Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели в первоочередном порядке должны решаться среди прочих и такие важные задачи, как обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования и достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.
Модернизация общеобразовательной школы, сегодня уже набравшая темп, предопределяет изменение целей и ценностей образования. Ее главной целью становится обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями. В рамках решения этих задач концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусмотрено профильное обучение и развитие дистанционного образования.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Система профильного обучения требует наличия высококвалифицированных специалистов, с одной стороны. С другой стороны, сегодня школы, получили доступ к высокоскоростному Интернету, поэтому, можно говорить о наличии достаточной технической базы для развития дистанционного обучения, что позволит решить и проблемы профильного обучения.
В последнее время появился целый ряд работ, посвященных дистанционному обучению, рассматривающих различные его аспекты. Теоретические основы и методические особенности внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс отражены в работах Г.А.Андриановой, Н.А. Гейна, А.В. Густырь , Ю.П. Господарика, Г.А. Краснова, Г.В. Можаевой, П.А. Назарова, В.И. Овсянниковой, П.И. Пидкасистого, Е.С.Полат, А.В. Хуторского и др.
Системный подход к организации дистанционного обучения информатике на профильном уровне требует тщательного рассмотрения условий функционирования системы дистанционного обучения, а также особенностей обучения информатике в данной системе.
Информатика — это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной жизни. «Информатика и ИКТ» — предмет, востребованный во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения.
В обучении информатике можно выделить следующие особенности:
— значимость межпредметных связей, обусловленных метапредметностью соответствующей науки;
— прикладная направленность курсов информатики;
— использование компьютера не только в качестве средства, но и в качестве объекта изучения;
— наличие в учебном предмете «Информатика и ИКТ» теоретической составляющей, освоение которой требует разных методических подходов в зависимости от уровня интеллектуального развития учащихся.
Выделенные особенности предмета «Информатика и ИКТ», наряду с основными положениями о дистанционном обучении, должны быть учтены в дидактической модели дистанционного обучения информатике на профильном уровне.
Стоит отметить, что важным компонентом процесса обучения, прежде всего профильного, является постановка целей обучения, а именно: построение целевой модели курса на концептуальном уровне.
Цель обучения — заранее осознанный и планируемый результат учебной деятельности. В реализации технологического подхода важнейшую роль играет диагностичность постановки целей обучения. С точки зрения В.П. Беспалько, цель в педагогической системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. С этой точки зрения представляет интерес таксономия педагогических целей Б. Блума, в которой цели обучения указываются в виде общих психологических признаков выполняемых действий.
Целевая модель содержания учебного курса представляет собой совокупность целей обучения, каждая из которых соотнесена с определенной категорией Б. Блума. Установка взаимосвязей целей обучения, а также выявление дидактических единиц (предметных тем), обеспечивающих достижение каждой из целей обучения, позволяет получить структурно-целевую модель содержания учебного курса.
Каждая структурная единица модели содержания учебного курса характеризуется:
— входящими связями, отражающими тот материал, который должен быть обязательно изучен до данной структурной единицы;
— выходящими связями, отражающими тот материал, изучение которого опирается на данную структурную единицу.
Среди многообразия платформ (WebTutor, «Прометей», Naumen Learning, Learn eXact, RedClass) для реализации дистанционного обучения, выделим Moodle. Moodle — это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах — это дает возможность приспособить ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами.
Сервер может быть организован таким образом, чтобы был доступен не только в школьной сети, но и в Internet, что позволило учащимся организовать самостоятельную работу вне зависимости от их месторасположения. Каждый ученик должен будет пройти этап регистрации в системе. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого учащегося: все выполненные им работы, оценки и комментарии преподавателя к работам, сообщения в форуме.
Интерфейс электронного курса будет визуально разделён на три колонки: в правой и левой располагаются блоки, содержащие необходимый инструментарий для работы в системе, а в центральной – учебный материал, выполненный в виде модулей. Модули содержат методические рекомендации по выполнению базовых заданий, реализованные с учётом психологических особенностей восприятия информации с экрана монитора. Кроме того, каждый учебный модуль содержит комплекс контроля знаний, умений и навыков, содержащий три составляющих компонента: практическое задание, контрольные вопросы и тест. Практическое задание – это ресурс системы Moodle, позволяющий ученику отправлять рабочие файлы на сервер для последующей проверки преподавателем. Контрольные вопросы – это также ресурс программного обеспечения, содержащий вопросы учебного характера и предоставляющий возможность студенту в окне браузера напечатать свой ответ, который в дальнейшем будет проверен преподавателем. Тест представляет собой выборку случайных вопросов по той или иной теме из общего банка ранее подготовленных вопросов. Использование описанного комплекса контроля знаний, умений и навыков представляется наиболее целесообразным ввиду объективности оценки системы знаний студента, его способности воспринимать учебную информацию и использовать её в практической деятельности на очных занятиях.
Ученики, использующие данный электронный курс для самоподготовки, имеют возможность консультироваться с преподавателем непосредственно на занятиях (очно), а так же в свободное от учёбы время в режимах on-line (чат) off-line (форум), в случае, когда ученик и преподаватель территориально удалены друг от друга. Кроме того, слушатели могут общаться между собой и обмениваться рабочими файлами.