5 курс (очное) Тв-во Н.В.Гоголя в контексте русской и мировой литературы (прак.) (Гольденберг А.Х.) (7 записей)

  • Творчество Н.В. Гоголя в контексте русской и мировой литературы (практикум) (Гольденберг А.Х.)

    Вопросы к зачету по дисциплине
    «Творчество Н.В. Гоголя в контексте русской и мировой литературы»

    1. Биография Гоголя: тайны рождения и смерти. Памятники Гоголю как отражение концепций личности и творчества писателя (Н. Андреев, Н. Томский, З. Церетели).
    2. Гоголь как художник слова. Общая характеристика стиля писателя и основных художественных приемов.
    3. Поэтика Гоголя в контексте славянской народной культуры. Архетипы поминальной обрядности в раннем творчестве писателя.
    4. Тема борьбы с чертом в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
    5. Фольклорный контекст повести «Вий». Споры о происхождении образа Вия.
    6. Традиции европейской романтической литературы в повести «Вий». Трансформация балладного литературного сюжета: Саути -Жуковский- Гоголь.
    7. Повесть «Старосветские помещики» и жанровые традиции идиллии в мировой литературе. Идиллический хронотоп (М.М. Бахтин). Сюжет о Филемоне и Бавкиде у Овидия и Гете. Его трансформация у Гоголя. Особенности идиллического пространства в повести Гоголя.
    8. «Старосветские помещики» как шекспировская драма (В.Г. Белинский). Тема любви в повести. Страсть и привычка. Любовь как идиллия и любовь как трагедия.
    9. Физическое и духовное, реальное и фантастическое в «Старосветских помещиках» на фоне европейской романтической традиции.
    10. Поэтика гротеска в повести «Нос». Связь «натуралистического гротеска» (В.В. Виноградов) Гоголя с европейской литературной традицией.
    11. Реальное и фантастическое в повести «Нос» в сопоставлении с поэтикой романтического гротеска.
    12. Метафизика чина и эстетика социального гротеска в повести «Нос».
    13. Философия человека в повести «Нос». Религиозная проблематика повести и поэтика гротеска.
    14. Славянские народные представления о посмертном существовании души в поэтике «Мертвых душ».
    15. Жанровые архетипы народной свадебной поэзии в образной структуре первого тома «Мертвых душ».
    16. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Часы в доме Коробочки. Мифопоэтический комментарий.
    17. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Шарманка Ноздрева в контексте традиций русской и европейской культур. Судьба песенного сюжета о Мальбруке в русской литературе: Гоголь-Толстой-Достоевский.
    18. Библейские архетипические сюжеты в поэтике «Мертвых душ». Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя.
    19. Архетип блудного сына в антропологии второго тома «Мертвых душ».
    20. Традиции европейского плутовского романа в поэтике «Мертвых душ».
    21. Кризисное житие как модель биографии Чичикова. Архетипы апостола и антихриста в сюжетной судьбе героя.
    22. Эстетика барокко и роль экфрасиса в поэтике «Мертвых душ». Гоголь и Караваджо.
    23. Смех и поучение в эстетике «Мертвых душ». Традиции учительного «слова» в поэме.
    24. Дантовская традиция в поэтике «Мертвых душ».
    25. Творческая история второго тома «Мертвых душ» и его роль в общем замысле поэмы..
    26. Архетипы славянской народной культуры в системе персонажей второго тома.

    Литература
    Основная
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007; 2, 3, 4, 5-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014. — тезисный план
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019.
    Книга размещена в электронно-библиотечной системе IPRbooks по адресу http://www.iprbookshop.ru/92823.html и на сайте научно-педагогической библиотеки ВГСПУ в разделе «Ресурсы»: по адресу http://library.vspu.ru/libresources/ebs-test/detail.php?element_id=4109. После регистрации она доступна студентам для чтения.
    Электронная версия пособия в формате pdf выложена на учебном сайте.

    Дополнительная
    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
    Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 526-531.
    Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. 2-е изд., испр. и доп. М.,2002.
    Гоголь и мировая литература. М., 1988.
    Гоголь как явление мировой литературы. М., 2003.
    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
    Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.
    Дмитриева Е.Е. Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами. М., 2012.
    Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М.: Наука, 1972.
    Чижевский Д.И. Неизвестный Гоголь // Трудный Путь. Зарубежная Россия и Гоголь. М., 2002. С. 188-245.
    Шульц С.А. Поэма Гоголя «Мертвые души»: внутренний мир и литературно-философские контексты. СПб., 2017.

  • 25.03.2020 Практическое занятие

    Тема: Поэтика романтического и социального гротеска в повести «Нос»

    Вопросы для обсуждения

    1. Гротеск как форма художественной образности. Гротеск и фантастика.
    2. Сюжет и композиция повести «Нос». Квест «Приключения Носа».
    3. Реальное и фантастическое в повести. Значение палиндрома нос-сон в системе художественных мотивировок сюжета.
    4. Метафизика чина в повести. Майор Ковалев и Нос-самозванец. Эстетика социального гротеска.
    5. Повесть «Нос» и поэтика романтического гротеска.
    6. Нос и Лицо в гоголевской философии человека.
    7. Религиозные мотивы в повести «Нос» (Благовещение, евхаристия, апокалипсис — по работам Ф. Бельтраме, М. Вайскопфа, Н. Ульянова) и поэтика гротеска.
    8. Параллели поэтики повести с живописью Босха, Брейгеля, Гойи. «Нос» как предтеча литературы абсурда и искусства авангарда XX века.

    Литература
    Основная
    Гротеск // Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.,1998; Литературный энциклопедический словар терминов и понятий. М., 2003.

    Виноградов В.В. Натуралистический гротеск (Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Виноградов В.В. Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 5-44 / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/v76/v762005-.htm
    (план статьи).

    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.;Л., 1959. Гл.3, Ч. 2. С. 279-296 [Фантастический элемент. «Нос»] / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm. (план раздела).

    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.,1988. Гл. 3, III. С. 76-94 [Снятие носителя фантастики. Повесть «Нос»] / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/-go-cr45.html?cmd=1&dscr=1 или http://www.twirpx.com/file/1407672/ (план раздела).

    Дилакторская О.Г. Фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Нос» // Русская литература. 1984. № 1. С. 153-166 / http://destructioen.narod.ru/dilaktorskaja_gogol_nos.htm (тезисы).

    Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С.124-160 / http://imwerden.de/pdf/bocharov_o_khudozhestvennykh_mirakh_1985_text.pdf
    http://e-lingvo.net/library_view_6111_1.html или http://edaciva.zalimg.ru/4/52/bocharov-zagadka-nosa-i-tayna-litsa
    (тезисы).
    Дополнительная
    Бочаров С.Г. Вокруг «Носа» // Сюжеты русской литературы. М., 1999. С.98-120. (То же: Вопросы литературы. 1993. Вып. IV.). / http://iknigi.net/avtor-sergey-bocharov/19809-filologicheskie-syuzhety-sergey-bocharov/read/page-13.html
    (аннотация статьи).

    Вайскопф М. Нос в Казанском соборе: о генезисе религиозной темы у Гоголя. // Он же. Птица-тройка и колесница души. М., 2003. С.164-185 / http://www.twirpx.com/file/705644/ (тезисы).

    Бельтраме Франка. К вопросу о парадоксальности Богоискания в повести Гоголя «Нос» // Гоголь как явление мировой литературы. Сб. ст. по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 168-177 / http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/mann_yu_v_red_gogol_kak_yavlenie_mirovoy_literatury.pdf (аннотация статьи).

    Ульянов Н. Арабеск или Апокалипсис? // Гоголь: pro et contra. Том 1. СПб., 2009. С. 766-781 / http://russianway.rhga.ru/upload/main/49_Ulyanov.pdf / (план статьи)

    Групповые и индивидуальные задания
    Студенты выбирают один из вопросов для углубленного изучения или разбиваются на группы в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам готовятся — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты и др.
    Ко 2 вопросу разрабатывается литературный квест.

    Отчет студентов см.: https://drive.google.com/open?id=13h1j2h5V7THQKJwwHFWDE9ip0MIB8KQU

  • 8.04.20 Практическое занятие
    Повесть «Шинель» в мифопоэтическом контексте

    Вопросы для обсуждения

    1. Петербургский миф в повести «Шинель».
    2. Генеалогия главного героя повести и ее мифологический подтекст.
    3. Башмачкин как переписчик. Буква и слово в жизни гоголевского героя.
    4. Мифологические черты в образе портного Петровича.
    5. Идея шинели и ее экзистенциальный смысл в повести.
    6. Феномен юродства и его комическая трансформация в поэтике «Шинели».
    7. Загадка эпилога «Шинели». Мифологема «воскресения» в повести.
    8. Трактовка образа главного героя повести в советском кино и российском театре.

    Литература

    Основная
    Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., 1989. С. 19-27; 57-72; 103-11; 151-159 [о «Шинели»] / http://padabum.com/d.php?id=45158 – выделить основные тезисы.
    Манн Ю.В. Заметки о «неевклидовой геометрии» Гоголя, или «сильные кризисы, чувствуемые целою массою» // Вопросы литературы. 2002. № 4. С. 192-198 [о «Шинели»]. – URL: http://voplit.ru/ eText/2002/2002-4/2002-4/2002-4.html#199/z – выделить основные тезисы.
    Манн Ю.В. Карнавал и его окрестности // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 448-462 [о «Шинели»] / https://elibrary.ru/item.asp?id=20479592 – выделить основные тезисы.
    Вайскопф М. Поэтика петербургских повестей Гоголя // Вайскопф М. Птица тройка и колесница души. М., 2003. С. 81-105 [о «Шинели»] / https://www.klex.ru/r22 – выделить основные тезисы.
    Кривонос В.Ш. «Бедный Акакий Акакиевич» (об идеологических подходах к «Шинели» Гоголя) // Вопросы литературы. 2004. Ноябрь- Декабрь. С. 139-156. – URL: https://www.academia.edu/8444409 – выделить основные тезисы
    Дополнительная
    Кривонос В.Ш. Трудные места «Шинели» // Кривонос В.Ш. Повести Гоголя: Пространство смысла. Самара, 2006. С. 364-393.
    Фангер Д. В чем же, наконец, существо «Шинели» и в чем ее особенность // Гоголь: Материалы и исследования. М., 1995. С. 50-61 / https://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5-17 .
    Чижевский Д. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов. 1997. № 1. С. 199-218.

    Избранные видеоматериалы
    Кинофильм «Шинель» (1959), реж. Алексей Баталов. Башмачкин – Ролан Быков / https://www.tvigle.ru/video/shinel/
    Мультфильм «Шинель» (1981- по наст. время — не закончен. Фрагменты см.: Википедия), авторы сценария Юрий Норштейн, Людмила Петрушевская, Реж. Юрий Нортштейн. / https://www.kinopoisk.ru/film/224449/
    «Шинель». Моноспектакль театра «Современник» (2008). Реж. Валерий Фокин. Башмачкин – Марина Неёлова / https://alltheater.ru/watch.php?vid=90a710a69

    Групповые и индивидуальные задания
    1. Студенты выбирают один из вопросов для углубленного изучения или разбиваются на группы в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам готовятся — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты и др.
    2. Рецензия на трактовки повести в кино и театре — по выбору из рекомендованных видеоматериалов.
    3. Тезисы научных работ пишем в тетради, сканируем и размещаем в своем индивидуальном файле.
    Сроки отчетности: старостам собрать выполненные задания всей группы, проверить единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, Шинель, вопрос плана 1 и далее), разместить их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-51, Шинель) и прислать мне ссылку на адрес: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 8.04.20
    Списки докладчиков прилагаются к письму.

    Отчет студентов ФЛ-РЛБ-51: https://drive.google.com/drive/folders/1zTNW1_U4REyWjVW_OSVfZGvjnIbnLxl4
    Отчет студентов ФЛ-РЛБ-52: https://drive.google.com/open?id=18PnGbCxQioC_HDZOJCXfR9OxDW1lM3i1

  • 15.04.20 ФЛ-РЛБ-51
    17.04.20 ФЛ-РЛБ-52

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
    Традиции фольклора и мировой литературы в поэтике первого тома «Мертвых душ»

    План
    1. Славянские народные представления о посмертном существовании души в поэтике «Мертвых душ».
    2. Жанровые архетипы народной свадебной поэзии в образной структуре первого тома «Мертвых душ».
    3. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Часы в доме Коробочки. Мифопоэтический комментарий.
    4. Библейские архетипические сюжеты в поэтике «Мертвых душ». Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя.
    5. Традиции европейской барочной пикарески в сюжетной и жанровой структуре «Мертвых душ».
    6. Житийная традиция в поэтике «Мертвых душ».
    7. Евангельский сюжет обращения апостола Павла в сюжете поэмы Гоголя.
    8. Традиции средневековой учительной литературы в стилистике «Мертвых душ».
    9. Дантовская традиция и ее роль в реализации гоголевского замысла поэмы «Мертвые души».

    Литература
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007; 2, 3, 4, 5-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014. [ Раздел 1. Гл. 1: 1.2, 1.3. Раздел 2. Гл. 1: 1.2, Гл. 3: 3.2, 3.3. Гл. 5. Гл. 6 ]. тезисный план
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Мифологическая семантика образов пространства и времени (Часы в доме Коробочки) // Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 31-39
    Книга размещена в электронно-библиотечной системе IPRbooks по адресу http://www.iprbookshop.ru/92823.html и на сайте научно-педагогической библиотеки ВГСПУ в разделе «Ресурсы». После регистрации она доступна студентам для чтения.
    Электронная версия пособия в формате pdf прилагается – план раздела
    Манн Ю.В. Художественная символика «Мертвых душ» и мировая традиция // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 401-422. / http://www.twirpx.com/file/1407672/ — план статьи
    Манн Ю.В. «Память смертная» Данте в творческом сознании Гоголя // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 430-442. / Там же — аннотация статьи
    Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987. Гл. 3. С. 126-136 [О дантовской традиции] / http://www.rulit.me/books/poema-gogolya-mertvye-dushi-read-84229-1.html — план раздела
    Дополнительная литература
    Анненкова Е.И Путеводитель по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». М., 2011.
    Кривонос В.Ш. «Мертвые души» Гоголя. Пространство смысла. Самара, 2012.

    Групповые задания
    Студенты разбиваются на группы в соответствии с вопросами плана и готовят доклады. К докладам готовятся — по выбору: таблицы, презентации, буктрейлеры, плейкасты и др.
    Индивидуальное задание – по выбору студента
    Сопоставить в форме таблицы биографию Чичикова в 11 главе поэмы и «Житие Феодосия Печерского», используя материал гл. 3.2 монографии «Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя».
    Гоголь и Караваджо: сюжет преображения в «Мертвых душах» и в живописи европейского барокко – презентация на основе материала монографии «Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя» (раздел 2, гл. 4) и доступных источников по истории европейского искусства.

    Сроки отчетности: старостам собрать выполненные задания всей группы, проверить единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, Мертвые души 1, вопрос плана 1 и далее), разместить их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-51/52, Мертвые души 1) и прислать мне ссылку на адрес: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 соответственно 15.04.20 и 17.04.20
    Списки докладчиков прилагаются к письму.
    Отчет студентов:
    ФЛ-РЛБ-51: https://drive.google.com/drive/folders/1TFIDNCsXG2GhVQaZKDgtuKOST8mAdj6Z?usp=sharing
    ФЛ-РЛБ-52: https://drive.google.com/open?id=1Tv07PeRoBvpC7MEYRkQnIsBThHZSWFaX

  • 22.04.20
    ФЛ-РЛБ-51/ 52
    Практическое занятие

    Второй том поэмы «Мертвые души» как историко-литературная проблема

    План

    1. Творческая история второго тома «Мертвых душ». Реконструкция сюжета и композиции на основе сохранившихся глав и воспоминаний современников писателя.
    2. Мифологическая семантика народного календаря во втором томе «Мертвых душ» и ее связь с авторской идеей преображения героев поэмы.
    3. Свадьба как сюжетообразующая тема второго тома. Образ идеальной русской девушки.
    4. Архетип богатыря в системе персонажей второго тома.
    5. Хозяин и царь как архетипы положительного героя поэмы.
    6. Архетип естественного человека во втором томе и фольклорная традиция.
    7. Сюжет евангельской притчи о блудном сыне как архетипическая модель во втором томе «Мертвых душ»
    8. Развитие авантюрного сюжета во втором томе и крах негоции Чичикова.
    9. Замысел духовного преображения главного героя поэмы и способы его реализации во втором томе. Функция образа Муразова.
    10. Тема Отечественной войны 1812 года и ее роль в поэме. Образы Бетрищева и генерал-губернатора.

    Литература
    Основная
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014. Раздел I, гл. 2; Раздел 2, гл. 2, гл. 5. – тезисный план
    URL http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    В сети есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель — критика — читатель. М., 1987. Гл. XIII, XVII, XX / http://www.ahmerov.com/book_528.html — планы глав.
    Дополнительная
    Баль В.Ю. Гоголевская традиция в контексте ветхозаветного сюжета «исхода» в романе Владимира Шарова «Возвращение в Египет» // Вестник Томского государственного университета. 2014. №383. Июнь. С. 13-20 / http://cyberleninka.ru/article/n/gogolevskaya-traditsiya-v-kontekste-vethozavetnogo-syuzheta-ishoda-v-romane-v-sharova-vozvraschenie-v-egipet
    Дмитриева Е.Е. Сибирь, земля обетованная: от «Мертвых душ» Гоголя к «Возвращению в Египет» В. Шарова (европейский и библейский контексты) // Сибирско-французский диалог XVII-XX веков и литературное освоение Сибири. Материалы международного симпозиума. М., 2016. С. 86-105.
    Меладшина Ю.В. Гоголевский текст в романе В.А. Шарова «Возвращение в Египет. Выбранные места из переписки Николая Васильевича Гоголя (Второго)». Автореферат дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2019 / http://science.uspu.ru/index.php/dissertacii/item/download/3482_22a7849a02382d9c98d21193e319f9a6

    Темы индивидуальных заданий — по выбору студента

    — Составить литературный квест «Маршрут путешествия Чичикова во втором томе поэмы» на основе текстов сохранившихся глав и свидетельств современников писателя.
    — Допишите за Гоголя второй том поэмы на основе имеющихся в вашем распоряжении материалов и своего представления о судьбе его главных героев. Составьте его воображаемую сюжетную схему (не более 2-3 стр).
    — Прочтите роман В. Шарова «Возвращение в Египет. Роман в письмах» (2013) как современную реконструкцию третьего тома «Мертвых душ» / http://www.rulit.me/books/vozvrashchenie-v-egipet-read-335598-1.html. Сделайте схему третьего тома и найдите у Гоголя основания для подобной реконструкции гоголевского замысла.

    Сроки отчетности: старостам собрать выполненные задания всей группы, проверить единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, Мертвые души 2, вопрос плана 1 и далее), разместить их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-51 / 52, Мертвые души 2) и прислать ссылку на адрес: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 22.04.20
    Списки докладчиков прилагаются к письму.

    ФЛ-РЛБ-51: https://drive.google.com/drive/folders/1gUUjxUWb5E9Nw73PFweA0WOhOi2fycLY?usp=sharing
    ФЛ-РЛБ-52: https://drive.google.com/open?id=1JJmx71F2vQnOPq31dRNjBNHAlsT1VNf7

  • 29.04.20
    ФЛ-РЛБ-51/ 52
    Зачетное занятие по дисциплине
    «Творчество Н.В. Гоголя в контексте русской и мировой литературы»

    Письменные задания к зачету

    1. Собрать в отдельную папку свои тезисы, тезисные планы, аннотации, планы источников по всем изученным темам. Сделать оглавление перед ними. Название папки: ФИО, конспекты.
    2. Собрать в отдельную папку свои доклады по изученным темам. Сделать оглавление перед ними. Название папки: ФИО, доклады.
    3. Собрать в отдельную папку свои индивидуальные задания по изученным темам. Сделать оглавление перед ними. Название папки: ФИО, задания.
    Программу zip не использовать!

    Литература для изучения и конспектирования
    по материалам лекций и практических занятий

    Вечера на хуторе близ Диканьки
    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. Гл.1. Разд. 3. С. 29-61 (особенно- с. 54-56 // http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p. — план
    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.,1988. Гл. 1, VI. С. 22-27 [Способы одоления черта] / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/-go-cr45.html?cmd=1&dscr=1- тезисный план
    Ночь перед Рождеством
    Виноградов И.À. Невидимая брань. О повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» // Воскресная школа. 1999. №1. С. 8–19 / http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/5/nevidimaya_bran/ — тезисный план
    Лежава Ирина. Первый русский рождественский рассказ: история повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» // ‘Slavic almanac’ (UNIVERSITY OF SOUTH AFRICA, Vol 15, №2, с.163, 2009 / https://www.proza.ru/2010/01/04/531 — [Гоголь и Гофман] См. также сокр. вар. с библиографией // http://www.academia.edu/12944012/_- тезисный план

    Вий

    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. С. 187-194 // http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p. — тезисный план
    Левкиевская Е.Е. К вопросу об одной мистификации, или Гоголевский «Вий» при свете украинской мифологии // Studia mitologica slavica. Ljubljana, 1998. Knj. 1.
    // http://sms.zrc-sazu.si/pdf/01/SMS_01_Levkievskaja.pdf. (Тот же текст: Категории и концепты славянской культуры.М., 2007. С. 232-242) — тезисы
    Есаулов И.А. Спектр адекеватности в истол ковании литературного произведения («Миргород» ) М., 1997. Гл. 4. Вий // http://esaulov.net/portfolio/spektr-adekvatnosti-v-istolkovanii-literaturnogo-proizvedenija/ — план главы
    Зинина М.В. Н.В. Гоголь и английская романтическая традиция // Восток — Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. Конф., посвященной третьей годовщине образования Института Конфуция В ВГСПУ. Волгоград, 14-15 октября 2014 г. / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во «Перемена», 2015. – С. 127-132 (сборник со статьей в каб. литературы 704) — план статьи
    Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 2002. С. 188-224 // http://padaread.com/?book=45029&pg=6 или http://bramino.ru/literaturovedenie/book3832.html — на материале этого исследования составить перечень произведений, определяющих литературный контекст «Вия».
    Заславский О. Тема зрения в «Вие» // Toronto Slavic Quarterly. №48. С. 268- 289 // http://sites.utoronto.ca/tsq/48/tsq48_zaslavskii.pdf. — вычленить основной тезис

    Старосветские помещики
    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. Гл. II, 2. М.; Л., 1959. С. 74-103 // http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p. — план раздела
    Бахтин М.М. Идиллический хронотоп в романе / Формы времени и хронотопа в романе. Гл. IX // Он же. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 373-384 // http://philolog.petrsu.ru/filolog/lit/bahhron.pdf — план раздела.
    Виролайнен М.Н. Мир и стиль («Старосветские помещики» Гоголя) // Она же. Речь и молчание. Сюжеты и мифы русской словесности. СПб., 2003. С. 312-330 // http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=jfG98DJrg0U%3D&tabid=10332. — аннотация статьи
    Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В. Гоголя). М., 1997. Гл. 2. «Старосветские помещики» // http://esaulov.net/portfolio/spektr-adekvatnosti-v-istolkovanii-literaturnogo-proizvedenija — план главы
    Манн Ю.В. Сложные случаи. Повесть «Старосветские помещики» // Он же. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 145-153 (Поэтика Гоголя. Гл. 4, V). // http://www.studfiles.ru/preview/1723332/page:18/ — тезисы
    Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1980. С. 267-272 (раздел о «Старосветских помещиках») // http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1624/1/philolog-ahp-12.pdf — тезисы

    Нос
    Виноградов В.В. Натуралистический гротеск (Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Виноградов В.В. Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 5-44 / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/v76/v762005-.htm (план статьи).
    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.;Л., 1959. Гл.3, Ч. 2. С. 279-296 [Фантастический элемент. «Нос»] / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm. (план раздела).
    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.,1988. Гл. 3, III. С. 76-94 [Снятие носителя фантастики. Повесть «Нос»] / http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/-go-cr45.html?cmd=1&dscr=1 или http://www.twirpx.com/file/1407672/ (план раздела).
    Дилакторская О.Г. Фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Нос» // Русская литература. 1984. № 1. С. 153-166 / http://destructioen.narod.ru/dilaktorskaja_gogol_nos.htm (тезисы).
    Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С.124-160 / http://imwerden.de/pdf/bocharov_o_khudozhestvennykh_mirakh_1985_text.pdf
    http://e-lingvo.net/library_view_6111_1.html или http://edaciva.zalimg.ru/4/52/bocharov-zagadka-nosa-i-tayna-litsa (тезисы).
    Бочаров С.Г. Вокруг «Носа» // Сюжеты русской литературы. М., 1999. С.98-120. (То же: Вопросы литературы. 1993. Вып. IV.). / http://iknigi.net/avtor-sergey-bocharov/19809-filologicheskie-syuzhety-sergey-bocharov/read/page-13.html (аннотация статьи).
    Вайскопф М. Нос в Казанском соборе: о генезисе религиозной темы у Гоголя. // Он же. Птица-тройка и колесница души. М., 2003. С.164-185 / http://www.twirpx.com/file/705644/ (аннотация статьи).
    Бельтраме Франка. К вопросу о парадоксальности Богоискания в повести Гоголя «Нос» // Гоголь как явление мировой литературы. Сб. ст. по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. М.: ИМЛИ РАН, 2003. С. 168- 177 / http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/mann_yu_v_red_gogol_kak_yavlenie_mirovoy_literatury.pdf (аннотация статьи).
    Ульянов Н. Арабеск или Апокалипсис? // Гоголь: pro et contra. Том 1. СПб., 2009. С. 766-781 http://russianway.rhga.ru/upload/main/49_Ulyanov.pdf (план статьи)

    Шинель
    Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., 1989. С. 19-27; 57-72; 103-11; 151-159 [о «Шинели»] / http://padabum.com/d.php?id=45158 – выделить основные тезисы.
    Манн Ю.В. Заметки о «неевклидовой геометрии» Гоголя, или «сильные кризисы, чувствуемые целою массою» // Вопросы литературы. 2002. № 4. С. 192-198 [о «Шинели»]. – URL: http://voplit.ru/ eText/2002/2002-4/2002-4/2002-4.html#199/z – выделить основные тезисы.
    Манн Ю.В. Карнавал и его окрестности // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 448-462 [о «Шинели»] / https://elibrary.ru/item.asp?id=20479592 – выделить основные тезисы.
    Вайскопф М. Поэтика петербургских повестей Гоголя // Вайскопф М. Птица тройка и колесница души. М., 2003. С. 81-105 [о «Шинели»] / https://www.klex.ru/r22 – выделить основные тезисы.
    Кривонос В.Ш. «Бедный Акакий Акакиевич» (об идеологических подходах к «Шинели» Гоголя) // Вопросы литературы. 2004. Ноябрь- Декабрь. С. 139-156. – URL: https://www.academia.edu/8444409 – выделить основные тезисы.

    Мертвые души. Т. 1
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007; 2, 3, 4, 5-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014. [Раздел 1. Гл. 1 и 2. Раздел 2. Гл. 1, 2, 3.2, 3.3, 4, 5, 6]. — тезисный план
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019.
    Книга размещена на сайте научно-педагогической библиотеки ВГСПУ в разделе «Ресурсы». После регистрации она доступна для чтения.

    Гольденберг А.Х. Часы в доме Коробочки (Опыт мифопоэтического комментария) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер: «Педагогические науки», «Филологические науки», «Социально-экономические науки и искусство». – 2011. – № 8 (62). – С. 156-161 / http://cyberleninka.ru/article/n/chasy-v-dome-korobochki-opyt-mifopoeticheskogo-kommentariya — план статьи
    Другой вариант статьи: Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 31-40.
    Гольденберг А.Х. Итальянский след в поэтике Гоголя, или о ком поёт шарманка Ноздрева // Toronto Slavic Quarterly. 2009. № 30. – (University of Toronto. Academic Electronic Journal in Slavic Studies) / http://www.utoronto.ca/tsq/30/index30.shtml — план статьи
    Другой вариант статьи: Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019. С. 63-76.

    Манн Ю.В. Художественная символика «Мертвых душ» и мировая традиция // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 401-422. / http://www.twirpx.com/file/1407672/- план статьи
    Манн Ю.В. «Память смертная» Данте в творческом сознании Гоголя // Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 430-442. — аннотация статьи
    Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987. Гл. 3. С. 126-136 [О дантовской традиции] / http://www.rulit.me/books/poema-gogolya-mertvye-dushi-read-84229-1.html- план раздела

    Мертвые души. Т. 2
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014. Раздел I, гл. 2; Раздел 2, гл. 2. – тезисный план
    URL http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    В сети есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель — критика — читатель. М., 1987. Гл. XIII, XVII, XX / http://www.ahmerov.com/book_528.html — планы глав

    Сроки отчетности по зачету: старостам собрать выполненные задания всей группы, проверить единообразные названия файлов заданий, разместить их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-51/52, Зачет) и прислать мне ссылку на адрес: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 29.04.20.

  • Вопросы к зачету по дисциплине
    «Творчество Н.В. Гоголя в контексте русской и мировой литературы»

    1. Биография Гоголя: тайны рождения и смерти. Памятники Гоголю как отражение концепций личности и творчества писателя (Н. Андреев, Н. Томский, З. Церетели).
    2. Гоголь как художник слова. Общая характеристика стиля писателя и основных художественных приемов.
    3. Поэтика Гоголя в контексте славянской народной культуры. Архетипы поминальной обрядности в раннем творчестве писателя.
    4. Тема борьбы с чертом в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
    5. Фольклорный контекст повести «Вий». Споры о происхождении образа Вия.
    6. Традиции европейской романтической литературы в повести «Вий». Трансформация балладного литературного сюжета: Саути -Жуковский- Гоголь.
    7. Повесть «Старосветские помещики» и жанровые традиции идиллии в мировой литературе. Идиллический хронотоп (М.М. Бахтин). Сюжет о Филемоне и Бавкиде у Овидия и Гете. Его трансформация у Гоголя. Особенности идиллического пространства в повести Гоголя.
    8. «Старосветские помещики» как шекспировская драма (В.Г. Белинский). Тема любви в повести. Страсть и привычка. Любовь как идиллия и любовь как трагедия.
    9. Физическое и духовное, реальное и фантастическое в «Старосветских помещиках» на фоне европейской романтической традиции.
    10. Поэтика гротеска в повести «Нос». Связь «натуралистического гротеска» (В.В. Виноградов) Гоголя с европейской литературной традицией.
    11. Реальное и фантастическое в повести «Нос» в сопоставлении с поэтикой романтического гротеска.
    12. Метафизика чина и эстетика социального гротеска в повести «Нос».
    13. Философия человека в повести «Нос». Религиозная проблематика повести и поэтика гротеска.
    14. Славянские народные представления о посмертном существовании души в поэтике «Мертвых душ».
    15. Жанровые архетипы народной свадебной поэзии в образной структуре первого тома «Мертвых душ».
    16. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Часы в доме Коробочки. Мифопоэтический комментарий.
    17. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Шарманка Ноздрева в контексте традиций русской и европейской культур. Судьба песенного сюжета о Мальбруке в русской литературе: Гоголь-Толстой-Достоевский.
    18. Библейские архетипические сюжеты в поэтике «Мертвых душ». Иов-ситуация у Пушкина и Гоголя.
    19. Архетип блудного сына в антропологии второго тома «Мертвых душ».
    20. Традиции европейского плутовского романа в поэтике «Мертвых душ».
    21. Кризисное житие как модель биографии Чичикова. Архетипы апостола и антихриста в сюжетной судьбе героя.
    22. Эстетика барокко и роль экфрасиса в поэтике «Мертвых душ». Гоголь и Караваджо.
    23. Смех и поучение в эстетике «Мертвых душ». Традиции учительного «слова» в поэме.
    24. Дантовская традиция в поэтике «Мертвых душ».
    25. Творческая история второго тома «Мертвых душ» и его роль в общем замысле поэмы..
    26. Архетипы славянской народной культуры в системе персонажей второго тома.

    Литература
    Основная
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007; 2, 3, 4, 5-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014. — тезисный план
    Все исправленные и дополненные переиздания книги есть в библиотеке ВГСПУ. Они представлены и в сети / http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    Там же есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. Учебное пособие. Волгоград, 2019.
    Книга размещена в электронно-библиотечной системе IPRbooks по адресу http://www.iprbookshop.ru/92823.html и на сайте научно-педагогической библиотеки ВГСПУ в разделе «Ресурсы»: по адресу http://library.vspu.ru/libresources/ebs-test/detail.php?element_id=4109. После регистрации она доступна студентам для чтения.
    Электронная версия пособия в формате pdf выложена на учебном сайте.

    Дополнительная
    Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.
    Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 526-531.
    Вайскопф М. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. 2-е изд., испр. и доп. М.,2002.
    Гоголь и мировая литература. М., 1988.
    Гоголь как явление мировой литературы. М., 2003.
    Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
    Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.
    Дмитриева Е.Е. Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами. М., 2012.
    Елистратова А.А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М.: Наука, 1972.
    Чижевский Д.И. Неизвестный Гоголь // Трудный Путь. Зарубежная Россия и Гоголь. М., 2002. С. 188-245.
    Шульц С.А. Поэма Гоголя «Мертвые души»: внутренний мир и литературно-философские контексты. СПб., 2017.