5 курс (очное) Творчество Гоголя в контексте русской и мировой литературы (Гольденберг А.Х.) (14 записей)

  • 5 курс (очное) Творчество Гоголя в контексте русской и мировой литературы (Гольденберг А.Х.)

  • 9 февраля 2021 г. в 9.40

    «Творчество Гоголя в контексте русской и мировой литературы»
    Лекция 1. «Гоголь как художник слова»
    План

    1. Место Гоголя в русской и мировой литературе.
    2. Загадочный писатель. Непрочитанный Гоголь.
    3. Тайна личности Гоголя. Мифы о Гоголе.
    4. Памятники Гоголю как отражение разных концепций его творчества.
    5. Гоголь как художник слова.

    Подключиться к конференции Zoom

    https://us05web.zoom.us/j/9131324994?pwd=MkVlRUJiZ3ZNeXJOdmJiZVlTaERRZz09

    Идентификатор конференции: 913 132 4994

    Код доступа: 4AJVK8

  • ФЛ-РЛБ-51
    ФЛ-РЛБ-52

    10.02.21
    16.02.21

    Семинары 1-2

    Тема борьбы с чертом в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»

    План
    1. Структура сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». В каком соотношении находятся смешные и «страшные» повести сборника? Функция предисловий.
    2. Модификации образа черта в повестях сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Функции образа черта в сюжетах повестей (таблица с комментариями по схеме: портрет, имя — если есть, функция в сюжете). Эволюция образа черта в сборнике — от бытового персонажа до антихриста.
    3. Фольклорные истоки образа черта в фольклоре и способов его одоления (сказка и вертеп) в повести «Ночь перед Рождеством».
    4. Образ черта в древнерусском искусстве и его связь с картинами кузнеца Вакулы.
    5. Образ черта в повести Гоголя и европейской романтической литературе.
    6. Жанровая природа повести «Ночь перед Рождеством» (по статье И. Лежавы).
    7. Смех Гоголя над чертом в оценке исследователей (М.М. Бахтин, Ю.В. Манн, Д.С. Мережковский, И.À. Виноградов).
    8. Демонологические образы «Вечеров» как игровой и мультпликационный кинотекст.

    Литература
    Основная
    Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Текст и комментарии // Полное собрание сочинений и писем в 23 т. Т. 1. М.: Наука, 2003. РДФ книги — в каб. 704.
    Русский народный театр / http://a-pesni.org/teatr/rusnarod/Rusnarod.php
    Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 526-531 — тезисы.
    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. Гл.1. Разд. 3. С. 29-61 (особенно- с. 54-56 // http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p. — план
    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.,1988. Гл. 1, VI. С. 22-27 [Способы одоления черта] / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/-go-cr45.html?cmd=1&dscr=1- тезисный план
    Дополнительная
    Виноградов И.À. Гоголь — художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания. М., 2000.
    Виноградов И.À. Невидимая брань. О повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» // Воскресная школа. 1999. №1. С. 8–19 / http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/5/nevidimaya_bran/
    Сокр. вариант: http://pravlogos.ru/nevidimaya-bran-o-povesti-n-v-gogolya-noch-pered-rozhdestvom/ — тезисный план
    Мережковский Д. Гоголь и черт. Исследование // В тихом омуте. М., 1991. С. 213-309 / https://predanie.ru/merezhkovskiy-dmitriy-sergeevich/book/191055-gogol-i-chert/.
    Лежава Ирина. Первый русский рождественский рассказ: история повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» // ‘Slavic almanac’ (UNIVERSITY OF SOUTH AFRICA, Vol 15, №2, 2009 / https://www.proza.ru/2010/01/04/531 — См. также сокр. вар. с библиографией // http://www.academia.edu/12944012/_- тезисный план
    Избранные видео материалы
     Фильм Александра Роу «Майская ночь, или Утопленница». (1952)
    Фильм Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)
    Фильм Юрия Ильенко «Вечер накануне Ивана Купалы» (1968)
    Мультфильм Михаила Титова «Страшная месть» (1988).

    Групповые и индивидуальные задания
    Индивидуальное задание
    1. Таблица по второму вопросу плана.
    2. Рецензия на один из вышеназванных фильмов (по выбору студента) с оценкой адекватности киноинтерпретации гоголевского текста.
    Групповые задания
    Студенты разбиваются на группы (не более 2-3 человек) в соответствии с вопросами плана 1, 3-8 и готовят доклады. К докладам прилагаются — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты, комиксы и др.
    Изучение темы рассчитано на 2 семинара.
    Форма и сроки отчетности
    Отчеты по индивидуальным заданиям передаются через старост, который проверяет единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, Вечера 1), размещает их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-51/52, Вечера 1) и присылает мне ссылку на адрес: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 14.02.20
    Отчеты по групповым заданиям проверяются в зуме на втором семинаре по расписанию.

  • 24.02.21
    Семинар 3
    Фольклорный и литературный контекст повести Н.В. Гоголя «Вий»

    План
    1. Фольклорные источники повести «Вий». Споры о происхождении образа Вия (по работам Е. Левкиевской и А. Звездина).
    2. Традиции европейской романтической литературы в повести.
    3. Саути — Жуковский — Гоголь: трансформация балладного литературного сюжета.
    4. Дискуссия о причине гибели Хомы Брута. Двойственная природа его образа.
    5. Сон Татьяны и образы чудовищ «Вия» контексте русской и европейской живописи (лубок, Босх, Питер Брейгель Старший, Мурильо) (доклад и презентация).
    6. Кинематографические версии повести «Вий» (доклад и презентация).

    Литература
    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. С. 187-194 // http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p. — тезисный план
    Левкиевская Е.Е. К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский «Вий» при свете украинской мифологии // Studia mitologica slavica. Ljubljana, 1998. Knj. 1.
    // http://sms.zrc-sazu.si/pdf/01/SMS_01_Levkievskaja.pdf. (Тот же текст: Категории и концепты славянской культуры.М., 2007. С. 232-242) — тезисы

    Есаулов И.А. Спектр адекеватности в истол ковании литературного произведения («Миргород» ) М., 1997. Гл. 4. Вий // http://esaulov.net/portfolio/spektr-adekvatnosti-v-istolkovanii-literaturnogo-proizvedenija/ — план главы
    Зинина М.В. Н.В. Гоголь и английская романтическая традиция // Восток — Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. Конф., посвященной третьей годовщине образования Института Конфуция В ВГСПУ. Волгоград, 14-15 октября 2014 г. / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2015. – С. 127-132 (сборник со статьей в каб. литературы 704) — план статьи
    Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002. С. 188-224 // http://padaread.com/?book=45029&pg=6 или http://bramino.ru/literaturovedenie/book3832.html — на материале этого исследования составить перечень произведений, определяющих литературный контекст «Вия».
    Заславский О. Тема зрения в «Вие» // Toronto Slavic Quarterly. №48. С. 268- 289 // http://sites.utoronto.ca/tsq/48/tsq48_zaslavskii.pdf. — вычленить основной тезис
    Страно Дж. Трансформацмя народных и литературных моделей в гоголевской прозе 30-х гг. (Гоголь и лубок) // Н.В. Гоголь и народная культура. Седьмые гоголевские чтения. М., 2008. С. 91-98. // http://www.domgogolya.ru/science/researches/1456/
    Сартаков Е.В. Гоголь и Босх: к проблеме гротеска // Творчество Гоголя и европейская культура. Пятнадцатые Гоголевские чтения. М.-Новосибирск, 2016. С. 127-135 / https://elibrary.ru/download/elibrary_26434433_54403664.pdf.

    Групповые задания
    Студенты разбиваются на группы в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам готовятся — по выбору: таблицы, презентации, комиксы, буктрейлеры, плейкасты и др.

  • 02.03.21

    Семинар 4

    Жанровые традиции мировой литературы в повести «Старосветские помещики»

    План

    1. Какое место занимает повесть в художественной структуре сборника «Миргород»? Каковы ее связи с другими повестями сборника?
    2. Особенности идиллического хронотопа (М.М.Бахтин). Гоголь и жанровые традиции идиллии в мировой литературе. Сюжет о Филемоне и Бавкиде у Овидия и Гете. Почему гоголевская идиллия обречена на гибель?
    3. Художественные функции образов еды и сна у Гоголя. Как соотносятся в повести категории физического (материального) и духовного?
    4. Структура художественного пространства повести Гоголя.
    5. Тема любви в повести. Страсть и привычка. Любовь как идиллия и любовь как трагедия.
    6. В.Г. Белинский сравнил повесть с шекспировской драмой. В чем, по мнению разных исследователей, проявляется трагическое у Гоголя?
    7. Кошачья тема и ее роль в сюжете. Реальное и инфернальное (фантастическое) в художественном мире повести.
    8. Повесть Гоголя в кино и на сцене.

    Литература

    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. Гл. II, 2. М.; Л., 1959. С. 74-103 // http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p. — тезисный план
    Бахтин М.М. Идиллический хронотоп в романе / Формы времени и хронотопа в романе. Гл. IX // Он же. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 373-384 // http://philolog.petrsu.ru/filolog/lit/bahhron.pdf — план раздела.
    Виролайнен М.Н. Мир и стиль («Старосветские помещики» Гоголя) // Она же. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. СПб., 2003. С. 312-330 // http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=jfG98DJrg0U%3D&tabid=10332. — аннотация статьи
    Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В. Гоголя). М., 1997. Гл. 2. «Старосветские помещики» // http://esaulov.net/portfolio/spektr-adekvatnosti-v-istolkovanii-literaturnogo-proizvedenija — план главы
    Манн Ю.В. Сложные случаи. Повесть «Старосветские помещики» // Он же. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 145-153 (Поэтика Гоголя. Гл. 4, V). // http://www.studfiles.ru/preview/1723332/page:18/ — тезисы
    Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1980. С. 267-272 (раздел о «Старосветских помещиках») // http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1624/1/philolog-ahp-12.pdf — тезисы
    Дополнительная литература
    Павлова М.А. Анимация (Мультфильм) как взгляд на текст / https://slovesnik.org/kopilka/stati/animatsiya-kak-vzglyad-na-tekst.html
    Видеоматериал
    Он и она ( м/ф по повести «Старосветские помещики»). Реж. Мария Муат. (2008) / https://www.youtube.com/watch?v=KiJotPEqrrU

    Групповые задания
    Студенты разбиваются на группы в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам готовятся — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты и др.

  • 23.03.21
    Лекция 2
    Гоголь как художник слова

    1. Магия гоголевского слова.
    2. О чем говорят рукописи Гоголя?
    3. Проблема двуязычия Гоголя.
    4. Языковая «бессмыслица» Гоголя.
    5. Парадоксы гоголевского стиля:
    а) антитетический оксюморон;
    б) гипербола как средство характеристики ничтожного;
    в) гиперохе и его функция у Гоголя.
    6. Иллюзорность земного бытия в гоголевской картине мира.
    7. Переключение функций художественных приемов и его цель.
    а) изменение перспективы — взгляд снизу (даже в «Шинели»);
    б) слияние сна и реальности;
    в) дематериализация образов;
    г) материализация метафор.
    8. Идея преображения мира и человека в словесном искусстве Гоголя.
    9. Смех как поучение в поэтике Гоголя.

    Литература
    Белый Андрей. Мастерство Гоголя. М.-Л., 1934 / https://imwerden.de/publ-1126.html
    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988 / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/-go-cr45.html?cmd=1&dscr=1-
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. Гл. 2. С. 41-50 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf
    Чижевский Д.П. Гоголь как художник и мыслитель // Вопросы философии. 2010. №1. С. 118-129 / http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=96

    Вопросы для самопроверки
    1. Какие художественные приемы и средства определяют парадоксальность гоголевского стиля?
    2. Объясните специфику гоголевской гиперболы и ее разновидностей.
    3. Каковы особенности гоголевской картины мира?
    4. Перечислите основные функции переключения художественных приемов в поэтике Гоголя и укажите их цель.
    5. Как сочетаются в эстетике Гоголя комическое и серьезное?

  • 24.03.21
    Семинар 5

    Поэтика романтического и социального гротеска в повести «Нос»

    Вопросы для обсуждения

    1. Гротеск как форма художественной образности. Гротеск и фантастика.
    2. Сюжет и композиция повести «Нос». Квест «Приключения Носа».
    3. Реальное и фантастическое в повести. Значение палиндрома нос-сон в системе художественных мотивировок сюжета.
    4. Метафизика чина в повести. Майор Ковалев и Нос-самозванец. Эстетика социального гротеска.
    5. Повесть «Нос» и поэтика романтического гротеска.
    6. Нос и Лицо в гоголевской философии человека.
    7. Религиозные мотивы в повести «Нос» (Благовещение, евхаристия, апокалипсис — по работам Ф. Бельтраме, М. Вайскопфа, Н. Ульянова) и поэтика гротеска.
    8. Параллели поэтики повести с лубочными картинками и живописью Босха, Брейгеля, Гойи. 9. «Нос» как предтеча литературы абсурда и искусства авангарда XX века.

    Литература
    Основная
    Гротеск // Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.,1998; Литературный энциклопедический словар терминов и понятий. М., 2003.

    Виноградов В.В. Натуралистический гротеск (Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Виноградов В.В. Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 5-44 / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/v76/v762005-.htm
    (план статьи).

    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.;Л., 1959. Гл.3, Ч. 2. С. 279-296 [Фантастический элемент. «Нос»] / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm. (план раздела).

    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.,1988. Гл. 3, III. С. 76-94 [Снятие носителя фантастики. Повесть «Нос»] / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/-go-cr45.html?cmd=1&dscr=1 или http://www.twirpx.com/file/1407672/ (план раздела).

    Дилакторская О.Г. Фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Нос» // Русская литература. 1984. № 1. С. 153-166 / http://destructioen.narod.ru/dilaktorskaja_gogol_nos.htm (тезисы).

    Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С.124-160 / http://imwerden.de/pdf/bocharov_o_khudozhestvennykh_mirakh_1985_text.pdf
    http://e-lingvo.net/library_view_6111_1.html или http://edaciva.zalimg.ru/4/52/bocharov-zagadka-nosa-i-tayna-litsa
    (тезисы).
    Дополнительная
    Бочаров С.Г. Вокруг «Носа» // Сюжеты русской литературы. М., 1999. С.98-120. (То же: Вопросы литературы. 1993. Вып. IV.). / http://iknigi.net/avtor-sergey-bocharov/19809-filologicheskie-syuzhety-sergey-bocharov/read/page-13.html
    (аннотация статьи).

    Вайскопф М. Нос в Казанском соборе: о генезисе религиозной темы у Гоголя. // Он же. Птица-тройка и колесница души. М., 2003. С.164-185 / http://www.twirpx.com/file/705644/ (тезисы).

    Бельтраме Франка. К вопросу о парадоксальности Богоискания в повести Гоголя «Нос» // Гоголь как явление мировой литературы. Сб. ст. по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 168-177 / http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/mann_yu_v_red_gogol_kak_yavlenie_mirovoy_literatury.pdf (аннотация статьи).

    Ульянов Н. Арабеск или Апокалипсис? // Гоголь: pro et contra. Том 1. СПб., 2009. С. 766-781 / http://russianway.rhga.ru/upload/main/49_Ulyanov.pdf / (план статьи)

    Плетнева А. Повесть Гоголя «Нос» и лубочная традиция // НЛО, 2003. №3 / https://magazines.gorky.media/nlo/2003/3/povest-n-v-gogolya-nos-i-lubochnaya-tradicziya.html

    Групповые и индивидуальные задания
    Студенты выбирают один из вопросов для углубленного изучения или разбиваются на группы в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам готовятся — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты и др.
    Ко 2 вопросу разрабатывается литературный квест.

  • 30.03.21

    Семинар 6

    Философия искусства и судьба художника в повести «Портрет»

    1. Две редакции «Портрета» или два самостоятельных произведения? Выявить и систематизировать отличия текстов повести 1835 и 1842 гг. (таблица).
    2. Картина и икона в поэтике и проблематике повести «Портрет».
    3. Средневековый сюжет богородичного чуда в повести «Портрет».
    4. Мотив «живого портрета» в повести. В чем заключается его «страшный реализм»?
    5. Мотив оживающего портрета в контексте европейского романтизма. «Портрет» Гоголя и «Мельмот Скиталец» Ч.Р. Метьюрина (по статье Е. Самородницкой)
    6. Повесть «Портрет» и романтическая баллада В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев» (по статье С. Даниэля).
    7. Гоголь и А. Иванов как прототипы персонажей повести и картины. Перекличка эстетических концепций.
    8. Повесть «Портрет» как эстетический манифест христианского искусства. Гоголь и художники- назарейцы

    Литература
    Основная

    Манн Ю.В. Художник и «ужасная действительность» (о двух редакциях повести «Портрет») // Он же. Творчество Гоголя. Смысл и форма. СПб, 2007. С. 361-371 / https://vk.com/doc-23433303_444935485?hash=fcfb6d2943a5130b9a — тезисы в форме таблицы
    Лепахин В.В. Живопись и иконопись в повести Гоголя «Портрет» // Он же. Икона в русской художественной литературе. М., 2002. С. 164-199 / http://nesusvet.narod.ru/ico/books/lepahin2/gogol.htm – тезисный план
    Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями.  XXIII.  Исторический живописец Иванов /  http://gogol-lit.ru/gogol/text/vybrannye-mesta/zhivopisec-ivanov.htm – тезисы
    Дилакторская О.Г. Гоголь и А. Иванов (К вопросу об эстетической концепции) // Феномен Гоголя. СПб., 2011. С. 270-282 / http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/Sborniki/Sborn.vneser/Fenomen-Gogolja-2011.pdf (аннотация и резюме статьи)
    Сазонова Л.И. Повесть Гоголя «Портрет» и средневековая легенда о художнике // Феномен Гоголя. СПб,. 2011. С. 256-269 / http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/Sborniki/Sborn.vneser/Fenomen-Gogolja-2011.pdf (аннотация и резюме статьи)
    Дополнительная
    Кривонос В.Ш. Путь и граница в повести Гоголя «Портрет» // Он же. Повести Гоголя: Пространство смысла. Самара, 2006. С. 323-340 / http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/krivonos-put-i-granica-v-povesti-gogolya-portret.htm
    Самородницкая Екатерина. «Британской музы небылицы»: об отношении Гоголя к готическим романам // Гоголь как явление мировой литературы. М., 2003. С. 305-310 / http://biblio.imli.ru/index.php/ruslit/517-gogol-n-v/480-gogol-kak-yavlenie-mirovoj-literatury-sb-st-2003
    Даниэль С.М. Заметки о гоголевском «Портрете» // Он же. Статьи разных лет СПб., 2013. С. 123-136 / https://eupress.ru/uploads/files/A-132_pages.pdf
    Барабаш Ю.Я. «Портрет» в европейском интерьере. Художники-«назарейцы» и гоголевская концепция христианского искусства // Н.В. Гоголь и мировая культура. Вторые Гоголевские чтения. Сб. докл. М., 2003, С. 188- 200 / http://www.domgogolya.ru/science/researches/1694/
    Джулиани Р. Гоголь, назарейцы и вторая редакция «Портрета» // Поэтика русской литературы: К 70-летию проф. Ю.В. Манна. Сб. статей. М., 2001. С. 127-147.

    Групповые и индивидуальные задания
    Студенты выбирают один из вопросов для углубленного изучения или разбиваются на группы в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам готовятся — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты и др. 

    /

  • 06.04.20

    Лекция 3

    Поэтика Гоголя в контексте славянской народной культуры

    1. Тот и этот свет в раннем творчестве Гоголя.
    2. Календарь народных праздников и поминальная обрядность в «Вечерах..».
    3. Предки и потомки как архетипические категории гоголевского хронотопа. Чистые и нечистые покойники
    4. Образ сироты в системе персонажей писателя и народной обрядовой культуре.
    5. Тема посмертного существования души в поэме «Мертвые души» и поминальная обрядность:
    а) Обрядовые обходы в композиционной структуре «Мертвых душ».
    б) Зачем чесать пятки покойнику?
    в) Чичиков как архетип ритуального гостя.
    6. Похороны и свадьба как архетипы народной обрядовой культуры в сюжетной структуре «Мертвых душ».

    Литература
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 6-21 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf
    Богатырев П.Г. Народная культура славян. М., 2007 / https://www.studmed.ru/view/bogatyrev-pg-narodnaya-kultura-slavyan_cdef6d7378d.html
    Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995 / http://www.philol.msu.ru/~folk/old1/files/lib/Propp_1995.pdf.
    Софронова Л.А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб., 2010 / https://inslav.ru/publication/sofronova-l-mifopoetika-rannego-gogolya-spb-2010
    Толстая С.М. Мир живых и мир мертвых: формула сосуществования // Она же. Семантические категории языка культуры: Очерки по славянской этнолингвистике. М., 2010. С. 260-268 / https://inslav.ru/publication/tolstaya-s-m-semanticheskie-kategorii-yazyka-kultury-ocherki-po-slavyanskoy-0.

    Вопросы для самопроверки

    1.Какова роль народного календаря в художественной структуре «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?
    2. Как связаны сюжеты повестей раннего Гоголя с их хронотопом?
    3. Какова мифологическая семантика сюжетного мотива пересечения границы земного и потустороннего миров в творчестве Гоголя?
    4. Как влияет на развитие свадебных сюжетов украинских повестей Гоголя сиротство их персонажей?
    5. Какой обрядовый контекст может быть выявлен в ролевом поведении главного героя «Мертвых душ» и композиции первых шести глав поэмы?

  • 13.04.21

    Семинар 8

    Повесть «Шинель» в мифопоэтическом контексте

    План

    1. Петербургский миф и «петербургский текст» в повести «Шинель».
    2. Генеалогия главного героя повести и ее мифологический подтекст.
    3. Башмачкин как переписчик. Буква и слово в жизни гоголевского героя.
    4. Мифологические черты в образе портного Петровича.
    5. Идея шинели и ее экзистенциальный смысл в повести.
    6. Феномен юродства и его комическая трансформация в поэтике «Шинели».
    7. Загадка эпилога «Шинели». Мифологема «воскресения» в повести.
    8. Трактовка образа главного героя повести в кино и российском театре.

    Литература

    Основная
    Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., 1989. С. 19-27; 57-72; 103-11; 151-159 [о «Шинели»] / http://padabum.com/d.php?id=45158 – выделить основные тезисы.
    Манн Ю.В. Заметки о «неевклидовой геометрии» Гоголя, или «сильные кризисы, чувствуемые целою массою» // Вопросы литературы. 2002. № 4. С. 192-198 [о «Шинели»]. – URL: http://voplit.ru/ eText/2002/2002-4/2002-4/2002-4.html#199/z – выделить основные тезисы.
    Манн Ю.В. Карнавал и его окрестности // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 448-462 [о «Шинели»] / https://elibrary.ru/item.asp?id=20479592 – выделить основные тезисы.
    Вайскопф М. Поэтика петербургских повестей Гоголя // Вайскопф М. Птица тройка и колесница души. М., 2003. С. 81-105 [о «Шинели»] / https://www.klex.ru/r22 – выделить основные тезисы.
    Кривонос В.Ш. «Бедный Акакий Акакиевич» (об идеологических подходах к «Шинели» Гоголя) // Вопросы литературы. 2004. Ноябрь- Декабрь. С. 139-156. – URL: https://www.academia.edu/8444409 – выделить основные тезисы

    Дополнительная
    Одиноков В.Г. «Петербургский текст» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»: преходящее и вечное // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия История, филология. 2011. Том 10. Вып. 2. С. 131-138 / URL:https://lib.nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/4735/18.pdf?sequence=1&isAllowed=y
    Кривонос В.Ш. Трудные места «Шинели» // Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: Пространство смысла. Самара, 2006. С. 364-393.
    Фангер Д. В чем же, наконец, существо «Шинели» и в чем ее особенность // Гоголь: Материалы и исследования. М., 1995. С. 50-61 / https://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-17 .
    Чижевский Д. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов. 1997. № 1. С. 199-218.

    Видеоматериалы
    Кинофильм «Шинель» (1959), реж. Алексей Баталов. Башмачкин – Ролан Быков / https://www.tvigle.ru/video/shinel/
    Мультфильм «Шинель» (1981- по наст. время — не закончен. Фрагменты см.: Википедия), авторы сценария Юрий Норшейн, Людмила Петрушевская, Реж. Юрий Нортштейн. / https://www.kinopoisk.ru/film/224449/
    «Шинель». Моноспектакль театра «Современник» (2008). Реж. Валерий Фокин. Башмачкин – Марина Неёлова / https://alltheater.ru/watch.php?vid=90a710a69

    Групповые и индивидуальные задания
    1. Студенты выбирают один из вопросов для углубленного изучения или разбиваются на группы в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам прилагаются — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты и др.
    2. Индивидуальные рецензии на одну из трактовок повести в кино и театре — по выбору из рекомендованных видеоматериалов.

  • 21.04.21 – вопросы 1-5
    27.04.21- вопросы 6-10 + вопросы 1-2 семинара 11

    Семинар 9-10

    Традиции фольклора и мировой литературы в поэтике первого тома «Мертвых душ»

    План новый
    1. Архетипы поминальной обрядности в поэтике первого тома «Мертвых душ».
    2. Свадебный сюжет в художественной структуре поэмы. Поэтика свадебных песен как элемент образной характеристики персонажей первого тома «Мертвых душ».
    3. Художественная символика жизни и смерти в поэме и мировая традиция.
    4. Библейские архетипические сюжеты в поэтике «Мертвых душ». Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя.
    5. Традиции европейской барочной пикарески в сюжетной и жанровой структуре «Мертвых душ».
    6. Житийная традиция в поэтике «Мертвых душ».
    7. Евангельский сюжет обращения апостола Павла в сюжете поэмы Гоголя.
    8. Гоголь и Караваджо: сюжет преображения в «Мертвых душах» и в живописи европейского барокко (с презентацией) .
    9. Традиции средневековой учительной литературы в стилистике «Мертвых душ».
    10. Дантовская традиция и ее роль в реализации гоголевского замысла поэмы «Мертвые души».

    Литература
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007; 2, 3, 4, 5, 6-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014, 2018. [ Раздел 1. Гл. 1: 1.2, 1.3. Раздел 2. Гл. 1-6]. – тезисный план
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    https://avidreaders.ru/book/arhetipy-v-poetike-n-v-gogolya.html
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Народный и церковный календарь в метасюжете Гоголя // Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 21-31 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf
    – план раздела
    Манн Ю.В. Художественная символика «Мертвых душ» и мировая традиция // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 401-422. / http://www.twirpx.com/file/1407672/ — план статьи
    Манн Ю.В. «Память смертная» Данте в творческом сознании Гоголя // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 430-442. / Там же — аннотация статьи
    Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987. Гл. 3. С. 126-136 [О дантовской традиции] / http://www.rulit.me/books/poema-gogolya-mertvye-dushi-read-84229-1.html — план раздела
    Дмитриева Е.Е. Экфрасис в творчестве Н.В. Гоголя, или вопрос о границах живописи и поэзии // Преподаватель XXI век. 2009. №1. С. 305-311 / https://cyberleninka.ru/article/n/ekfrasis-v-tvorchestve-n-v-gogolya-ili-vopros-o-granitsah-mezhdu-zhivopisyu-i-poeziey – план статьи

    Дополнительная литература
    Анненкова Е.И Путеводитель по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». М., 2011.
    Кривонос В.Ш. «Мертвые души» Гоголя. Пространство смысла. Самара, 2012.

    Групповые задания
    Студенты разбиваются на группы в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам готовятся — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты и др.
    Индивидуальные задания – к 1 и 2 занятиям
    1. Представьте в форме таблицы список свадебных чинов в сюжете о миражной свадьбе Чичикова. Приведите доказательства соответствия персонажей первого тома их свадебным функциям.
    2. Сопоставить в форме таблицы биографию Чичикова в 11 главе поэмы и «Житие Феодосия Печерского».

  • 20.04.21
    Лекция 4

    Предметный мир поэмы «Мертвые души» в мифопоэтическом контексте

    Часы в доме Коробочки
    1. Вещный мир Гоголя в антропоцентрической перспективе.
    2.. Предметный мир поместья Коробочки в мифопоэтическом контексте.
    3. Роль зооморфизма в портретах персонажей Гоголя. Дом Коробочки как птичье царство.
    4. Мифологическая символика образа часов в интерьере ее дома.
    5. Мифологическая семантика боя часов. Взаимосвязь образов птиц и змей в народной культуре
    6. Этнографическая семантика боя часов. Горшки в похоронной и поминальной обрядности.
    7. Аксиология мифологического времени в образе часов.
    8. Сон и пробуждение Чичикова. Анализ микросюжета. Мухи как микрообразы душ.
    9. Часы в доме Коробочки как мифопорождающий сюжетный мотив поэмы Гоголя.

    Литература
    Основная
    Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 7– 111 / http://biblio.imli.ru/images/abook/folklor/Toporov_V.N._Mif._Ritual._Obraz._Simvol._1995..pdf.
    Чудаков А.П. Вещь во вселенной Гоголя // Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992. С. 25-45 / http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/chudakov_a_p_slovo_veshch_mir.pdf
    Гольденберг А.Х. Мифологическая семантика образов пространства и времени (Часы в доме Коробочки) // Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 31-39 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf

    Дополнительная
    Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М. 2000 / https://inslav.ru/publication/vinogradova-l-n-narodnaya-demonologiya-i-mifo-ritualnaya-tradiciya-slavyan-m-2000
    Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян М., 2004.
    Толстая С.М. Два // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 2. М., 1999. С. 21-25.
    Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006. / https://www.studmed.ru/tyupa-vi-analiz-hudozhestvennogo-teksta_59a8a634abe.html

    Вопросы для самопроверки
    1. Какова функция зооморфизма в локусе дома Коробочки и ее портрете?
    2. В чем заключается аксиология мифологического времени в описании часов Коробочки?
    3. Какие детали в картине боя часов обнаруживают их связь с поминальной и похоронной обрядностью?
    4. Объясните мифологическую символику предметных и энтомологических образов в описании сна и пробуждения Чичикова?
    5. Какова мифопоэтическая функция предметного образа часов в сюжете поэмы Гоголя?

    4.05.21

    Лекция 5

    Предметный мир поэмы «Мертвые души» в культурно-историческом и литературном контексте

    Шарманка Ноздрева
    1. Музыкальный репертуар шарманки Ноздрева..
    2. Судьба французской народной песни о Мальбруке в европейской культуре.
    3. Песня о Мальбруке в русской культуре 18 – начала 19 вв.
    4. Связь песни с наполеоновской темой в русском и европейском искусстве 19 в.
    5. Шарманка как атрибут европейской культуры и народного уличного театра Петрушки.
    6. Сюжеты о нашествии Наполеона в Россию и его поражении в русских народных картинках. Их перекличка с наполеоновской темой в поэме «Мертвые души».
    7. Традиции народного театра в поэтике «Мертвых душ».
    8. Гоголь – Л. Толстой – Ф. Достоевский. Судьба сюжета народной песни о Мальбруке в русской классической литературе.

    Литература
    Основная
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте: Учебное пособие. Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. Гл. 3. С. 63-74. / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf

    Дополнительная
    Жирмунский В.М. К вопросу о странствующих сюжетах. Литературные отношения Франции и Германии в области песенного фольклора // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. – Л., 1979. – С. 344-374.
    Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
    Песни русских поэтов: В 2-х т. / Вступ. ст., биогр. справки, сост., подгот. текстов и примеч. В.Е. Гусева. – Т. 1. – Л, 1988.
    Ровинский Д. Русские народные картинки. – СПб., 1900.
    Тоичкина А.В. Malborough s’en va-t-en guerre… (Тема воскресения в «Преступлении и наказании») // Достоевский. Материалы и исследования. – Т. 17. – СПб., 2005. – С. 240-248.
    Фольклорный театр / Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – М., 1988.

    Вопросы для самопроверки
    1. Какой европейский культурный контекст вводит в поэму «Мертвые души» репертуар шарманки Ноздрева?
    2. Какая тема выходит на первый план в русских версиях французской народной песни о Мальбруке и какова ее связь с текстом поэмы Гоголя и судьбой ее главного героя?
    3. Какие жанры и образы народной зрелищной и музыкальной культуры нашли отражение в главе о Ноздреве?
    4. Какие смысловые обертоны получает песня о Мальбруке в контексте русской классической литературы (Гоголь, Л. Толстой, Достоевский)?

  • 27.04.21 — семинар 11 (вопросы 1-2)
    5.05 и 11.05.21 – семинар 12 (вопросы 3-10)

    Семинар 11-12

    Второй том поэмы «Мертвые души» как историко-литературная проблема

    План

    1. Творческая история второго тома «Мертвых душ» и его роль в общем замысле поэмы. Реконструкция сюжета и композиции на основе сохранившихся глав и воспоминаний современников писателя. Композиционный план второго тома.
    2. Топос земного рая в художественном пространстве второго тома.
    3. Мифологическая семантика народного календаря во втором томе «Мертвых душ» и ее связь с авторской идеей преображения героев поэмы.
    4. Свадьба как сюжетообразующая тема второго тома. Образ идеальной русской девушки.
    5. В поисках идеала русского помещика. Антитетичность образов Костанжогло и полковника Кошкарева. Хозяин и царь как архетипы положительного героя поэмы.
    6. Архетип естественного человека во втором томе и фольклорная традиция.
    7. Сюжет евангельской притчи о блудном сыне как архетипическая модель во втором томе «Мертвых душ».
    8. Развитие авантюрного сюжета во втором томе и крах негоции Чичикова. Исповедь героя в тюремном чулане. Образ Муразова и традиции духовно-учительной литературы.
    9. Тема Отечественной войны 1812 года и ее роль в поэме. Образы Бетрищева и генерал-губернатора. Речь генерал-губернатора как программа спасения России.
    10. Сибирский и царицынский тексты в поэтике второго тома и замысле его продолжения.

    Литература

    Основная
    Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель — критика — читатель. М., 1987. Гл. XIII, XVII, XX / http://www.ahmerov.com/book_528.html — планы глав.
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014, 2018, 2021 [Раздел I, гл. 2 – тезисный план; Раздел 2, гл. 2, гл. 5].
    URL http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    В сети есть и первое издание 2007 г.: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. «Царицынский текст» в творческом наследии Гоголя // Восток – Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А.Х. Гольденберга / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019. С. 94-104 / https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/293158890 – план статьи
    Дмитриева Е.Е. Миф о Беловодье, Опоньское царство староверов-бегунов и загадка второго тома Гоголя // Studia Litterarum /2018 том 3, № 3. С. 116-143 / http://studlit.ru/index.php/ru/arkhiv/46-2018-tom-3-3/408-mif-o-belovode-oponskoe-tsarstvo-staroverov-begunov-i-zagadka-vtorogo-toma-gogolya / http://studlit.ru/images/2018-3-3/Dmitrieva.pdf – план статьи

    Дополнительная
    Баль В.Ю. Гоголевская традиция в контексте ветхозаветного сюжета «исхода» в романе В. Шарова «Возвращение в Египет» // Вестник Томского государственного университета. 2014. №383. Июнь. С. 13-20 / http://cyberleninka.ru/article/n/gogolevskaya-traditsiya-v-kontekste-vethozavetnogo-syuzheta-ishoda-v-romane-v-sharova-vozvraschenie-v-egipet
    Дмитриева Е.Е. Сибирь, земля обетованная: от «Мертвых душ» Гоголя к «Возвращению в Египет» В. Шарова (европейский и библейский контексты) // Сибирско-французский диалог XVII-XX веков и литературное освоение Сибири. Материалы международного симпозиума. М., 2016. С. 86-105.

    Групповые задания
    Студенты разбиваются на группы в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам прилагаются — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты и др.
    Индивидуальные задания — по выбору студента
    Сдать задание на проверку до 11.05.21
    – Допишите второй том поэмы на основе имеющихся в вашем распоряжении материалов. Составьте его воображаемую сюжетную схему.
    – Прочитайте роман В.А. Шарова «Возвращение в Египет. Роман в письмах» (2013) как современную реконструкцию третьего тома «Мертвых душ» / http://www.rulit.me/books/vozvrashchenie-v-egipet-read-335598-1.html. Найдите в гоголевском тексте второго тома основания для подобной реконструкции и составьте их таблицу.

  • 11.05.21
    Вопросы к зачету по дисциплине
    «Творчество Н.В. Гоголя в контексте русской и мировой литературы»

    1. Биография Гоголя: тайны рождения и смерти. Памятники Гоголю как отражение концепций личности и творчества писателя (Н. Андреев, Н. Томский, З. Церетели).
    2. Гоголь как художник слова. Общая характеристика стиля писателя и основных художественных приемов. Споры о природе гоголевского смеха.
    3. Поэтика Гоголя в контексте славянской народной культуры. Архетипы поминальной обрядности в раннем творчестве писателя.
    4. Тема борьбы с чертом в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
    5. Фольклорный контекст повести «Вий». Споры о происхождении образа Вия.
    6. Традиции европейской романтической литературы в повести «Вий». Трансформация балладного литературного сюжета: Саути -Жуковский- Гоголь.
    7. Повесть «Старосветские помещики» и жанровые традиции идиллии в мировой литературе. Идиллический хронотоп (М.М. Бахтин). Сюжет о Филемоне и Бавкиде у Овидия и Гете. Его трансформация у Гоголя. Особенности идиллического пространства в повести Гоголя.
    8. «Старосветские помещики» как шекспировская драма (В.Г. Белинский). Тема любви в повести. Страсть и привычка. Любовь как идиллия и любовь как трагедия.
    9. Физическое и духовное, реальное и фантастическое в «Старосветских помещиках» на фоне европейской романтической традиции.
    10. Поэтика гротеска в повести «Нос». Связь «натуралистического гротеска» (В.В. Виноградов) Гоголя с европейской литературной традицией.
    11. Реальное и фантастическое в повести «Нос» в сопоставлении с поэтикой романтического гротеска.
    12. Метафизика чина и эстетика социального гротеска в повести «Нос».
    13. Нос и Лицо как отражение философии человека в повести «Нос». Религиозная проблематика повести и поэтика гротеска.
    14. Философия искусства и судьба художника в повести «Портрет».
    15. Картина и икона в поэтике и проблематике повести «Портрет».
    16. Генеалогия главного героя повести «Шинель» и ее мифологический подтекст.
    17. Загадка эпилога повести «Шинель» и ее свзяь с мифологемой «воскресения».
    18. Славянские народные представления о посмертном существовании души в поэтике «Мертвых душ».
    19. Жанровые архетипы народной свадебной поэзии в образной структуре первого тома «Мертвых душ».
    20. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Часы в доме Коробочки. Мифопоэтический комментарий.
    21. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Шарманка Ноздрева в контексте традиций русской и европейской культур. Судьба песенного сюжета о Мальбруке в русской литературе: Гоголь-Толстой-Достоевский.
    22. Библейские архетипические сюжеты в поэтике «Мертвых душ». Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя.
    23. Архетип блудного сына в антропологии второго тома «Мертвых душ».
    24. Традиции европейского плутовского романа в поэтике «Мертвых душ».
    25. Кризисное житие как модель биографии Чичикова. Архетипы апостола и антихриста в сюжетной судьбе героя.
    26. Эстетика барокко и роль экфрасиса в поэтике «Мертвых душ». Гоголь и Караваджо.
    27. Смех и поучение в эстетике «Мертвых душ». Традиции учительного «слова» в поэме.
    28. Дантовская традиция в поэтике «Мертвых душ».
    29. Творческая история второго тома «Мертвых душ» и его роль в общем замысле поэмы..
    30. Фольклорные и литературные архетипы в художественной структуре персонажей второго тома.

    Литература
    Основная
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007; 2, 3, 4, 5-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014. — тезисный план
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf

    Дополнительная
    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
    Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 526-531.
    Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. 2-е изд., испр. и доп. М.,2002.
    Гоголь и мировая литература. М., 1988.
    Гоголь как явление мировой литературы. М., 2003.
    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
    Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. М., 2021.
    Дмитриева Е.Е. Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами. М., 2012.
    Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М.: Наука, 1972.
    Чижевский Д.И. Неизвестный Гоголь // Трудный Путь. Зарубежная Россия и Гоголь. М., 2002. С. 188-245.
    Шульц С.А. Поэма Гоголя «Мертвые души»: внутренний мир и литературно-философские контексты. СПб., 2017.