14 апреля 2020
ФЛ-РЛБSZ-51
Лекция 1
Творчество Гоголя в контексте славянской народной культуры
1. Тот и этот свет в раннем творчестве Гоголя.
2. Календарь народных праздников и поминальная обрядность в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
3. Предки и потомки как архетипические категории гоголевского хронотопа. Чистые и нечистые покойники
4. Образ сироты в системе персонажей писателя и народной обрядовой культуре.
5. Тема посмертного существования души в поэме «Мертвые души» и поминальная обрядность:
а) Обрядовые обходы в композиционной структуре «Мертвых душ».
б) Зачем чесать пятки покойнику?
в) Чичиков как архетип ритуального гостя.
6. Похороны и свадьба как архетипы народной обрядовой культуры в сюжетной структуре «Мертвых душ».
Литература
Основная
Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте: Учебное пособие. Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. Гл. 1. С. 6-19.
Книга размещена в электронно-библиотечной системе IPRbooks по адресу http://www.iprbookshop.ru/92823.html и на сайте научно-педагогической библиотеки ВГСПУ в разделе «Ресурсы». После регистрации она доступна студентам для чтения.
Электронная версия пособия в формате pdf прилагается.
Дополнительная
Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). – М.,1990. – С. 64-99.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). – СПб., 1995.
Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. – М., 2004.
Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». – Л., 1987.
Софронова Л.А. Мифопоэтика раннего Гоголя. – СПб., 2010.
Толстая С.М. Мир живых и мир мертвых: формула сосуществования // Славяноведение. – 2000. – № 6. – С. 14-20.
Шангина И.И. Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь. – СПб., 2003.
Вопросы для самопроверки
Какова роль народного календаря в художественной структуре «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?
Как связаны сюжеты повестей раннего Гоголя с их хронотопом?
Какова мифологическая семантика сюжетного мотива пересечения границы земного и потустороннего миров в творчестве Гоголя?
Как влияет на развитие свадебных сюжетов украинских повестей Гоголя сиротство их персонажей?
Какой обрядовый контекст может быть выявлен в ролевом поведении главного героя «Мертвых душ» и композиции первых шести глав поэмы?
14 апреля 2020
ФЛ-РЛБSZ-51
Лекция 2.
Творчество Гоголя в контексте европейской литературы и культуры
1. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Шарманка Ноздрева и ее музыкальный репертуар.
2. Судьба французской народной песни о Мальбруке в европейской культуре.
3. Песня о Мальбруке в русской культуре 18 – начала 19 в.
4. Связь песни с наполеоновской темой в русском и европейском искусстве 19 в.
5. Шарманка как атрибут европейской культуры и народного уличного театра Петрушки.
6. Сюжеты о нашествии Наполеона в Россию и его поражении в русских народных картинках. Их перекличка с наполеоновской темой в поэме «Мертвые души».
7. Традиции народного театра в поэтике «Мертвых душ».
8. Гоголь – Л. Толстой – Ф. Достоевский. Судьба сюжета народной песни о Мальбруке в русской классической литературе.
Литература
Основная
Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте: Учебное пособие. Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. Гл. 3. С. 63-74.
Книга размещена в электронно-библиотечной системе IPRbooks по адресу http://www.iprbookshop.ru/92823.html и на сайте научно-педагогической библиотеки ВГСПУ в разделе «Ресурсы». После регистрации она доступна студентам для чтения.
Электронная версия пособия в формате pdf прилагается.
Дополнительная
Жирмунский В.М. К вопросу о странствующих сюжетах. Литературные отношения Франции и Германии в области песенного фольклора // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. – Л., 1979. – С. 344-374.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
Песни русских поэтов: В 2-х т. / Вступ. ст., биогр. справки, сост., подгот. текстов и примеч. В.Е. Гусева. – Т. 1. – Л, 1988.
Ровинский Д. Русские народные картинки. – СПб., 1900.
Тоичкина А.В. Malborough s’en va-t-en guerre… (Тема воскресения в «Преступлении и наказании») // Достоевский. Материалы и исследования. – Т. 17. – СПб., 2005. – С. 240-248.
Фольклорный театр / Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – М., 1988.
Вопросы для самопроверки
Какой европейский культурный контекст вводит в поэму «Мертвые души» репертуар шарманки Ноздрева?
Какая тема выходит на первый план в русских версиях французской народной песни о Мальбруке и какова ее связь с текстом поэмы Гоголя и судьбой ее главного героя?
Какие жанры и образы народной зрелищной и музыкальной культуры нашли отражение в главе о Ноздреве?
Какие смысловые обертоны получает песня о Мальбруке в контексте русской классической литературы (Гоголь, Л. Толстой, Достоевский)?
Отчетность: студентам разместить в папке своей группы краткий отзыв о каждой лекции (информативность, теоретическая и практическая значимость материала, уровень доступности) и краткие ответы на вопросы для самопроверки. Старосте прислат ссылку на нее.
Срок выполнения: 14.04.20 до 23:59.