09.06.2020
Лекция 2. Методика развития речи учащихся в процессе изучения «сквозных» тем на уроках литературы.
Цель: познакомить студентов с приёмами развития устной и письменной речи учащихся в процессе изучения «сквозных» тем*.
Задачи: охарактеризовать роль внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе; познакомить с особенностями сравнительного анализа произведений, имеющих тематическое или жанровое сходство.
План лекции:
1. Внутрипредметные связи как психолого-педагогическая и методическая проблема. Особенности понятия «сквозная тема».
2. «Сквозные темы» в произведениях различных авторов и в творчестве одного автора. Классификация «сквозных тем»: тема «маленького человека»,тема поэта и поэзии, тема судьбы художника, тема человека и истории, тема русской деревни, тема дороги, тема дуэли и т.д.
3. Сравнительный анализ как ведущий прием установления внутрипредметных связей.
*«Сквозные темы» — это повторяющиеся в различных разделах школьного курса русской литературы проблемы и темы, характерные для разных периодов.
Литература:
1. «Вечные сюжеты» русской литературы: «Блудный сын» и другие: Сб. науч. трудов. / Отв. ред. Е.К. Ромодановская, В.И. Тюпа. – Новосибирск: Институт филологии, 1996.
2. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы ХХ века. – М.: Наука, 1994
3. Есин А.Б. Сквозные темы в русской литературе XIX-XX веков: пособие по написанию сочинений для старшеклассников и абитуриентов. М : Экзамен, 2009.
4. Жирова Е.Д. Внутрипредметные связи на уроках литературы // Преподавание литературы по новым программам. Баку: Логос, 1997. С. 58-69.
5. Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. М.: Русское слово, 2006.
6. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. 5-11 классы: уч.-метод. пособие. / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова. М.: Планета, 2012.
7. Храброва В.Е. Методика преподавания «сквозных» тем в школьном курсе «Литература» // Русский язык и литература: теория и школьная практика. Севастополь : Рибэст, 2007. С. 195-201.
8. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под ред. В.С. Библера. Кемерово: Гуманитарный центр, 1993.
09.06.2020
Лекция 3. Элективные и предпрофильные курсы по литературе.
Цель: познакомить студентов с содержанием и структурой курсов по выбору для предпрофильного обучения и элективными курсами.
Задачи: определять роль курсов по выбору и элективных курсов в системе литературного образования; давать оценку данным курсам, соотнося их содержание и структуру с экспертными требованиями; осуществлять аргументированный выбор курсов, исходя из уровня читательского развития школьников.
План лекции:
1. Роль курсов по выбору в процессе предпрофильной подготовки учащихся.
2. Роль элективных курсов в процессе профильной подготовки учащихся 10-11 классов.
3. Требования, предъявляемые к содержанию и структуре курсов по выбору и элективных курсов. Система оценки достижений учащихся в рамках курсов по выбору и элективных курсов.
Список источников:
1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. Элективный курс. Учебное пособие для 11 класса. М.: Дрофа, 2007.
2. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Учебник / авт.-сост. И.О. Шайтанов, М.И. Свердлов; Под ред. И.О. Шайтанова. М.: Просвещение, 2009.
3. Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10-11 классы. Учебное пособие. М. Дрофа, 2009.
4. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. Элективный курс. Учебное пособие для 11 класса. М.: Дрофа, 2008.
5. Леденев А.В., Леденева Т.В. Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс.: Уч. пособие (Элективные курсы). М.: Дрофа, 2005.
6. Леденев А.В., Леденева Т.В. Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс.: Метод. рекомендации (Элективные курсы). М.: Дрофа, 2005.
7. Лернер П.С. Хочу ли я стать журналистом . 10-11 классы. Учебное пособие. М. Дрофа, 2009
8. Литература. 10-11 класс. Сборник программ элективных курсов./ Сост. Г.М. Вялкова. Волгоград: Учитель, 2006.
9. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2005.
10. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по русскому языку и литературе. Приложение к журналу «Учебный год». Выпуск 1. Волгоград: ВГИПК РО, 2005. № 12.
11. Сборник программ курсов по выбору по русскому языку и литературе. Приложение к журналу «Учебный год». Выпуск 16. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006. № 44.
12. Сборник программ элективных курсов по русскому языку и литературе. Приложение к журналу «Учебный год». Выпуск 17. – Волгоград: ВГИПК РО, 2006. № 45. https://drive.google.com/file/d/0B__Y9mnyCX3yRVJ2NjFZeHJFaUk/view?usp=sharing
13. Современная русская литература. Элективный курс. Учебное пособие для 10-11 класса / Под ред. Б.А. Ланина. М.: Вентана-Граф, 2005
14. Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Учебное пособие. М. Дрофа, 2009.
15. Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Методическое пособие. М. Дрофа, 2009.
16. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Методические советы. М.: Просвещение, 2008.
17. Анализ программ элективных курсов: https://studbooks.net/1808258/pedagogika/analiz_programm_elektivnyh_kursov_programme_lvovoy