Лекция №3
Дата проведения: 20.04.2020.
Тема: «Произведения современной русской литературы, синтезирующие
традиции реалистического письма с элементами постмодернистской эстетики: общая характеристка»
1. По замечанию исследователей, «обыгрыш соцреализма» (Н. Иванова) – главного источника русского постмодернизма – к настоящему времени, все более отдаляющему нас от отечественной истории ХХ века, оказался практически исчерпанным. Однако значительная часть писателей-современников, наследуя традиции классического реализма, активно усваивают и интертекстуальность, гротеск, иронию, свойственные постмодернистской поэтике.
2.
Так Олег Ермаков, автор «Афганских рассказов» и романов «Знак зверя» и «Свирель вселенной», пытается разрешить масштабные мировоззренческие проблемы, включая события современности в контекст вечности, одинокий голос своего героя – в «музыку сфер»; разворачивая в своей «Свирели» сложную метафору и уводя Даниила Меньшикова из «мира-«казармы» – в некую очарованную даль»(А. Немзер).Сегодня об «армейской» теме напоминает и «кавказский узел». Не случайно В. Маканин назвал свой рассказ «Кавказский пленный»: аллюзивное название произведения о «гипотетической» войне актуализирует уроки русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстого.
3. В современной литературе между реализмом и постмодернизмом занимает прочные позиции «женская» проза. Она, конечно, не однородна: кому-то из писательниц ближе реалистическая традиция, связанная не столько с творчеством создательниц «дамской» повести начала ХХ в. – А.Вербицкой и Л.Чарской, сколько с именем Чехова-рассказчика. Например, рассказы и повести В.С.Токаревой.
Кто-то (скажем, Т. Толстая) будет настойчиво «напоминать читателям булгаковскую фразу: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы» (М. Золотоносов). Но за «частными» жизнями героинь «женской» прозы угадывается «могучая классическая повествовательная традиция (традиция реализма), порой «вбирающая» приемы, характерные для иного художественного опыта» (Л.Г.Андреев), в частности – постмодернистского, помогающие представить мира, где нераздельны быт и бытие.