5 курс (очное, 2021) Авторы и герои в современной русской прозе (лаб) (Перевалова С.В.) (18 записей)

  • 5 курс (очное, 2021) Авторы и герои в современной русской прозе (лаб) (Перевалова С.В.)

  • Светлана Перевалова приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: «Авторы и герои в современной русской прозе»
    Время: 7 сент. 2021 09:45 AM Москва

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/71220142491?pwd=MXc5R0xhSXFsVURsUktqWldpdnVwUT09

    Идентификатор конференции: 712 2014 2491
    Код доступа: 0R1ktk

  • Светлана Перевалова приглашает вас на запланированную конференцию: 7 сентября 2021 Zoom. 11-30.

    Тема: Зал персональной конференции Светлана Перевалова

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/9450248714?pwd=U203dS9zWTBVaG94cjlsZTVDcnZ2QT09

    Идентификатор конференции: 945 024 8714
    Код доступа: RKw9gR

  • Лабораторная работа №2
    Тема: «Система персонажей художественного произведения как способ выражения авторской позиции».
    Дата проведения: 14 окт. 2021.
    Время проведения: 9-30 – 11-10.
    Отчетность: развёрнутый план ответа на вопросы лабораторного занятия (с опорой на учебно-методические пособия и литературно-критические работы, оформление – по ГОСТу).
    Объём – 1 стр.
    Срок сдачи отчётности: 20 сент. 2021.
    План работы:
    1. «Автор» и «персонаж» как опорные понятия изучаемой дисциплины.
    2. «Система персонажей» как литературоведческое понятие.
    3. Современный литературоведческий статус понятия «авторская позиция».
    Литература:
    Введение в литературоведение: учебник для студ. учреж-дений высш. проф. образования / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. — М., 2012.
    Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М., 1986.
    Русова Н.Ю. От аллегории до ямба. – М., 2015.
    Буланов А.М. Авторский идеал и его воплощение в русской литературе второй половины Х1Х века. – Волгоград, 1989.

  • Лабораторная работа №3
    Тема занятия: «Способы проявления авторского присутствия в одном из произведений современной русской литературы» (по выбору обучающегося)
    Дата проведения: 14 окт. 2021.
    Время проведения – 11-30 – 13-10.
    Отчетность: развёрнутый план ответа вопросы лабораторного занятия (с опорой на учебно-методические пособия и литературно-критические работы, оформление – по ГОСТу).
    Объём – 1,5 стр.
    Срок сдачи отчётности: 20 сент. 2021.
    План работы:
    1. Место и роль изучаемого произведения в творчестве автора.
    2. Название произведения и его связь с системой персонажей.
    3. Основные темы и проблемы, рассматриваемые писателем в «образной сфере» изучаемого произведения.
    Литература:
    Русская литература ХХ века / Под ред. С. И. Тиминой. — М.,2011.
    Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. — М., 2000.
    История русской литературы ХХ века/Под ред. проф. В.В.Агеносова. — М.: «Юрайт», 2014.
    Литературная энциклопедия терминов и понятий/Под ред. А.Н.Николюкина. – М., 2001.
    Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе Х1Х-ХХ вв. М., 1991.

  • Лабораторное занятие №4:
    Тема: «Место и роль прозы изучаемого автора в современном литературном процессе».
    Дата проведения: 21 сент. 2021.
    Время проведения: 9-30 – 11-10.
    План работы:
    1. «Литературное направление» и «литературное течение» как литературоведческие понятия.
    2. Основные тенденции развития современной реалистической литературы.
    Лабораторное занятие №4: «Основные этапы творческой биографии автора изучаемого произведения».
    Дата проведения: 21 сент. 2021.
    Время проведения: 11-30 – 13-00.
    План работы:
    1. История создания изучаемого произведения.
    2. Проблематика изучаемого произведения: общая характеристика.
    Отчетность: развёрнутый план ответа на вопрос: «Творческая индивидуальность автора изучаемого произведения: общая характеристика» (с опорой на материалы лабораторных занятий №№3-4, учебно-методические пособия и литературно-критические работы, оформление – по ГОСТу).
    Объём – 1,5 стр.
    Срок сдачи отчётности: 27 сент. 2021.
    Литература:
    История русской литературы XX—XXI веков : учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общ. ред. В. А. Мескина. — М., 2016.
    Чупринин С.И. Русская литература сегодня: малая литературная энциклопедия. — М., 2012.
    Русские писатели ХХ века: биографический словарь / Сост. П.А. Николаев. – М., 2000.
    Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Под ред. С.И.Тиминой. — М., 2011.
    Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950— 1990-е годы: В 2 т. —М., 2003.
    Зайцев В.А. История русской литературы второй половины ХХ века/В.А.Зайцев, А.П.Герасименко. – М.,2004.

  • Лабораторное занятие № 5
    Тема: «Образ главного героя и способы его создания в анализируемом произведении: общая характеристика»
    Дата проведения: 28.09.2021/
    Время проведения — 11-30 — 13-00.
    Форма отчётности: развёрнутый план ответа на вопрос (с опорой на теоретические труды и научно-методическую литературу, оформление — по ГОСТу).
    Объём – 1 стр.
    Срок сдачи отчётности: 2.10. 2021.

    Литература:
    Гинзбург Л. Я. О литературном герое. – Л., 1979.
    Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1971.
    Касаткина Т. А., Есин, А. Б. Система эмоционально-ценностных ориентиров // Филологические науки. – 1994. – № 5-6.
    Мешкова Л. А. Авторская позиция в современной прозе (теоретический аспект) // Филологический науки. – 1988. — № 3.
    Немзер А. Замечательное десятилетие. О русской прозе 90-х годов// Новый мир. – 2000. – № 1.
    Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. – М., 2002.

  • Лабораторное занятие № 6
    Тема: «Именная характеристика как способ создания образа главного героя в анализируемом произведении»»
    Дата проведения: 28.09.2021.
    Время проведения:11-30 — 13-00.
    Форма отчётности: развёрнутый план ответа на вопрос (с опорой на теоретические труды и научно-методическую литературу, оформление — по ГОСТу).
    Объём – 1 стр.
    Срок сдачи отчётности: 2.10. 2021.

    Литература:
    Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. Около 2600 имён. – М., 1966.
    Суперанская А.В. Современный словарь личных имён: Сравнение. Происхождение. Написание. – М., 2005.
    Словарь донских говоров Волгоградской области. – 2-е изд. – Волгоград, 2011.
    Карпенко Ю. А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки.1986. № 4. С. 34 – 40.
    Утешева А. «И горит над головою самая яркая, пастушья, звезда…»:образ главного героя и способы его создания в повести Б.П. Екимова «Пастушья звезда» // СТРиЖ.2021.№4.
    ИМЯ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ А.В. ИВАНОВА «ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ»//Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2021. № 2(37.2).

  • Лабораторное занятие № 7
    Дата проведения: 5 окт. 2021
    Время проведения: 9-40 — 11-10
    Тема: «Портрет как средство раскрытия характера героя в анализируемом произведении»
    Форма отчётности: развёрнутый план письменного ответа
    Объём — 1,5 стр. грамотно оформленного (по ГОСТу) умного текста
    Срок сдачи отчётности: 11. окт. 2021.
    План работы:
    1. Что такое «портретная характеристика» персонажа художественного произведения.
    2. Детали портрета и их роль в создании образа героя изучаемого произведения.
    3. «Внешнее» и «внутреннее» в образе героя.
    Литература:
    Гинзбург Л. О литературном герое. – Л., 1979.
    Кричевская Л.И. Портрет героя: Пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. — М.,1994.
    Юркина Л. Портрет//Введение в литературоведение : учебник для студ. учреж-дений высш. проф. образования / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. ; под ред. Л. В. Чернец. — 5-е изд., стер. — М., 2012.

  • Лабораторное занятие № 8
    Дата проведения: 5 окт. 2021
    Время проведения: 11-30 — 13-10
    Тема: «Речевая характеристика как способ создания образа героя в анализируемом произведении»
    Форма отчётности: развёрнутый план ответа
    Объём: 1,5 стр. грамотно оформленного (по ГОСТу) умного текста
    Срок сдачи отчётности: 11. окт. 2021.
    План работы:
    1. Что такое «речевая характеристика» персонажа художественного произведения.
    2. «Прямая речь» (речь вслух) героя анализируемого произведения и её особенности.
    3. Своеобразие внутренних монологов героя.
    4. Значение несобственно-прямой речи для характеристики взаимосвязи «автор-герой» в изучаемом произведении.
    Литература:
    Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
    Языковые процессы в литературе конца столетия//Современная русская литература (1990-е гг. – начало ХХ1 в.)/Под ред. С.И.Тиминой . – Спб., М.,
    2005.
    Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность//knigogid.ru›Книги›…-i-yazykovaya-lichnost…
    Словарь донских говоров Волгоградской области. – 2-е изд. – Волгоград, 2011.
    О динамичности языковых процессов в современной русской прозе//
    cyberleninka.ru›Грнти›…-v-sovremennoy-russkoy…
    Нещименко Г.И. Динамика речевого стандарта//Вопросы языкознания.2001.№1.
    Рациональное и иррациональное в литературе и
    фольклоре: сборник научных статей по итогам X
    Международной научной конференции «Рациональное и
    иррациональное в литературе и фольклоре» Волгоград, 30-31
    октября 2019). – Волгоград : Фортесс, 2019.

  • Лабораторное занятие №9
    Дата проведения: 12.10.2021.
    Время проведения:9-40 — 11-10.
    Тема занятия: «Поступки и действия как средства раскрытия характера главного героя анализируемого произведения».
    Форма отчётности: 2 стр. — для развёрнутого плана самостоятельного ответа (требования — те же, что к ответу по «Истории русской литературы».
    Срок сдачи отчётности: 18.10.2021.
    Литература:
    Мартьянова С.А. Поведение персонажа//Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. ; под ред. Л. В. Чернец. — 5-е изд., стер. — М., 2012.
    Гинзбург Л. Я. О литературном герое.– Л.,1979. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1971.
    Немзер А. Замечательное десятилетие. О русской прозе 90-х годов // Новый мир.2000.№ 1.
    Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы.– М., 2002.

  • Лабораторное занятие №10
    Дата проведения: 12.10.2021.
    Время проведения:13-10 — 14-40.
    Тема занятия: «Пейзажные зарисовки как средства проявления характера главного героя анализируемого произведения».
    Форма отчётности: 2 стр. — для развёрнутого плана самостоятельного ответа (требования — те же, что к ответу по «Истории русской литературы».
    Срок сдачи отчётности: 18.10.2021.
    Литература:
    Себина Е.Н. Пейзаж//Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. ; под ред. Л. В. Чернец. — 5-е изд., стер. — М., 2012.
    Иванова Н.Д. Содержание и принципы филологического изучения пейзажа //Филологические науки. 1994. № 5-6.
    Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. – М., 2002.
    Петишева, В. А. Функции пейзажа в русской классике// Русская словесность. 2007. № 5.
    Примочкина Н. Хронотоп в современной русской прозе // Литературная учеба. 2012. №3.

  • Лабораторное занятие № 11.

    Дата проведения: 19.10.2021.
    Время проведения:9-40 — 11-10.
    Тема занятия: «Предыстория героя, его возраст и профессия как средства характеристики».
    Форма отчётности: 1,5 стр. — для развёрнутого плана самостоятельного ответа (требования — те же, что к ответу по «Истории русской литературы»).
    Срок сдачи отчётности: 25.10.2021.
    Литература:

    Гинзбург Л. О психологической прозе. – Л.,1977.
    Хализев В.Е.Теория литературы. М.- «Высшая школа», 2000.
    Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие . – М.: Академия, 2003. – 256 с. //studmed.ru›…nikolina…analiz-teksta-ucheb-posobie…
    Савина Л. Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в. (Л. Н. Толстой «Детство», С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»). – Волгоград: Перемена, 2002.
    Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.
    Тамарченко Н. Д. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Академия, 2004. – Т. 1.
    Тимина С. И. Современная русская литература конца XX–начала XXI в. — М.: Академия, 2011.
    Тюпа В. И. Аналитика художественного . – М.: Лабиринт: РГГУ, 2001.

  • Лабораторное занятие № 12.

    Дата проведения: 19.10.2021.
    Время проведения:11-30 — 13-00.
    Тема занятия: «Способы передачи эмоционального состояния героя: прямые авторские характеристики и приёмы самораскрытия персонажа».
    Форма отчётности: 2 стр. — для развёрнутого плана самостоятельного ответа (требования — те же, что к ответу по «Истории русской литературы»).
    Срок сдачи отчётности: 25.10.2021.
    Литература:
    Обухова Л. Ф. Возрастная психология : М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011.
    Изард К. Психология эмоций. – Спб., 1999// https://www.sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/000_lekcii_psihologia_10/348.htm
    Гинзбург Л. О психологической прозе. – Л.,1977.
    Хализев В.Е.Теория литературы. М.- «Высшая школа», 2000.
    Немзер А. Замечательное десятилетие. О русской прозе 90-х годов // Новый мир.2000.№ 1.

  • Лабораторное занятие № 13.

    Дата проведения: 26.10.2021.
    Время проведения:9-40 — 11-00.
    Тема занятия: «Второстепенные образы: определение, функции, роль в художественном мире анализируемого произведения».
    Форма отчётности: 2 стр. — для развёрнутого плана самостоятельного ответа (требования — те же, что к ответу по «Истории русской литературы»).
    Срок сдачи отчётности: 09.11.2021.
    Литература:
    Гинзбург Л. О психологической прозе. – Л.,1977.
    Хализев В.Е.Теория литературы. М.- «Высшая школа», 2000.
    Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие . – М.: Академия, 2003. – 256 с. //studmed.ru›…nikolina…analiz-teksta-ucheb-posobie…