5 курс (заочное сокр) Тв-во Н.В. Гоголя в контексте рус-й и мир-й лит-ры (практ) (Гольденберг А.Х.) (6 записей)

  • Творчество Н.В. Гоголя в контексте русской и мировой литературы (практикум) (Гольденберг А.Х.)

  • 21 апреля 2020
    ФЛ-РЛБSZ-51 Практическое занятие

    Традиции фольклора и мировой литературы в поэтике «Мертвых душ»

    План
    1. Славянские народные представления о посмертном существовании души в поэтике «Мертвых душ».
    2. Жанровые архетипы народной свадебной поэзии в образной структуре первого тома «Мертвых душ».
    3. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Часы в доме Коробочки. Мифопоэтический комментарий.
    5. Библейские архетипические сюжеты в поэтике «Мертвых душ». Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя.
    6. Традиции европейской барочной пикарески в сюжетной и жанровой структуре «Мертвых душ».
    7. Житийная традиция в поэтике «Мертвых душ».
    8. Евангельский сюжет обращения апостола Павла в сюжете поэмы Гоголя.
    9. Традиции средневековой учительной литературы в стилистике «Мертвых душ».
    10. Дантовская традиция и ее роль в реализации гоголевского замысла поэмы «Мертвые души».

    Литература
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007; 2, 3, 4, 5-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014. [ Раздел 1. Гл. 1 и 2. Раздел 2. Гл. 1.2, 3.2, 3.3, 5, 6 ]. тезисный план
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Мифологическая семантика образов пространства и времени (Часы в доме Коробочки) // Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 31-39 — план статьи
    Манн Ю.В. Художественная символика «Мертвых душ» и мировая традиция // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 401-422. / http://www.twirpx.com/file/1407672/ — план статьи
    Манн Ю.В. «Память смертная» Данте в творческом сознании Гоголя // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 430-442. / Там же — аннотация статьи
    Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987. Гл. 3. С. 126-136 [О дантовской традиции] / http://www.rulit.me/books/poema-gogolya-mertvye-dushi-read-84229-1.html — план раздела
    Дополнительная литература
    Анненкова Е.И Путеводитель по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». М., 2011.
    Кривонос В.Ш. «Мертвые души» Гоголя. Пространство смысла. Самара, 2012.

  • 21 апреля 2020
    ФЛ-РЛБSZ-51
    Зачетное занятие
    Вопросы и задания к зачету
    1. Поэтика Гоголя в контексте славянской народной культуры. Архетипы поминальной обрядности в раннем творчестве писателя. .
    2. Славянские народные представления о посмертном существовании души в поэтике «Мертвых душ».
    3. Жанровые архетипы народной свадебной поэзии в образной структуре первого тома «Мертвых душ».
    4. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Часы в доме Коробочки. Мифопоэтический комментарий.
    5. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Шарманка Ноздрева в контексте традиций русской и европейской культур. Судьба песенного сюжета о Мальбруке в русской литературе: Гоголь-Толстой-Достоевский.
    6. Библейские архетипические сюжеты в поэтике «Мертвых душ». Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя.
    7. Традиции европейского плутовского романа в поэтике «Мертвых душ».
    8. Кризисное житие как модель биографии Чичикова. Архетипы апостола и антихриста в сюжетной судьбе героя.
    9. Смех и поучение в эстетике «Мертвых душ». Традиции учительного «слова» в поэме.
    10. Дантовская традиция в поэтике «Мертвых душ».
    11. Творческая история второго тома «Мертвых душ» и его роль в общем замысле поэмы..
    12. Архетипы славянской народной культуры в системе персонажей второго тома.

    Учебная литература по дисциплине
    Основная
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя: Монография. Волгоград, 2007; Переиздания: 2, 3, 4, 5, 6-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014, 2018.
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019.
    Книга размещена в электронно-библиотечной системе IPRbooks по адресу http://www.iprbookshop.ru/92823.html и на сайте научно-педагогической библиотеки ВГСПУ в разделе «Ресурсы». После регистрации она доступна студентам для чтения.

    Дополнительная
    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
    Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 526-531.
    Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. 2-е изд., испр. и доп. М.,2002.
    Гоголь и мировая литература. М., 1988.
    Гоголь как явление мировой литературы. М., 2003.
    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
    Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.
    Дмитриева Е.Е. Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами. М., 2012.
    Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М.: Наука, 1972.
    Чижевский Д.И. Неизвестный Гоголь // Трудный Путь. Зарубежная Россия и Гоголь. М., 2002. С. 188-245.
    Шульц С.А. Поэма Гоголя «Мертвые души»: внутренний мир и литературно-философские контексты. СПб., 2017.

    Литература и письменные задания к зачету

    1. Читательский дневник 1 и 2 томов поэмы «Мертвые души».
    2. Представить в тетради для конспектов тезисы, тезисные планы, планы и аннотации статей из списка научной литературы.
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007; М., 2012, 2013, 2014 — любое издание [Раздел 1. Гл. 1 и 2. Раздел 2. Гл. 1, 2, 3.2, 3.3, 5, 6]. — тезисный план
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Мифологическая семантика образов пространства и времени (Часы в доме Коробочки) // Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 31-39 — план статьи
    Другой вариант статьи: Ночной гость. Мифопоэтический комментарий к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Литература в школе. 2016. №8. С. 5-9.
    Гольденберг А.Х. О синтезе европейских и славявянских культурных традиций в поэтике Гоголя (Шарманка Ноздрева) // Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 63-74.- тезисный план
    Манн Ю.В. Художественная символика «Мертвых душ» и мировая традиция // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 401-422. / http://www.twirpx.com/file/1407672/- план статьи
    Манн Ю.В. «Память смертная» Данте в творческом сознании Гоголя // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 430-442. — аннотация статьи
    Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987. Гл. 3. С. 126-136 [О дантовской традиции] / http://www.rulit.me/books/poema-gogolya-mertvye-dushi-read-84229-1.html- план раздела

    Требования к оформлению
    1.Тетрадь должна быть подписана, страницы пронумерованы.
    2. В Оглавлении указываются фамилия, инициалы автора, название работы, страница тетради.
    3. В конспекте ФИО автора даются полностью. Далее — название работы, место и год издания.
    4. Основные положения конспекта или тезисов должны быть выделены или пронумерованы.
    5. Читательский дневник должен содержать краткие планы каждой главы 1 и 2 тома «Мертвых душ» и отражать композицию поэмы.

    Отчетность дистанционная
    1. Все задания выполняются от руки.
    2. После выполнения следует пронумеровать страницы, сканировать или сфотографировать их (следите за тем, чтобы фото было четким и размещалось прямо, а не боком или вверх ногами), а затем объединить в ОДИН файл формата pdf.
    3. Расположите тезисы и конспекты в порядке, указанном в оглавлении, обязательно озаглавьте каждый конспект, выделите заголовки маркером или подчеркните.
    4. Файл нужно назвать строго по образцу: Фамилия Номер группы Гоголь, Например: Сулейманова ФЛ-РЛБSZ-51 Гоголь.
    5. Старосте все файлы группы загрузить в одну папку на гугл-диске, ссылку прислать преподавателю не позднее 23.59 дня, указанного по расписанию занятия.

    Отчет 21.04.20: https://drive.google.com/drive/folders/1_w8Y8D2BnslfoiahtCWhKENjpjAjhFDL

  • Ссылка на зачет. ФЛРЛБSZ-51:https://drive.google.com/drive/folders/1_w8Y8D2BnslfoiahtCWhKENjpjAjhFDL

  • 25.06. 21
    9.40-11.10
    Семинар 1

    Традиции фольклора и мировой литературы в поэтике «Мертвых душ»

    План
    1. Славянские народные представления о посмертном существовании души в поэтике «Мертвых душ».
    2. Жанровые архетипы народной свадебной поэзии в образной структуре первого тома «Мертвых душ».
    3. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Часы в доме Коробочки. Мифопоэтический комментарий.
    5. Библейские архетипические сюжеты в поэтике «Мертвых душ». Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя.
    6. Традиции европейской барочной пикарески в сюжетной и жанровой структуре «Мертвых душ».
    7. Житийная традиция в поэтике «Мертвых душ».
    8. Евангельский сюжет обращения апостола Павла в сюжете поэмы Гоголя.
    9. Традиции средневековой учительной литературы в стилистике «Мертвых душ».
    10. Дантовская традиция и ее роль в реализации гоголевского замысла поэмы «Мертвые души».

    Литература
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007; 2, 3, 4, 5-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014, 2018, 2021 [ Раздел 1. Гл. 1 и 2. Раздел 2. Гл. 1.2, 3.2, 3.3, 5, 6 ]. тезисный план
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Мифологическая семантика образов пространства и времени (Часы в доме Коробочки) // Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 31-39 — план статьи
    Манн Ю.В. Художественная символика «Мертвых душ» и мировая традиция // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 401-422. / http://www.twirpx.com/file/1407672/ — план статьи
    Манн Ю.В. «Память смертная» Данте в творческом сознании Гоголя // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 430-442. / Там же — аннотация статьи
    Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987. Гл. 3. С. 126-136 [О дантовской традиции] / http://www.rulit.me/books/poema-gogolya-mertvye-dushi-read-84229-1.html — план раздела
    Дополнительная литература
    Анненкова Е.И Путеводитель по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». М., 2011.
    Кривонос В.Ш. «Мертвые души» Гоголя. Пространство смысла. Самара, 2012.

    Групповые и индивидуальные задания
    Студенты разбиваются на группы по 2 человека в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам прилагаются — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты и др.

    Подключиться к конференции Zoom

    https://us05web.zoom.us/j/9131324994?pwd=NUozZmtENkFWbjdZSW9HZFE2ZDRUdz09

    Идентификатор конференции 913 132 4994

    Код доступа 4AJVK8

  • 28.06.21

    Зачетное занятие
    Вопросы и задания к зачету
    1. Поэтика Гоголя в контексте славянской народной культуры. Архетипы поминальной обрядности в раннем творчестве писателя. .
    2. Славянские народные представления о посмертном существовании души в поэтике «Мертвых душ».
    3. Жанровые архетипы народной свадебной поэзии в образной структуре первого тома «Мертвых душ».
    4. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Часы в доме Коробочки. Мифопоэтический комментарий.
    5. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Шарманка Ноздрева в контексте традиций русской и европейской культур. Судьба песенного сюжета о Мальбруке в русской литературе: Гоголь-Толстой-Достоевский.
    6. Библейские архетипические сюжеты в поэтике «Мертвых душ». Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя.
    7. Традиции европейского плутовского романа в поэтике «Мертвых душ».
    8. Кризисное житие как модель биографии Чичикова. Архетипы апостола и антихриста в сюжетной судьбе героя.
    9. Смех и поучение в эстетике «Мертвых душ». Традиции учительного «слова» в поэме.
    10. Дантовская традиция в поэтике «Мертвых душ».
    11. Творческая история второго тома «Мертвых душ» и его роль в общем замысле поэмы..
    12. Архетипы славянской народной культуры в системе персонажей второго тома.

    Учебная литература по дисциплине
    Основная
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя: Монография. Волгоград, 2007; Переиздания: 2, 3, 4, 5, 6-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014, 2018.
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf

    Дополнительная
    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
    Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 526-531.
    Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. 2-е изд., испр. и доп. М.,2002.
    Гоголь и мировая литература. М., 1988.
    Гоголь как явление мировой литературы. М., 2003.
    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
    Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.
    Дмитриева Е.Е. Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами. М., 2012.
    Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М.: Наука, 1972.
    Чижевский Д.И. Неизвестный Гоголь // Трудный Путь. Зарубежная Россия и Гоголь. М., 2002. С. 188-245.
    Шульц С.А. Поэма Гоголя «Мертвые души»: внутренний мир и литературно-философские контексты. СПб., 2017.

    Литература и письменные задания к зачету

    1. Читательский дневник 1 и 2 томов поэмы «Мертвые души» по схеме:
    Титульный лист
    По тексту каждого тома :
    Автор (фио полностью, годы жизни).
    Название произведения при первой публикации.
    Жанр
    Дата написания или первой публикации.
    Структура произведения (развернутый план каждой главы).
    Основные герои: ФИО (если есть), социальное положение, роль в сюжете каждого из томов.
    2. Представить к зачету тезисы, тезисные планы, планы и аннотации статей из списка научной литературы.
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007; М., 2012, 2013, 2014, 2018, 2021 — любое издание [Раздел 1. Гл. 1 и 2. Раздел 2. Гл. 1, 2, 3.2, 3.3, 5, 6]. — тезисный план
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Мифологическая семантика образов пространства и времени (Часы в доме Коробочки) // Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 31-39 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf
    — план статьи
    Другой вариант статьи: Ночной гость. Мифопоэтический комментарий к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Литература в школе. 2016. №8. С. 5-9.
    Гольденберг А.Х. О синтезе европейских и славявянских культурных традиций в поэтике Гоголя (Шарманка Ноздрева) // Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 63-74 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf
    — тезисный план
    Манн Ю.В. Художественная символика «Мертвых душ» и мировая традиция // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 401-422. / http://www.twirpx.com/file/1407672/- план статьи
    Манн Ю.В. «Память смертная» Данте в творческом сознании Гоголя // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 430-442. — аннотация статьи
    Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987. Гл. 3. С. 126-136 [О дантовской традиции] / http://www.rulit.me/books/poema-gogolya-mertvye-dushi-read-84229-1.html- план раздела

    Требования к оформлению
    1. Формируются 3 отдельных файла в формате Word 1997-2003:
    ФИО студента. ОЗО -5-21. Лекции и семинар. Задания .
    ФИО студента. ОЗО -5-21. Читательский дневник по Гоголю.
    ФИО студента. ОЗО -5-21. Конспекты и тезисы по Гоголю.
    Каждый файл нужно назвать строго по образцу. Например: Брынза Т.С. ОЗО -5-21. Лекции и семинар. Задания.
    Задания могут быть выполнены от руки (при условии разборчивого почерка) в тетради, страницы которой сканируются строго горизонтально в масштабе, доступном для чтения с экрана.  
    2. В начале каждого файла должно быть Оглавление с указанием его страниц. Все записи должны быть пронумерованы.
    3. В конспектах и тезисах ФИО их авторов даются полностью. Далее – название работы, место и год издания.
    4. Основные положения конспекта или тезисов должны быть выделены или пронумерованы.
    5. Читательский дневник должен содержать развернутые планы каждой главы 1 и 2 тома «Мертвых душ» и отражать композицию поэмы (см.: выше требования к оформлению).
    6. Расположите записи в читательском дневнике, тезисы и конспекты в порядке, указанном в Оглавлении, обязательно озаглавьте каждый конспект, выделите заголовки жирным шрифтом или подчеркните.

    Отчетность дистанционная
    1. Все задания выполняются в день проведения занятия и пересылаются старосте.
    2. Старосте все файлы группы загрузить в одну папку на гугл-диске, ссылку прислать преподавателю не позднее 23.59 накануне дня, указанного по расписанию занятия.