09.06.2020 г.
ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
План лекции:
1. Методика преподавания литературы в первые послереволюционные годы. «Трудовой метод» как основной метод преподавания. Спор «общественников» и «эстетов». Внедрение «комплексных» программ и «метода проектов».
2. Система письменных работ и работа с текстом художественного произведения в трудах Н.М. Соколова.
3. Методические идеи М.А. Рыбниковой. Внимание к анализу языка художников слова. Изучение композиции и сюжета литературного произведения в школе. Система творческих работ.
4. Научно-педагогическая деятельность В.В. Голубкова. Классификация методов и видов уроков литературы, предложенная методистом. Проблемы развития восприятия и мышления учащихся в работах Голубкова. «Методика преподавания литературы» (1938 г.) как наиболее полное воплощение и систематизация идей автора.
5. Отражение теоретических вопросов методики преподавания литературы в работах Н.И. Кудряшёва. Классификация методов обучения и типология уроков литературы, предложенные учёным.
6. Основные направления развития методической науки в последней четверти ХХ века.
Литература:
Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. – М.: Эксмо, 2007
Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М.: Academia, 2008
Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. – М.: Просвещение, 1976.
Чертов В.Ф. История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. – М.: Академия, 1999 .
Вопросы для самопроверки:
1. Какие новации в методике преподавания литературы в первые послереволюционные годы вы считаете негативными, а какие позитивными и почему?
2. Какие приёмы работы с текстом художественного произведения, рекомендованные Соколовым и Рыбниковой, вы хотели бы взять на вооружение?
3. Сравните классификации методов преподавания литературы Голубкова и Кудряшёва. Какой из них вы предпочли бы воспользоваться и почему?
4. Какие направления развития методической науки последней четверти ХХ века вы считаете наиболее актуальными?
Отчётность: 09.06.2020 краткий ответ (10-15 предложений) на один из вопросов для самопроверки.