Фольклор и древнерусская литература Лекции 1 курс стационар 2021 (17 записей)

  • Семинар 4

    Бытовые повести XVII века как жанр демократической литературы

    План
    Вопросы для обсуждения и письменного отчета
    1. Причины и условия возникновения новых жанров в литературе XVII века. Жанровые черты бытовой повести. Перечислите их.
    2. Обретение индивидуальной судьбы героями бытовых повестей как их основной сюжет (доказать это на примерах из текстов).
    3. Притча о блудном сыне в сюжетах «Повести о Савве Грудцыне» и «Повести о Горе Злочастии». Покажите, как она отражется в судьбе героев этих повестей?
    4. Каковы проявления «характеров» в бытовых повестях? Чем и как мотивируются поведение и поступки героев?
    5. Какие библейские сюжеты использованы в «Повести о Горе Злочастии»? Какова роль поэтики фольклора в ней?
    6. Как соотносятся историчность и вымысел в «Повести о Савве Грудцыне»?
    7. Проблема человеческого характера в «Повести о Фроле Скобееве». Какой новый тип литературного героя он представляет? Фольклор и история в повести.
    8. Каково отношение авторов бытовых повестей к своим героям? Чем оно отличается от авторского отношения к герою-грешнику в древнерусской литературе предшествующих эпох?

    ЛИТЕРАТУРА
    Тексты повестей и притчи о блудном сыне читать по изданиям:
    — Хрестоматии по древнерусской литературе.
    — Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн.1. – М.,1988.
    — Русская бытовая повесть XV — XVII вв. – М., 1991.
    Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 15 (Притча о блудном сыне).

    Учебники и учебные пособия.
    Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. С. 111-121.
    Лихачев Д. С. Повесть о Горе Злочастии // Он же. Великое наследие. – М.,1979. С. З56 – 377 / http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/vn15.htm

    Дополнительная литература
    Демин А.С. Русская литература второй половины XVII – начала XVIII веков. – М., 1977.
    Ужанков А.Н. Истоки русской художественной прозы // Русская бытовая повесть XV — XVII вв. – М., 1991. С. 5-18.

    Индивидуальные задания

    1. Подготовить краткие письменные ответы на вопросы плана.
    2. Внести в читательский дневник планы изучаемых повестей.

    Групповые задания в форме докладов

    1. Жанровые черты бытовой повести 17 века.
    2. Чем обусловлен основной сюжет бытовых повестей 17 века – выбор их героями индивидуальной человеческой судьбы (по работам Д.С. Лихачева, указанным в плане занятия).
    3. Библейские сюжеты и фольклорные образы в «Повести о Горе-Злочастии».
    4. Сюжет и религиозно-философский смысл притчи о блудном сыне и его отражение в бытовых повестях 17 века.
    5. История и вымысел в «Повести о Савве Грудцыне».
    6. «Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла. Фольклор и история в повести.

    Сроки отчетности по семинару 4
    Старосты собирают выполненные задания студентов своей группы, сформулированные в плане семинара, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 4) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБZ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 4). Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59
    ФЛ-РЛБ-11 – 17 декабря 2021.
    ФЛ-РЛБ-13 – 22 декабря
    ФЛ-РЛБ-12 – 25 декабря

  • 28.12.21.

    Лекция 5
    ЛИТЕРАТУРА XVII века
    План

    1. Литература периода Смутного времени.
    2. Литература на окраинах Московского государства. Повести об Азове.
    3. Старообрядческая литература. Сочинения протопопа Аввакума.
    4. Бытовые повести XVII века.
    5. Барокко в русской литературе. Творчество Симеона Полоцкого.

    Вопросы для письменной самопроверки:
    1. Назовите основные темы публицистической литературы Смутного времени.
    2. В чем заключается художественность «Повести об Азовском осадном сидении»?
    3. Как отразились в литературе XVII в. причины и последствия раскола русской церкви?
    4. Как решается проблема отцов и детей в бытовых повестях XVII в.?
    5. Какие новые роды и жанры ввел в русскую литературу Симеон Полоцкий? Назовите характерные черты стиля барокко в его творчестве.

    Литература

    Кусков В.В. История древнерусской литературы. Учебник. 6-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1998. [Электронный ресурс]: http://pdf.kamunikat.org/23229-1.pdf
    Федорова М.Е., Сумникова Т.А. (сост.) Хрестоматия по древнерусской литературе. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1986. — 216 с.

    Сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ лекция 5) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. ДРЛ Лекция 5).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 следующего за лекцией дня.