5 курс (очное) Тв-во Н.В.Гоголя в контексте русской и мировой литературы (лекции) (Гольденберг А.Х.) (3 записи)

  • Творчество Н.В. Гоголя в контексте русской и мировой литературы (лекции) (Гольденберг А.Х.)

  • 15.04.20
    Лекция
    Творчество Гоголя в контексте европейской литературы и культуры

    1. Предметный мир поэмы «Мертвые души». Шарманка Ноздрева и ее музыкальный репертуар.
    2. Судьба французской народной песни о Мальбруке в европейской культуре.
    3. Песня о Мальбруке в русской культуре 18 – начала 19 в.
    4. Связь песни с наполеоновской темой в русском и европейском искусстве 19 в.
    5. Шарманка как атрибут европейской культуры и народного уличного театра Петрушки.
    6. Сюжеты о нашествии Наполеона в Россию и его поражении в русских народных картинках. Их перекличка с наполеоновской темой в поэме «Мертвые души».
    7. Традиции народного театра в поэтике «Мертвых душ».
    8. Гоголь – Л. Толстой – Ф. Достоевский. Судьба сюжета народной песни о Мальбруке в русской классической литературе.

    Литература
    Основная
    Гольденберг А.Х. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте: Учебное пособие. Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. Гл. 3. С. 63-74.
    Книга размещена в электронно-библиотечной системе IPRbooks по адресу http://www.iprbookshop.ru/92823.html и на сайте научно-педагогической библиотеки ВГСПУ в разделе «Ресурсы». После регистрации она доступна студентам для чтения.
    Электронная версия пособия в формате pdf прилагается.

    Дополнительная
    Жирмунский В.М. К вопросу о странствующих сюжетах. Литературные отношения Франции и Германии в области песенного фольклора // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. – Л., 1979. – С. 344-374.
    Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – Л., 1988.
    Песни русских поэтов: В 2-х т. / Вступ. ст., биогр. справки, сост., подгот. текстов и примеч. В.Е. Гусева. – Т. 1. – Л, 1988.
    Ровинский Д. Русские народные картинки. – СПб., 1900.
    Тоичкина А.В. Malborough s’en va-t-en guerre… (Тема воскресения в «Преступлении и наказании») // Достоевский. Материалы и исследования. – Т. 17. – СПб., 2005. – С. 240-248.
    Фольклорный театр / Сост., вступ. статья, предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – М., 1988.

    Вопросы для самопроверки
    Какой европейский культурный контекст вводит в поэму «Мертвые души» репертуар шарманки Ноздрева?
    Какая тема выходит на первый план в русских версиях французской народной песни о Мальбруке и какова ее связь с текстом поэмы Гоголя и судьбой ее главного героя?
    Какие жанры и образы народной зрелищной и музыкальной культуры нашли отражение в главе о Ноздреве?
    Какие смысловые обертоны получает песня о Мальбруке в контексте русской классической литературы (Гоголь, Л. Толстой, Достоевский)?

    Отчетность: студентам разместить в папке своей группы краткий отзыв о лекции (информативность, теоретическая и практическая значимость материала, уровень доступности) и краткие ответы на вопросы для самопроверки. Старостам прислать мне ссылку на нее.
    Срок выполнения: 15.04.20 до 23:59.
    Отчет
    ФЛ-РЛБ-52: https://drive.google.com/open?id=1O04Eih—iYccWU-cn4EFHq3LGGq1UNZ
    ФЛ-РЛБ-51: https://drive.google.com/drive/folders/1RDVK5nJHdXXPcAxO7-65VajYny0WSTzn?usp=sharing

  • 22.04.20
    ФЛ-РЛБ-51/ 52
    Практическое занятие

    Второй том поэмы «Мертвые души» как историко-литературная проблема

    План

    1. Творческая история второго тома «Мертвых душ». Реконструкция сюжета и композиции на основе сохранившихся глав и воспоминаний современников писателя.
    2. Мифологическая семантика народного календаря во втором томе «Мертвых душ» и ее связь с авторской идеей преображения героев поэмы.
    3. Свадьба как сюжетообразующая тема второго тома. Образ идеальной русской девушки.
    4. Архетип богатыря в системе персонажей второго тома.
    5. Хозяин и царь как архетипы положительного героя поэмы.
    6. Архетип естественного человека во втором томе и фольклорная традиция.
    7. Сюжет евангельской притчи о блудном сыне как архетипическая модель во втором томе «Мертвых душ»
    8. Развитие авантюрного сюжета во втором томе и крах негоции Чичикова.
    9. Замысел духовного преображения главного героя поэмы и способы его реализации во втором томе. Функция образа Муразова.
    10. Тема Отечественной войны 1812 года и ее роль в поэме. Образы Бетрищева и генерал-губернатора.

    Литература
    Основная
    Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. 2-е изд., испр. и доп. М., 2012, 2013, 2014. Раздел I, гл. 2; Раздел 2, гл. 2, гл. 5. – тезисный план
    URL http://www.globoosru.ru/filologicheskie-nauki/6354.php
    В сети есть и первое издание: http://dshinin.ru/Upload_Books3/Books/2011-10-08/201110081827541.PDF
    Манн Ю.В. В поисках живой души: «Мертвые души». Писатель — критика — читатель. М., 1987. Гл. XIII, XVII, XX / http://www.ahmerov.com/book_528.html — планы глав.
    Дополнительная
    Баль В.Ю. Гоголевская традиция в контексте ветхозаветного сюжета «исхода» в романе Владимира Шарова «Возвращение в Египет» // Вестник Томского государственного университета. 2014. №383. Июнь. С. 13-20 / http://cyberleninka.ru/article/n/gogolevskaya-traditsiya-v-kontekste-vethozavetnogo-syuzheta-ishoda-v-romane-v-sharova-vozvraschenie-v-egipet
    Дмитриева Е.Е. Сибирь, земля обетованная: от «Мертвых душ» Гоголя к «Возвращению в Египет» В. Шарова (европейский и библейский контексты) // Сибирско-французский диалог XVII-XX веков и литературное освоение Сибири. Материалы международного симпозиума. М., 2016. С. 86-105.
    Меладшина Ю.В. Гоголевский текст в романе В.А. Шарова «Возвращение в Египет. Выбранные места из переписки Николая Васильевича Гоголя (Второго)». Автореферат дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2019 / http://science.uspu.ru/index.php/dissertacii/item/download/3482_22a7849a02382d9c98d21193e319f9a6

    Темы индивидуальных заданий — по выбору студента

    — Составить литературный квест «Маршрут путешествия Чичикова во втором томе поэмы» на основе текстов сохранившихся глав и свидетельств современников писателя.
    — Допишите за Гоголя второй том поэмы на основе имеющихся в вашем распоряжении материалов и своего представления о судьбе его главных героев. Составьте его воображаемую сюжетную схему (не более 2-3 стр).
    — Прочтите роман В. Шарова «Возвращение в Египет. Роман в письмах» (2013) как современную реконструкцию третьего тома «Мертвых душ» / http://www.rulit.me/books/vozvrashchenie-v-egipet-read-335598-1.html. Сделайте схему третьего тома и найдите у Гоголя основания для подобной реконструкции гоголевского замысла.

    Сроки отчетности: старостам собрать выполненные задания всей группы, проверить единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, Мертвые души 2, вопрос плана 1 и далее), разместить их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-51 / 52, Мертвые души 2) и прислать ссылку на адрес: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 22.04.20
    Списки докладчиков прилагаются к письму.