5 курс (заочное сокр) История русской литературы (лекции) (Перевалова С.В.) (5 записей)

  • История русской литературы (лекции) (Перевалова С.В.)

  • Дата проведения занятия:07.04.2020
    Для студентов 6 курса ОЗО сокращенного обучения
    Лекция №1: Основные тенденции развития русской литературы конца ХХ и первых десятилетий ХХ1 столетий
    План лекции:
    1.Своеобразие русской литературы «постсоветского» периода. Современная отечественная словесность как органическая составляющая мирового культурного процесса. В отечественной прозе конца ХХ – начале ХХ1 веков сохраняет свои прочные позиции реализм, который приобретает новые качества в сравнении со своим «классическим» образцом, становясь «онтологическим», исследующим не только социальные процессы, но и саму природу бытия.
    2.Реалистическая литература продолжает рассказывать правду о Великой Отечественной войне. «Контуженая муза» В.П. Астафьева, автора романа «Прокляты и убиты», знакомит читателей с «солдатской» правдой, раскрывая «всю трагедию и мерзость человеческой бойни» (В.П.Астафьев). О Великой Отечественной войне повествуют и книги тех, кто не воевал: у Георгия Владимова, автора романа «Генерал и его армия» (1995), не было собственного фронтового опыта. Одновременно опубликованные романы Астафьева и Владимова по странному стечению обстоятельств рассказывают о боях на Днепровском плацдарме осенью 1943 года. Но рассказывают по-разному: Астафьев пишет, опираясь на собственный фронтовой опыт; Владимов – на документальные источники, мемуарные свидетельства и «чувство истории» (Г.Владимов).
    3. Важной темой в литературе на современном этапа развития отечественной культуры является и тема Сталинградской битвы, у истоков которой – произведения фронтовых корреспондентов К.Симонова и В.Гроссмана, позднее — авторов «лейтенантской» прозы. Среди них – В.П.Некрасов, повесть которого «В окопах Сталинграда» получает своего рода «продолжение» в эмигрантской прозе художника (рассказы «Как я стал шевалье», «Девятое мая» и др.). Неоценимый вклад в развитие данной темы вносит современная документальная литература о городе-герое на Волге. Проблема – женщина на войне – становится центральной в прозе Л.Виноградовой

  • Дата проведения занятия:07.04.2020
    Для студентов 6 курса ОЗО сокращенного обучения
    Лекция №2: Основные направления развития современной реалистической литературы
    План лекции:
    1. В современной реалистической литературе нередко сливаются воедино тема Великой Отечественной войны и тема «немедленной» коллективизации сельского хозяйства. Свое слово сказал об этом и В.П. Астафьев. В начале 1990-х годов появились его «Вечерние раздумья» и «Забубенная головушка» — финальные главы «Последнего поклона» (1977), где были взяты крупным планом «торопильщики истории».
    2. Трагические события 1930-х годов отражает и «лагерная» проза. Образ ГУЛАГовского ада встает со страниц автобиографических произведений В. Шаламова, А. Солженицына, А. Жигулина, Г.Жженова и др. Эти книги обрели своих читателей только в середине 1980-х годов, в большинстве случаев – спустя десятилетия после своего создания и описываемых событий. Как правило, герои этих произведений имеют реальных прототипов.
    3. Современная реалистическая литература рассказывает и о проблемах сегодняшнего дня, о вопросах, волнующих все общество – и горожан, и «сельских жителей» (В. Шукшин). В «городской» прозе «старый добрый реализм» и его традиции легко угадываются в романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» В.С.Маканина, в романе А. Волоса «Недвижимость», в романе С.Шаргунова «1993» и в повести Н.Ключаревой «Россия: общий вагон».
    4. Продолжается сегодня и «деревенская» проза, у истоков которой – «Матренин двор» А.И. Солженицына. Несколько сместились традиционные акценты, характеризующие типологию её героев. Не «распутинские старухи», а дети пытаются преодолеть распад времен, сохранить «деревушку в мире и мир в деревушке» в прозе В.Астафьева, В.Распутина, Б.Екимова и других художников, продолжающих гуманистические традиции многовековой русской классики.

  • Дата проведения занятия:11.04.2020
    Для студентов 6 курса ОЗО сокращенного обучения
    Лекция №3: «Русский вариант» литературного постмодернизма и его особенности
    План лекции:
    1.Постмодернизм как одно из направлений в современном мировом искусстве – предполагает распад единства культуры и принцип плюрализма во всем. Таким образом, постмодернизм предполагает не только разрушение, деконструкцию, но и «суммирование».
    2.Специфика развития русской культуры в ХХ веке — в том, что в ней не было такой элитарности, как в западной, не было такого контрастного противопоставления литературы для эстетов и «массовой» литературы. В России эквивалентом культурного монолита, подвергнутого деконструкции, оказалось искусство социалистического реализма. Вот почему с конца 1980-х годов, когда слово «постмодернизм» начало входить в обиход, оно ассоциировалось с «литературой, альтернативной соц- или просто реалистическому мейнстриму, отсюда же и его непохожесть на западные образцы» (М.Липовецкий).
    3. В то же время важнейшие параметры постмодернистского дискурса русский постмодернизм «выдерживает». Реальными признаками этого направления в мировой культуре считаются: игровое использование произведений литературного наследия предшествующих эпох в качестве «строительного материала» для создания новых); пародирование элементов культуры прошлого, многоуровневая организация текста.

  • Дата проведения занятия:11.04.2020
    Для студентов 6 курса ОЗО сокращенного обучения
    Лекция №4: Современная русская литература: между реализмом и постмодернизмом

    1.Постмодернистский текст вызывает множество взаимоисключающих прочтений, поэтому постмодернистская литература мозаична, слабо подчинена дисциплине сквозного сюжета, время в ней «куролесит» (Е. Елина), да и не время это – «безвременье», «пакинебытие» (Саша Соколов), и не пространство – «тупик», «лабиринт», «дурная бесконечность». Основные события в постмодернистских текстах происходят в сфере языка.

    2.Тем не менее, в лучших произведениях отечественных постмодернистов, свободно варьирующих виртуальные мифы, тиражирующих свои симулякры, главным становится не положение о том, что в постмодернизме «все дозволено», а мысль о том, что «ничего не гарантировано»: человек должен сам определить свое место в мире и отвечать перед ним за каждый прожитый день.
    3. Особенности постмодернистской поэтики, позволяющие читать «мир как восстанавливаемый текст» культурной традиции, обеспечивают свободное «вживание» интертекстуальности, гротеска, иронии в произведения, в наши дни наследующие традиции русского реалистического письма («женская» проза, «армейская» проза и т.п.)