4 курс (заочное, очно-заочное) История русской литературы рубежа 19-20 вв. (лекции, семинары) (10 записей)

  • 4 курс (заочное, очно-заочное) История русской литературы рубежа 19-20 вв. (лекции, семинары) (Путило О.О.)

  • Список текстов для обязательного чтения:
    1. Горький М. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва», Пьесы «На дне», «Мещане», «Дачники». Романы «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых».
    2. Бунин И. Рассказы «Хорошая жизнь», «Ночной разговор», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Братья», «Сны Чанга», «Темные аллеи», «В Париже», «Холодная осень». Повести «Суходол», «Деревня». Книга «Окаянные дни».
    3. Куприн А. Рассказы «Allez!», «Тапер», «В цирке», «Гамбринус», «Белый пудель», «Слон», «Гранатовый браслет», «Леночка». Повести «Олеся», «Суламифь», «Поединок».
    4. Андреев Л. Рассказы «Ангелочек», «Большой шлем», «Рассказ о семи повешенных», «Губернатор», «Иуда Искариот», «Красный смех». Повесть «Жизнь Василия Фивейского». Пьеса «Жизнь человека».
    5. Сологуб Ф. Роман «Мелкий бес». Стихотворения: «О смерть! Я твой. Повсюду вижу…», «Я — бог таинственного мира…», «В поле не видно ни зги…», «Недотыкомка серая…», «Мы — плененные звери…», «Чертовы качели», «Россия», «Когда я в бурном море плавал…» и другие стихотворения.
    6. Гиппиус З. Стихотворения: «Песня», «Христу», «Божья тварь», «Поцелуй», «В черту», «Берегись», «Ты», «Петербург», «Молодому веку», «Гибель», «Тли», «Петроград», «Веселье», «14 декабря 17 года» и другие стихотворения.
    7. Бальмонт К.. Стихотворения: «Челн томления», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Ветер», «Безглагольность», «Я — изысканность русской медлительной речи…», «Я не знаю мудрости», «Будем как солнце! Забудем о том…» и другие стихотворения.
    8. Брюсов В. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ассаргадон», «Работа», «Каменщик», «Кинжал», «Конь блед», «Грядущие гунны» и другие стихотворения.
    9. Белый А. Роман «Петербург». Стихотворения: «Солнце», «Отчаянье», «Русь», «Родина» («Те же росы, откосы, туманы…»), «Родине» («Рыдай, буревая стихия…») и другие стихотворения.
    10. Блок А. Стихотворения: «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «Сытые», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Как тяжело ходить среди людей…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Земное сердце стынет вновь…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», «Россия», «Рожденные в года глухие…» и другие стихотворения. Поэмы: «Скифы». «Двенадцать». Пьесы «Балаганчик», «Незнакомка», «Роза и крест».
    11. Анненский И. Стихотворения: «Старая шарманка», «Петербург», «Старые эстонки», «Третий, мучительный сонет» и другие стихотворения.
    12. Гумилев Н. Стихотворения: «Озеро Чад», «Жираф» «Старина», «Капитаны», «Рабочий», «Заблудившийся трамвай», «Память», «Шестое чувство», «Пьяный дервиш»/ «Слово» и другие стихотворения.
    13. Ахматова А. Стихотворения: «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Царскосельская статуя», «Вечером», «Сколько просьб у любимой всегда…», «Есть в близости людей заветная черта…», «Песня последней встречи», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Петроград, 1919», «Все расхищено, предано, продано…» и другие стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini» и другие стиховторения. Поэмы «Реквием», «Поэма без героя».
    14. Мандельштам О. Стихотворения: «Только детские книги читать…», «На бледно-голубой эмали…», «Невыразимая печаль…», «Петербургские строфы», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Декабрист». «Кассандре», «Сумерки свободы», «Trisтia», «Мы живем, под собою не чуя страны…».
    15. Хлебников В. Стихотворения: «Кузнечик», «Бобэоби пелись губы», «Заклятие смехом», «Мы желаем звездам тыкать…», «Конь Пржевальского», «Когда умирают кони — дышат…», «Курган», «Народ поднял верховный жезел…» и другие стихотворения.
    16. Маяковский В. Стихотворения: «Утро», «Ночь», «А вы могли бы?», «Адище города», «Нате!», «Послушайте!», «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Вам!», «Гимн обеду», «Гимн судье», «Прозаседавшиеся», «Гимн взятке», «Небоскреб в разрезе», «Black and White» и другие стихотворения. Поэмы: «Облако в штанах». «Флейта-позвоночник», «Про это», «Во весь голос». Пьесы «Клоп», «Баня».
    17. Северянин И. Стихотворения: «Это было у моря…», «Весенний день», «Я, гений Игорь Северянин…», «Нелли», «В парке плакала девочка», «Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!..», «Шампанский полонез», «Увертюра», цикл «Медальоны» и другие стихотворения.
    18. Клюев Н. Стихотворения: «Я надену черную рубаху…», «В златотканые дни сентября…», «Галка-староверка ходит в черной ряске…», «Мы — ржаные, толоконные…» и другие стихотворения.
    19. Цветаева М. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Уж сколько их упало в эту бездну…», «Бессонница», «Стихи к Блоку», «Из строгого, стройного храма…» и другие стихотворения. Цикл «Лебединый стан».
    20. Волошин М. Стихотворения «Старые письма», «Полынь», «Одиссей в Киммерии», «На дне преисподней» и другие стихотворения.
    21. Ходасевич В. Стихотворения «Мыши», «Февраль», «Завет» и другие стихотворения из сборников «Путем зерна», «Тяжелая лира», «Европейская ночь».
    22. Есенин С. Стихотворения «Песнь о собаке», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…», «Собаке Качалова», «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь Советская», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», ««Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Письмо женщине», «Письмо матери». Поэмы «Анна Снегина», «Черный человек».
    23. Серафимович А. Романы и повести «Бомбы», «Пески», «Железный поток».
    24. Замятин Е. Роман «Мы». Рассказы «Дракон», «Пещера».
    25. Аверченко А Рассказы и фельетоны «Слепцы», «Крыса на подносе», «Аполлон», «О шпаргалке», «Неизлечимые, «Сазонов» «Ложь», «Бритва в киселе», «Сердце под скальпелем», «Страшный мальчик» и другие . «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»».
    26. Зощенко М. Рассказы и фельетоны «Деньги, «Аристократка», «Галоша», «Качество продукции», «Слабая тара», «На живца», «Монтер», «Не надо иметь родственников» и другие.
    27. Пильняк Б. «Повесть непогашенной луны».

    Список текстов для заучивания наизусть:
    1. Ахматова А. 3 стихотворения. Отрывок из поэмы «Реквием».
    2. Блок А. 3 стихотворения. Отрывок из поэмы «Двенадцать».
    3. Брюсов В. 1 стихотворение.
    4. Гумилев Н. 2 стихотворения.
    5. Мандельштам О. 1 стихотворение.
    6. Маяковский В. 2 стихотворения.
    7. Цветаева М. 2 стихотворения.
    8. Есенин С. 2 стихотворения. Отрывок из поэмы «Анна Снегина» или из поэмы «Черный человек».
    Примечание: Заучиваются наизусть стихотворения по выбору студента. Стихотворения должны быть написаны не позднее начала 1920-х годов.

  • Примерный перечень вопросов к экзамену / Тематика контрольных работ:
    1. Особенности литературного процесса конца XIX — начала XX века в России. Серебряный век русской поэзии. Основные направления и течения в русской литературе конца XIX- начала XX века.
    2. Проблематика и поэтика ранних романтических и реалистических рассказов М. Горького.
    3. Концепция личности в романе М. Горького «Фома Гордеев». Поэтика романа.
    4. Социальная и философская проблематика пьес М. Горького «Мещане», «На дне».
    5. Проблематика и поэтика прозаических произведений И. Бунина о деревне («Суходол», «Антоновские яблоки», «Деревня»).
    6. Философская проза И. Бунина («Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Заря всю ночь»).
    7. Тема любви в прозе А. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»). Концепция личности в повести А. Куприна «Поединок». Поэтика повести.
    8. Проблематика и поэтика прозаических и драматических произведений Л. Андреева. Традиции и художественное новаторство в прозе Л. Андреева.
    9. Революция и культура в русской пореволюционной публицистике («Несвоевременные мысли» Горького, «Окаянные дни» Бунина, письма Короленко Луначарскому).
    10. Символизм как художественное направление.
    11. Поэтический мир В. Брюсова. Мотивы и образы поэзии В. Брюсова.
    12. Поэзия З. Гиппиус: основные мотивы и образы. Особенности поэтики.
    13. Творческий путь И. Анненского. Мотивы и образы стихотворений И. Анненского.
    14. Творческий путь Ф. Сологуба. Мотивы и образы поэзии и прозы Ф. Сологуба. Проблематика и поэтика романа Ф. Сологуба «Мелкий бес».
    15. Творческий путь К. Бальмонта. Мотивы и образы стихотворений К. Бальмонта.
    16. Поэзия А. Белого: основные мотивы и образы. Роман А. Белого «Петербург» как произведение символистской прозы. Образ Петербурга в романе. Литературные традиции в романе. Поэтика произведения.
    17. Лирика А. Блока как явление символизма. Художественная образность «Стихов о Прекрасной Даме». Стихотворение «Незнакомка» как явление позднего символизма.
    18. Тема страшного мира в лирике А. Блока, ее философский смысл и художественное воплощение. Тема России в лирике А. Блока. Традиции фольклора и литературы в стихах А. Блока о России.
    19. Символика в поэме А. Блока «Двенадцать». Художественное своеобразие поэмы. Поэма «Скифы»: размышления о судьбе России в поэме.
    20. Акмеизм как художественное явление. Эстетическая программа и художественная практика акмеизма.
    21. Творческий путь Н. Гумилева. Мотивы и образы ранней лирики поэта. Философские мотивы в сборнике стихов Н. Гумилева «Огненный столп».
    22. Творческий путь М. Волошина. Основные мотивы и образы поэзии М. Волошина.
    23. Тема поэта и поэзии в лирике А. Ахматовой 1910-начала 1920-х годов. Образ Пушкина и образ Петербурга в лирике А. Ахматовой этого периода.
    24. Любовная лирика А. Ахматовой 1910-х — начала 1920-х годов. Лирическая героиня ранних стихотворений А. Ахматовой.
    25. Тема гуманизма и милосердия в «Реквиеме» А. Ахматовой. «Сплав миров» в «Поэме без героя» А. Ахматовой.
    26. Творчество О. Мандельштама 1910-начала 1920-х годов. Основные мотивы и образы поэзии О. Мандельштама 1930-х годов.
    27. Творческий путь М. Цветаевой. Основные мотивы и образы поэзии Цветаевой. Особенности художественного языка поэтессы.
    28. Футуризм как литературное направление. Кубофутуризм, эгофутуризм, группа «Центрифуга».
    29. Поэтический мир В. Хлебникова. Своеобразие художественной системы поэта.
    30. Творчество И. Северянина. Основные мотивы поэзии И. Северянина. Художественное новатopcтво.
    31. Ранняя лирика В. Маяковского: мотивы, образы, художественное своеобразие.
    32. Жанр поэмы в раннем творчестве В. Маяковского. Художественный смысл и поэтика «Облака в штанах».
    33. Новокрестьянская поэзия как художественное явление. Литературные и фольклорные традиции в крестьянской поэзии. Творческий путь Н. Клюева. Основные мотивы и образы поэзии Н. Клюева.
    34. Творческий путь С. Есенина. Своеобразие пейзажной лирики С. Есенина. Любовная лирика Есенина. Тема родины в лирике С. Есенина.
    35. Жанр поэмы в творчестве С. Есенина. Лирическое и эпическое в поэме С. Есенина «Анна Снегина». Проблематика и поэтика поэма «Черный человек».
    36. Творческий путь А.С. Серафимовича. Характеры и конфликты повести «Пески».
    37. Роман Е. Замятина «Мы» как роман-антиутопия.
    38. Русская сатирическая проза 1920-х годов. Мотивы и образы, художественный язык произведений рассказов М. Зощенко и А. Аверченко.
    39. Тема личности в тоталитарном государстве в «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка.

  • Практическое занятие №1. Проблематика и поэтика пьесы М. Горького «На дне».
    План:
    1. История создания пьесы «На дне».
    2. Социальная проблематика пьесы и формы ее выражения.
    3. Философская проблематика пьесы. Проблемы лжи и правды в драме М. Горького.
    4. Образная система пьесы. Интерпретации образа Луки и Сатина в контексте творчества М. Горького.
    5. Авторская позиция и способы ее выражения в пьесе. Смысл названия, особенности композиции пьесы «На дне».

    Литература:
    1. Бялик Б.А. Драматургия М. Горького //История русской драматургии: вторая половина Х1Х-начало ХХ века до 1917 г. Л.: Наука, 1987. С.606-647.
    2. Гавриш Т.Р. В поисках человека: К изучению пьес М. Горького «На дне» // Литература в школе. 2001. №7.
    3. Гачев Г.Д. Логика и человек. Прение о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». М.: Высшая школа, 1992.
    4. Долженков Л.Н. Существует только человек: О пьесе М. Горького «На дне» // Литература в школе. 1990. №5. С.39-50.
    5. Иванов Н.Н. «Человек все может… лишь бы захотел»: Пьеса А.М. Горького «На дне» // Литература в школе. 2003. №7.
    6. Мухаметшина Р.Ф. Пьеса М. Горького «На дне» в контексте сопряжения культуроведческого и литературного материала // Русская словесность. 2007. №6.
    7. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник: Избранное. М.: Сов. писатель, 1991. С.353-374.

    Задания:
    1. Сопоставить монологи Луки из пьесы Горького «На дне» с воспоминаниями В.Ф. Ходасевича о Горьком. Выписать фрагменты, которые могут служить комментарием к пьесе.
    2. Выявить сюжетные линии, коллизии, конфликтные ситуации, восходящие к предшествующей драматургической традиции, в частности – к театру А.Н. Островского и А.П. Чехова — и особенности их переосмысления в пьесе М. Горького.
    3. Сопоставить образ Сатина с героями ранних романтических произведений М. Горького, найти сходство и различие. Выписать из текстов примеры, подтверждающие ваши наблюдения.

    Темы сообщений:
    1. Интерпретация образа Луки в контексте философских и религиозных исканий эпохи.
    2. История сценических интерпретаций пьесы Горького «На дне» в отечественных и зарубежных театрах.
    3. Пространство и время в пьесе М. Горького «На дне».

    Практическое занятие №2. Целостный анализ рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
    План:
    1. История создания рассказа. Литературные и реальные источники рассказа.
    2. Социальная проблематика в рассказе И. Бунина.
    3. Философские проблемы в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
    4. Особенности сюжета и композиции рассказа.
    5. Художественная символика в рассказе Бунина. Функции второстепенных персонажей в произведении. Символика названия парохода.
    6. Литературные традиции в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

    Литература:
    1. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917 год. М., 1983.
    2. Горелов А.Е. Звезда одинокая… (И. Бунин) // Горелов А.Е. Избранное. Л., 1988. С.259-272.
    3. Злочевская Л.В. Роль мистико-религиозного подтекста в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» // Русская словесность. 2005. №5.
    4. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
    5. Яблоков Е.А. Пожар на ковчеге (рассказы И. Бунина и проза М. Булгакова начала 1920-х годов) // Царственная свобода. О творчестве И.А. Бунина. Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1995. С.96-106.

    Задания:
    1. Сделать сравнительно-сопоставительный анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско» и стихотворения «Берег» Бунина.
    2. Выявить и проанализировать библейские реминисценции в рассказе.
    3. Выявить, как изменялся текст рассказа в ходе его публикаций и чем вызваны эти изменения.

    Темы сообщений:
    1. Образы Востока в рассказе «Господин из Сан-Франциско» и рассказах «Братья, «Сны Чанга».
    2. Геокультурное пространство в рассказе Бунина (образ Америки и образ Италии).
    3. Миф об Атлантиде в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». Рассказ в контексте книги О. Шпенглера «Закат Европы».

    Практическое занятие № 3. Целостный анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»
    План:
    1. Место стихотворения «Незнакомка» в творчестве А. Блока.
    2. Реальная основа стихотворения.
    3. Субъектно-объектная организация произведения. Двоемирие в стихотворении «Незнакомка».
    4. Система символов в стихотворении А. Блока.
    5. Стиховая организация текста.

    Литература:
    1. Горелов А.А. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. Л.: Сов. Писатель, 1970.
    2. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Советский писатель, 1981.
    3. Долгополов Л.К. Александр Блок: Личность и творчество. Л.: Сов. писатель, 1978.
    4. Вайскопф М. «Пьяное чудовище» в стихотворении Блока «Незнакомка» // Новое литературное обозрение. 1996 .№21. С.252-257.
    5. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб.: «Искусство-СПБ», 1999.

    Задания:
    1. Прочитать 1 и 2 главы «Генриха фон Офтердингена» Новалиса и раскрыть символическую природу образа «голубого цветка». Определить, в чем заключается символическое значение использованной Блоком аллюзии в создании образа «цветущих синих очей».
    2. Сопоставить стихотворения Блока «Незнакомка» и «В ресторане». Выявить, как изменились основные образы, характер лирического субъекта.

    Темы сообщений:
    1. Сопоставление стихотворения «Незнакомка» и его же пьесы «Незнакомка».
    2. Тема города в поэзии Блока.
    3. Элементы гностической картины мира в стихотворении Блока «Незнакомка».

    Практическое занятие № 4. Целостный анализ поэмы «Реквием» А. Ахматовой.
    План:
    1. Творческая судьба поэта.
    2. Основные темы, мотивы, образы в лирике А. Ахматовой.
    3. История создания и публикации поэмы «Реквием».
    4. Поэтика поэмы: споры о жанре, особенности композиции, авторское «я» в произведении.
    5. Библейские мотивы в поэме.
    6. Фольклорные и литературные традиции в поэме.

    Литература:
    1. Абелюк Е. Читательский комментарий: замысел и воплощение… // Литература в школе. 1989. № 3.
    2. Архангельский А. Час мужества // Литературное обозрение. 1988. №1.
    3. Добин Е.С. Поэзия А. Ахматовой. Л., 1987.
    4. Жирмунский В. Творчество А. Ахматовой. Л., 1973.
    5. Кацис Л. «И если когда-нибудь в этой стране…» // Литературное обозрение. 1996. № 5-6.
    6. Кудасова В.В. «Реквием» А.А. Ахматовой (К проблеме жанра) // Пути и формы анализа художественного произведения. Владимир, 1991.
    7. Михеева С.А. Автобиографизм и эпическое мышление в «Реквиеме» А.Ахматовой // Автор. Жанр. Сюжет. Калининград, 1991.
    8. Небольсин С. О двух «памятниках» из наследия А. Ахматовой // Поэзия: Альманах. Вып.53. М., 1989.
    9. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М.,1991.
    10. Ростовцева И. Между словом и молчанием. М., 1989. С.133-174.
    11. Руденко М. Религиозные мотивы в поэзии А. Ахматовой // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995. №4.

  • Экзамен:
    1. Один вопрос из списка вопросов к экзамену (см. выше).
    2. Практическое задание на анализ текста.

  • Тема: ИРЛ
    Время: Это регулярная конференция Начать в любое время

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/75230811992?pwd=NWZYZmt5bFV3eUhwY1dtMGRVblVPZz09

    Идентификатор конференции: 752 3081 1992
    Код доступа: H7rc77

  • Практическое занятие №1. Проблематика и поэтика пьесы М. Горького «На дне».

    Подготовить письменные ответы на следующие вопросызадания:
    1. Сформулируйте социальную и философскую проблемы в пьесе. Проблемы формулируются в виде вопросов.
    2. В чем заключается авторская позиция и каковы способы ее выражения в пьесе?

    Практическое занятие №2. Целостный анализ рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

    Подготовить письменные ответы на следующие вопросызадания:
    1. Сформулируйте социальную и философскую проблемы в пьесе. Проблемы формулируются в виде вопросов.
    2. Художественная символика в рассказе Бунина.
    Ответы на оба семинара оформляются в одном файле, файл подписывается фамилией, все складывается в одну папку, ссылку на папку староста присылает мне.

  • Практическое занятие № 3. В печатной форме реализовать задание:
    — Двоемирие в стихотворении «Незнакомка».
    — Сопоставить стихотворения Блока «Незнакомка» и «В ресторане». Выявить, как изменились основные образы, характер лирического субъекта.

  • Список литературы для обязательного прочтения:

    1. Бабель И. Рассказы из книги «Конармия».
    2. Багрицкий Э. Стихотворения.
    3. Булгаков М. Романы «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита». Повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Пьесы «Дни Турбиных», «Бег, «Зойкина квартира», «Багровый остров».
    4. Гладков А. Роман «Цемент»
    5. Заболоцкий Н. Стихотворения 1920-х- 1930-х годов.
    6. Замятин Е. Роман «Мы», рассказы «Дракон», «Пещера».
    7. Зощенко М. Рассказы.
    8. Ильф И., Петров Е. Романы «Двенадцать стульев», «Золотой теленок». Рассказы.
    9. Лавренев Б. Рассказы «Сорок первый», «Гравюра на дереве».
    10. Леонов Л. Барсуки. Вор.
    11. Малышкин А. Повесть «Падение Даира».
    12. Олейников Н. Стихотворения.
    13. Пильняк Б. Роман «Голый год». «Повесть непогашенной луны».
    14. Платонов А. Повести «Епифанские шлюзы», «Котлован», роман «Чевенгур».
    15. Серафимович А. Роман «Железный поток».
    16. Тихонов Н. Стихотворения из сборников «Орда», «Брага».
    17. Толстой А. Петр I.
    18. Фадеев А. Роман «Разгром».
    19. Федин К. Роман «Города и годы».
    20. Хармс Д. Стихотворения. Цикл прозаических произведений «Случаи». Повесть «Старуха».
    21. Шолохов М. Рассказы из книги «Донские рассказы». Романы «Тихий Дон», «Поднятая целина».
    22. Эрдман Н. Пьесы «Мандат», «Самоубийца».

    Примерные вопросы к экзамену:
    1. Основные особенности развития русской литературы 1920-х годов.
    2. Основные литературные группировки 1920-х годов. Эстетическая программа и художественная практика. Литературная полемика этого периода и ее отражение в произведениях писателей.
    3. Героическая повесть 20-х годов (“Падение Даира” А. Малышкина, “Партизанские повести” Вс. Иванова) и “Повесть непогашенной луны” Б. Пильняка.
    4. Роман А.С. Серафимовича «Железный поток»: изображение личности и массы в романе, особенности поэтики произведения.
    5. Личность и история в “Железном потоке” Серафимовича и в “Конармии” И. Бабеля.
    6. Роман А. Фадеева «Разгром» как этапное произведение русской прозы 1920-х годов. Художественное новаторство в романе.
    7. Тема строительства нового мира в произведения русской прозы 1920-х годов. Произведения А. Толстого, роман А. Гладкова «Цемент», роман Л. Леонова «Соть» (на выбор).
    8. Творческий путь А.Толстого. «Петр 1»: историзм романа, проблематика и поэтика.
    9. Тема пути интеллигенции в революции в произведениях Б.Лавренева. Проблематика и поэтика рассказов «Гравюра на дереве», «Сорок первый».
    10. Творчество К. Федина 1920-х годов. Роман «Города и годы»: концепция личности в романе. Особенности композиции произведения.
    11. Творческий путь Е. Замятина. Роман Е.Замятина «Мы»: социальные и философские проблемы в романе. Особенности поэтики.
    12. Творческий путь Б. Пильняка. Роман «Голый год»: художественное новаторство писателя, особенности композиции произведения.
    13. «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка: проблематика произведения. Символика в повести.
    14. Проблематика и поэтика романа М. Булгакова «Белая гвардия».
    15. Сатирическая проза М. Булгакова 1920-х годов. Проблематика и поэтика повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».
    16. Драматургия М.Булгакова. Проблематика и художественное своеобразие пьес «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира».
    17. Проблематика и поэтика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вечные темы в романе. Своеобразие жанра и композиции.
    18. Пьесы Н. Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца»: проблематика и поэтика.
    19. Творчество А. Платонова 1920-х годов. Проблематика и поэтика повестей «Епифанские шлюзы», «Котлован», романа «Чевенгур».
    20. Проблематика и поэтика романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок». Литературные и фольклорные традиции в романах.
    21. Книга рассказов как жанр русской прозы 1920-х годов. Проблематика и поэтика «Донских рассказов» М. Шолохова и «Конармии» И. Бабеля.
    22. Проблематика и поэтика романа М. Шолохова «Тихий Дон».
    23. «ОБЭРИУ» как литературное объединение: эстетические установки и художественная практика. Творчество Н.Олейникова, Д. Хармса.
    24. Творчество Н. Заболоцкого 1920-х годов: основные мотивы и образы. Литературные и фольклорные традиции в творчестве Н. Заболоцкого 1920-х годов.
    25. Русская романтическая поэзия 1920-х годов. Мотивы и образы поэзии Э. Багрицкого, Н. Тихонова (сборники «Орда» и «Брага»).
    26. Образ рассказчика в произведениях М. Зощенко 20-х – 30-х годов. Жанр сказа в прозе Зощенко. Целостный анализ 2-3 рассказов (на выбор).
    27. Творчество Л.Леонова 1920-х-1930-х годов. Своеобразие социально-философской проблематики и поэтики романов Л.Леонова. Анализ 1-го произведения на выбор («Соть», «Барсуки», «Вор»).

  • Семинарское занятие № 1. Проблематика и поэтика романа М. Шолохова «Тихий Дон»

    План:
    1. История создания и публикации романа “Тихий Дон”. Вопрос об авторстве романа. Как решается вопрос об авторстве романа «Тихий Дон» в современном шолоховедении?
    2. Какова роль эпиграфов в романе Шолохова «Тихий Дон»? Используя текст романа, раскройте многогранность образа «Тихого Дона». Жанровые особенности произведения.
    3. Концепция личности в “Тихом Доне” и судьба Григория Мелехова. Различные точки зрения на природу трагедии Григория Мелехова. Проанализируйте точки зрения исследователей относительно образа Григория Мелихова. Как в Григории Мелихове преломились родовые черты характера? Почему в исследовательской литературе Григория Мелихова называют «трагическим героем»? Существуют ли в литературе ХХ века образы, родственные герою Шолохова?
    4. Проблема человека на переломе истории в романе М.Шолохова. Смысл финала произведения.

    Литература:
    1. «Тихий Дон”: Загадки мнимые и реальные //Вопросы литературы. 1989. №8.
    2. Ермолаев Г.С. О “Стремени Тихого Дона” //Русская литература. 1991. № 4.С.34-45.
    3. Кацис Л. Шолохов и «Тихий Дон»: Проблема авторства в современных исследованиях: (К 70-летию первой публикации романа) //Новое лит. обозрение. 1999. №36. С.330-351.
    4. Макаров А.Г., Макарова С.Э. “А власть эта не от бога”. “Соавторская” обработка художественного текста в “Тихом Доне” //Новый мир. 1993. №11. С.206-229.
    5. Макаров А.Г., Макарова С.Э. К истокам “Тихого Дона” //Новый мир. 1993. №5. С.209-226. № 6. С.189-223.
    6. Макаров А.Г., Макарова С.Э. Цветок-Татарник: В поисках автора «Тихого Дона»: от Михаила Шолохова к Федору Крюкову. М., 2001.
    7. Семанов С.Н. О некоторых обстоятельствах публикации “Тихого Дона” //Новый мир. 1988. №9. С.265-269.
    8. Тамарченко Е.Д. Идея правды в “Тихом Доне” //Новый мир. 1990. № 6. С.237-248.
    9. Тахо-Годи А.А. Солнце как символ в романе Шолохова “Тихий Дон” //Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1977. №2. С.3-12.
    10. Шолоховский вопрос: Продолжение разговора //Вопросы литературы. 1989. №8.//Вопросы литературы. 1991. № 2.С.3-81.
    11. Якименко Л.Г. Избранные работы. В 2-х т. Т.2. М., 1982

    Семинарское занятие № 2. Проблематика и поэтика романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

    План:
    1. История создания и публикации романа “Мастер и Маргарита”. Реальная основа произведения. Проблема прототипов. Проследите эволюцию замысла, историю создания и публикации романа Булгакова. Выделите основные редакции булгаковского романа. Составьте список исторических и литературных источников романа Булгакова.
    2. Проблематика романа. Вечные темы и историзм “Мастера и Маргариты”.
    3. Литературные и фольклорные традиции в романе “Мастер и Маргарита”. На основе работы Б.М. Гаспарова («Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»), определите основной круг мотивов романа Булгакова.
    4. Особенности поэтики романа (своеобразие композиции; фантастическое и реальное).

    Литература:
    1. Вулис А. Литературные зеркала. М., 1991.
    2. Галинская И.Л. Загадки известных книг: [О Д.Сэлинджере и М.Булгакове]. М.,1986.
    3. Гаспаров Б.М. // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М., 1993. С.28-82.
    4. Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” //М.Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. М., 1988. С.312-334.
    5. Злочевская А.В. «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова – оригинальная версия русского метаромана ХХ в. //Рус. словесность. 2001. №2. С.5-10.
    6. Золотоносов М. “Сатана в нестерпимом блеске…”: о некоторых новых контекстах изучения “Мастера и Маргариты” //Литературное обозрение. 1991. №5. С.100-107.
    7. Йованович М. Об источниках “Мастера и Маргариты” //Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1992. №1. С.60-72
    8. Кораблев А.А. Тайнодействие в “Мастере и Маргарите” //Вопросы литературы. 1991. №5. С.35-55.
    9. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. М., 1991. – 175 с.
    10. Сухих И. Евангелие от Михаила. 1928-1940. «Мастер и Маргарита». Булгаков. //Сухих И. Книги ХХ века: русский канон: Эссе. М., 2001. С.313-347.

    Семинарское занятие № 3. «Квадратная гармония»: личность и государство в романе Е. Замятина «Мы»

    План:
    1. История создания и публикации романа.
    2. Проблематика произведения. Проблема личности в литературе 1920-х гг. и в романе «Мы».
    3. Жанровое своеобразие. Утопия и антиутопия ХХ века (сходство и различие жанров). Актуальность жанра антиутопии.
    4. Сюжетно-композиционные особенности.
    5. Система образов.
    6. Символика произведения (цвет, буквенно-цифровые обозначения, математические термины и др.).
    7. Традиции русской классики XIX века (С.-Щедрин, Гоголь, Достоевский и др.).
    8. Влияние романа «Мы» на романы О. Хаксли «О дивный новый мир», Дж.Оруэлла «1984» и др.

    Литература
    1. Айзерман Л.С. Русская классика накануне ХХI века: утопии и антиутопии в снах героев русской литературы // Лит. в шк. 1996. №6.
    2. Акимов В. Человек и Единое государство (Возвращение к Евгению Замятину) //Перечитывая заново: лит.-крит.ст. Л., 1989.
    3. Анненков Ю. Евгений Замятин // Лит. учеба. 1989. № 5.
    4. Гальцева Р. Помеха – человек: опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. № 12.
    5. Давыдова Т. Е. Замятин. М.,1991.
    6. Зверев А. «Когда пробьет последний час природы» (Антиутопия ХХ века) // Вопр. лит. 1989. №1.
    7. Каракан Т. Роман Е. Замятина «Мы»: Проблема жанра// Современные проблемы метода, жанра, поэтики русской литературы. Петрозаводск, 1991.
    8. Лакшин В. «Антиутопия» Е. Замятина // Знамя. 1988. № 4.
    9. Ланин Б. Роман Е.Замятина « Мы». М.,1992.
    10. Максимова Е. Символика «Дома» – «Антидома»: о романе Е. Замятина «Мы» // «Аврора». 1994. №9-10.
    11. Муриков Г. Они и «Мы» (Несколько мыслей после прочтения романа Е. Замятина «Мы» // Звезда. 1989. №1.
    12. Олейникова О. Жанровое своеобразие романа Е. Замятина «Мы»// Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. Липецк, 1992.
    13. Оруэлл Дж. Рецензия на « Мы» Замятина // Оруэлл Дж. «1994» и эссе разных лет. М.,1989.
    14. Павлова-Сильванская Н. Это сладкое «мы», это коварное «мы» // Дружба народов. 1988. №11.
    15. Полякова Л. Евгений Замятин в контексте оценок истории русской литературы ХХ века как литературной эпохи: курс лекций. Тамбов, 2000.
    16. Скороспелова Е. Замятин и его роман «Мы». (Перечитывая классику). М., 1999.
    17. Утопия и антиутопия XX века. М., 1990.
    18. Чаликова В. Крик еретика: Антиутопия Евг. Замятина // Вопр. философии. 1991. №1.
    19. Шайтанов И. Мастер // Вопр. лит. 1988. № 12.

    Семинарское занятие №4. Целостный анализ повести А.Платонова «Котлован»

    План
    1. История создания и публикации повести «Котлован».
    2. Социальная проблематика повести А.Платонова.
    3. Вечные темы в произведении.
    4. Концепция личности в повести А.Платонова «Котлован».
    5. Поэтика повести (особенности жанра; смысл названия; своеобразие языка повести).

    Литература:
    1. Баршт К.А. Антропология А.Платонова. Штайнеровский слой в романе «Котлован» //Начало века. СПб., 2000.
    2. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2000.
    3. Бобылев Б.Г. Опыт филологического анализа повести А.Платонова «Котлован» //Русский язык в школе. 1991. №2.
    4. Васильев В.В. Андрей Платонов: очерк жизни и творчества. М., 1990.
    5. Золотоносов М. Ложное солнце («Чевенгур» и «Котлован» в контексте советской культуры 1920-х годов //Вопросы литературы. 1994. №5.
    6. Карасев Л.В. «Движение по склону» (Вещество и пустота в мире А.Платонова) Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995.
    7. Мухин А.Г. «Бытие в тупике»: (Аномальность в языке повести А.Платонова «Котлован») //Рус. словесность. 2001. №1.
    8. Павловский А.И. Яма (о художественно-философской концепции повести Андрея Платонова «Котлован») //Русская литература. 1991. №1.
    9. Толстая Е.Д. Апокалипсис Андрея Платонова //Толстая Е.Д. Мир после конца: Работы о русской литературе ХХ века. М., 2002.