Программа конференции

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Волгоградский научно-образовательный центр РАО

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра теории и методики начального образования

 

 

  

ПРОГРАММА

ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

 

 «Актуальные проблемы теории и методики обучения в современной начальной школе: традиции и инновации »

(в режиме онлайн)

2 декабря 2020 г.

 

 

г.Волгоград

 

  

12.0013.00  Пленарное заседание

Приветствие участникам конференции

Зайцев В.В., проф., заведующий кафедрой теории и методики начального образования ВГСПУ, д-р пед. наук, проф.

Пленарные доклады:

  1. «Саморазвитие учителя начальных классов и младшего школьника в образовательной системе Л.Г. Петерсон “Учусь учиться”».

Петерсон Л.Г., д-р пед. наук, проф., науч. рук. Института системно-деятельностной педагогики, лауреат премии Президента РФ в области образования, почетный работник дополнительного образования (г. Москва).

  1. «Традиции и инновации в начальном литературном образовании: пристрастный взгляд на проблему».

Гриценко З. А., канд. филол. наук, доц., автор учебников, учебных и методических пособий по литературному образованию детей ( г. Москва)

  1. «Проблемы организации вариативного образования в современной начальной школе».

Науменко О.В., доц. каф. теории и методики начального образования ВГСПУ, канд. пед. наук, доц.

 

 

13.3015.00 Работа секций

 

Секция 1. Проблемы и перспективы современного математического образования младших школьников

 Руководитель:

Науменко О.В., к. п. н., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ.

Секретарь:

Бирюкова Ю.О., к. п. н., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ.

 Доклады:

  1. «Совершенствование методической подготовки будущих учителей начальных классов».

Зайцев В.В., профессор, заведующий кафедрой теории и методики начального образования ВГСПУ, доктор педагогических наук, проф.

  1. «Применение элементов сингапурской методики обучения на уроках математики в начальной школе».

Баринова Е.С., учитель начальных классов МОУ СШ № 40 г. Волгограда

Московкина Д.Д., учитель начальных классов МОУ СШ № 40 г. Волгограда

  1. «Математика на шахматной доске как инструмент формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников».

Бирюкова Ю.О., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ, канд. пед. наук, доц.

Науменко О.В., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ, канд. пед. наук, доц.

  1. «Особенности планирования технологической карты ученика для дистанционного урока математики»

Бородина Е. А., учитель начальных классов МОУ СШ № 89 Дзержинского района г. Волгограда

  1. «Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности».

Вольф О. А., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 5 Ворошиловского района г. Волгограда

  1. «Технологии применения проблемного подхода в процессе обучения математике в начальных классах».

Казьмина В.А., учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 11» г. Волгограда

  1. «Особенности преподавания математики в условиях дистанционного обучения»

Кузнецова М. Л., учитель начальных классов МОУ СШ № 40 Дзержинского района г. Волгорада

Ледяева Е. В., учитель начальных классов МОУ СШ № 40 Дзержинского района г. Волгорада

  1. «Совершенствование преподавания математики в начальной школе на основе использования инновационных методов обучения»

Левончева Н. А., учитель начальных классов МОУ СШ № 6 Центрального района г. Волгограда

  1. «Элементы историзма как средство формирования познавательного интереса младших школьников».

Михалькова Е. С., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ

  1. «Калькулятор как одно из средств обучения начальному курсу математики».

Михайленко Н. А., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ

  1. «Виды творческих заданий при обучении младших школьников математике»

Мучкина Я. А., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ

  1. «Алгоритмы как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики».

Преображенская М.А., учитель начальных классов СШ № 83 г. Волгограда

  1. «Интеграция музыкальных и математических занятий как средство формирования познавательного интереса младших школьников».

Шульга П. В., учитель музыки МОУ «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова» г. Волгограда, магистр педагогики

  1. «Проблема дистанционного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы».

Чернущенко Н. Н., заместитель директора по учебной работе,  учитель математики МБОУ СОШ № 3 г.Ханты-Мансийск

Науменко О.В., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ, канд. пед. наук, доц.

Участники секции:

  1. Аксёнова А. В., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  2. Арифуллина О.Р., учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 11» г. Волгограда
  3. Бородина А. А., г. Волгоград
  4. Григорьева К.С., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  5. Драчева А С., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  6. Жгутова Т.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г.Ханты-Мансийск
  7. Короткова Е. С., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  8. Кравцова Д.С., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  9. Крикля А.А., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  10. Кузнецова А. Г., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  11. Курышова М. И., учитель начальных классов МОУ Лицей № 8 «Олимпия» г. Волгограда
  12. Левончева Н. А., учитель начальных классов МОУ СШ № 6 Центрального района г. Волгограда
  13. Лукаш А. С., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г.Ханты-Мансийск
  14. Лунева Т. А., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  15. Нарадько Д.В., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  16. Никулина Н. М., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  17. Манучарян В.Л., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  18. Огар А.Н., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  19. Стукалова А.Е., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  20. Терехова А.Ю., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  21. Турбина Т. С., заместитель директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 3» г.Ханты-Мансийск
  22. Шлыкова И. М., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ

 

Секция 2. Актуальные подходы к изучению русского языка в начальной школе: достижения, проблемы, перспективы

 

Руководитель:

Ракитина С.В., д. ф. н., профессор кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ.

Секретарь:

Гриднева Т.В., к. ф. н., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ.

 

Доклады:

  1. «Технология модерации — модель интерактивного обучения»

Алпеева Е. В., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Жирновский педагогический колледж»

  1. «Проблемы обучения родному языку в начальной школе в условиях ФГОС».

Бартавова Г.Р., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 17 г. Волгограда

  1. «Интерактивные технологии на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательного интереса».

Белякова И.С., муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 98 Краснооктябрьского района Волгограда»

  1. «Речевая игра как прием развития связной речи первоклассников на уроках обучения грамоте».

Васильева И.М., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 5 Ворошиловского района г. Волгограда

  1. «Познавательная деятельность младших школьников на уроках русского языка при использовании интерактивных технологий».

Вержевская В.Н., учитель начальных классов МОУ «Средняя школа № 98» Краснооктябрьского района г. Волгограда

  1. «Методика использования компонентного анализа семантики фразеологических единиц в начальной школе».

Гриднева Т.В., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ, канд. филол. наук, доц.

  1. «Работа с языковыми особенностями художественного текста на уроках русского языка в начальной школе».

Головкина М. А., учитель начальных классов МОУ СШ № 98, Краснооктябрьского района г.Волгограда

  1. «Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка в начальной школе».

Гудыма Л.М., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 5 Ворошиловского района г. Волгограда

  1. «Наглядность на уроках русского языка при изучении лексики и фразеологии».

Денисова М.Н., учитель начальных классов Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сенновская средняя школа городского округа город Михайловка Волгоградской области»

  1. «Системно-деятельностный подход к организации обучения младших школьников русскому языку».

Ермакова М.С., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» г.Ханты-Мансийск

  1. «Методика изучения склонения именных частей речи на уроках русского языка в начальной школе».

Етеревскова Д.О., учитель начальных классов Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 г. Серафимовича Волгоградской области

  1. «Развитие речи младших школьников при работе с текстом на уроках русского языка».

Корсакова Д. В., учитель начальных классов МОУ ОШ № 104  г. Волгограда

 

  1. «Развитие учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка»

Колпак Л.А.,  учитель начальных классов МОУ  «Средняя школа № 98 Краснооктябрьского района г. Волгограда»

  1. «Предупреждение ошибок у младших школьников».

Куценко Д. К., учитель-логопед МБОУ СОШ № 3  г.Ханты-Мансийск

  1. «Русские пословицы и поговорки в лингвокультурографической интерпретации для младших школьников».

Никитина Т.Г., профессор, ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», доктор филологических наук, проф.

Рогалёва Е.И., профессор, ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», доктор филологических наук, доцент

  1. «Формирование текстовых умений у младших школьников средствами учебников по русскому языку»

Овчинникова Е. Л., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ, канд. филол. наук, доц.

  1. «Развивающие технологии как средство повышения качества учебных достижений младших школьников по русскому языку».

Павлова В.В., учитель начальных классов МКОУ «Райгородская СШ» Светлоярского района Волгоградской области

  1. «Инновационные технологии на уроках русского языка в начальной школе».

Пароконная О.Ю., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 10 Кировского района г. Волгограда

Киренкина М.В., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 10 Кировского района г. Волгограда

  1. «Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной школы»

Прокопова Е. Н., учитель начальных классов МОУ СШ № 10 Центрального района г.Волгограда

  1. «Учебно-научный текст в формировании элементов научной картины мира младшего школьника».

Ракитина С.В., профессор кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ, доктор филол. наук, проф.

  1. «Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

Русакова Т.Н., учитель начальных классов МКОУ «Райгородская СШ» Светлоярского муниципального района Волгоградской области

  1. «Социоигровые технологии на уроках русского языка в начальной школе»

Сычёва Н. В., учитель МБОУ «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» Волгорадской области

  1. «Деятельностный подход на уроках русского языка в начальной школе».

Хижняк И.Н., учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 11» г. Волгограда

  1. «Развитие речи младших школьников в процессе изучения семантики имён прилагательных»

Фролова С. М., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ

Гриднева Т.В., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ, канд. филол. наук, доц.

  1. «Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка».

Яковлева О.Г., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 5 Ворошиловского района г. Волгограда

Самохина Е.С., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 5 Ворошиловского района г. Волгограда

 

Участники секции:

  1. Белова Л. С., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 17 г. Волгограда руководитель УВЦ «Начальна школа»
  2. Верещагина М.С., учитель начальных классов МОУ СШ № 5 «Долина знаний» г. Волгограда
  3. Говоркова Н. А., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 17 г. Волгограда
  4. Горбунова И.Н., зам. директора МОУ «Гимназия № 11» г. Волгограда
  5. Джумагалиева А. М., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 17 г. Волгограда
  6. Исаева-Чернявская Ж. А., учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 11» г. Волгограда
  7. Хачатурян М. Г., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Дубовский педагогический колледж» Волгоградской области

Секция 3. Литературное чтение в современной начальной школе

 

Руководитель:

Бардакова В.В., к. ф. н., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ.

Секретарь:

Гоннова Т.В., к. ф. н., доцент кафедры теории и методики начального образования  ВГСПУ.

 

Доклады:

  1. «Творческие приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения при организации внеклассного чтения в начальной школе».

Александрова Е.В., магистрант кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования ВолГУ

  1. «Гендерные особенности чтения современных младших школьников».

Аюпова Н. А., учитель начальных классов МОУ «Лицей № 6 Ворошиловского района Волгограда» , магистр педагогики

Столярчук Л. И., профессор, ВГСПУ, доктор педагогических наук, проф.

  1. 3. «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения».

Басюк О.В., учитель  начальных классов лицея № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова» г. Волгограда

  1. 4. «Читая стихи с первоклассником («Школа России»)».

Бардакова В.В., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ, канд. филол. наук, доц.

  1. «Литературная сказка как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников».

Бурмистрова Е.А., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ, канд. филол. наук, доц.

  1. «Цифровые образовательные ресурсы на уроках литературного чтения».

Голенкова А.М., учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 14» г. Волгограда

  1. «Коммуникативно-деятельностный подход при обучении русскому языку и литературе младших школьников».

Гоннова Т.В., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ, канд. филол. наук, доц.

  1. «Смысловое чтение»

Карапузикова Р.Р., учитель – логопед МБОУ СОШ № 3  г.Ханты-Мансийск

  1. «Фольклорная традиция в пушкинской сказке».

Манаенкова Е. Ф., доцент ФГБОУ ВО «ВГСПУ» Институт русского языка и словесности, кафедра литературы и методики ее преподавания, кандидат филологических наук, доцент

  1. «Творческие приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе»

Насонова Т. В., учитель МОУ «Средняя школа № 40 Дзержинского района Волгограда»

  1. «Повышение мотивации к литературному творчеству младших школьников в ходе изучения русских народных сказок»

Михайлова И. М., доцент, ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент

  1. «Применение инновационных технологий на уроках литературы в условиях современной школы».

Понтус И.С., учитель начальных классов МОУ СШ №10 Центрального района г. Волгограда

  1. «Формирование 4 «к» компетенций на уроках литературного чтения.

Рафекова Д.Р., преподаватель ГАПОУ «ВСПК»

  1. «Обеспечение личностного развития младших школьников на уроках литературного чтения средствами литературного краеведения».

Ситникова Т.В.,  преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «ВСПК», кандидат филологических наук

  1. «Технологии формирования ключевых компетенций у младших школьников на уроках литературного чтения»

Стребкова М.П. учитель МОУ «Лицей № 1 Красноармейского района Волгограда»

  1. «Анализ художественных образов на уроке литературного чтения (стихотворение И.А. Бунина «Детство»)»

Филиппова А. В., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ

 

Участники секции:

  1. Богданова Е. К., воспитатель- педагог МОУ д/с 28 г. Волгограда
  2. Даненко А. А.., г. Волгоград
  3. Кантемир О.В., учитель начальных классов МОУ СШ № 44 г. Волгограда
  4. Коткова В. М., учитель начальных классов МБОУ «Россошинская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Ф. Бибишева» Волгоградской области
  5. Коцубняк О.Д., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ
  6. Коткова В. М., учитель начальных классов МБОУ «Россошинская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Ф. Бибишева» Волгоградской области
  7. Кузина Е. В., учитель начальных классов МБОУ «Россошинская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Ф. Бибишева» Волгоградской области
  8. Курышова М. И., учитель начальных классов МОУ Лицей № 8 «Олимпия» г. Волгограда
  9. Парфенова В.А., учитель начальных классов МОУ Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина
  10. Семенихина Н.В., преподаватель ГБПОУ «Дубовский педагогический колледж»
  11. Степанова Т. Ю., учитель начальных классов МОУ «Гимназия № 11» г. Волгограда
  12. Черкесова В.В., воспитатель МОУ Лицей № 8 «Олимпия» г. Волгограда
  13. Халилова А. Р., студент факультета дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО ВГСПУ

 

 

Секция 4. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе: основные подходы, принципы отбора содержания, особенности приёмов, методов, средств обучения

 

Руководитель:

Машкова С.В., к. п. н., доцент кафедры теории и методики начального образования ВГСПУ.

Скуратов И.В., к. с/х н., преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин Волгоградского социально-педагогического колледжа.

Секретарь:

Сурагина С.А., к. б. н., доцент кафедры теории и методики биолого-химического образования и ландшафтной архитектуры ВГСПУ.

Доклады:

  1. «Использование современных средств наглядности в процессе изучения окружающего мира».

Абдулаева Р. И., учитель начальных классов МБОУ «Илсхан-Юртовская СШ 2» Чеченская Республика

  1. «Творческие учебные проекты с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира».

Алешина Н. Е., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 5 Ворошиловского района г.Волгограда

Соколова Н. В., учитель начальных классов МОУ Гимназия № 5 Ворошиловского района г.Волгограда

  1. «Реализация краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальной школе».

Гончарова Е.М., методист МОУ СШ № 20 г. Волгограда, магистр педагогики

  1. «Опыт организации экологического проекта в начальной школе «Урбанистика — строим «умный город», город будущего».».

Заворотняя Е.В., учитель начальных классов МОУ СШ № 5  г. Волгограда

  1. «Использование краеведческого материала на уроках окружающего мира в начальной школе».

Коновалова Е. И., учитель начальных классов  МОУ Гимназия № 4 г. Волгограда

  1. «Формирование содержания естественнонаучного образования с учетом стандартов WorldSkills как средство повышения качества подготовки педагогических кадров (из опыта работы)».

Кустова М.Л., преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин  ГАПОУ «ВСПК»

  1. «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников (на материалах курса «Окружающий мир»)»

Лычкина О.С., преподаватель химии и биологии ГБПОУ «Жирновский педагогический колледж»

Адамова Е. В., преподаватель  ГБПОУ «Жирновский педагогический колледж»

  1. «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира».

Лябчук Н.Н., учитель начальных классов МОУ СШ № 40 г. Волгограда

  1. «Значение полевой практики в подготовке студентов колледжа к преподаванию окружающего мира в начальной школе».

Реброва Т.С., преподаватель ГАПОУ «ВСПК», кандидат педагогических наук

  1. «Организация внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе средствами элективного курса «Край родной мне сердцу милый» в сельской школе».

Текучёва Е.А., учитель начальных классов МКОУ «Нижнеяблоченская СШ» Котельниковский район Волгоградской области

  1. «Использование интерактивных методов на уроках окружающего мира как средство формирования познавательной активности учащихся начальных классов».

Тлеубаева Н. А., учитель начальных классов МБОУ «Россошинская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Ф. Бибишева» Волгоградской области

  1. «Использование мультимедиа презентации на уроках окружающего мира в начальной школе».

Шевкунова М.Д., учитель начальных классов МОУ СШ № 89 г. Волгограда

Полосминникова Е. А., учитель начальных классов МОУ СШ № 89 г. Волгограда

  1. «Воспитание экологически грамотного поведения на уроках «Окружающий мир»в начальной школе».

Цверкунова Н.Г., учитель начальных классов МОУ «Ленинская СШ» Волгоградской области