20.04.21
Лекция 4
Предметный мир поэмы «Мертвые души» в мифопоэтическом контексте
Часы в доме Коробочки
1. Вещный мир Гоголя в антропоцентрической перспективе.
2.. Предметный мир поместья Коробочки в мифопоэтическом контексте.
3. Роль зооморфизма в портретах персонажей Гоголя. Дом Коробочки как птичье царство.
4. Мифологическая символика образа часов в интерьере ее дома.
5. Мифологическая семантика боя часов. Взаимосвязь образов птиц и змей в народной культуре
6. Этнографическая семантика боя часов. Горшки в похоронной и поминальной обрядности.
7. Аксиология мифологического времени в образе часов.
8. Сон и пробуждение Чичикова. Анализ микросюжета. Мухи как микрообразы душ.
9. Часы в доме Коробочки как мифопорождающий сюжетный мотив поэмы Гоголя.
Литература
Основная
Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995. С. 7– 111 / http://biblio.imli.ru/images/abook/folklor/Toporov_V.N._Mif._Ritual._Obraz._Simvol._1995..pdf.
Чудаков А.П. Вещь во вселенной Гоголя // Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992. С. 25-45 / http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/chudakov_a_p_slovo_veshch_mir.pdf
Гольденберг А.Х. Мифологическая семантика образов пространства и времени (Часы в доме Коробочки) // Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 31-39 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf
Дополнительная
Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М. 2000 / https://inslav.ru/publication/vinogradova-l-n-narodnaya-demonologiya-i-mifo-ritualnaya-tradiciya-slavyan-m-2000
Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян М., 2004.
Толстая С.М. Два // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. В 5 т. Т. 2. М., 1999. С. 21-25.
Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2006. / https://www.studmed.ru/tyupa-vi-analiz-hudozhestvennogo-teksta_59a8a634abe.html
Вопросы для самопроверки
1. Какова функция зооморфизма в локусе дома Коробочки и ее портрете?
2. В чем заключается аксиология мифологического времени в описании часов Коробочки?
3. Какие детали в картине боя часов обнаруживают их связь с поминальной и похоронной обрядностью?
4. Объясните мифологическую символику предметных и энтомологических образов в описании сна и пробуждения Чичикова?
5. Какова мифопоэтическая функция предметного образа часов в сюжете поэмы Гоголя?
4.05.21
Лекция 5
Предметный мир поэмы «Мертвые души» в культурно-историческом и литературном контексте
Шарманка Ноздрева
1. Музыкальный репертуар шарманки Ноздрева..
2. Судьба французской народной песни о Мальбруке в европейской культуре.
3. Песня о Мальбруке в русской культуре 18 – начала 19 вв.
4. Связь песни с наполеоновской темой в русском и европейском искусстве 19 в.
5. Шарманка как атрибут европейской культуры и народного уличного театра Петрушки.
6. Сюжеты о нашествии Наполеона в Россию и его поражении в русских народных картинках. Их перекличка с наполеоновской темой в поэме «Мертвые души».
7. Традиции народного театра в поэтике «Мертвых душ».
8. Гоголь – Л. Толстой – Ф. Достоевский. Судьба сюжета народной песни о Мальбруке в русской классической литературе.
Литература
Основная
Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте: Учебное пособие. Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. Гл. 3. С. 63-74. / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/04/Goldenberg-1.-Tvorchestvo-Gogolya.-Posobie-na-sayt.pdf
Дополнительная
Жирмунский В.М. К вопросу о странствующих сюжетах. Литературные отношения Франции и Германии в области песенного фольклора // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. – Л., 1979. – С. 344-374.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
Песни русских поэтов: В 2-х т. / Вступ. ст., биогр. справки, сост., подгот. текстов и примеч. В.Е. Гусева. – Т. 1. – Л, 1988.
Ровинский Д. Русские народные картинки. – СПб., 1900.
Тоичкина А.В. Malborough s’en va-t-en guerre… (Тема воскресения в «Преступлении и наказании») // Достоевский. Материалы и исследования. – Т. 17. – СПб., 2005. – С. 240-248.
Фольклорный театр / Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – М., 1988.
Вопросы для самопроверки
1. Какой европейский культурный контекст вводит в поэму «Мертвые души» репертуар шарманки Ноздрева?
2. Какая тема выходит на первый план в русских версиях французской народной песни о Мальбруке и какова ее связь с текстом поэмы Гоголя и судьбой ее главного героя?
3. Какие жанры и образы народной зрелищной и музыкальной культуры нашли отражение в главе о Ноздреве?
4. Какие смысловые обертоны получает песня о Мальбруке в контексте русской классической литературы (Гоголь, Л. Толстой, Достоевский)?