Семинар 4
Бытовые повести XVII века как жанр демократической литературы
План
Вопросы для обсуждения и письменного отчета
1. Причины и условия возникновения новых жанров в литературе XVII века. Жанровые черты бытовой повести. Перечислите их.
2. Обретение индивидуальной судьбы героями бытовых повестей как их основной сюжет (доказать это на примерах из текстов).
3. Притча о блудном сыне в сюжетах «Повести о Савве Грудцыне» и «Повести о Горе Злочастии». Покажите, как она отражется в судьбе героев этих повестей?
4. Каковы проявления «характеров» в бытовых повестях? Чем и как мотивируются поведение и поступки героев?
5. Какие библейские сюжеты использованы в «Повести о Горе Злочастии»? Какова роль поэтики фольклора в ней?
6. Как соотносятся историчность и вымысел в «Повести о Савве Грудцыне»?
7. Проблема человеческого характера в «Повести о Фроле Скобееве». Какой новый тип литературного героя он представляет? Фольклор и история в повести.
8. Каково отношение авторов бытовых повестей к своим героям? Чем оно отличается от авторского отношения к герою-грешнику в древнерусской литературе предшествующих эпох?
ЛИТЕРАТУРА
Тексты повестей и притчи о блудном сыне читать по изданиям:
— Хрестоматии по древнерусской литературе.
— Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн.1. – М.,1988.
— Русская бытовая повесть XV — XVII вв. – М., 1991.
Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 15 (Притча о блудном сыне).
Учебники и учебные пособия.
Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. С. 111-121.
Лихачев Д. С. Повесть о Горе Злочастии // Он же. Великое наследие. – М.,1979. С. З56 – 377 / http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/vn15.htm
Дополнительная литература
Демин А.С. Русская литература второй половины XVII – начала XVIII веков. – М., 1977.
Ужанков А.Н. Истоки русской художественной прозы // Русская бытовая повесть XV — XVII вв. – М., 1991. С. 5-18.
Индивидуальные задания
1. Подготовить краткие письменные ответы на вопросы плана.
2. Внести в читательский дневник планы изучаемых повестей.
Групповые задания в форме докладов
1. Жанровые черты бытовой повести 17 века.
2. Чем обусловлен основной сюжет бытовых повестей 17 века – выбор их героями индивидуальной человеческой судьбы (по работам Д.С. Лихачева, указанным в плане занятия).
3. Библейские сюжеты и фольклорные образы в «Повести о Горе-Злочастии».
4. Сюжет и религиозно-философский смысл притчи о блудном сыне и его отражение в бытовых повестях 17 века.
5. История и вымысел в «Повести о Савве Грудцыне».
6. «Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла. Фольклор и история в повести.
Сроки отчетности по семинару 4
Старосты собирают выполненные задания студентов своей группы, сформулированные в плане семинара, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 4) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБZ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 4). Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59
ФЛ-РЛБ-11 – 17 декабря 2021.
ФЛ-РЛБ-13 – 22 декабря
ФЛ-РЛБ-12 – 25 декабря