5 курс (очное) История русской литературы (практикум) (Перевалова С.В.) (13 записей)

  • История русской литературы (практикум) (Перевалова С.В.)

  • История русской литературы
    Дата проведения 27.03.2020
    Группа ФЛ-РЛБ-51
    Отчётность: ответ на один из предложенных вопросов (объём – 1 стр.)
    Срок отчётности – 3 апреля 2020.

    Практическое занятие №1
    Жанр антиутопии в современной русской литературе
    Вопросы и задания:
    1. «Классическая антиутопия» и ее основные характеристики.
    2. Повесть В. Маканина «Лаз»: смысл названия.
    3. Традиции и новаторство в повести Л. Петрушевской «Новые робинзоны».
    4. Жанровые особенности романа Т. Толстой «Кысь».
    5. Хронотопические характеристики повести В.Тендрякова «На блаженном острове коммунизма».
    6. Образ автора-повествователя в повести А.Кабакова «Невозвращенец».
    7.Жанровые признаки антиутопии в повести А.Платонова «Котлован».
    8. Традиции А.Платонова в рассказе А.Солженицына «Абрикосовое варенье».
    9. И. Скоропанова о перспективах бытования антиутопии в русской литературе нового тысячелетия.
    Литература:
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт, 2014.

    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.
    Современная русская литература: Учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2005.
    Современный отечественный литературный процесс: Учеб. пособие/ под. Ред. Т.Г.Кучина. М.: Дрофа.2008.
    Гальцева Р., Роднянская И. Помеха-человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. № 12.
    Иванова Н. Запретный жанр // Знамя. 1990. № 8.
    Ермолин Е. Человек без адреса // Континент. 1998. № 98.
    Камянов В. В тесноте и в обиде, или «новый человек» на земле и под землей // Новый мир. 1991. № 12.
    Перевалова С.В. Проза В. Маканина: традиция и эволюция. Волгоград.2003.Перзеке А. Поэтика антиутопии в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»: взгляд из наших дней// Вопросы литературы. 2009. № 3.
    Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. — М., 2003.
    Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. — М., 1999.

  • История русской литературы
    Дата проведения 27.03.2020
    Группа ФЛ-РЛБ-52
    Отчётность: ответ на один из предложенных вопросов (объём – 1 стр.)
    Срок отчётности – 3 апреля 2020.

    Практическое занятие №1
    Жанр антиутопии в современной русской литературе
    Вопросы и задания:
    1. «Классическая антиутопия» и ее основные характеристики.
    2. Повесть В. Маканина «Лаз»: смысл названия.
    3. Традиции и новаторство в повести Л. Петрушевской «Новые робинзоны».
    4. Жанровые особенности романа Т. Толстой «Кысь».
    5. Хронотопические характеристики повести В.Тендрякова «На блаженном острове коммунизма».
    6. Образ автора-повествователя в повести А.Кабакова «Невозвращенец».
    7.Жанровые признаки антиутопии в повести А.Платонова «Котлован».
    8. Традиции А.Платонова в рассказе А.Солженицына «Абрикосовое варенье».
    9. И. Скоропанова о перспективах бытования антиутопии в русской литературе нового тысячелетия.
    Литература:
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт, 2014.

    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.
    Современная русская литература: Учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2005.
    Современный отечественный литературный процесс: Учеб. пособие/ под. Ред. Т.Г.Кучина. М.: Дрофа.2008.
    Гальцева Р., Роднянская И. Помеха-человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. № 12.
    Иванова Н. Запретный жанр // Знамя. 1990. № 8.
    Ермолин Е. Человек без адреса // Континент. 1998. № 98.
    Камянов В. В тесноте и в обиде, или «новый человек» на земле и под землей // Новый мир. 1991. № 12.
    Перевалова С.В. Проза В. Маканина: традиция и эволюция. Волгоград.2003.Перзеке А. Поэтика антиутопии в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»: взгляд из наших дней// Вопросы литературы. 2009. № 3.
    Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. — М., 2003.
    Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. — М., 1999.

  • Группа ФРЛБ-52
    Дата проведения – 7.04.2020

    Занятие №2
    Тема: «Основные особенности русской постмодернистской литературы»

    План занятия:

    1.Что такое литературный постмодернизм? Каковы его характерные особенности?
    2. Что стоит за определением «русский вариант» литературного постмодернизма?
    3.Основные этапы «русского» литературного постмодернизма.
    4. Какую дату можно считать временем «легализации» отечественного литературного постмодернизма? Почему?

    Литература

    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В Агеносова.-М., 2014.

    Руднев В.Б. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.
    Теория литературы: В 2 т./ Н.Д. Тамарченко. — М., 2004.
    Славникова О. Спецэффекты в жизни и в литературе// Новый мир.2001.№1.
    Елисеев Н. Мыслить лучше всего в тупике. Кое-что об экзистенциальных мотивах в нашей литературе// Новый мир. 1999. №12.
    Липовецкий М. Голубое сало поколения, или Два мифа об одном кризисе// Знамя. 1999. №11.
    Зорин А. Пригородный поезд дальнего следования// Новый мир. 1989.№5.
    Генис А. Пейзаж зазеркалья. Андрей Битов// Звезда. 1997. №5.
    Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков// Литературное обозрение.1993.№1-2.
    Волгин М. Бессмертное вчера. Чехов и Саша Соколов// Литературное обозрение. 1994. №11-12.
    Нагорная Н.А. Сновидения и реальность в постмодернистской прозе В. Пелевина// Филологические науки.2003.№2.

    Отчётность:
    Письменный ответ на вопрос: какие признаки «русского» постмодернизма можно выявить в одном из произведений, перечисленных ниже (по выбору):

    Битов А.Пушкинский дом
    Пелевин В. Желтая стрела
    Пьецух В. Городской романс
    Уткин А. Хоровод
    Клех И. Зимания. Герма
    Соколов Саша. Школа для дураков
    Вен.Ерофеев. Москва — Петушки
    Попов Е. Подлинная история «Зеленых музыкантов»
    Толстая Т. Сюжет

    Объём – 1 стр.
    Дата отчетности – 14.04.2020

  • Группа ФРЛБ-51
    Дата проведения – 7.04.2020

    Занятие №2
    Тема: «Основные особенности русской постмодернистской литературы»

    План занятия:

    1.Что такое литературный постмодернизм? Каковы его характерные особенности?
    2. Что стоит за определением «русский вариант» литературного постмодернизма?
    3.Основные этапы «русского» литературного постмодернизма.
    4. Какую дату можно считать временем «легализации» отечественного литературного постмодернизма? Почему?

    Литература

    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В Агеносова.-М., 2014.

    Руднев В.Б. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.
    Теория литературы: В 2 т./ Н.Д. Тамарченко. — М., 2004.
    Славникова О. Спецэффекты в жизни и в литературе// Новый мир.2001.№1.
    Елисеев Н. Мыслить лучше всего в тупике. Кое-что об экзистенциальных мотивах в нашей литературе// Новый мир. 1999. №12.
    Липовецкий М. Голубое сало поколения, или Два мифа об одном кризисе// Знамя. 1999. №11.
    Зорин А. Пригородный поезд дальнего следования// Новый мир. 1989.№5.
    Генис А. Пейзаж зазеркалья. Андрей Битов// Звезда. 1997. №5.
    Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков// Литературное обозрение.1993.№1-2.
    Волгин М. Бессмертное вчера. Чехов и Саша Соколов// Литературное обозрение. 1994. №11-12.
    Нагорная Н.А. Сновидения и реальность в постмодернистской прозе В. Пелевина// Филологические науки.2003.№2.

    Отчётность:
    Письменный ответ на вопрос: какие признаки «русского» постмодернизма можно выявить в одном из произведений, перечисленных ниже (по выбору):

    Битов А.Пушкинский дом
    Пелевин В. Желтая стрела
    Пьецух В. Городской романс
    Уткин А. Хоровод
    Клех И. Зимания. Герма
    Соколов Саша. Школа для дураков
    Вен.Ерофеев. Москва — Петушки
    Попов Е. Подлинная история «Зеленых музыкантов»
    Толстая Т. Сюжет

    Объём – 1 стр.
    Дата отчетности – 14.04.2020

  • Практическое занятие №3
    Группа: ФРЛБ-51
    Дата проведения:17.04.2020
    Отчетность: ответ на один из вопросов занятия
    Объем:2 стр.
    Дата отчетности:30.04.2020
    Тема: «Современная русская литература между реализмом и постмодернизмом»
    ВОПРОСЫ:

    1. Произведения художников-современников, синтезирующих традиции реалистического письма с элементами постмодернистской эстетики: общая характеристика.
    2. В.Маканин, О. Ермаков, Дм. Бакин, А. Слаповский и др., наследуя традиции классического реализма, усваивают и то, что свойственно постмодернистам, — интертекстуальность, гротеск, иронию, подчиняя всё это задаче: выяснить, изменилась ли в сегодняшнем обществе роль художника? Каков ответ?
    3. Такие герои, как Петрович из романа В.С.Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени», не просто воспринимает свою жизнь и историю своего времени как составляющую единого «метасюжета» русской литературы, они вбирает в себя этические основы классики. Какие именно?
    4. Олег Ермаков вошел в современную русскую литературу как автор «Афганских рассказов» и «Знака зверя», названного критикой «романом-трагедией» (Н. Иванова). Можно ли назвать благополучной перспективу жизни главного героя из рассказа О.Ермакова «Благополучное возвращение». Почему?
    5. Сегодня об «армейской» теме напоминает и «кавказский узел». Не случайно В. Маканин назвал свой рассказ «Кавказский пленный». Аллюзивное название подсказывает: «родные наши Жилин и Костылин,//в чеченском вновь воскресшие плену» (Ю.Ряшенцев), и актуализирует уроки русских классиков. Какие?
    6.

    «Военная» тема болью откликается и в солдатских сердцах, и в душах матерей, сестер, жен. Ю. Друнина, имевшая за плечами опыт Великой Отечественной войны, с горечью писала о наших воинах-«афганцах»:
    Мне мальчики эти, как братья,
    Хотя и годятся в сыны.
    Пусть я не бывала в Герате,
    Они не видали Десны,
    Где гибли десантные лодки
    И, словно в болезненном сне,
    Качались, качались пилотки
    На красной соленой волне.
    Прошли годы, изменились и «география» военных действий, и слова, которыми можно о них рассказать; неизменна только боль женского сердца, что звучит в стихотворении Виктории Волченко:
    уже наповал как в лодке
    на бэтээре соседа
    увидеть как сон короткий
    кого везешь грибоеда
    Что сближает процитированные строки?
    7. «Женская» проза не однородна, но, как правило, и она склонна к соединению реалистических традиций с поэтикой постмодернизма. Кому-то из писательниц ближе реалистическая традиция А.П.Чехова (кому?), другим — связанная с творчеством создательниц «дамской» повести начала ХХ в. – А.Вербицкой и Л.Чарской (кому?)
    8. Можно ли согласиться с мнением современных критиков: «За «частными» жизнями героинь Петрушевской угадывается всемогущий рок, как в античной трагедии. Подтвердите.
    9. О чем рассказывают «Чеченские рассказы» Карасева?

  • Практическое занятие №3
    Группа: ФРЛБ-52
    Дата проведения:17.04.2020
    Отчетность: ответ на один из вопросов занятия
    Объем:2 стр.
    Дата отчетности:30.04.2020
    Тема: «Современная русская литература между реализмом и постмодернизмом»
    ВОПРОСЫ:

    1. Произведения художников-современников, синтезирующих традиции реалистического письма с элементами постмодернистской эстетики: общая характеристика.
    2. В.Маканин, О. Ермаков, Дм. Бакин, А. Слаповский и др., наследуя традиции классического реализма, усваивают и то, что свойственно постмодернистам, — интертекстуальность, гротеск, иронию, подчиняя всё это задаче: выяснить, изменилась ли в сегодняшнем обществе роль художника? Каков ответ?
    3. Такие герои, как Петрович из романа В.С.Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени», не просто воспринимает свою жизнь и историю своего времени как составляющую единого «метасюжета» русской литературы, они вбирает в себя этические основы классики. Какие именно?
    4. Олег Ермаков вошел в современную русскую литературу как автор «Афганских рассказов» и «Знака зверя», названного критикой «романом-трагедией» (Н. Иванова). Можно ли назвать благополучной перспективу жизни главного героя из рассказа О.Ермакова «Благополучное возвращение». Почему?
    5. Сегодня об «армейской» теме напоминает и «кавказский узел». Не случайно В. Маканин назвал свой рассказ «Кавказский пленный». Аллюзивное название подсказывает: «родные наши Жилин и Костылин,//в чеченском вновь воскресшие плену» (Ю.Ряшенцев), и актуализирует уроки русских классиков. Какие?
    6.

    «Военная» тема болью откликается и в солдатских сердцах, и в душах матерей, сестер, жен. Ю. Друнина, имевшая за плечами опыт Великой Отечественной войны, с горечью писала о наших воинах-«афганцах»:
    Мне мальчики эти, как братья,
    Хотя и годятся в сыны.
    Пусть я не бывала в Герате,
    Они не видали Десны,
    Где гибли десантные лодки
    И, словно в болезненном сне,
    Качались, качались пилотки
    На красной соленой волне.
    Прошли годы, изменились и «география» военных действий, и слова, которыми можно о них рассказать; неизменна только боль женского сердца, что звучит в стихотворении Виктории Волченко:
    уже наповал как в лодке
    на бэтээре соседа
    увидеть как сон короткий
    кого везешь грибоеда
    Что сближает процитированные строки?
    7. «Женская» проза не однородна, но, как правило, и она склонна к соединению реалистических традиций с поэтикой постмодернизма. Кому-то из писательниц ближе реалистическая традиция А.П.Чехова (кому?), другим — связанная с творчеством создательниц «дамской» повести начала ХХ в. – А.Вербицкой и Л.Чарской (кому?)
    8. Можно ли согласиться с мнением современных критиков: «За «частными» жизнями героинь Петрушевской угадывается всемогущий рок, как в античной трагедии. Подтвердите.
    9. О чем рассказывают «Чеченские рассказы» Карасева?

  • Группа: ФРЛБ-52

    Практическое занятие №4
    Дата проведения:21.04.2020.
    Тема: «Современная поэзия: основные тенденции развития»
    Форма отчетности: ответ на вопросы:
    1. В чём видится продолжение литературных традиций
    2. Что «концептуального» обнаруживается
    в произведении Тимура Кибирова «Три поэмы»// kibirov.poet-premium.ru›poetry.html?
    Объём: 1,5 стр.
    Дата отчетности:28.04.2020.
    Литература:

    О. В. Богданова постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60-90-е годы ХХ — начало ХХI В. )// cyberleninka.ru›Грнти›n/15292316
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт, 2014.
    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.

  • Группа: ФРЛБ-51

    Практическое занятие №4
    Дата проведения:24.04.2020.
    Тема: «Современная поэзия: основные тенденции развития»
    Форма отчетности: ответ на вопросы:
    1. В чём видится продолжение литературных традиций
    2. Что «концептуального» обнаруживается
    в произведении Тимура Кибирова «Три поэмы»// kibirov.poet-premium.ru›poetry.html?
    Объём: 1,5 стр.
    Дата отчетности:29.04.2020.
    Литература:

    О. В. Богданова постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60-90-е годы ХХ — начало ХХI В. )// cyberleninka.ru›Грнти›n/15292316
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт, 2014.
    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.

  • Группа: ФРЛБ-51

    Практическое занятие №5
    Дата проведения:15.05.2020.
    Тема: работа над ошибками, допущенными при выполнении письменных заданий к занятиям №1,2,3,4.
    Задание: представить улучшенный вариант ответов.
    Объём — 3 стр.
    Дата отчётности:21.05.2020

  • Группа: ФРЛБ-52

    Практическое занятие №5
    Дата проведения:15.05.2020.
    Тема: работа над ошибками, допущенными при выполнении письменных заданий к занятиям №1,2,3,4.
    Задание: представить улучшенный вариант ответов.
    Объём — 3 стр.
    Дата отчётности:21.05.2020

  • Группа: ФРЛБ-51

    Практическое занятие №6
    Дата проведения:22.05.2020.
    Тема: подведение итогов курса, выставление оценок по итогам практических занятий.
    Задание: подготовить материал по всем задолженностям.
    Объём — 3 стр.
    Дата отчётности:25.05.2020

  • Группа: ФРЛБ-52

    Практическое занятие №6
    Дата проведения:22.05.2020.
    Тема: подведение итогов курса, выставление оценок по итогам практических занятий.
    Задание: подготовить материал по всем задолженностям.
    Объём — 3 стр.
    Дата отчётности:25.05.2020