Кафедра теории и методики начального образования
Общая информация о кафедре теории и методики начального образования
Кафедра теории и методики начального образования создана в результате объединения двух кафедр: русского языка и методики его преподавания в начальной школе и кафедры естественно-математических дисциплин.
В настоящее время на кафедре работает 11 преподавателей (2 профессора, 9 доцентов).
Профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает учебный процесс на факультетах дошкольного и начального образования, специальной и коррекционной педагогики, осуществляет руководство различными видами практик, курсовыми и выпускными квалификационными работами.
Учебная работа кафедры
Основным направлением работы кафедры ТиМНО является:
- Создание системы преподавания, обеспечивающей высокий уровень теоретической и методической подготовки студентов факультета к проведению уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира в начальной школе. Эта система включает: а) лекционные курсы; б) семинарские занятия; в) практику по получению профессиональных знаний и опыта профессиональной деятельности; г)практику по получению первичных профессиональных умений и навыков (комплексная); практику по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; д) курсовые и выпускные квалификационные работы, как по предметам методического цикла, так и комплексные совместно с кафедрой педагогики начального образования и кафедрой социальной коррекционной педагогики; е) спецкурс по вариативным системам обучения математики и русского языка в начальной школе (системы Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон).
- Разработка фондов оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов.
Научные направления работы кафедры
Исследовательская работа преподавателей кафедры осуществляется по следующим направлениям:
- разработка концепции построения начального образования на основе принципа свободы (проф. В.В.Зайцев);
- разработка основ профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов к работе по альтернативным программам по математике и окружающему миру (доц. Е.И. Руднянская);
- подготовка студентов к работе по формированию экологически сообразного поведения младших школьников (доц. С.В. Машкова);
- научно-методическое обеспечение подготовки будущего учителя начальных классов в современных условиях (доц. Ю.О. Бирюкова);
- технологии личностно-развивающих педагогических средств в целостном учебно-воспитательном процессе адаптивных классов (доц. О.В. Науменко);
- когнитивно-дискурсивное пространство научного текста (проф. С.В. Ракитина);
- тенденции развития современной детской литературы и методики преподавания детской литературы (проф. Л.В. Долженко);
- языковая картина мира младшего школьника: когнитивные и культурологические аспекты (доц. В.В. Бардакова);
- освоение студентами факультета СКП норм современного русского языка (доц. Е.А. Бурмистрова);
- семантика лексических и фразеологических единиц (доц. Т.В. Гриднева);
- лингвометодическая подготовка студентов в условиях реализации государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения (доц. Е.Л. Овчинникова);
- аксиологический аспект лексики в учебных текстах (доц. Т.В. Гоннова).