Лекция № 4.
Дата проведения занятия: 12.05.2020.
Тема: «Перспективы развития науки о мотивно-образной структуре произведений художественной литературы».
План:
1.В литературоведении ХХ столетия прочно укрепились понятия «мотив» и «мотивная структура», однако сегодня исследователи, развивая и обновляя подходы и методы, представленные в трудах Веселовского, Проппа, Бахтина и др., обнаруживают такую характеристику как «интертекстуальность» мотива. Понятие «интертекстуальность» — порождение постмодернистского мировосприятия, где «автор умер», произведение «само пишется», а «состоялось оно или нет» — зависит от читателя, от уровня его начитанности, образованности.
3. В связи с этим появляется представление о том, что в художественной практике мотив «распахнут в бесконечность». Учителям литературы важно, учитывая «диалогическую» составляющую интертекстуальности, не забывать о том, что пределы «бесконечности» мотива прочерчены сознанием автора, его творческой судьбой, его культурными ориентациями (а не «произволом» интерпретатора).
2). Изучение мотивной организации художественного произведения предполагает необходимость рассмотрения двух планов: «горизонталь» исследования, помогающая проследить утойчивость и трансформацию мотивов, реализованных в произведении, и «вертикальная матрица», выявляющая связь мотива с сюжетом, с хронотопом, с образами персонажей, обеспечивающих «прорастание» лейтмотивов («сквозных» мотивов) в анализируемом произведении. Это определяет научные подходы к изучению произведений, как реалистического, так и модернистского, и постмодернистского направлений в современной русской прозе.