5 курс (очное) История русской литературы (конс.+экз.), Перевалова С.В. (3 записи)

  • 25.05.2020
    13.00
    ФЛ-РЛБ-52 (консультация)
    26.05.2020
    13.00
    ФЛ-РЛБ-52 (экзамен)

    01.06.2020
    13.00
    ФЛ-РЛБ-51 (консультация)
    02.06.2020
    13.00
    ФЛ-РЛБ-51 (экзамен)

  • ФЛ-РЛБ-52 (консультация). Консультация: судя по выполнению письменных занятий по курсу, наибольшие затруднения вызывают вопросы:
    1. Жанр антиутопии в современной русской литературе.
    2. Традиции и новаторство в повести Л. Петрушевской «Новые робинзоны».
    3. Смысл названия романа Т. Толстой «Кысь».
    4. Хронотопические особенности рассказа В.Пелевина «Жёлтая стрела».
    5. «Соц-арт» и «концептуализм» как авангардные литературные течения.
    6. Своеобразие «сюжета-путешествия» в поэме Вен.Ерофеева «Москва – Петушки».
    7. Особенности «русского» литературного постмодернизма..
    В случае затруднений с подготовкой к экзамену рекомендую обращаться к учебным пособиям:
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века. – М.: «Юрайт», 2014.
    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.
    Современный отечественный литературный процесс: Учеб. пособие/ под. Ред. Т.Г.Кучина. М.: Дрофа.2008.
    Гальцева Р., Роднянская И. Помеха-человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. № 12.

    Вопросы и задания к экзамену

    1. Сопоставьте образ генерала Жукова в романе Г. Владимова с образом Жукова в рассказе А. Солженицына «На краях». Как отвечают эти произведения на вопрос, поставленный в стихотворении И. Бродского «На смерть Жукова» (1974):
    Сколько он пролил крови солдатской
    в землю чужую! Что ж, горевал?
    2. Согласны ли вы с мнением критика о том, что роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» «выстрадан», а роман Г.Владимова «Генерал и его армия» «выстроен»? Почему?
    3. Тема Сталинградской битвы в рассказе В.Некрасова «Девятое мая».
    4. «Школа – наш дом» в рассказе Б.Екимова «Фетисыч».
    5. Роль документа в рассказе В.Тендрякова «Пара гнедых».
    6. Образ дома в рассказе «Изба» В.Распутина.
    7. Чем, по вашему мнению, объясняется выбор современными прозаиками (Б. Можаев «Мужики и бабы», В. Белов «Кануны» и др.) жанра романа-хроники для повествования о годах «великого перелома»?
    6. Как вы понимаете определение В.Т.Шаламов: «КР – это судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями»?
    8. Почему А. Жигулин назвал свою повесть «Черные камни»?
    9. Традиции русской классики в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный».
    10. Солженицын-рассказчик – от 1960-х – к 1990-ым.
    11. Подтверждают ли прочитанные вами произведения В Распутина мысль о том, что этот прозаик «не оценивает природу, а говорит ее голосом, не ищет слов, не подбирает их, — он льется с ними в одном потоке »? (Солженицын А.И. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000// Новый мир.2000.№5).
    12. В своем романе «Подросток» Ф.М. Достоевский напоминал: «Из подростков создаются поколения». Каким представляется будущее поколение прозаику А. Титову, автору «Жизни, которой не было»?
    13. Прав ли критик: «Екимовские герои не просто сердечны, они деловито сердечны»? (Басинский П. «Как сердцу высказать себя?»//Новый мир.2000.№4).
    14. Почему свою рецензию на «Бесконечный тупик» Дм. Галковского Т. Касаткина назвала «Дар уединения» (Новый мир. 1997. №10)?
    15. Можно ли согласиться с утверждением: «Постоянный герой Вен. Ерофеева – бунтарь, борец, вождь по призванию, активно возвращающий мир к законам добра и справедливости»? (О.Дарк. Мир может быть любой// Дружба народов. 1989. №3).
    16. В чём «новизна» персонажей «Новых Робинзонов» Л.Петрушевской?
    17. Согласны ли вы с мнением критика:«У Т. Толстой междометное слово «кысь» становится заглавием текста. Само название по своему звуковому составу связывается со словами «искусство», «ксерокс» и «факс»? (Фатеева Н.А. Основные тенденции развития поэтического языка в конце ХХ века// Новое литературное обозрение.№50).
    18. Согласны ли вы с мнением М. Ремизовой: «Л. Петрушевская предлагает читателю хлеб, а он жаждет взбитых сливок»? (Ремизова М. Вычитание любви//Литературная газета. 1997. 9 апр.).
    19. Смысл названия рассказа О. Ермакова «Благополучное возвращение».
    20. Анализируя «Пушкинский дом» А.Битова как «главный роман автора», Т. Касаткина в статье «В поисках утраченной реальности» (Новый мир. 1997. №3.) пишет: «От этого романного героя настоящее закрыто напрочь, а прошлое и будущее не достоверны».
    21. Составьте письменно план к ответу на вопрос: «В. Маканин: от «Кавказского пленного» — к роману «Асан».
    22. Действительно ли «Маленькая Грозная» Петрушевской демонстрирует процесс возникновения «картонных» героев постмодерна», как утверждает Т. Касаткина в статье «Литература после конца времен»? (Новый мир.2000.№6).
    23. Составьте план к ответу на вопрос: «Миф и реальность» в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети».
    24. В чем видит «компенсаторную» роль искусства Е. Холмогорова, автор «Картинок с выставки»?
    25. Что такое «альтернативная» поэзия? Стихотворения каких поэтов могут подтвердить ваше определение?
    26. Почему стихотворный цикл И. Бродского называется «Часть речи»?
    27. Роман В.Пелевина «Жизнь насекомых»: значение эпиграфа.
    28. Мотивы и образы лирики Инны Лиснянской и Владимира Корнилова.

  • ФЛ-РЛБ-51. Консультация: судя по выполнению письменных занятий по курсу, наибольшие затруднения вызывают вопросы:
    1. Жанр антиутопии в современной русской литературе.
    2. Традиции и новаторство в повести Л. Петрушевской «Новые робинзоны».
    3. Смысл названия романа Т. Толстой «Кысь».
    4. Хронотопические особенности рассказа В.Пелевина «Жёлтая стрела».
    5. «Соц-арт» и «концептуализм» как авангардные литературные течения.
    6. Своеобразие «сюжета-путешествия» в поэме Вен.Ерофеева «Москва – Петушки».
    7. Особенности «русского» литературного постмодернизма..
    В случае затруднений с подготовкой к экзамену рекомендую обращаться к учебным пособиям:
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века. – М.: «Юрайт», 2014.
    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.
    Современный отечественный литературный процесс: Учеб. пособие/ под. Ред. Т.Г.Кучина. М.: Дрофа.2008.
    Гальцева Р., Роднянская И. Помеха-человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. № 12.

    Вопросы и задания к экзамену

    1. Сопоставьте образ генерала Жукова в романе Г. Владимова с образом Жукова в рассказе А. Солженицына «На краях». Как отвечают эти произведения на вопрос, поставленный в стихотворении И. Бродского «На смерть Жукова» (1974):
    Сколько он пролил крови солдатской
    в землю чужую! Что ж, горевал?
    2. Согласны ли вы с мнением критика о том, что роман В. Астафьева «Прокляты и убиты» «выстрадан», а роман Г.Владимова «Генерал и его армия» «выстроен»? Почему?
    3. Тема Сталинградской битвы в рассказе В.Некрасова «Девятое мая».
    4. «Школа – наш дом» в рассказе Б.Екимова «Фетисыч».
    5. Роль документа в рассказе В.Тендрякова «Пара гнедых».
    6. Образ дома в рассказе «Изба» В.Распутина.
    7. Чем, по вашему мнению, объясняется выбор современными прозаиками (Б. Можаев «Мужики и бабы», В. Белов «Кануны» и др.) жанра романа-хроники для повествования о годах «великого перелома»?
    6. Как вы понимаете определение В.Т.Шаламов: «КР – это судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями»?
    8. Почему А. Жигулин назвал свою повесть «Черные камни»?
    9. Традиции русской классики в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный».
    10. Солженицын-рассказчик – от 1960-х – к 1990-ым.
    11. Подтверждают ли прочитанные вами произведения В Распутина мысль о том, что этот прозаик «не оценивает природу, а говорит ее голосом, не ищет слов, не подбирает их, — он льется с ними в одном потоке »? (Солженицын А.И. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2000// Новый мир.2000.№5).
    12. В своем романе «Подросток» Ф.М. Достоевский напоминал: «Из подростков создаются поколения». Каким представляется будущее поколение прозаику А. Титову, автору «Жизни, которой не было»?
    13. Прав ли критик: «Екимовские герои не просто сердечны, они деловито сердечны»? (Басинский П. «Как сердцу высказать себя?»//Новый мир.2000.№4).
    14. Почему свою рецензию на «Бесконечный тупик» Дм. Галковского Т. Касаткина назвала «Дар уединения» (Новый мир. 1997. №10)?
    15. Можно ли согласиться с утверждением: «Постоянный герой Вен. Ерофеева – бунтарь, борец, вождь по призванию, активно возвращающий мир к законам добра и справедливости»? (О.Дарк. Мир может быть любой// Дружба народов. 1989. №3).
    16. В чём «новизна» персонажей «Новых Робинзонов» Л.Петрушевской?
    17. Согласны ли вы с мнением критика:«У Т. Толстой междометное слово «кысь» становится заглавием текста. Само название по своему звуковому составу связывается со словами «искусство», «ксерокс» и «факс»? (Фатеева Н.А. Основные тенденции развития поэтического языка в конце ХХ века// Новое литературное обозрение.№50).
    18. Согласны ли вы с мнением М. Ремизовой: «Л. Петрушевская предлагает читателю хлеб, а он жаждет взбитых сливок»? (Ремизова М. Вычитание любви//Литературная газета. 1997. 9 апр.).
    19. Смысл названия рассказа О. Ермакова «Благополучное возвращение».
    20. Анализируя «Пушкинский дом» А.Битова как «главный роман автора», Т. Касаткина в статье «В поисках утраченной реальности» (Новый мир. 1997. №3.) пишет: «От этого романного героя настоящее закрыто напрочь, а прошлое и будущее не достоверны».
    21. Составьте письменно план к ответу на вопрос: «В. Маканин: от «Кавказского пленного» — к роману «Асан».
    22. Действительно ли «Маленькая Грозная» Петрушевской демонстрирует процесс возникновения «картонных» героев постмодерна», как утверждает Т. Касаткина в статье «Литература после конца времен»? (Новый мир.2000.№6).
    23. Составьте план к ответу на вопрос: «Миф и реальность» в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети».
    24. В чем видит «компенсаторную» роль искусства Е. Холмогорова, автор «Картинок с выставки»?
    25. Что такое «альтернативная» поэзия? Стихотворения каких поэтов могут подтвердить ваше определение?
    26. Почему стихотворный цикл И. Бродского называется «Часть речи»?
    27. Роман В.Пелевина «Жизнь насекомых»: значение эпиграфа.
    28. Мотивы и образы лирики Инны Лиснянской и Владимира Корнилова.