероприятиях Стипендиального фонда В. Потанина – в нашем вузе всего достаточно для развития. Сама же учеба на филологическом факультете запомнилась, в первую очередь, лицами, людьми. Без лукавства могу сказать, что скучный педагог на филологическом факультете ВГСПУ – это большая редкость. Наверное, только преподаватели-филологи, которые живут своей наукой, могут увлечь запутанным старославянским языком или сотней сложных риторических терминов; провести лекцию по методике преподавания – да так, чтобы аудитория слушала, и слушала с интересом, пусть даже значительная ее часть и не планирует работать в школе. К сожалению, многие наши педагоги уже не преподают сегодня, а некоторых и совсем нет рядом с нами…
4. Кем вы работаете сегодня?
В данный момент я работаю в аппарате Губернатора Волгоградской области, помощником Члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ по работе в Волгоградском регионе.
5. Пригодились ли вам знания и навыки, полученные во время обучения на филфаке?
Выпускник филфака – это человек особенного мышления. Самое ценное, что мне дал филологический факультет, – умение слушать и слышать, грамотно говорить и писать, умение общаться, чувствовать собеседника и каждое его слово не только на формальном, но и на более глубоком, психологическом уровне; понимать, как тончайшие оттенки смыслов, выбор той или иной фразы, той или иной модели речевого поведения могут повлиять на результат общения, а значит – на результат твоей работы. Из восьми лет моего официального трудового стажа более пяти связано со сферой СМИ и пресс-служб, где неосторожное слово или двусмысленная фраза могут дорого обойтись. Поэтому навыки и умения, приобретенные за годы студенчества, помогали очень часто, послужили хорошей базой.
6. Какие советы вы могли бы дать нынешним студентам?
Постарайтесь взглянуть на свою сегодняшнюю учебу глазами того человека, каким вы будете лет через десять. Бойтесь потерянного времени. Цените людей, которые оказываются рядом (педагогов, однокурсников, единомышленников), впитывайте все полезное, чему можно у них научиться. Честно признаюсь, что будь я заново студентом филфака, то ко многим предметам отнесся бы серьезнее, некоторые лекции слушал бы с большим интересом, чем 7-10 лет назад. Научитесь получать удовольствие от знаний, будьте активными в студенческой жизни – благо, что на филфаке для этого возможностей хоть отбавляй.