Практическое занятие №1
Дата проведения: 09.02.2022. – Л-52; 10.02. 2022. – Л-51.
Время: 13-10 — 14-30 – для Л-52; 11-30 – 13-00. – Л-51.
Тема: «Русская «деревенская» проза о проблемах наших современников»
Отчётность: развёрнутый план ответа (составленный с опорой на исследовательскую литературу и худож. произведения, оформленный по правилам ГОСТа) на один из предложенных вопросов (объём – 1 стр.)
Дата сдачи отчётности:15.02.2022
Вопросы и задания:
1. Образ дома в русской «деревенской» прозе ХХ века и в рассказе В. Распутина «Изба».
2. Типология характеров в русской «деревенской» прозе и в повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».
3. Образ малой родины в повести А. Титова « Жизнь, которой не было»
4. «Школа – наш дом» в рассказах Б. Екимова («Фетисыч», «Она так хорошо танцевала») и в постмодернистском варианте «школьной» повести Саши Соколова «Школа для дураков». – КАТЯ ШУРАГИНА!
5. Жанровые особенности рассказа В.Распутина «Женский разговор».
6. Смысл названия рассказа В.Распутина «Изба».
7. Система персонажей и авторская позиция в рассказе А.Солженицына «Желябугские выселки».
8. Образ ребёнка и способы его создания в рассказе Б.Екимова «Скворушка».
9. Проблематика и поэтика рассказа В.Распутина «Сеня едет».
10. Место и роль главы «Вечерние раздумья» в повести В.Астафьева «Последний поклон».
11. История и современность в главе «Забубённая головушка» В.Астафьева (повесть «Последний поклон»).
12. Автор и герои в рассказе В.Белова «Лейкоз».
13. Пространство и время в рассказе В.Распутина «В больнице».
14. Проблема – отцы и дети – в повести А. Титова «Жизнь, которой не было».
15. Образ Надежды и способы его создания в рассказе Б.Екимова «Не надо плакать…»
16. Повесть Н. Дорошенко «Прохожий»: особенности повествования.
17. Рассказ В.Распутина «Новая профессия»: образная сфера.
18. Место и роль образа Ивана в системе персонажей повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».
19. Жанровое своеобразие рассказа Б.Екимова «Пасхальный рассказ со взрывом».
20. Традиции русской «деревенской» прозы в повести В. Белова «Медовый месяц».
21. Пространственно-временные характеристики повести Б.Екимова «Осень в Задонье».
22. Сюжетно-композиционные особенности рассказа В.Г.Распутина «Нежданно-негаданно».
23. Проблема нравственного выбора в повести Б.Екимова «Предполагаем жить».
24. Пушкинские традиции в повести Б.Екимова «Предполагаем жить».
25. Тема преемственности исторической памяти народа в рассказе Б.Екимова «Живая душа».
Литература
Агеносов В.В. История русской литературы ХХ века. – М., 2014.
История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. — М., 1998.
Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. — М.: Высшая школа.2006.
Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
Русская литература ХХ в.: в 2-х т. / Под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.
Большакова А. Феномен деревенской прозы // Русская словесность. 1999. №3.
Колобаева Л.А. В. Распутин-рассказчик // Русская словесность. 2002. № 2.
Быков Д. Зори над распутьем // Новый мир. 2004. № 4.
Славникова О. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1999. № 2.
Курбатов В. Диагноз // Литературная учеба. 2004. № 3.
Колобаева Л.А. В. Распутин-рассказчик // Русская словесность. 2002. № 2.
Басинский П. «Как сердцу высказать себя?» О русской прозе 90-х годов//Новый мир. 2000. № 4.
Немзер А. Замечательное десятилетие. О русской прозе 90-х годов//Новый мир.2000. № 1.
Перевалова С.В.Автор и герои в прозе В.Г.Распутина 1990-2000-х годов//Русская словесность.2006.№8.
Перевалова С.В. «Волшебные места, где я живу душой…»: молодые герои в русской «деревенской» прозе //Литература в школе. 2016. №8.
Утешева А. «И горит над головою самая яркая, пастушья, звезда…»:образ главного героя и способы его создания в повести Б.П. Екимова «Пастушья звезда» // СТРиЖ.2021.№4
16-ого февр. в 14-40. Пересдача — в зуме, вопросы ВСЕ — по произведениям летнего списка, на подготовку 10 минут. Вопросов — два: «Система персонажей и авторская позиция прозаического произведения» и «Образ лирического героя в одном из стихотворений, созданных в изучаемый период». Примерно так будете все сдавать и в летнюю сессию, так что читайте прозу и учите наизусть заданное на финальный семестр.