Практическое занятие №3
Группа: ФРЛБ-51
Дата проведения:17.04.2020
Отчетность: ответ на один из вопросов занятия
Объем:2 стр.
Дата отчетности:30.04.2020
Тема: «Современная русская литература между реализмом и постмодернизмом»
ВОПРОСЫ:
1. Произведения художников-современников, синтезирующих традиции реалистического письма с элементами постмодернистской эстетики: общая характеристика.
2. В.Маканин, О. Ермаков, Дм. Бакин, А. Слаповский и др., наследуя традиции классического реализма, усваивают и то, что свойственно постмодернистам, — интертекстуальность, гротеск, иронию, подчиняя всё это задаче: выяснить, изменилась ли в сегодняшнем обществе роль художника? Каков ответ?
3. Такие герои, как Петрович из романа В.С.Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени», не просто воспринимает свою жизнь и историю своего времени как составляющую единого «метасюжета» русской литературы, они вбирает в себя этические основы классики. Какие именно?
4. Олег Ермаков вошел в современную русскую литературу как автор «Афганских рассказов» и «Знака зверя», названного критикой «романом-трагедией» (Н. Иванова). Можно ли назвать благополучной перспективу жизни главного героя из рассказа О.Ермакова «Благополучное возвращение». Почему?
5. Сегодня об «армейской» теме напоминает и «кавказский узел». Не случайно В. Маканин назвал свой рассказ «Кавказский пленный». Аллюзивное название подсказывает: «родные наши Жилин и Костылин,//в чеченском вновь воскресшие плену» (Ю.Ряшенцев), и актуализирует уроки русских классиков. Какие?
6.
«Военная» тема болью откликается и в солдатских сердцах, и в душах матерей, сестер, жен. Ю. Друнина, имевшая за плечами опыт Великой Отечественной войны, с горечью писала о наших воинах-«афганцах»:
Мне мальчики эти, как братья,
Хотя и годятся в сыны.
Пусть я не бывала в Герате,
Они не видали Десны,
Где гибли десантные лодки
И, словно в болезненном сне,
Качались, качались пилотки
На красной соленой волне.
Прошли годы, изменились и «география» военных действий, и слова, которыми можно о них рассказать; неизменна только боль женского сердца, что звучит в стихотворении Виктории Волченко:
уже наповал как в лодке
на бэтээре соседа
увидеть как сон короткий
кого везешь грибоеда
Что сближает процитированные строки?
7. «Женская» проза не однородна, но, как правило, и она склонна к соединению реалистических традиций с поэтикой постмодернизма. Кому-то из писательниц ближе реалистическая традиция А.П.Чехова (кому?), другим — связанная с творчеством создательниц «дамской» повести начала ХХ в. – А.Вербицкой и Л.Чарской (кому?)
8. Можно ли согласиться с мнением современных критиков: «За «частными» жизнями героинь Петрушевской угадывается всемогущий рок, как в античной трагедии. Подтвердите.
9. О чем рассказывают «Чеченские рассказы» Карасева?