5 курс (очное) Трансформация мотивов и образов рус. классики в совр. прозе (лекции)(Перевалова С.В.) (5 записей)

  • Трансформация мотивов и образов русской классики в современной прозе (лекции) (Перевалова С.В.)

  • Дата проведения 24.03.2020.
    5 курс бакалавров очного отделения

    «Трансформация мотивов и образов русской классики в современной русской литературе»
    Лекция №1: «Мотив» и «образ» как литературоведческие понятия: история их формирования и современный понятийный статус. Патриотические традиции русской литературы в современной прозе о Великой Отечественной войне».
    План лекции:
    1.«Мотив» и «образ» как литературоведческие понятия.
    2. «Севастопольский опыт» в прозе В.П.Некрасова о Сталинградской битве.
    3. «Отзвуки» повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в «задержанных» рассказах В.Ф.Тендрякова о Великой Отечественной войне.
    4. Мотивы и образы «лейтенантской» прозы ХХ столетия в романе Даниила Гранина «Мой лейтенант».
    5. Эпиграфы из произведений русской классики как «маркеры» гуманистических традиций в романе Георгия Владимова «Генерал и его армия».

  • Лекция №2
    Дата проведения:14.04.2020
    Тема: «Дихотомическая трактовка мотива, его инвариант, вариант и интертекстуальность»
    План лекции:

    1. Мотив и его главные составляющие: инвариант и вариант.
    Инвариантность мотива как способ связи (в числе прочих, разумеется) творчества отдельного писателя с его литературными предшественниками, современниками и последователями.
    2. «Выход за пределы текста» как обязательное условие мотивного анализа произведения. Это демонстрирует Б. Гаспаровв своем исследовании мотивной структуры романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
    3. Мотивный анализ современной русской литературы наглядно обнаруживает интертекстуальность мотива в его функционировании. Мотив инвариантен в своей принадлежности к языку повествовательной традиции и вариативен в своих событийных реализациях.
    4. Это подтверждает изучение мотивной структуры исторических повествований в современной русской прозе: обновление жанра в романах-«узлах» А.И.Солженицына, составляющих эпопею «Красное колесо», и своеобразие жанровой структуры «псевдоисторического романа» А.Уткина «Хоровод».

  • Лекция №3
    Дата проведения:28.04.2020

    Тема: «Современное состояние «вечной» литературоведческой проблемы «традиции и новаторство»
    ПЛАН:

    1. Традиции русской классики в произведениях писателей-современников о нравственных испытаниях героя в «пороговых» ситуациях. Мотив и сюжет.Мотив и образ.
    2. Влияние «эпохи постмодернизма» на восприятие произведений классической литературы Х1Х и ХХ веков: общая характеристика.
    3. Современное «литературное» кино и его роль в обновлении литературных традиций. Постмодернистский «обыгрыш» классических произведений на сцене современного театра: А.Слаповский «Мой вишнёвый садик».
    4. Есть ли у «классной классики» завтрашний день?

  • Лекция № 4.
    Дата проведения занятия: 12.05.2020.
    Тема: «Перспективы развития науки о мотивно-образной структуре произведений художественной литературы».
    План:
    1.В литературоведении ХХ столетия прочно укрепились понятия «мотив» и «мотивная структура», однако сегодня исследователи, развивая и обновляя подходы и методы, представленные в трудах Веселовского, Проппа, Бахтина и др., обнаруживают такую характеристику как «интертекстуальность» мотива. Понятие «интертекстуальность» — порождение постмодернистского мировосприятия, где «автор умер», произведение «само пишется», а «состоялось оно или нет» — зависит от читателя, от уровня его начитанности, образованности.
    3. В связи с этим появляется представление о том, что в художественной практике мотив «распахнут в бесконечность». Учителям литературы важно, учитывая «диалогическую» составляющую интертекстуальности, не забывать о том, что пределы «бесконечности» мотива прочерчены сознанием автора, его творческой судьбой, его культурными ориентациями (а не «произволом» интерпретатора).
    2). Изучение мотивной организации художественного произведения предполагает необходимость рассмотрения двух планов: «горизонталь» исследования, помогающая проследить утойчивость и трансформацию мотивов, реализованных в произведении, и «вертикальная матрица», выявляющая связь мотива с сюжетом, с хронотопом, с образами персонажей, обеспечивающих «прорастание» лейтмотивов («сквозных» мотивов) в анализируемом произведении. Это определяет научные подходы к изучению произведений, как реалистического, так и модернистского, и постмодернистского направлений в современной русской прозе.