Магистранты 1 курс (ОЗО) История методики преподавания литературы (практикум) (Савина Л.Н.) (4 записи)

  • Магистранты 1 курс (ОЗО) История методики преподавания литературы (практикум) (Савина Л.Н.)

  • 09.06.2020 г.
    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
    Задание: познакомьтесь по материалам хрестоматии с трудами ведущих методистов XIX-начала ХХ века: Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, Ц.П. Балталона, А.Д. Алфёрова, В.В. Данилова.
    Вопросы для обсуждения:
    1. Почему именно Ф.И. Буслаева называют «пионером литературного чтения»? Какую роль он отводил «гейристической беседе» в преподавании словесности? Существуют ли эстетические аспекты в предлагавшемся Буслаевым изучении литературы?
    2. Что значило «умение читать» для Водовозова? Почему он недооценивал роль писательского воображения в литературном творчестве?
    3. Как в работах Стоюнина показана методика анализа «поэтической идеи»? Согласны ли вы с его утверждением, что «словесность видит своё главное назначение в изображении жизни»?
    4. Какие методические идеи излагал В.П. Острогорский в своих «Беседах о преподавании словесности»? Какое место учёный отводил выразительному чтению и чтению наизусть?
    5. Найдите различия во взглядах Балталона и Алфёрова. Действительно ли Балталон пренебрегал эстетической и филологической стороной литературы?
    6. Какое влияние оказала потебнианская школа на работы В.В. Данилова?

    Литература:
    Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М.: Просвещение,1992.
    Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. – М.: Эксмо, 2007
    Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М.: Academia, 2008
    Чертов В.Ф. История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. – М.: Академия, 1999 .
    Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. – М., 1994.

    Отчётность: 09.06.2020 г. ответьте на вопросы и задания теста (с 1 по 6 включительно).

  • 10.06.2020 г.
    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
    Задание: познакомьтесь по материалам хрестоматии с трудами ведущих методистов ХХ века: Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшёва.
    Вопросы для обсуждения:
    1. Охарактеризуйте методические искания первых послереволюционных лет. Почему «трудовой метод» был выдвинут как основной метод преподавания?
    2. В чём заключалась суть споров «общественников» и «эстетов»? Какую роль в преподавании литературы сыграло внедрение «комплексных» программ и «метода проектов»?
    3. Какие идеи, выдвинутые в работах Н.М. Соколова, с вашей точки зрения не утратили своей актуальности?
    4. Какое внимание в трудах В.В. Голубкова отводилось изучению стиля и художественного мастерства писателя?
    5. Какие подходы Б.М. Эйхенбаума и Б.В. Томашевского к изучению формы художественного произведения можно взять на вооружение в практике школьного преподавания?
    6. Какое место, по мнению М.А. Рыбниковой, в общей стратегии анализа литературного произведения занимает изучение его сюжета и композиции?
    Литература:
    Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. – М.: Эксмо, 2007
    Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М.: Academia, 2008
    Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. – М.: Просвещение, 1976.
    Чертов В.Ф. История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. – М.: Академия, 1999 .
    Отчётность: 10.06.2020 г. ответьте на вопросы и задания теста (с 7 по 10).

  • Тест.
    1. Методика преподавания литературы является наукой:
    А) педагогической
    Б) психологической
    В) литературоведческой
    Г) филологической

    2. Кого из методистов называли «пионером литературного чтения»:
    А) Буслаева Ф.И.
    Б) Водовозова В.И.
    В) Стоюнина В.Я.
    Г) Балталона Ц.П.

    3. Кто из словесников, идя вслед за критиками Добролюбовым и Писаревым, стремился отыскать в произведении «готовую идею»:
    А) Буслаев Ф.И.
    Б) Водовозов В.И.
    В) Алфёров А.Д.
    Г) Данилов В.В.

    4. Кто является автором книги «О преподавании русской литературы»:
    А) Стоюнин В.Я.
    Б) Водовозов В.И.
    В) Острогорский В.П.
    Г) Данилов В.В.

    5. Кто из методистов считал внеклассное чтение необходимой частью литературного образования:
    А) Буслаев Ф.И.
    Б) Водовозов В.И.
    В) Острогорский В.П.
    Г) Данилов В.В.

    6. Кто из методистов предлагал отказаться от изучения теории литературы в пользу критического разбора произведений, основанного на данных «современной научной, эмпирической психологии и психологии художественного творчества»:
    А) Балталон Ц.П.
    Б) Водовозов В.И.
    В) Острогорский В.П.
    Г) Алферов А.Д.

    7. Назовите имя учёного, считавшего, что основными факторами, определяющими содержание методики как научной дисциплины, являются «природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения»:
    А) Соколов Н.М.
    Б) Голубков В.В.
    В) Рыбникова М.А.
    Г) Кудряшёв Н.И.

    8. Какой из документов, осудив проектный метод, вернул в школу классно-урочную систему:
    А) «Учебный план занятий по русскому языку в трудовой школе» (1918 г.)
    Б) «Программа для I и II ступени семилетней единой трудовой школы» (1921 г.)
    В) «Проект новых программ ФЗС» (1931 г.)
    Г) Постановление ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» (1931 г.)

    9. Назовите автора следующей классификации методов преподавания литературы: «лекционный метод, метод литературной беседы, метод самостоятельной работы»:
    А) Рыбникова М.А.
    Б) Голубков В.В.
    В) Маранцман В.Г.
    Г) Кудряшёв Н.И.

    10. Кто из учёных в рамках своей классификации выдвинул метод творческого чтения:
    А) Рыбникова М.А.
    Б) Голубков В.В.
    В) Соколов Н.М.
    Г) Кудряшёв Н.И.