5 курс (очное) Анализ произведений совр. лит-ры в практике школьного преподавания (лек., практ. лаб) (10 записей)

  • Установочная конференция пройдет в 8.00 4 сентября

    Тема: Изучение современной литературы:

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/4068983133?pwd=MmFEUTVER0J1OUl4TjY4QjYxOC9pdz09

    Идентификатор конференции: 406 898 3133
    Код доступа: iz9jS9

  • По практике:

    1. До конца сентября студенты 5 курса должны подготовить гарантийные письма от школ. Старосты собирают сканы писем, составляют табличку по своей группе (№, ФИО студента, полное наименование ОУ, ФИО и должность ответственного за прохождение практики от ОУ). Табличка и сканы выкладываются в папку на гугл-диске, ссылка на которую присылается мне.
    2. В качестве базы для прохождения практики можно выбрать ОУ, которое заключило или собирается заключить договор с ВГСПУ. Образцы договоров: https://drive.google.com/drive/u/0/folders/0B3qslKPhwvevWHN6UDNUN3Q2MFk?usp=sharing
    Со школами Волгоградской области и соседних регионов заключаются договора без оплаты. Узнать список ОУ, с которыми заключены договора, можно в отделе педпрактики (или спросить в самой школе).
    3. Студенты, которые не принесут гарантийные письма или принесут письма от ОУ, у которых нет действующего договора с ВГСПУ, будут направлены на одну из традиционных баз прохождения практики. Целевикам рекомендуется проходить практику на базе того ОУ, с которым заключен целевой договор.
    4. Гарантийное письмо должно включать следующие элементы:
    1. адресат (Ректору ФГБОУ ВО «ВГСПУ» Короткову А.М. …),
    2. полное и точное наименование ОУ (МОУ Средняя школа № 1 г. Волгограда и т.п.),
    3. полное ФИО студента, которому гарантируется прохождение практики (с указанием курса и группы),
    4. точное наименование практики («Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (по литературе)»),
    5. сроки практики (ориентировочно с 10.11.2020 по 07.12.2020),
    6. ФИО и должность руководителя практики от ОУ,
    7. данные адресанта (директор, зам. директора и т.п.), число, подпись и печать ОУ,

  • Итоговое задание:
    Подготовить методическую разработку по современной литературе Волго-Донского края (вступительное слово, система вопросов с ответами) на сайте http://iteach.vspu.ru/ (тег «ИСП»). Брать тексты, по которым на этом сайте уже есть разработки, запрещается. Выбранные вами произведения не должны повторяться.

    8 лекций, 8 практических, 8 лабораторных.

  • Литература:
    1. Абашева М. В зеркале литературы о литературе // Дружба народов. 2001.№1.
    2. Агатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 2006.
    3. Агеносов В., Анкундинов К. Современные русские поэты: справочник-антология. М., 1998.
    4. Алексеев М. Фэнтези – развитие жанра в России // Книжное дело. 1997. № 1(26). С. 83–86.
    5. Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм // Вопросы литературы. 2001. №№1-2.
    6. Арбор А. Чего хочет женщина…// Литературная газета. 1994. 7 сент.
    7. Басинский П. «Как сердцу высказать себя?» О русской прозе 90-х годов // Новый мир. 2000. №4.
    8. Басинский П. Литературные гадания // Литературная газета. 2001. 5-11 декабря.
    9. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец XX века. СПб., 2001.
    10. Березин В. Фэнтези // Октябрь. 2001. № 6. С. 185–188.
    11. Богданова О.В. Современный литературный процесс. СПб., 2001.
    12. Богданова О.В. Современный литературный процесс. СПб., 2001.
    13. Большакова А. Феномен деревенской прозы // Русская словесность. 1999. №3.
    14. Бондаренко В. Реальная литература: 20 лучших писателей России. М., 1996.
    15. Бритиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература // Некоторые проблемы истории и теории жанра. СПб.: Борей-Арт, 2000.
    16. Буколов A.M. Современная проза в выпускном классе. М., 2002.
    17. Вейли Р. Мир, где состарились сказки…: социокультурный генезис прозы В. Токаревой // Литературное обозрение. 1993. №2.
    18. Волчонок В. У истоков русской фэнтези: электронный ресурс.http://wwwlat.fandom.ru/about_fan/volchonok_l.htm.
    19. Гальцева Р. Роднянская Н. Помеха — человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир.1988. №12.
    20. Гарцевич Е. Славянское фэнтези // «Мир фантастики», апрель 2005. №20. http://www.mirf.ru/Articles/art689.htm
    21. Гончаров В. Русская фэнтези: выбор пути // Если, 1998. – №9. – С. 216–223.
    22. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. СПб., 1997.
    23. Громова М.И. Русская современная драматургия. М., 1999.
    24. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.-Л.: Просвещение, 1966.
    25. Гусарова А.Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90–х гг. двадцатого века : проблемы поэтики: автореф. дис. канд: филол: наук 10.01.01. Петрозаводск, 2009.
    26. Дарк О. Женские антиномии // Дружба народов. 1991.№4.
    27. Дарк О. Мир может быть любой // Дружба народов. – 1990. – №6.
    28. Добровольская И. Фэнтези и фольклор // Литература. – 1996. – № 3. – С. 13.
    29. Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2012.
    30. Желязны Р. Фэнтези и научная фантастика: взгляд исателя пер. В. Самсоновой / Р. Желязны // Миры Роджера Желязны. Рига: Полярис, 1995. С. 437–444.
    31. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.
    32. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе. М., 2004.
    33. Иванова Н. Случай Маканина // Знамя. 1997. №4.
    34. Иванова Э. Создание вторичных миров: Дж. Р. Р. Толкин и жанр «фэнтези» // Искусство в школе. 2008 № 4. С. 41–45.
    35. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.,1998.
    36. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М.: Худож. лит., 1974.
    38. Качурин М.Г. Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988.
    39. Ковтун .Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины XX века). М.: Изд–во МГУ, 2000.
    40. Ковтун Е. «Истинная реальность» fantasy // Вестник Моск. ун–та. Сер. 9. Филология. 1998. №3. С. 106–115.
    41. Косарева А. Фэнтези и средневековье // Уральский следопыт. 2000. № 8.
    42. Крылов К.А. Рассуждение о русской фэнтези // Крылов К.А. Нет времени: сб. – СПб.: Владимир Даль, 2006. С. 240-260.
    43. Кузнецов, Е.В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе. М., 2003.
    44. Кузьмина М.Ю. Фэнтези: к вопросу о «жанровой сущности» // Вестник Ульяновского гос. пед. ун–та. Вып.2. Ульяновск, 2006. С. 93–97.
    45. Куралех А. Быт и бытие в прозе Л. Петрушёвской // Литературное обозрение. 1993. №5.
    46. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.
    47. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. Элективный курс. Учебное пособие для 11 класса. М.: Дрофа, 2008
    48. Лазарева Т. Фэнтези: краткий обзор основных разновидностей жанра // Вестник Дальневосточ. гос. науч. б–ки. 2002. № 21 С. 87–99.
    49. Ланин Б.А. Современная русская литература: Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2004.
    50. Латынина А. «Чеченец ходит за рекой» // Литературная газета. 1999. 23 сент.-5 окт.
    51. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебн. пособие. М., 2001.
    52. Лем С. Фантастика и футурология: В 2 кн. М.: ООО Издательство ACT: ЗАО НЛП Ермак, 2004. http://lib.rus.ec/b/124257/read.
    54. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. М.: МГПУ, 1999.
    55. Липовецкий М. ПМС (постмодернизм сегодня) // Знамя. 2002. №5.
    56. Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.
    57. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1977.
    58. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд–во вост. лит., 1958.
    59. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
    60. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд–во вост. лит., 1958.
    61. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. М., 1999.
    62. Мзареулов К. Фантастика. Общий курс. [Электронный ресурс]. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/mzar/index.php
    64. Минералов Ю.М. История русской литературы: 90-е годы XX века. М., 2002.
    65. Михайлов А.Д. Средневековые легенды и западноевропейские литературы [Электронный ресурс]. М.: Языки славянских культур, 2006. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15876.html.
    66. Неелов Е.М. Волшебно–сказочные корни научной фантастики: монография. Л.: Изд–во ЛГУ, 1986.
    68. Неелов Е.М. Сказка, фантастика, современность. Петрозаводск: Карелия, 1987.
    69. Немзер А. Замечательное десятилетие. М., 2003.
    70. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М. Изд. центр «Академия», 2005.
    71. Перевалова С.В. Повести В.Г. Распутина: автор и герои. Волгоград. 2000.
    72. Перевалова С.В. Проза В. Маканина: диалог с традицией // Филологические науки. 2002. №2.
    73. Переверзев В. К вопросу разграничения жанров НФ литературы и «фэнтези» http://wwwlat.fandom.ru/convent/58/efremov_1988_t20.htm.
    74. Петров А.А. Жанр фэнтези : литературное мифотворчество как.игра архетипами? // естник Омского университета. 2005. 2. С.,56–59
    75. Подругина И.А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. М., 1994.
    76. Подругина И.А., Сафонова О.В. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы. М.: Просвещение, 2013.
    77. Полат Е.С. Новые информационные технологии в образовании. М., 2000.
    78. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
    79. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001.
    80. Путило О.О., Старикова Е.Ю., Мещерякова Е.П. Гость из прошлого в романе Е. Водолазкина «Авиатор» // Литература в школе. 2018. № 10. С. 40−43.
    81. Путило О.О., Старикова Е.Ю., Мещерякова Е.П. Изучение современной литературы в практике школьного преподавания [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета и учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2017. http://www.iprbookshop.ru/70730.html
    82. Путило О.О., Старикова Е.Ю., Мещерякова Е.П. Роман З. Прилепина «Обитель» как продолжение лагерной прозы // Литература в школе. 2018. № 7. С. 34−40.
    83. Путило О.О., Старикова Е.Ю., Мещерякова Е.П. Трагедия народная и трагедия личная в романе Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» // Литература в школе. 2018. № 11. С. 35−39.
    84. Ремизова М. Война внутри и снаружи // Октябрь. 2002. №7.
    85. Ройфе А. Б. Неомифологическая фантазия в фантастике XX века. М.: ООО Международный центр фантастики, 2006.
    86. Ройфе А.Б. Фантастическое как категория культуры XX в.: дис. канд. философ. наук 24.00.01. Санкт–Петербург, 2002.
    87. Романичева Е.С., Сосновская И.В. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2012.
    88. Русская литература 20 века: итоги столетия / под ред. А.А. Кобринского. СПб., 2001.
    89. Русская литература XX века. Поурочные разработки // Под ред. Агеносова В.В. М.: Дрофа, 2000
    90. Русская литература XX века: В 2 т. / Под ред. Л.П. Кременцова. М., 2000.
    91. Русские писатели XX века: Биобиблиографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. М., 2000.
    92. Русские писатели. XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1998.
    93. Савина Л.Н. Программа элективных курсов «Изучение современной прозы». Волгоград, 2004.
    94. Савина Л.Н. Уроки литературы в 11 классе. Поурочные планы. Волгоград, 2000.
    95. Савина Л.Н., Самостьева М.В. Изучение творчества Б.П. Екимова в школе: уч.-метод. пособие. Волгоград: Издатель, 2013.
    96. Сапковский А. Критические статьи // Дорога без возврата. М.: ACT, 1999.
    97. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по русскому языку и литературе. Волгоград: ВГИПК РО, 2005
    98. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
    99. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.
    100. Семенова М. Корни и кроны фэнтези: беседа / М. Семенова, С. Луконин // Литературная газета. 2002. № 24–25.
    101. Славникова О. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1999 .№2.
    102. Снегирев В. Когда смолкают пушки // Родина. 1989. №2.
    103. Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.) : учеб. пособие / С. И. Тимина и др. М.: Академия, 2005.
    104. Соколова Е. О жанре фэнтези в русской литературе // Русский язык, литература и культура. Шадринск, 2000. С. 182–132.
    105. Технологии и методики обучения литературе: учеб. пособие / под ред. В.А. Кохановой. М.: Флинта: Наука, 2016.
    106. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллект. кн.,1999.
    108. Толкиен Д.Р.Р. О волшебных историях // Сильмариллион: Сборник. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2000. С. 419–497.
    109. Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. М., 2002.
    110. Урбан У. Фантастика и наш мир. М., 1972.
    111. Фрумкин К. Г. Философия и психология фантастики. М.: Едиториал УРСС, 2004.
    112. Чепур Е.А. Герой русской фэнтези 1990–х гг.: модусы художественной реализации // дис. кандидата филологических наук 10.01.01. Магнитогорск, 2010.
    113. Чернышева Т. А. Потребность в удивительном и природа фантастики // Вопросы литературы. 1979. № 5. С. 211–232.
    114. Черняк М.А. Современная русская литература: Учебно-методические материалы. М.: Эксмо, 2007.
    115. Чупринин С. Новая Россия: Мир литературы: В 2 т. М., 2003.
    116. Чупринин С.И. Русская литература сегодня: большой путеводитель. М.: Время, 2007.
    117. Энциклопедия русской фантастики / под ред. Вл. Гакова. М., 1995.
    118. Ээльмаа Ю. В., Федоров С.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразов. учреждений. М.: Просвещение, 2012.

  • Лекция 1. Изучение литературного процесса конца 20 – начала 21 вв. (2 часа)
    Цель – познакомить бакалавров с особенностями литературного процесса конца 20 – начала 21 вв. и методикой его изучения.
    План лекции:
    1. Общая характеристика отечественной культурной жизни рубежа 20-21 вв.. Влияние исторических событий конца 20 века на литературный процесс в России. Место литературы в художественной культуре последних десятилетий. Феномен «возвращённой» литературы.
    2. Современные тенденции развития русской литературы, новаторство и традиции в подходах к созданию художественных произведений. Обзор достижений современной литературы. Развитие и обогащение жанровой системы. Феномен гипертекста и гиперкультуры. Ведущие проблемы современной литературы.
    3. Литературные премии как фактор литературной жизни. Литературные журналы конца 20 – начала 21 вв.
    4. Организация обзорного урока по современной русской литературе. Характер обзорных тем в старших классах: вводные и обобщающие темы, краткие историко-культурные обзоры, обзорные характеристики литературы определенного периода общественно-исторического развития. Виды обзорных тем: вводный обзор к изучению творчества писателей определённого периода, обзор-микрокурс, обзоры-звенья, итоговый обзор. Наглядность и ТСО в работе над обзорной темой.
    Вопросы студенту для самопроверки:
    Какие исторические события в современной истории нашей страны оказали наибольшее влияние на литературный процесс? Какие новые проблемы встали перед современными авторами? Какие традиционные вопросы по-прежнему освещаются в отечественной современной прозе? Как изменился подход к написанию и изданию художественной литературы? Какая литература преобладает: «массового спроса» или элитарная? В чем их плюсы и минусы? Какие приемы можно использовать на обзорной лекции для изучения современного литературного процесса?
    Задание: подготовить кластер для обзорного урока «Современная русская литература» (периодизация, черты, художественные направления, жанрово-тематические направления, основные представители).

    Лекция 2. Изучение современной реалистической прозы (2 часа).
    Цель – сформировать у студентов представление об основных тенденциях развития реалистических традиций в современной русской прозе и формах ее изучения на уроках литературы в старших классах.
    План лекции:
    1. Место реалистической литературы в современном литературном процессе.
    2. Новый этап художественной эволюции «деревенской прозы». Новые проблемы русской деревни. Человек и общество, человек и природа в представлении современных писателей реалистов. Творчество Б. Екимова.
    2. Проблема войны в современной прозе. Война Отечественная и новые войны. Традиции и новаторство в изображении боевых действий. Размышления о цене человеческой жизни. В. Маканин «Кавказский пленный».
    3. «Женская проза» как художественный феномен. Гендерная проза: особенности проблематики и стиля. Творчество Л. Улицкой, В. Токаревой, Т. Толстой и др.
    4. Новый взгляд на эпоху репрессий в современной «лагерной прозе». Романы З. Прилепина «Обитель», Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза», Е. Водолазкина «Авиатор»,
    5. Традиции и новаторство в современной реалистической прозе, сравнительный анализ как основной прием ее изучения. Изучение современной литературы в школе. Основные программы элективных курсов.
    Вопросы студенту для самопроверки:
    Можно ли утверждать, что проблемы русской деревни сегодня утратили былую актуальность? Какое отношение к ВОВ прослеживается в современной отечественной прозе? Чем отличается она от «лейтенантской»? Чем отличается отношение к эпохе сталинских репрессий современных авторов от точки зрения классиков «лагерной прозы»? В чем специфика «женской прозы», почему она так популярна? Какие авторские программы и элективные курсы акцентируют внимание школьников на изучении современной литературы? Назовите их.

    Лекция 3. Постмодернизм в современной русской прозе и в школьной программе (2 часа).
    Цель – сформировать у бакалавров представление о постмодернизме как художественном направлении в литературе и искусстве о путях анализа постмодернистских текстов.
    План лекции:
    1. Постмодернизм как принципиально новая художественная парадигма в русской и зарубежной литературе. Комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов постмодернизма. Определение термина «постмодернизм», основные черты направления. Методика поиска аллюзий и реминисценций в произведениях постмодерна. Интертекстуальность как характерная черта постмодернизма. Комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов постмодернизма. Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре. Псевдофактографичность, контраст и эпатаж. Сочетание черт элитарной литературы и литературы «массового спроса».
    2. Ведущие представители направления, творчество которых можно изучать в школе. Проблема отбора произведений и их анализа.
    Вопросы студенту для самопроверки:
    Дайте определение термину постмодернизм, перечислите основные черты направления и его ведущих представителей. Почему постмодернизм приобретает особую популярность в конце 20 века? Можно ли согласиться с основным постулатом постмодернистов, что в литературе больше нельзя придумать ничего нового, что все слова «уже были сказаны»? Можно ли изучать провокационные постмодернистские произведения в школе? В чем заключается специфика чтения и анализа постмодернистских текстов на уроках литературы?
    Задание: подготовить кластер для обзорного урока «Постмодернизм» (определение, черты, основные тексты, которые могут изучаться в школе).

    Лекция 4. Жанровое многообразие современной фантастики (2 часа).
    Цель — сформировать у учащихся представление фантастике как части мировой культуры, научить определять ее жанровые разновидности.
    План лекции:
    1. Категория «фантастическое» в литературе. Виды художественной условности. Фантастика как жанр. Черты фантастической литературы. Понятие о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези и антиутопии.
    2. Синкретизм современной фантастики. Основные фантастические жанровые разновидности: апокалиптическая и постапокалиптическая фантастики, космоопера, киберпанк, дистопия и антиутопия. Утопическая литература как прогноз развития будущего. Роль фантастики в познании альтернативных возможностей человечества.
    3. Особенности жанра фэнтези: его генезис, черты, отличия от других фантастических произведений. Классификация видов фэнтези (славянское, эпическое, героическое, юмористическое). Своеобразие жанра «славянского фэнтези».
    Вопросы студенту для самопроверки: Как взаимодействуют разные виды искусства в рамках одной фантастической вселенной? Дайте определение фантастического. Где проходит граница между научной фантастикой и фэнтези? Назовите отличия фэнтези от других фантастических жанров. В чем заключается специфика славянского фэнтези?
    Задание: подготовить кластер для обзорного урока «Фантастические жанры» (жанры, их ведущие характеристики, пример текстов, которые могут изучаться в школе).

    Лекция 5. Литература массового спроса и элитарная литература (2 часа).
    Цель — обозначить две тенденции в современном литературном процессе, определить разницу между массовой литературой и элитарной, познакомить со спецификой изучения массовой литературы в старшем звене; проанализировать факторы, оказывающие влияние на отбор содержания и формы урока литературы.
    План лекции:
    1. Литература массового спроса: сентиментальная литература, современный детектив и его разновидности: стилизованный псевдостаринный, иронический, полицейский детективы.
    2. Элитарная литература: экзистенциальные проблемы современной драматургии, новое драматургическое пространство в современной пьесе.
    3. Художественные особенности современного детектива (Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина, Т. Устинова и др.). Стилизация и драматизация в жанре. Образы преступника и сыщика в современном детективном повествовании.
    Вопросы студенту для самопроверки: Кто является целевой аудиторией массовой литературы, а кто — элитарной? Можно ли однозначно отнести определенный жанр (детектив, фантастику и т.п.) исключительно к массовой литературе? Каковы проблемы элитарной литературы? Каковы художественные особенности современного детектива?

  • Практикум № 1. Судьба деревни в повести Б. Екимова «Пиночет».
    План:
    1. Современное состояние жанра деревенской прозы, произведения, описывающие быт и нравы русской деревни рубежа 20-21 вв.
    2. Порядки в новой деревне: нравственное состояние сельского общества 90-х годов 20 в. Две «правды»: правда Корытина и правда вороватых колхозников. Проблема цели и средств.
    Задание к практикуму № 1. Подготовить систему вопросов для проведения регламентированной дискуссии по повести Б. Екимова «Пиночет».

    Практикум № 2. Изображение «локального конфликта» в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный».
    План:
    1. Человеческий феномен в экстремальных условиях войны. Особенность изображения человека и общества в эстетической системе В. Маканина.
    2. Своеобразие хронотопа рассказа. Роль кавказского пейзажа в раскрытии идеи произведения В. Маканина.
    3. Литературные реминисценции: рассказ «Кавказский пленный» в контексте русской классической прозы («Кавказские пленники» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого). Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный» в контексте художественных произведений о войне, написанных во второй половине ХХ века.
    4. Специфика изучения рассказа В. Маканина «Кавказский пленный» в старшей школе. Анализ образов Рубахина и Вовки-стрелка, их отношение к войне и миру. Особенности названия рассказа Маканина. Роль перифраза цитаты из Достоевского «Красота спасёт мир» и т.д.
    Задание к практикуму № 2. Подготовить систему вопросов с ответами для сравнительного анализа рассказа В. Маканина «Кавказский пленный» и русской классики.

    Практикум № 3. Методика проведения урока-исследования по рассказам Л. Улицкой.
    План:
    1. Специфика женской прозы как художественного феномена.
    2. Методика проведения урока-исследования. Цели урока-исследования, его преимущество перед классическим уроком. Учебное исследование и его роль в процессе литературного образования. Этапы урока-исследования: подготовительный этап (инструктаж учащихся); «столкновение» с проблемой (мотивация учащихся, формулировка проблемы); выдвижение рабочей версии исследования; исследование художественного текста через призму рабочей версии; выдвижение итоговой версии исследования; подведение итогов исследования).
    3. Планирование урока-исследования по рассказам Л. Улицкой. Проблематика произведения, отличия женского авторского взгляда на эти проблемы от мужского. Внутрипредметные связи.
    Задание к практикуму № 3. Подготовить систему заданий и вопросов по одному из рассказов Л. Улицкой в рамках урока-исследования.

    Практикум № 4. Изучение постмодернистского текста на материале «Московских сказок» А. Кабакова.
    План:
    1. Интертекстуальность и литературная игра в «Московских сказках» А. Кабакова. Особенности поэтики и проблематики сказок А. Кабакова.
    2. Методика исследования постмодернистской поэтики на уроке литературы.
    Задание к практикуму № 4. Подготовить фрагмент урока по одному из рассказов А. Кабакова из цикла «Московские сказки» с использованием кейс-метода.

    Практикум № 5. Методика проведения нестандартных уроков по современной литературе.
    План:
    1. Требования к современным нестандартным урокам. Подготовка учителя к нестандартным урокам. Обдумывание темы, задач, содержания и структуры нестандартного урока, методики его проведения. Основные формы и этапы нестандартного урока. Анализ достоинств и недостатков различных форм урока.
    2. Урок в игровой форме. Игровые приёмы и их использование на уроке литературы и в процессе проведения элективных курсов. Литературные игры как приём изучения и творческой интерпретации произведения. Связь литературных игр с природой искусства, с игровой деятельностью подростков. Разнообразие игровых форм проведения урока: деловые и ролевые игры, урок-литературное путешествие, урок-суд, урок-театр, урок составления киносценария и др.).
    Задание к практикуму № 5 (выполняется в малой группе 3-5 чел.). Подготовить игру (викторину, квиз, настолку, квест и т.д.) по одной из фантастических вселенных («Плоский мир» Т. Пратчетта, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Средиземье» Д.Р.Р. Толкиена, «Нарния» К. Льюиса, «Земноморье» У. ле Гуин, «Ведьмак» А. Сапковского, «Forgotten Realms» Р. Сальваторе, «Упорядоченное» Н. Перумова, «Волкодав» М. Семеновой, «Метро 2033» Д. Глуховского и т.д.)

    Практикум № 6. Современная детская и подростковая литература на уроках внеклассного чтения.
    Задание к практикуму № 6. Подготовить урок внеклассного чтения на материале произведений Д. Емца

  • Лабораторная № 1. Элективные и факультативные курсы по современной литературе.
    План:
    1. Предпрофильная подготовка. Цели и задачи работы в профильной школе. Методика составления курсов по выбору для предпрофильного обучения и элективных курсов. Место элективных и факультативных курсов в образовательном процессе.
    2. Элективные/факультативные курсы: содержание, структура, методическое обеспечение. Формы контроля за уровнем достижений учащихся в рамках курсов. Критерии, предъявляемые к экспертизе курсов. Использование ИКТ в процессе проведения элективных/факультативных курсов.
    Задание к лабораторной работе № 1: подготовить программу элективного/факультативного курса «Современная региональная литература» (18 часов) в виде таблички (№ урока, тема урока, элементы содержания). ПС: «спаренные» уроки ставить нельзя.

    Лабораторная № 2. «Экология природы» и «экология души» в рассказе В. Распутина «Изба».
    План:
    1. Образ «малой родины» в произведениях В. Распутина. Символика Дома в русской литературе и рассказе В. Распутина. «Изба» как воплощение крестьянского космоса». Способы выражения авторской позиции в рассказе.
    2. Специфика изучения рассказа В. Распутина «Изба» в старшей школе. Методика сравнительного анализа и её реализация в школьной практике (на примере анализа рассказа В. Распутина «Изба»).
    Задание к лабораторной работе № 2. Подготовить систему вопросов с ответами по рассказу В. Распутина «Изба» с использованием хронолинии.

    Лабораторная № 4. Современные авторы о Сталинградской битва: изучение цикла С. Синякина «Сталинградские зернышки».
    План:
    1. Широта проблематики военной прозы: «Неизбежна ли война»?, «Как надо изображать войну?», «Нужно ли писать о войне?», «Кто побеждает на войне?» и т.д.
    2. Традиции классической военной прозы и особенности поэтики военной литературы, сопоставление современных рассказов с произведениями, изучаемыми в рамках темы «Великая отечественная война» в 11 классе. Отличие современных произведений о войне от «лейтенантской прозы». Писатели-фронтовики о правде военных испытаний в современной русской литературе. Отношение современных писателей к ужасам войны.
    Задание к лабораторной работе № 3. Подготовить фрагмент урока по изучению одного из рассказов С. Синякина из цикла «Сталинградские зернышки» в рамках стратегии ЧСО.

    Лабораторная № 4. Постапокалиптические и антиутопические тенденции в романе Т. Толстой «Кысь».
    План:
    1. Жанр утопии/антиутопии и его основные характеристики. Постапокалиптическая фантастика конца 20 — нач. 21 вв.
    2. Проблематика современной фантастической литературы. Постмодернистская поэтика романа Т. Толстой «Кысь».
    3. Особенности школьного изучения художественного мира современных антиутопий, балансирующих на грани фантастики и реальности, логики и абсурда.
    Задание к лабораторной работе № 4. Подготовить ментальную карту по роману Т. Толстой «Кысь».

    Задание к лабораторной работе № 5. Подготовить видеобуктрейлер или постер-буктрейлер к одной из книг волгоградского фантаста Евгения Лукина.

    Задание к лабораторной работе № 6. Подготовить фрагмент урока по изучению творчества одного из волгоградских поэтов (Сергея Васильева, Леонида Шевченко, Евгения Лукина).

  • Требования к оформлению конспекта (технологической карты) урока:
    1. Тема занятия.
    2. Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные).
    3. Используемые технологии, методы и приемы.
    4. Оборудование и технические средства обучения.
    5. Ход урока, оформленный в виде таблицы с графами: этап урока с указанием ведущего вида деятельности, деятельность учителя, деятельность учеников, формируемые УУД.

    Методические рекомендации по разработке конспекта (технологической карты) урока:
    1. Используя тематическое планирование, определите тему урока.
    2. Познакомьтесь с изучением данной темы в одной из линеек УМК по литературе профильного уровня обучения (авторская программа, учебник, рабочая тетрадь и т.д.).
    3. Определите содержание урока (технологической карты), круг обсуждаемых проблем.
    4. Выберите технологии, методы и приёмы, которые будете использовать на уроке, обоснуйте оптимальность их применения.
    5. Определите, какие УУД вы будете формировать на данном занятии, каких результатов (личностные, метапредметные, предметные) сможете достичь.
    6. Составьте систему вопросов и заданий к уроку, подготовьте раздаточный материал (если есть). В процессе работы можно обратиться к рабочим тетрадям и различным методическим пособиям и рекомендациям по литературе.
    7. Сформулируйте примерные ответы учащихся, укажите критерии их оценки.
    8. Определите, какое оборудование и технические средства обучения целесообразно использовать на уроке.
    9. Оформите конспект урока (технологическую карту).
    10. Проверьте правильность оформления и содержания конспекта (технологической карты).

    Методические рекомендации по разработке кластера или ментальной карте:
    1. Изучить тему, по которой составляется кластер (поиск информации в словарях и учебных пособиях).
    2. Продумать идею кластера, композицию работы, соотнесенность частей, способ выражения взаимосвязей.
    3. Важные черты кластера: название тема, наличие тематических блоков и связей между ними, простота и интуитивность восприятия его содержимого.
    4. Создать кластер или ментальную карту.

    Методические рекомендации по разработке постер-буктрейлера:
    1. Выбрать книгу для буктрейлера и прочитать ее.
    2. Написать рецензию на книгу, кратко обозначив ее сюжет, основные достоинства и недостатки.
    3. Продумать идею постера-буктрейлера, композицию работы (название, слоган, изображение, соотнесенность частей).
    4. Составить коллаж: обработать изображение, подогнать яркость и контрастность, разместить элементы на поле.

    Методические рекомендации по разработке видеобуктрейлера или плейкаста:
    1. Выбрать книгу (для буктрейлера) или лирическое произведение (для плейкаста).
    2. Составить коллекцию изображений, видео- и аудиофайлов, которые станут основной буктрейлера или плейкаста.
    3. Продумать идею видеоролика, композицию работы (название, титры, источники, соотнесенность частей).
    4. Обработать изображения и видео-, аудиофайлы в программе, соединить их в одном проекте.
    5. Сохранить буктрейлер или плейкаст в требуемом видеоформате.

    Методические рекомендации по разработке странички в социальной сети:
    1. Выбрать героя или автора.
    2. Выбрать тип странички (статичная, хронологическая) и социальной сети.
    3. Найти в тексте и внетекстовых источников информацию для заполнения данных анкеты, внести ее на страничку.
    4. Подобрать фотографии, видеоролики, цитаты, необходимые для заполнения странички.
    5. Установить связи с другими социальными страничками.

    Методические рекомендации по разработке кейса и работе с ним:
    1. Тема представляет собой представляющий исследовательский интерес проблемный вопрос, в процессе ответа на который могут быть даны несколько гипотез.
    2. Кейс содержит в себе все необходимые выдержки из документов, наглядный и иллюстративный материал со ссылками на источники. Объем и тип кейса (открытыйзакрытый) зависят от учебной задачи.

    Методические рекомендации по мультимедийной презентации:
    1. Продумать идею презентации, определиться с типом презентации.
    2. Сформировать структуру презентации, написать план, указав тему каждого слайда.
    3. Выбрать подходящий формат оформления слайдов. Шаблон не должен иметь ярких декоративных элементов, отвлекающих внимание зрителя.
    4. Найти и разместить в слайдах изображения. Изображения должны быть хорошего качества, увеличение или уменьшение должно быть пропорциональным. Контрастность и яркость изображения стоит привести в норму, учитывая возможные условия показа.
    5. Написать и разместить в слайдах текст. Текст должен быть контрастен по отношению к тону, шрифт — без засечек, в оформлении необходимо придерживаться одного стиля.
    6. Настроить условия показа презентации.

  • 6 ноября в 13.10 будет установочная конференция по педпрактике:

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/79215271144?pwd=b2lkeGhpT1pidEtDbW90SzJJeDdxQT09

    Идентификатор конференции: 792 1527 1144
    Код доступа: 6YTvxu

  • лекция в четверг, 8.00

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/73803598259?pwd=S3pESlptcDVOcnEvS0RGRkpPODFEQT09

    Идентификатор конференции: 738 0359 8259
    Код доступа: 1u4kkx