Магистранты (1 курс, ОЗО) Современные проблемы науки (Гольденберг А.Х.) (5 записей)

  • Магистранты (1 курс, ОЗО) Современные проблемы науки (Гольденберг А.Х.)

  • Современные проблемы науки
    Семинар 1.
    Литературоведческая имагология. Неосоциологическое литературоведение.
    Литературоведческая имагология

    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2, разд. 2.6 (план раздела).
    Папилова Е.В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Вестник МГГУ им. Шолохова. Филологические науки. №1, 2011. С. 31-40 // http://mggu-sh.ru/sites/default/files/papilova_4_2011.pdf (тезисный план).
    Гольденберг А.Х., Петренко С.Н. Русская хайкумена в пространстве диалога культур // Восток–Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф., посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14-15 октября 2014 г. / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 98-107 (тезисный план).

    Неосоциологическое литературоведение

    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2, разд. 2.4 (план раздела).
    Хрестоматия Егоровой:
    Козлов С. На rendez – vous с «новым историзмом». С. 107-120 (план статьи).
    Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 2013 // http://www.rulit.me/books/etkind-aleksandr-hlyst-sekty-literatura-i-revolyuciya-read-212830-1.html.(тезисный план 1 главы)
    Смирнов И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М., 2000.

  • Семинар 2.
    Гендерные исследования в современном литературоведении. Нарратология и когнитивное литературоведение. Духовный дискурс в современном литературоведении.

    Гендерные исследования в современном литературоведении
    Тема 8
    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2, разд. 2.5 (план раздела).
    Хрестоматия Егоровой:
    Воронина О.А. Гендер. С. 121-128 (тезисный план).
    Краюшкина Т.В. Гендерное антропологическое пространство в русских народных волшебных сказках Сибири и Дальнего Востока (на примере негативных межличностных отношений) // Восток–Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф., посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14-15 октября 2014 г. / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 249-255 (план статьи).
    Синцова С.В. Гендерная проблематика повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики» // Вестник Нижегородского ун-та им. Лобачевского. 2009. № 6. Ч. 2. С. 91- 97.
    / http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2009_6(2 )/14.pdf (тезисный план).
    С

    Нарратология и когнитивное литературоведение
    Тема 9
    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2, разд. 2.7 (план раздела в форме обзора основных концепций этих направлений).

    Шмид В. Нарратология. М., 2003 // http://yanko.lib.ru/books/cultur/shmid-narratology.pdf. (тезисы гл. 1, обзор содержания глав 2-6).
    Когнитивный словарь литературно-философского дискурса / ред.-сост. Д.М. Бычков, Е.Н. Бадалова. Астрахань, 2014.

    Духовный дискурс в современном литературоведении
    Тема 10
    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2, разд. 2.9 (план раздела).

    Гольденберг А.Х. Архетипы средневековой христианской литературы в в поэтике Н.В. Гоголя // Он же. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007. Раздел 2. Гл. 3. (тезисный план).
    Зырянов О.В. О проблемно-методологическом поле религиозной филологии [Электронный ресурс] URL: http://russian-literature.com/ru/o-v-zyryanov-o-problemno-metodologicheskom-pole-religioznoy-filologii. (тезисный план).
    Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2004
    / http://padaread.com/?book=61361&pg=5 (оглавление книги).

    Форма и сроки отчетности по семинарам
    Учебно-методические материалы к семинарам по данным темам дублируются в методичке, полученной на установочной сессии.
    Студенты размещают свои ответы на письменные задания в файлах (Word 97-2003, TNR, кегль 14, интервал 1,5) с единообразными названиями (ФИО студента, семинары 1/2) и отправляют старосте группы, который загружают их по алфавиту в папки, размещенные на гугл-диске.
    Ссылки на гугл-диск староста группы пересылают мне во время зимней сессии по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 в день занятия по расписанию.

  • Зачетное занятие
    Теоретические вопросы к зачету

    1. Множественность парадигм как отличительная черта современного этапа литературоведения. Литературоведение в парадигме постнеклассической науки. Основные идеи, принципы и концепции литературоведения на рубеже ХХ – ХХI веков.
    2. Антропоцентрическое направление в современной науке о литературе. Значение тезиса о приоритете общечеловеческих ценностей для литературоведения рубежа тысячелетий. Художественность литературы как антропологический феномен. Антропология интернета.
    3. Культурологический подход в современном литературоведении: основные направления исследований. Культурно-исторический контекст соответствующей эпохи как необходимое условие изучения литературного произведения в трудах Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова. Необходимость учета типологической смены культурных эпох. Изучение литературного экфрасиса в рамках культурологического подхода.
    4. Культурологические аспекты в изучении городского текста русской литературы. Понятие о геопоэтике. Обзор исследований столичного и провинциальных текстов русской литературы. Роль царицынского текста в русской литературе.
    5. Имагология как гуманитарная дисциплина и ее связь с наукой о литературе. Оппозиция свой-чужой как форма рецепции «другой» культуры в литературе и фольклоре. Проблема «Россия-Запад» в аспекте имагологии.
    6. Обзор структуры и содержания одного из сборников научных трудов по проблеме «Восток-Запад в пространстве русской литературы и фольклора», изданных кафедрой литературы ВГСПУ с 2005 по 2018 гг. (по выбору студента). Диалог культур Востока и Запада в русской поэтической хайкумене.
    7. Неосоциологические концепции в современной науке о литературе. Происхождение, основные теоретические идеи. «Новый историзм» и его русские версии в трудах российских исследователей (А. Эткинда, И.П. Смирнова и др.).
    8. Гендерные исследования как разновидность неосоциологических концепций. Социальная дифференциация полов как фон художественной литературоведческой интерпретации. Проблемы «женского письма» и «женского чтения». Гендерное пространство в русском фольклоре и русской литературе.
    9. Концепции современной нарратологии. Их соотношение с когнитивным литературоведением. Терминологический словарь этих направлений науки о литературе.
    10. Духовный дискурс в современном литературоведении. Подходы к изучению творчества писателей духовно-религиозной ориентации. Дискуссии о пределах и возможностях «религиозного» литературоведения.

    Письменные задания к зачету

    1. Представить планы, тезисы, конспекты по темам занятий.
    2. Составить словарь терминов по каждой теме изучаемой дисциплины, опираясь на терминологический словарь из учебного пособия Л.П. Егоровой.
    3. Написать реферат по одному из произведений русской литературы, относящемуся к материалу собственной магистерской диссертации, используя любой из изученных подходов современного литературоведения (объем 10-12 стр., кегль 14, межстрочный интервал 1,5). Структура реферата: титульный лист, содержание, текст реферата, список литературы.
    Зачет ставится по итогам выполнения этих заданий.

    Форма и сроки отчетности

    Студенты размещают свои ответы на письменные задания в файлах (Word 97-2003, TNR, кегль 14, интервал 1,5) с единообразными названиями (ФИО студента, семинары 1/2) и отправляют старосте группы, который загружают их по алфавиту в папки, размещенные на гугл-диске.
    Ссылки на гугл-диск староста группы пересылают мне во время зимней сессии по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 в день занятия по расписанию.

  • Современные проблемы науки о литературе
    2 л., 2 пр.
    Установочная сессия
    7 октября 2020

    Лекция 1
    Содержание учебной дисциплины
    План

    1. Цель и задачи дисциплины.
    2. Основные источники.
    3. Обзор ведущих тенденций современной литературоведческой науки.
    4. Литературоведение в парадигме постнеклассической науки.
    5. Антропоцентрическое направление в современной науке о литературе.
    6. Антропология интернета и литература.

    Литература и задания
    Егорова Л.П. Выпускные квалификационные работы по русской литературе. М.: Флинта, 2014. (далее — Егорова Л.П.).
    https://drive.google.com/file/d/1gjMa0EdNU4RqjZtuVKc_61kIjaMsfiRQ/view?
    usp=drive_web ?
    Скачать на кафедре (каб. 704).
    Глава 2. Раздел 2.1. С. 47-56 (составить план раздела).
    Егорова Л.П. Глава 2. Раздел 2.2. С. 56-75 (составить план раздела).
    Егорова Л.П. Современные проблемы филологии. Литературоведение. Ставрополь, 2010 (далее — Хрестоматия Егоровой): Дается в приложении к методичке.
    Прозоров В.В. Антропология интернета. С. 68-84 (тезисный план)

    Лекция 2

    Культурологический подход в литературоведении: основные направления исследований
    План

    1. Место культурологического похода в современной науке о литературе.
    2. Проблема «Восток— Запад» в русской культуре.
    3. Театральный и живописный коды в литературном тексте.
    4. Понятие о городском тексте русской литературы. Столичный и провинциальный городской текст.
    5. Концепт «гений и место» в литературоведческой науке. Основные теоретические понятия геопоэтики.
    6. Царицынский текст русской литературы. Границы и содержание.
    7. Европейский городской текст в русской литературе.

    Литература и задания
    Егорова Л.П. Глава 2. Раздел 2.3. С. 75-85 (план).
    Хрестоматия Егоровой: Лотман Ю. М. Современность между Востоком и Западом. С. 85-98 (тезисный план).
    Таб Гольденберг А.Х. Экфрасис как прием реализации архетипов в поэтике Гоголя // Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. – Волгоград, 2007. Раздел 2. Гл. 4. С. 142-156 (план главы).
    Гольденберг А.Х. О синтезе европейских и славянских культурных традиций в поэтике Гоголя (Шарманка Ноздрева) // Он же. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. – Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. С. 63-76 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf (план статьи)
    Егорова Л.П. Глава 2. Раздел 2.3. С. 85-96 (план раздела).
    Замятин Д.Н. Гений и место: в поисках сокровенных пространств // Восток-Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф., посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14-15 октября 2014 г. / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 157-165 (выписать основные теоретические понятия геопоэтики).
    Рябцева Н.Е., Тропкина Н.Е. Царицынский текст в творчестве русских поэтов первой трети XX века // Язык и культура Юга России: аспекты толерантного взаимодействия: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.практ. конф. Волгоград, 23–24 апр. 2015 г. / отв. ред. Е.В. Брысина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 121- 129 (тезисы).
    Новиков В.И. Парижский текст в поэзии Булата Окуджавы, Владимира Высоцого и Александра Галича // Восток – Запад: Пространство локального текста в литературе и фольклоре: Сб. науч. статей к 70-летию проф. А.Х. Гольденберга / Отв. ред.: Н.Е. Тропкина. Волгоград: Науч. изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. С. 279-288 (тезисный план).

    Сборники, содержащие эти статьи, даются в приложении к методичке. Она будет приложена к данному файлу.
    Учебное пособие Егоровой Л.П. Выпускные квалификационные работы по русской литературе: Учебное пособие. М.: Флинта, 2014. Глава 2. – основной учебный источник. Его надо скачать на кафедре литературы и методики ее преподавания (каб. 704). Слишком большой объем (91 мб) делает невозможным его пересылку по почте. Кому затруднительно доехать до вуза, может приобрести электронную версию на сайте ЛитРес за 154 р.

    Форма и сроки отчетности
    Студенты размещают свои ответы на письменные задания в файлах (Word 97-2003, TNR, кегль 14, интервал 1,5) с единообразными названиями (ФИО студента, лекция 1/2) и отправляют старосте группы, который загружают их по алфавиту в папки, размещенные на гугл-диске.
    Ссылки на гугл-диск староста группы пересылают мне до конца установочной сессии по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 10 октября 2020.
    Отчет студентов
    https://drive.google.com/drive/folders/1jOsKL1obLWE_rS0NxJgZq0tLPljaJ2kg?usp=sharing