5 курс (очное) История русской литературы (лекции) (Перевалова С.В.) (3 записи)

  • История русской литературы (лекции) (Перевалова С.В.)

  • Лекция № 2
    Дата проведения:7.04.2020
    Тема: «Русский» вариант литературного постмодернизма

    План лекции:
    1.Постмодернизм как одно из направлений в современном мировом искусстве – предполагает распад единства культуры и принцип плюрализма во всем. Таким образом, постмодернизм предполагает не только разрушение, деконструкцию, но и «суммирование».
    2.Специфика развития русской культуры в ХХ веке — в том, что в ней не было такой элитарности, как в западной, не было такого контрастного противопоставления литературы для эстетов и «массовой» литературы. В России эквивалентом культурного монолита, подвергнутого деконструкции, оказалось искусство социалистического реализма. Вот почему с конца 1980-х годов, когда слово «постмодернизм» начало входить в обиход, оно ассоциировалось с «литературой, альтернативной соц- или просто реалистическому мейнстриму, отсюда же и его непохожесть на западные образцы» (М.Липовецкий).
    3. В то же время важнейшие параметры постмодернистского дискурса русский постмодернизм «выдерживает». Реальными признаками этого направления в мировой культуре считаются: игровое использование произведений литературного наследия предшествующих эпох в качестве «строительного материала» для создания новых); пародирование элементов культуры прошлого, многоуровневая организация текста.
    4.Постмодернистский текст вызывает множество взаимоисключающих прочтений, поэтому постмодернистская проза мозаична, слабо подчинена дисциплине сквозного сюжета, время в ней «куролесит» (Е. Елина), да и не время это – «безвременье», «пакинебытие» (Саша Соколов), и не пространство – «тупик», «лабиринт», «дурная бесконечность». Основные события в постмодернистских текстах происходят в сфере языка.
    5.Тем не менее, в лучших произведениях отечественных постмодернистов, свободно варьирующих виртуальные мифы, тиражирующих свои симулякры, главным становится не положение о том, что в постмодернизме «все дозволено», а мысль о том, что «ничего не гарантировано».

  • Лекция №3
    Дата проведения: 20.04.2020.
    Тема: «Произведения современной русской литературы, синтезирующие
    традиции реалистического письма с элементами постмодернистской эстетики: общая характеристка»
    1. По замечанию исследователей, «обыгрыш соцреализма» (Н. Иванова) – главного источника русского постмодернизма – к настоящему времени, все более отдаляющему нас от отечественной истории ХХ века, оказался практически исчерпанным. Однако значительная часть писателей-современников, наследуя традиции классического реализма, активно усваивают и интертекстуальность, гротеск, иронию, свойственные постмодернистской поэтике.
    2.
    Так Олег Ермаков, автор «Афганских рассказов» и романов «Знак зверя» и «Свирель вселенной», пытается разрешить масштабные мировоззренческие проблемы, включая события современности в контекст вечности, одинокий голос своего героя – в «музыку сфер»; разворачивая в своей «Свирели» сложную метафору и уводя Даниила Меньшикова из «мира-«казармы» – в некую очарованную даль»(А. Немзер).Сегодня об «армейской» теме напоминает и «кавказский узел». Не случайно В. Маканин назвал свой рассказ «Кавказский пленный»: аллюзивное название произведения о «гипотетической» войне актуализирует уроки русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстого.
    3. В современной литературе между реализмом и постмодернизмом занимает прочные позиции «женская» проза. Она, конечно, не однородна: кому-то из писательниц ближе реалистическая традиция, связанная не столько с творчеством создательниц «дамской» повести начала ХХ в. – А.Вербицкой и Л.Чарской, сколько с именем Чехова-рассказчика. Например, рассказы и повести В.С.Токаревой.

    Кто-то (скажем, Т. Толстая) будет настойчиво «напоминать читателям булгаковскую фразу: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы» (М. Золотоносов). Но за «частными» жизнями героинь «женской» прозы угадывается «могучая классическая повествовательная традиция (традиция реализма), порой «вбирающая» приемы, характерные для иного художественного опыта» (Л.Г.Андреев), в частности – постмодернистского, помогающие представить мира, где нераздельны быт и бытие.