5 курс (очно-заочное) Анализ произведений современной литературы в практике школьного преподавания (5 записей)

  • 5 курс (очно-заочное) Анализ произведений современной литературы в практике школьного преподавания (лекции, практические) (Путило О.О.)

  • Литература:
    1. Абашева М. В зеркале литературы о литературе // Дружба народов. 2001.№1.
    2. Агатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 2006.
    3. Агеносов В., Анкундинов К. Современные русские поэты: справочник-антология. М., 1998.
    4. Алексеев М. Фэнтези – развитие жанра в России // Книжное дело. 1997. № 1(26). С. 83–86.
    5. Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм // Вопросы литературы. 2001. №№1-2.
    6. Арбор А. Чего хочет женщина…// Литературная газета. 1994. 7 сент.
    7. Басинский П. «Как сердцу высказать себя?» О русской прозе 90-х годов // Новый мир. 2000. №4.
    8. Басинский П. Литературные гадания // Литературная газета. 2001. 5-11 декабря.
    9. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец XX века. СПб., 2001.
    10. Березин В. Фэнтези // Октябрь. 2001. № 6. С. 185–188.
    11. Богданова О.В. Современный литературный процесс. СПб., 2001.
    12. Богданова О.В. Современный литературный процесс. СПб., 2001.
    13. Большакова А. Феномен деревенской прозы // Русская словесность. 1999. №3.
    14. Бондаренко В. Реальная литература: 20 лучших писателей России. М., 1996.
    15. Бритиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература // Некоторые проблемы истории и теории жанра. СПб.: Борей-Арт, 2000.
    16. Буколов A.M. Современная проза в выпускном классе. М., 2002.
    17. Вейли Р. Мир, где состарились сказки…: социокультурный генезис прозы В. Токаревой // Литературное обозрение. 1993. №2.
    18. Волчонок В. У истоков русской фэнтези: электронный ресурс.http://wwwlat.fandom.ru/about_fan/volchonok_l.htm.
    19. Гальцева Р. Роднянская Н. Помеха — человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир.1988. №12.
    20. Гарцевич Е. Славянское фэнтези // «Мир фантастики», апрель 2005. №20. http://www.mirf.ru/Articles/art689.htm
    21. Гончаров В. Русская фэнтези: выбор пути // Если, 1998. – №9. – С. 216–223.
    22. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX века. СПб., 1997.
    23. Громова М.И. Русская современная драматургия. М., 1999.
    24. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.-Л.: Просвещение, 1966.
    25. Гусарова А.Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90–х гг. двадцатого века : проблемы поэтики: автореф. дис. канд: филол: наук 10.01.01. Петрозаводск, 2009.
    26. Дарк О. Женские антиномии // Дружба народов. 1991.№4.
    27. Дарк О. Мир может быть любой // Дружба народов. – 1990. – №6.
    28. Добровольская И. Фэнтези и фольклор // Литература. – 1996. – № 3. – С. 13.
    29. Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2012.
    30. Желязны Р. Фэнтези и научная фантастика: взгляд исателя пер. В. Самсоновой / Р. Желязны // Миры Роджера Желязны. Рига: Полярис, 1995. С. 437–444.
    31. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.
    32. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе. М., 2004.
    33. Иванова Н. Случай Маканина // Знамя. 1997. №4.
    34. Иванова Э. Создание вторичных миров: Дж. Р. Р. Толкин и жанр «фэнтези» // Искусство в школе. 2008 № 4. С. 41–45.
    35. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М.,1998.
    36. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М.: Худож. лит., 1974.
    38. Качурин М.Г. Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988.
    39. Ковтун .Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины XX века). М.: Изд–во МГУ, 2000.
    40. Ковтун Е. «Истинная реальность» fantasy // Вестник Моск. ун–та. Сер. 9. Филология. 1998. №3. С. 106–115.
    41. Косарева А. Фэнтези и средневековье // Уральский следопыт. 2000. № 8.
    42. Крылов К.А. Рассуждение о русской фэнтези // Крылов К.А. Нет времени: сб. – СПб.: Владимир Даль, 2006. С. 240-260.
    43. Кузнецов, Е.В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе. М., 2003.
    44. Кузьмина М.Ю. Фэнтези: к вопросу о «жанровой сущности» // Вестник Ульяновского гос. пед. ун–та. Вып.2. Ульяновск, 2006. С. 93–97.
    45. Куралех А. Быт и бытие в прозе Л. Петрушёвской // Литературное обозрение. 1993. №5.
    46. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2001.
    47. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. Элективный курс. Учебное пособие для 11 класса. М.: Дрофа, 2008
    48. Лазарева Т. Фэнтези: краткий обзор основных разновидностей жанра // Вестник Дальневосточ. гос. науч. б–ки. 2002. № 21 С. 87–99.
    49. Ланин Б.А. Современная русская литература: Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2004.
    50. Латынина А. «Чеченец ходит за рекой» // Литературная газета. 1999. 23 сент.-5 окт.
    51. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: В 3-х кн.: Учебн. пособие. М., 2001.
    52. Лем С. Фантастика и футурология: В 2 кн. М.: ООО Издательство ACT: ЗАО НЛП Ермак, 2004. http://lib.rus.ec/b/124257/read.
    54. Леонов С.А. Интегрированный урок литературы. М.: МГПУ, 1999.
    55. Липовецкий М. ПМС (постмодернизм сегодня) // Знамя. 2002. №5.
    56. Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997.
    57. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1977.
    58. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд–во вост. лит., 1958.
    59. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
    60. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.: Изд–во вост. лит., 1958.
    61. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. М., 1999.
    62. Мзареулов К. Фантастика. Общий курс. [Электронный ресурс]. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/mzar/index.php
    64. Минералов Ю.М. История русской литературы: 90-е годы XX века. М., 2002.
    65. Михайлов А.Д. Средневековые легенды и западноевропейские литературы [Электронный ресурс]. М.: Языки славянских культур, 2006. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15876.html.
    66. Неелов Е.М. Волшебно–сказочные корни научной фантастики: монография. Л.: Изд–во ЛГУ, 1986.
    68. Неелов Е.М. Сказка, фантастика, современность. Петрозаводск: Карелия, 1987.
    69. Немзер А. Замечательное десятилетие. М., 2003.
    70. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М. Изд. центр «Академия», 2005.
    71. Перевалова С.В. Повести В.Г. Распутина: автор и герои. Волгоград. 2000.
    72. Перевалова С.В. Проза В. Маканина: диалог с традицией // Филологические науки. 2002. №2.
    73. Переверзев В. К вопросу разграничения жанров НФ литературы и «фэнтези» http://wwwlat.fandom.ru/convent/58/efremov_1988_t20.htm.
    74. Петров А.А. Жанр фэнтези : литературное мифотворчество как.игра архетипами? // естник Омского университета. 2005. 2. С.,56–59
    75. Подругина И.А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. М., 1994.
    76. Подругина И.А., Сафонова О.В. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы. М.: Просвещение, 2013.
    77. Полат Е.С. Новые информационные технологии в образовании. М., 2000.
    78. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
    79. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001.
    80. Путило О.О., Старикова Е.Ю., Мещерякова Е.П. Гость из прошлого в романе Е. Водолазкина «Авиатор» // Литература в школе. 2018. № 10. С. 40−43.
    81. Путило О.О., Старикова Е.Ю., Мещерякова Е.П. Изучение современной литературы в практике школьного преподавания [электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета и учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2017. http://www.iprbookshop.ru/70730.html
    82. Путило О.О., Старикова Е.Ю., Мещерякова Е.П. Роман З. Прилепина «Обитель» как продолжение лагерной прозы // Литература в школе. 2018. № 7. С. 34−40.
    83. Путило О.О., Старикова Е.Ю., Мещерякова Е.П. Трагедия народная и трагедия личная в романе Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» // Литература в школе. 2018. № 11. С. 35−39.
    84. Ремизова М. Война внутри и снаружи // Октябрь. 2002. №7.
    85. Ройфе А. Б. Неомифологическая фантазия в фантастике XX века. М.: ООО Международный центр фантастики, 2006.
    86. Ройфе А.Б. Фантастическое как категория культуры XX в.: дис. канд. философ. наук 24.00.01. Санкт–Петербург, 2002.
    87. Романичева Е.С., Сосновская И.В. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2012.
    88. Русская литература 20 века: итоги столетия / под ред. А.А. Кобринского. СПб., 2001.
    89. Русская литература XX века. Поурочные разработки // Под ред. Агеносова В.В. М.: Дрофа, 2000
    90. Русская литература XX века: В 2 т. / Под ред. Л.П. Кременцова. М., 2000.
    91. Русские писатели XX века: Биобиблиографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. М., 2000.
    92. Русские писатели. XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1998.
    93. Савина Л.Н. Программа элективных курсов «Изучение современной прозы». Волгоград, 2004.
    94. Савина Л.Н. Уроки литературы в 11 классе. Поурочные планы. Волгоград, 2000.
    95. Савина Л.Н., Самостьева М.В. Изучение творчества Б.П. Екимова в школе: уч.-метод. пособие. Волгоград: Издатель, 2013.
    96. Сапковский А. Критические статьи // Дорога без возврата. М.: ACT, 1999.
    97. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по русскому языку и литературе. Волгоград: ВГИПК РО, 2005
    98. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
    99. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.:НИИ школьных технологий, 2006.
    100. Семенова М. Корни и кроны фэнтези: беседа / М. Семенова, С. Луконин // Литературная газета. 2002. № 24–25.
    101. Славникова О. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1999 .№2.
    102. Снегирев В. Когда смолкают пушки // Родина. 1989. №2.
    103. Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.) : учеб. пособие / С. И. Тимина и др. М.: Академия, 2005.
    104. Соколова Е. О жанре фэнтези в русской литературе // Русский язык, литература и культура. Шадринск, 2000. С. 182–132.
    105. Технологии и методики обучения литературе: учеб. пособие / под ред. В.А. Кохановой. М.: Флинта: Наука, 2016.
    106. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллект. кн.,1999.
    108. Толкиен Д.Р.Р. О волшебных историях // Сильмариллион: Сборник. М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2000. С. 419–497.
    109. Тух Б. Первая десятка современной русской литературы. М., 2002.
    110. Урбан У. Фантастика и наш мир. М., 1972.
    111. Фрумкин К. Г. Философия и психология фантастики. М.: Едиториал УРСС, 2004.
    112. Чепур Е.А. Герой русской фэнтези 1990–х гг.: модусы художественной реализации // дис. кандидата филологических наук 10.01.01. Магнитогорск, 2010.
    113. Чернышева Т. А. Потребность в удивительном и природа фантастики // Вопросы литературы. 1979. № 5. С. 211–232.
    114. Черняк М.А. Современная русская литература: Учебно-методические материалы. М.: Эксмо, 2007.
    115. Чупринин С. Новая Россия: Мир литературы: В 2 т. М., 2003.
    116. Чупринин С.И. Русская литература сегодня: большой путеводитель. М.: Время, 2007.
    117. Энциклопедия русской фантастики / под ред. Вл. Гакова. М., 1995.
    118. Ээльмаа Ю. В., Федоров С.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразов. учреждений. М.: Просвещение, 2012.

  • Лекция 1. Изучение литературного процесса конца 20 – начала 21 вв. (2 часа)
    Цель – познакомить бакалавров с особенностями литературного процесса конца 20 – начала 21 вв. и методикой его изучения.
    План лекции:
    1. Общая характеристика отечественной культурной жизни рубежа 20-21 вв.. Влияние исторических событий конца 20 века на литературный процесс в России. Место литературы в художественной культуре последних десятилетий. Феномен «возвращённой» литературы.
    2. Современные тенденции развития русской литературы, новаторство и традиции в подходах к созданию художественных произведений. Обзор достижений современной литературы. Развитие и обогащение жанровой системы. Феномен гипертекста и гиперкультуры. Ведущие проблемы современной литературы.
    3. Литературные премии как фактор литературной жизни. Литературные журналы конца 20 – начала 21 вв.
    4. Организация обзорного урока по современной русской литературе. Характер обзорных тем в старших классах: вводные и обобщающие темы, краткие историко-культурные обзоры, обзорные характеристики литературы определенного периода общественно-исторического развития. Виды обзорных тем: вводный обзор к изучению творчества писателей определённого периода, обзор-микрокурс, обзоры-звенья, итоговый обзор. Наглядность и ТСО в работе над обзорной темой.
    Вопросы студенту для самопроверки:
    Какие исторические события в современной истории нашей страны оказали наибольшее влияние на литературный процесс? Какие новые проблемы встали перед современными авторами? Какие традиционные вопросы по-прежнему освещаются в отечественной современной прозе? Как изменился подход к написанию и изданию художественной литературы? Какая литература преобладает: «массового спроса» или элитарная? В чем их плюсы и минусы? Какие приемы можно использовать на обзорной лекции для изучения современного литературного процесса?
    Задание: подготовить кластер для обзорного урока «Современная русская литература» (периодизация, черты, художественные направления, жанрово-тематические направления, основные представители).

    Лекция 2. Изучение современной реалистической прозы (2 часа).
    Цель – сформировать у студентов представление об основных тенденциях развития реалистических традиций в современной русской прозе и формах ее изучения на уроках литературы в старших классах.
    План лекции:
    1. Место реалистической литературы в современном литературном процессе.
    2. Новый этап художественной эволюции «деревенской прозы». Новые проблемы русской деревни. Человек и общество, человек и природа в представлении современных писателей реалистов. Творчество Б. Екимова.
    2. Проблема войны в современной прозе. Война Отечественная и новые войны. Традиции и новаторство в изображении боевых действий. Размышления о цене человеческой жизни. В. Маканин «Кавказский пленный».
    3. «Женская проза» как художественный феномен. Гендерная проза: особенности проблематики и стиля. Творчество Л. Улицкой, В. Токаревой, Т. Толстой и др.
    4. Новый взгляд на эпоху репрессий в современной «лагерной прозе». Романы З. Прилепина «Обитель», Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза», Е. Водолазкина «Авиатор»,
    5. Традиции и новаторство в современной реалистической прозе, сравнительный анализ как основной прием ее изучения. Изучение современной литературы в школе. Основные программы элективных курсов.
    Вопросы студенту для самопроверки:
    Можно ли утверждать, что проблемы русской деревни сегодня утратили былую актуальность? Какое отношение к ВОВ прослеживается в современной отечественной прозе? Чем отличается она от «лейтенантской»? Чем отличается отношение к эпохе сталинских репрессий современных авторов от точки зрения классиков «лагерной прозы»? В чем специфика «женской прозы», почему она так популярна? Какие авторские программы и элективные курсы акцентируют внимание школьников на изучении современной литературы? Назовите их.

    Лекция 3. Постмодернизм в современной русской прозе и в школьной программе (2 часа).
    Цель – сформировать у бакалавров представление о постмодернизме как художественном направлении в литературе и искусстве о путях анализа постмодернистских текстов.
    План лекции:
    1. Постмодернизм как принципиально новая художественная парадигма в русской и зарубежной литературе. Комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов постмодернизма. Определение термина «постмодернизм», основные черты направления. Методика поиска аллюзий и реминисценций в произведениях постмодерна. Интертекстуальность как характерная черта постмодернизма. Комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов постмодернизма. Представление о литературном творчестве как об интеллектуальной игре. Псевдофактографичность, контраст и эпатаж. Сочетание черт элитарной литературы и литературы «массового спроса».
    2. Ведущие представители направления, творчество которых можно изучать в школе. Проблема отбора произведений и их анализа.
    Вопросы студенту для самопроверки:
    Дайте определение термину постмодернизм, перечислите основные черты направления и его ведущих представителей. Почему постмодернизм приобретает особую популярность в конце 20 века? Можно ли согласиться с основным постулатом постмодернистов, что в литературе больше нельзя придумать ничего нового, что все слова «уже были сказаны»? Можно ли изучать провокационные постмодернистские произведения в школе? В чем заключается специфика чтения и анализа постмодернистских текстов на уроках литературы?
    Задание: подготовить кластер для обзорного урока «Постмодернизм» (определение, черты, основные тексты, которые могут изучаться в школе).

    Лекция 4. Жанровое многообразие современной фантастики (2 часа).
    Цель — сформировать у учащихся представление фантастике как части мировой культуры, научить определять ее жанровые разновидности.
    План лекции:
    1. Категория «фантастическое» в литературе. Виды художественной условности. Фантастика как жанр. Черты фантастической литературы. Понятие о фантастике, научно-фантастической литературе, фэнтези и антиутопии.
    2. Синкретизм современной фантастики. Основные фантастические жанровые разновидности: апокалиптическая и постапокалиптическая фантастики, космоопера, киберпанк, дистопия и антиутопия. Утопическая литература как прогноз развития будущего. Роль фантастики в познании альтернативных возможностей человечества.
    3. Особенности жанра фэнтези: его генезис, черты, отличия от других фантастических произведений. Классификация видов фэнтези (славянское, эпическое, героическое, юмористическое). Своеобразие жанра «славянского фэнтези».
    Вопросы студенту для самопроверки: Как взаимодействуют разные виды искусства в рамках одной фантастической вселенной? Дайте определение фантастического. Где проходит граница между научной фантастикой и фэнтези? Назовите отличия фэнтези от других фантастических жанров. В чем заключается специфика славянского фэнтези?
    Задание: подготовить кластер для обзорного урока «Фантастические жанры» (жанры, их ведущие характеристики, пример текстов, которые могут изучаться в школе).

    Лекция 5. Литература массового спроса и элитарная литература (2 часа).
    Цель — обозначить две тенденции в современном литературном процессе, определить разницу между массовой литературой и элитарной, познакомить со спецификой изучения массовой литературы в старшем звене; проанализировать факторы, оказывающие влияние на отбор содержания и формы урока литературы.
    План лекции:
    1. Литература массового спроса: сентиментальная литература, современный детектив и его разновидности: стилизованный псевдостаринный, иронический, полицейский детективы.
    2. Элитарная литература: экзистенциальные проблемы современной драматургии, новое драматургическое пространство в современной пьесе.
    3. Художественные особенности современного детектива (Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина, Т. Устинова и др.). Стилизация и драматизация в жанре. Образы преступника и сыщика в современном детективном повествовании.
    Вопросы студенту для самопроверки: Кто является целевой аудиторией массовой литературы, а кто — элитарной? Можно ли однозначно отнести определенный жанр (детектив, фантастику и т.п.) исключительно к массовой литературе? Каковы проблемы элитарной литературы? Каковы художественные особенности современного детектива?

  • Практикум № 1. Судьба деревни в повести Б. Екимова «Пиночет».
    План:
    1. Современное состояние жанра деревенской прозы, произведения, описывающие быт и нравы русской деревни рубежа 20-21 вв.
    2. Порядки в новой деревне: нравственное состояние сельского общества 90-х годов 20 в. Две «правды»: правда Корытина и правда вороватых колхозников. Проблема цели и средств.
    Задание к практикуму № 1. Подготовить систему вопросов для проведения регламентированной дискуссии по повести Б. Екимова «Пиночет».

    Практикум № 2. Изображение «локального конфликта» в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный».
    План:
    1. Человеческий феномен в экстремальных условиях войны. Особенность изображения человека и общества в эстетической системе В. Маканина.
    2. Своеобразие хронотопа рассказа. Роль кавказского пейзажа в раскрытии идеи произведения В. Маканина.
    3. Литературные реминисценции: рассказ «Кавказский пленный» в контексте русской классической прозы («Кавказские пленники» А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого). Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный» в контексте художественных произведений о войне, написанных во второй половине ХХ века.
    4. Специфика изучения рассказа В. Маканина «Кавказский пленный» в старшей школе. Анализ образов Рубахина и Вовки-стрелка, их отношение к войне и миру. Особенности названия рассказа Маканина. Роль перифраза цитаты из Достоевского «Красота спасёт мир» и т.д.
    Задание к практикуму № 2. Подготовить систему вопросов с ответами для сравнительного анализа рассказа В. Маканина «Кавказский пленный» и русской классики.

    Практикум № 3. Методика проведения урока-исследования по рассказам Л. Улицкой.
    План:
    1. Специфика женской прозы как художественного феномена.
    2. Методика проведения урока-исследования. Цели урока-исследования, его преимущество перед классическим уроком. Учебное исследование и его роль в процессе литературного образования. Этапы урока-исследования: подготовительный этап (инструктаж учащихся); «столкновение» с проблемой (мотивация учащихся, формулировка проблемы); выдвижение рабочей версии исследования; исследование художественного текста через призму рабочей версии; выдвижение итоговой версии исследования; подведение итогов исследования).
    3. Планирование урока-исследования по рассказам Л. Улицкой. Проблематика произведения, отличия женского авторского взгляда на эти проблемы от мужского. Внутрипредметные связи.
    Задание к практикуму № 3. Подготовить систему заданий и вопросов по одному из рассказов Л. Улицкой в рамках урока-исследования.

    Практикум № 4. Изучение постмодернистского текста на материале «Московских сказок» А. Кабакова.
    План:
    1. Интертекстуальность и литературная игра в «Московских сказках» А. Кабакова. Особенности поэтики и проблематики сказок А. Кабакова.
    2. Методика исследования постмодернистской поэтики на уроке литературы.
    Задание к практикуму № 4. Подготовить фрагмент урока по одному из рассказов А. Кабакова из цикла «Московские сказки» с использованием кейс-метода.

  • Лабораторная № 1. Элективные и факультативные курсы по современной литературе.
    План:
    1. Предпрофильная подготовка. Цели и задачи работы в профильной школе. Методика составления курсов по выбору для предпрофильного обучения и элективных курсов. Место элективных и факультативных курсов в образовательном процессе.
    2. Элективные/факультативные курсы: содержание, структура, методическое обеспечение. Формы контроля за уровнем достижений учащихся в рамках курсов. Критерии, предъявляемые к экспертизе курсов. Использование ИКТ в процессе проведения элективных/факультативных курсов.
    Задание к лабораторной работе № 1: подготовить программу элективного/факультативного курса «Современная региональная литература» (18 часов) в виде таблички (№ урока, тема урока, элементы содержания). ПС: «спаренные» уроки ставить нельзя.

    Лабораторная № 2. «Экология природы» и «экология души» в рассказе В. Распутина «Изба».
    План:
    1. Образ «малой родины» в произведениях В. Распутина. Символика Дома в русской литературе и рассказе В. Распутина. «Изба» как воплощение крестьянского космоса». Способы выражения авторской позиции в рассказе.
    2. Специфика изучения рассказа В. Распутина «Изба» в старшей школе. Методика сравнительного анализа и её реализация в школьной практике (на примере анализа рассказа В. Распутина «Изба»).
    Задание к лабораторной работе № 2. Подготовить систему вопросов с ответами по рассказу В. Распутина «Изба» с использованием хронолинии.

    Лабораторная № 4. Современные авторы о Сталинградской битва: изучение цикла С. Синякина «Сталинградские зернышки».
    План:
    1. Широта проблематики военной прозы: «Неизбежна ли война»?, «Как надо изображать войну?», «Нужно ли писать о войне?», «Кто побеждает на войне?» и т.д.
    2. Традиции классической военной прозы и особенности поэтики военной литературы, сопоставление современных рассказов с произведениями, изучаемыми в рамках темы «Великая отечественная война» в 11 классе. Отличие современных произведений о войне от «лейтенантской прозы». Писатели-фронтовики о правде военных испытаний в современной русской литературе. Отношение современных писателей к ужасам войны.
    Задание к лабораторной работе № 3. Подготовить фрагмент урока по изучению одного из рассказов С. Синякина из цикла «Сталинградские зернышки» в рамках стратегии ЧСО.

    Лабораторная № 4. Постапокалиптические и антиутопические тенденции в романе Т. Толстой «Кысь».
    План:
    1. Жанр утопии/антиутопии и его основные характеристики. Постапокалиптическая фантастика конца 20 — нач. 21 вв.
    2. Проблематика современной фантастической литературы. Постмодернистская поэтика романа Т. Толстой «Кысь».
    3. Особенности школьного изучения художественного мира современных антиутопий, балансирующих на грани фантастики и реальности, логики и абсурда.
    Задание к лабораторной работе № 4. Подготовить ментальную карту по роману Т. Толстой «Кысь».